Основы бухгалтерского учета в строительных организациях

Основы налогообложения строительных организаций

Основы бухгалтерского учета в строительных организациях

Раздел 3.2. Бухгалтерский учет и налогообложение строительных организаций

Темы:

 

 

Понятие и виды бухгалтерского учета, его организация и нормативная база. Предмет, объекты и методы бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс, его содержание и структура. Состав и варианты формирования бухгалтерской отчетности организаций. Показатели формирования информации по объектам бухгалтерского учета в строительстве

 

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ все организации обязаны вести бухгалтерский учет. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, также должны вести учет своих доходов и расходов. В Законе бухгалтерский учет определен как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении. Формируется система путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Учет необходим для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и проведения анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Бухгалтерский учет - это часть управленческого комплекса организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии лежит на руководителе, который может:

- вводить в штат должность бухгалтера (учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение) либо пользоваться услугами специалиста по бухгалтерскому учету на договорной основе;

- передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации;

- самостоятельно вести бухгалтерский учет.

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям объективности; полноты; оперативности; сопоставимости планируемых, нормативных и учетных показателей; экономичности учета.

Сочетаниев основной деятельности крупных строительных предприятий двух видов производства– строительного и промышленного – важная особенность бухгалтерского учета в строительстве.

Различают управленческий и финансовый бухгалтерский учет. Данные управленческого учета предназначены для внутреннего пользования и призваны обеспечить информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Данные финансового учета используются не только для внутреннего управления, но и сообщаются внешним пользователям в лице акционеров, государства, кредиторов и др.

Предметом учета являются имущество, или средства организации, а также финансовые ресурсы, или источники их образования. Средства и источники находятся в постоянном кругообороте. Деньги превращаются в материалы, конструкции и пр., которые в процессе производства под воздействием человека становятся готовой продукцией, реализация которой происходит безналичным путем или за наличные деньги. Поэтому возникают расчеты с юридическими или физическими лицами (поставщиками материалов, субподрядчиками, заказчиками), с коллективом, пенсионным фондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетом и пр. Таким образом, происходит постоянный кругооборот средств и осуществляются, как говорят, факты хозяйственной жизни или хозяйственные операции, оказывающие влияние на состояние имущества, капитала, обязательств и финансовых результатов деятельности субъектов хозяйствования.

Совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета, составляют метод бухгалтерского учета. Элементами метода бухгалтерского учета в строительстве являются:

· Документация представляет собой способ сплошного и непрерывного фиксирования каждой хозяйственной операции. В документах или технических носителях информации отражают содержание произведенных операций, данные которых затем подвергаются экономической группировке и обобщению.

· Оценка заключается в денежном измерении средств, их источников и операций. Для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета после оценки все операции обобщают и группируют в определенном порядке. С этой целью применяют метод бухгалтерских счетов – способ текущей группировки и контроля средств, источников и хозяйственных операций. Счета между собой корреспондируются. Счета подразделяют на активные (учет средств) и пассивные (отражают изменения источников средств). Также счета подразделяют на синтетические (используют для обобщенной характеристики учетных объектов, ведутся только в денежных измерителях) и аналитические (применяют для более детальной характеристики объектов, ведутся в натуральных и стоимостных измерителях

· Способ двойной записи, сущность которого состоит в регистрации каждой операции одновременно в двух счетах в одной и той же сумме. Благодаря двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах по взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.

· Инвентаризация – способ периодической проверки правильности отражения хозяйственных операций на счетах, или способ проверки наличия средств, их источников, а также состояние расчетов предприятия.

· Калькуляция – способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также готовой продукции и оказанных услуг (в строительстве - сметы).

· Балансовое обобщение или бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке на определенную дату состояния средств предприятия и источников их образования. В переводе с французского баланс означает равновесие.

Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из двух равновеликих частей – актива и пассива:

 

АКТИВ=ПАССИВ=СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ+ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, т.е. это имущество, имеющее потенциальную возможность прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Пассивы характеризуют источники формирования активов предприятия.

Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся хозяйственных операций в деятельности организации и расчеты по которой должны привести к оттоку активов предприятия.

Собственный капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

Итог бухгалтерского баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной (балансовой) и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен объединять средства в активе по разделам «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы», а источники образования этих средств по разделам «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства». Каждый раздел баланса объединяет группу статей.

Бухгалтерский баланс служит индикатором «финансового здоровья» организации и должен помочь пользователю в оценке способности предприятия выполнять свои обязательства.

Существует приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в соответствии с которым бухгалтерский баланс является одной из форм финансовой отчетности,

В настоящее время возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности в зависимости от вида деятельности, масштаба производства, организационно-правовой формы и т.п. организации:

1) стандартный вариант – для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н для них формирование бухгалтерской отчетности включает следующие формы:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- Отчет об целевом использовании средств (форма № 6);

- пояснительная записка;

- итоговая часть аудиторского заключения.

2) упрощенный вариант – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций.

В этом случае в состав годовой бухгалтерской отчетности не включается: форма № 3, форма № 4, форма № 5. По некоммерческим организациям рекомендуется дополнительно включить в состав годовой бухгалтерской отчетности форму 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

3) множественный вариант – для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших организаций, и крупных организаций, имеющих несколько видов деятельности. Для них количество форм и вариантность предоставления отчетной информации значительно возрастают. Важную роль в крупных компаниях играет информация по сегментам (операционным и географическим).

Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

При выполнении договоров на капитальное строительство подрядчики должны обеспечивать формирование информации по объектам бухгалтерского учета по следующим показателям:

· затраты на выполнение подрядных работ по объектам учета в отчетном периоде и с начала выполнения договора на строительство;

· незавершенное производство по объектам учета, в том числе по оплаченным или принятым к оплате работам, выполненным привлеченными организациями по договору на строительство;

· доходы, полученные от заказчика за сданные им объекты, по договору на строительство;

· финансовый результат по работам, выполненным по договору на строительство;

· авансы, полученные от застройщиков в счет выполняемых работ.