Участники инвестиционно-строительных проектов и их экономические отношения

Раздел 2.3. Реализация инвестиционно-строительных проектов

Состав сметной стоимости строительства и методические основы определения элементов прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. Лимитированные затраты в строительстве, определение стоимости оборудования и пусконаладочных работ

Основы, особенности, методическая и нормативная база ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Состав и содержание сметной документации

Основы строительного проектирования. Порядок разработки, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации. Состав и содержание проекта

Состав сметной стоимости строительства и методические основы определения элементов прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. Лимитированные затраты в строительстве, определение стоимости оборудования и пусконаладочных работ

Основы, особенности, методическая и нормативная база ценообразования и сметного нормирования в строительстве

Определение объемов строительных работ

Основы проектирования. Порядок разработки, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации. Состав и содержание проекта

Раздел 2.2. Разработка проектно-сметной документации, ценообразование и составление смет в строительстве

Темы:

Этапы проектной подготовки строительства. Проект как комплекс инженерных решений. Строительное и технологическое проектирование. Цели и задачи, основной принцип и этапы строительного проектирования. Состав и порядок разработки проектно-сметной документации. Экспертиза проектов. Требования к проектированию и строительству. Состав и содержание проекта. Экономичность и выбор проектных решений. Современные тенденции развития системы проектирования.

Проектирование – процесс взаимосвязанного комплекса работ специалистов, результатом которого является разработка инвестиционно-строительного проекта.

Инвестиционно-строительный проект – это комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта технико-экономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения. Он включает пояснительную записку, чертежи и сметы.

Проекты разрабатывается по принципу «от общего – к частному». Такой подход позволяет уменьшить трудозатраты и ускорить поиск наивыгоднейшего проектного решения, когда детализация проектных проработок возрастает от одного этапа к другому по мере сужения области поиска.

Различают строительное и технологическое проектирование (для промышленных объектов).

Основная цель строительного проектирования – своевременное обеспечение капитального строительства высококачественной проектно-сметной документацией, предусматривающей широкое использование достижений науки и техники для повышения производительности труда, внедрения ресурсосберегающих технологий, увеличения сроков службы и надежности конструктивных элементов, повышения уровня защиты окружающей среды как при выполнении строительно-монтажных работ, так и в процессе эксплуатации сданных объектов.

Проектная подготовка строительства, как правило, состоит из трех основных этапов.

На первом этапе – разработки концепции проекта - определяется цель инвестирования, назначение и мощность объектов строительства, номенклатура продукции или оказания услуг, местоположение объекта; проводится оценка возможностей финансирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей. На основании результатов разработки первого этапа заказчик представляет в местные органы исполнительной власти ходатайство (декларацию) о намерениях, и в случае получения положительного заключения заказчик выдает задание на разработку проектной документации на строительство. На втором этапе определяют «Обоснования инвестиций в строительство» (ТЭО инвестиций, эскизный проект, бизнес-план).Результаты «Обоснований инвестиций» являются основой для дальнейшей разработки, согласования, экспертизы и утверждения проектной документации - третий этап.

Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование.

Проектная документация на строительство объектов разрабатывается после проработки идеи строительства на основе исходно-разрешительной документации, архитектурно-планировочного задания (АПЗ) Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) региона, задания на проектирование и других исходных данных, т.о. КГА выдает АПЗ на проектирование по заявке заказчика (инвестора).

Разработка проектной документации осуществляется преимущественно в две стадии. На первой разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиций для промышленных объектов или эскизный проект для объектов жилищно-гражданского строительства, которые проходят соответствующие согласования в организациях различного уровня с указанием технических, экономических, архитектурных, градостроительных характеристик и др. На основании утвержденного ТЭО или эскизного проекта строительства на второй стадии разрабатывается рабочая документация.

Для технически и экологически сложных объектов и при особых природных условиях строительства по решению заказчика (инвестора) или заключению государственной экспертизы могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным объектам или разделам проекта.

Проектирование объектов с использованием проектов массового и повторного применения, а также технически несложных объектов при наличии утвержденного обоснования инвестиций или градостроительной документации может осуществляться в одну стадию: рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация).

Рабочий проект разрабатывается в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта.

Разработанные ТЭО инвестиций, эскизные проекты, рабочие проекты подлежат государственной экспертизе вне зависимости от источников финансирования, форм собственности и принадлежности строек.

Основная цель экспертизы – контроль соблюдения государственных норм и правил. По результатам экспертизы составляется заключение, которое является обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями. Экспертиза объектов государственного назначения проводится в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизе России). В соответствующих министерствах и ведомствах действуют отраслевые экспертные подразделения. Экспертиза объектов жилищно-гражданского назначения проводится региональными экспертными подразделениями.

Порядок утверждения проектной документации зависит от источников финансирования. Проекты строек, финансируемых из федерального бюджета, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; финансируемых из бюджетов субъектов Федерации – соответствующими органами государственного управления. При строительстве за счет собственных финансовых ресурсов инвесторов и привлеченных ими средств проекты утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

На основании согласованного и утвержденного проекта (ТЭО инвестиций, эскизного проекта, утверждаемая часть рабочего проекта) разрабатывается рабочая документация.

Рабочая документация включает весь комплект документов, по которым выполняются все строительно-монтажные работы по запроектированному объекту: рабочие чертежи, спецификации строительных изделий, конструкций и оборудования, локальные и объектные сметы.

Рекомендуемый инструктивными документами состав рабочей документации проекта предприятия и содержание разделов показаны в таблице 4.

Таблица 4

Состав и содержание рабочей документации проекта предприятия

 

№ п/п Наименование разделов Содержание разделов
Общая пояснительная записка Основание для разработки проекта и исходные данные. Краткая характеристика предприятия. Технико-экономические показатели проекта в сопоставлении с показателями обоснования инвестиций и задания на проектирование. Сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соответствии государственным нормам, правилам, стандартам и техническим условиям
Генеральный план и транспорт Характеристика района и площадки строительства; решения и показатели по генеральному плану, а том числе по внутриплощадочному и внешнему транспорту. Основные чертежи: ситуационный план, картограмма земляных масс, генеральный план
Технологические решения Данные о производственной программе. Обоснование решений по технологии производства, состав оборудования, число рабочих мест и их оснащенность, контроль качества продукции. Решения по утилизации и захоронению отходов производства. Расчеты потребности в основных видах ресурсов. Основные чертежи: схемы технологических процессов, технологические планировки корпусов, схемы грузопотоков
Управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих   Организационная структура управления предприятием и производством, информационные технологии управления, расчет состава работающих. Мероприятия по охране труда и технике безопасности
    Продолжение таблицы 4
Архитектурно-строительные решения Краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям. Мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защита строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии. Основные чертежи: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений  
Инженерное оборудование и системы Решения по водоснабжению, канализации, тепло-, газо-, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Инженерное оборудование зданий. Диспетчеризация и автоматизация управления инженерными системами. Основные чертежи: принципиальные схемы тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и канализации, планы и профили инженерных сетей и др.
Охрана окружающей среды Раздел выполняется в соответствии требований нормативных документов Минприроды России
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Организация строительства Проект организации строительства
Технологический регламент обращения со строительными отходами Решения по утилизации и захоронению отходов строительного производства.
Сметная документация Сводный сметный расчет стоимости строительства и при необходимости сводка затрат; объектные и локальные сметные расчеты; сметные расчеты на отдельные виды затрат; пояснительная записка
Эффективность инвестиций Технико-экономические показатели проекта по рекомендуемому перечню. Результаты расчета эффективности инвестиций в сравнении с показателями обоснований инвестиций

 

Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения имеет аналогичный состав, за исключением двух разделов «Генеральный план и транспорт», «Управление производством, предприятием и организация условий охраны труда рабочих и служащих».

На стадии проектирования, как правило, должно быть разработано несколько вариантов проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), из которых затем выбирают наиболее эффективный вариант.

Экономическая оценка каждого варианта определяет, является ли данный проект в конкретных условиях его осуществления наиболее эффективным и имеет ли он, кроме того, иные преимущества, не поддающиеся количественному учету.

Показатели экономичности проектных решений могут иметь как стоимостное, так и натуральное выражение. При сравнении в первую очередь анализируют затраты финансовых средств, времени, труда и материально-технических ресурсов.

Варианты ПОС и ППР сравнивают по себестоимости, продолжительности строительства и трудоемкости.

Система показателей, по которым оценивается экономичность проектных решений в целом, подразделяется на строительные и эксплуатационные.

В качестве основных строительных используют следующие показатели:

- стоимость возведения зданий, т.е. себестоимость работ в целом или единицы строительной продукции (1 кв.м площади здания, 1 куб.м объема зданий или несущих и ограждающих конструкций и т.п.);

- продолжительность строительства объекта;

- трудоемкость работ, т.е. общие затраты труда или удельная трудоемкость (на 1 кв.м, 1 куб.м, 1 т и др.).

Эти показатели могут быть дополнены частными: затраты на единицу строительной продукции, выработка рабочего на единицу времени и т.д.

Наиболее часто для оценки проектных решений применяются такие эксплуатационные показатели, как затраты на электроэнергию, отопление, водоснабжение и канализацию и т.д., а для объектов промышленного назначения также себестоимость основных видов продукции.

Во всех развитых странах строительное и технологическое проектирование становится важнейшими звеньями материализации научно-технического прогресса. В процессе проектирования предопределяется технический уровень и экономика производства будущих предприятий, а также степень оптимальности объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений разного назначения, уровень их энергопотребления, степень комфортности и бытовых удобств.

Развитие сферы проектирования должно осуществляться более высокими темпами, чем общий объем инвестиций в основной капитал и объем подрядных работ. Целесообразность такой динамики обусловлена:

· усложнением объектов проектирования и увеличением числа факторов, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений в разработке проекта;

· ростом доли услуг консультационных и по управлению проектами;

· более высокими темпами процессов автоматизации и компьютеризации в сфере проектирования по сравнению с другими отраслями строительного комплекса.

Разработка проектной документации на территории Российской Федерации до принятия ФЗ «О техническом регулировании» проводилась в соответствии с Инструкцией «О порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП 11-01-95. В настоящее время ее положения носят рекомендательный характер.

Основы ценообразования и его особенности в строительстве. Методические основы ценообразования и регулирование вопросов ценообразования в строительстве. Определение общей потребности в инвестициях. Состав и содержание сметной документации. Современная методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции. Методы определения сметной стоимости строительства.

Ценообразование является одним из важнейших элементов экономического механизма и в значительной степени определяет эффективность любой экономической деятельности, в том числе инвестиционно-строительной. Ценообразование - это комплексный и противоречивый процесс формирования цен на товары и услуги. В общем виде формула ценообразования имеет следующее выражение:

 

 

где - цена продукции (работ, услуг); - стоимость материальных ресурсов (материалы, электроэнергия, топливо, амортизация и др., т.е. стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах); - заработная плата, размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы); - общая стоимость ресурсов, необходимых для производства продукции; - прибавочный продукт, прибавочная стоимость, прибыль; - вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости материальных ресурсов живым трудом работников.

Ценообразование в строительстве исходит из общих для всех отраслей принципов. В условиях рынка оно проходит общие этапы ценообразования (рис.6).

Таким образом, в цене отражается вся система ценообразующих факторов: динамика затрат, соотношение спроса и предложения, монополизация рынка, инфляция и пр.

При едином методическом подходе формирование цен в разных отраслях имеет существенные особенности. Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой создания и реализации строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат, одновременным участием в формировании цены заказчика, проектировщика и подрядных организаций, длительностью процесса производства. Кроме того, следует отметить специфические особенности формирования стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, особенности определения накладных расходов и порядка формирования сметной прибыли (подробно эти вопросы будут рассмотрены ниже, п.2.2.3). Также отметим, что цены на строительную продукцию определяются на основе проектных материалов: чертежей, спецификаций и т.д. В цене учитывается влияние природно-климатических факторов, региональных различий в экономических условиях, особенности конкретных видов строительной продукции.

 

 

Рис. 6 - Этапы ценообразования

Следует отметить, что цена на строительную продукцию определяется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения и исполнения договора подряда на строительство. Заказчик-инвестор для переговоров с подрядчиком предварительно разрабатывает инвесторскую смету (расчеты по определению стартовой цены). В свою очередь подрядная организация для обоснования предложений по договорной цене составляет сметные расчеты (калькуляции издержек производства) подрядчика.

Свободная (договорная) цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат издержек производства и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) – определение объема инвестиций на строительство объекта. При этом общая потребность в инвестициях в основной капитал может быть определена по формуле:

 

,

 

где,- сметная стоимость проектно-изыскательских работ, руб.; - сметная стоимость строительно-монтажных работ, руб.; - сметная стоимость технологического оборудования и его монтажа, руб.; - стоимость прочих работ (затраты на подготовку площадки под застройку, получение технических условий на проектирование и строительство и т.д.).

Вышеприведенная формула показывает затраты, связанные с разработкой и реализацией инвестиционно-строительного проекта и отражает участие в создании конечной продукции строительства всех субъектов инвестиционно-строительного процесса.

Определение стоимости строительства осуществляется:

1. В составе экономического обоснования. Результатом расчетов является расчетная стоимость, которая определяет предварительную сумму требующихся денежных средств. Расчеты проводят по укрупненным показателям базовой стоимости для объектов, зданий и сооружений, а также отдельных видов работ. В случае отсутствия необходимых укрупненных показателей возможно использование для определения стоимости строительства данных объектов-аналогов.

2. В составе проектно-сметной документации. На этом этапе определяется сметная стоимость строительства – это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Определяется проектной организацией по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки проектной документации.

Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая сметная документация:

А) в составе проекта: сводный сметный расчет стоимости строительства (ССРСС) и (при необходимости) сводка затрат; объектные и локальные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы);

Б) в составе рабочей документации: объектные и локальные сметы.

Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:

- проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости на оборудование; основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к проектным материалам;

- действующая сметно-нормативная база. В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, а также для специализированных строек в составе проекта могут использоваться индивидуальные сметные нормы.

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат на основе физических объемов работ, конструктивных чертежей элементов зданий и сооружений, принятых методах производства работ. Локальные сметы делятся на общестроительные работы, специальные работы, внутренние санитарно-технические работы, монтаж оборудования. Локальные сметные расчеты составляются в тех случаях, когда объемы работ и величина затрат подлежат уточнению в процессе строительства.

Объектные сметы включают в свой состав данные из локальных смет на объект в целом и являются основой договорной цены. Объектные сметные расчеты составляются для строительства каждого отдельного здания и сооружения, включают данные из локальных смет и локальных сметных расчетов и подлежат уточнению на основе рабочей документации.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в случае не учтенных сметными нормативами (например, компенсация в связи с изъятием земель под застройку) затрат.

Сводные сметные расчеты стоимости строительствапредприятий, зданий и сооружений составляются на основе объектных смет, объектных сметных расчетов и сметных расчетов на отдельные виды затрат. Сводный сметный расчет стоимости строительства является основным документом, определяющим полную сметную стоимость строительства. Утвержденный в установленном порядке он служит основанием для размера необходимых капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

По данным сводного сметного расчета оценивается эффективность проектных решений.

В сводный сметный расчет включаются отдельными строками данные по всем объектным сметам без сумм на покрытие лимитированных затрат и расчетов на отдельные виды затрат (в целях исключения двойного их учета).

Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен. Решение об учитываемом в сводном сметном расчете уровне цен принимается заказчиком в задании на проектировании.

В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются по следующим главам:

1. Подготовка территории строительства.

2. Основные объекты строительства.

3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.

4. Объекты энергетического хозяйства.

5. Объекты транспортного хозяйства и связи.

6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.

7. Благоустройство и озеленение территории.

8. Временные здания и сооружения.

9. Прочие работы и затраты.

10. Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия.

11. Подготовка эксплуатационных кадров.

12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.

Распределение объектов, работ и затрат внутри глав производится согласно сложившейся номенклатуре сводного сметного расчета стоимости строительства. К сводному сметному расчету прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:

- ссылка на территорию, где ведется строительство;

- уровень сметных цен, в которых составлен расчет;

- перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство объектов;

- наименование генеральной подрядной организации;

- особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

- особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки.

Сводка затрат– это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений в случаях, когда одновременно с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского назначения или строительной индустрии, предназначенных для нужд возведения данного сооружения. Таким образом, сводка затрат может объединить несколько сводных сметных расчетов.

При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

- гибкий вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

- соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

- рекомендательный характер общих положений с учетом отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

- возможность более широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой проводится расчет затрат.

Цена на строительную продукцию для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, производится только в соответствии разработанных и утвержденных методических документов строительства (МДС), а для других объектов они носят рекомендательный характер. Основным таким документом является МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», которая содержит как общие положения по ценообразованию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ. Наряду с этой методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве.

Методические основы ценообразования в строительстве складывались на протяжении длительного периода. Принципы сметного ценообразования были определены в середине 50-х годов прошлого века, когда в состав СНиП вошли сметные нормы и правила (СНиП 1У), которые неоднократно пересматривались, совершенствовались и в наиболее системном виде были представлены в СНиП 1У-84. Отметим, что в условиях плановой экономики система ценообразования в строительстве была подвержена жесткому государственному регулированию. Эту работу на территории России до 1992 г. проводил Госстрой СССР, затем Госстрой РФ до 2004 г., т.е. до его ликвидации. Затем эти функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации.

В настоящее время регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

На рис. 7 приведена современная методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции, а на рис. 8 рассмотрена система современного ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

 

 

Рис. 7. Методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции

 

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединенных в различные сборниках.

Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затраты труда рабочих в чел.-ч., время работы строительных машин в маш.-ч., потребность в материалах в натуральных показателях), установленная на принятый измеритель, строительных, монтажных и других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к соответствующим элементам сметных норм и расценок, применяются коэффициенты к итогам, приводимые как в Приложении 1 МДС 81-35.2004, так и в Общих указаниях к сборникам расценок.

 

 

Система ценообразования и сметного нормирования:
Сметные нормативы: сборники сметных норм, цен и расценок
Виды:
Государственные (федеральные), вводимые Госстроем России (ГФСН: ГЭСН, ФЕР и др.) Производственно-отраслевые, вводимые министерствами (ПОСН) Территориальные, вводимые органами исполнительной власти субъектов РФ (ТСН,ТЕР и др.) Фирменные, вводимые строителями (ФСН)
Сметная норма(ресурсы на единицу работ): Сметная цена (стоимость единицы измерения материалов, рабочей силы, машино-часа эксплуатации машин Единичная расценка (стоимость прямых затрат на единицу измерения работ)
Затраты труда рабочих, чел.-ч Время работы строит. машин, маш.-ч Материалы, шт., м3 , и т.п.
Элементные (на единицу измерения ресурсов и работ)
Укрупненные(нормы в процентах) и укрупненные показатели: УПСС – укрупненные показатели стоимости строительства ПРЗС – прейскуранты на строительство зданий и сооружений и др.
           

 

Рис. 8.Система ценообразования и сметного нормирования

 

При определении стоимости строительства в настоящее время получили распространение два метода:

Ресурсный метод – представляет собой способ составления смет, при котором по видам работ показываются в натуральных измерителях расходы материалов, изделий и конструкций, затраты времени эксплуатации машин и затраты труда рабочих, а цены и тарифы на указанные ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). Этот метод позволяет определить сметную стоимость строительства зданий (сооружений) на любой момент времени, в том числе учитывать дополнительные затраты на ресурсы в ходе осуществления строительства. Необходимые для производства работ ресурсы устанавливаются исходя из проектных материалов, различных и других источников.

Базисно-индексный метод - наиболее распространенный, в этом случае применяется традиционный нормативно-калькуляционный метод определения сметной стоимости на основе единичных расценок, привязанных к местным условиям строительства. Сметная стоимость, определенная в базисных ценах, переводится в текущий уровень путем использования текущих индексов цен. Индексы дифференцированы по видам строительства и видам работ.

Пересчет сметной стоимости в текущий уровень цен производится двумя способами:

- путем применения индексов к статьям прямых затрат;

- путем применения индексов к общей сметной стоимости, исчисляемой в нормах и ценах базисного периода.

 

Состав сметной стоимости строительства и методические основы определения элементов прямых затрат. Определение накладных расходов и сметной прибыли. Лимитированные затраты и стоимость оборудования. Состав и содержание сметной документации. Методы составления смет. Укрупненные нормативы и показатели стоимости. Автоматизация сметных расчетов

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений – это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектом, определяется на проектной стадии инвестиционного процесса. В составе проекта разрабатывается сметная документация – комплект документов, содержащих расчеты стоимости проектирования и строительства объектов. Эти расчеты называются сметами, а метод, используемый для определения стоимости, называется сметно-нормативным.

Сметная стоимость является основой для определения размера инвестиций, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, возмещения других затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом, а также установления балансовой стоимости вводимых в действие основных фондов.

В соответствии с технологической структурой капитальных вложений и практикой работы подрядных организаций сметная стоимость строительства (ремонта) формируется из следующих частей:

- стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;

- стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных) работ;

- затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели, инвентаря;

- прочие затраты.

Структура общей сметной стоимости различна в зависимости от специфики строительства. Тем не менее, анализ сводных сметных расчетов строек различного назначения позволил выявить наиболее типичные соотношения элементов сметной стоимости строительства (табл.6).

 

Таблица 6

Структура сметной стоимости строительства

 

№ п/п Элементы сметной стоимости Виды строительства
Жилищ-ное Культурно-бытовое Промышлен-ное Капитальный ремонт жилых и обществен-ных зданий
Строительные работы 81,0 78,0 29,9 91,5
Монтажные работы 2,5 2,5 8,5 -
Оборудование, мебель, инвентарь 3,5 5,5 45,2 -
Прочие затраты 13,0 14,0 16,4 8,5

 

 

Строительные работы подразделяются на общестроительные и специальные.

К общестроительным относятся земляные, каменные, бетонные, железобетонные работы, монтаж различных конструкций, устройство полов, кровель, а также отделочные работы и др.

Специальными считаются санитарно-технические и электротехнические работы, буровзрывные и некоторые др.

Под монтажными работами в сметном деле понимаются работы по установке (монтажу) производственного оборудования.

В условиях рынка решается проблема дальнейшего совершенствования технологической структуры капитальных вложений в сторону увеличения доли затрат на оборудование за счет снижения удельного веса стоимости строительных и монтажных работ.

Сметная стоимость как строительных, так и монтажных работ () по методам расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат (), накладных расходов () и сметной прибыли ():

 

 

Кроме того, при разработке смет учитываются и другие затраты, а также некоторые налоги, в частности НДС.

Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением определенного объема работ. Их величина определяется прямым счетом и зависит от объемов работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы. Прямые затраты определяются по формуле:

 

 

- стоимость строительных материалов, деталей и конструкций, включая затраты не только на их приобретение, но и расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов на строительную площадку. Порядок формирования сметных цен на материалы в нормативной базе 2001 г. установлен в МДС 81- 2.99;

- затраты на основную заработную плату рабочих-строителей (монтажников), т.е. это выплаты за отработанное время или фактически выполненную работу. В МДС 83-1.99 приведены методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации;

- стоимость эксплуатации машин включает затраты, предусмотренные сметными нормами (амортизационные отчисления, стоимость горюче-смазочных материалов и др., а также основная заработная плата рабочих, управляющих строительными машинами). В МДС 81-3.99 приведен порядок определения сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и механизмов.

Накладные расходы представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для строительного производства, - его организаций, управлением и обслуживанием.

Подробный перечень статей накладных расходов приведен в МДС 81-33.2004. Все затраты, входящие в накладные расходы, объединяют по назначению в четыре группы:

- административно-хозяйственные расходы (оплата труда АУП и выплата единого социального налога, командировки, представительские расходы оплата земельного налога и коммунальных услуг, амортизация зданий АХН или арендная плата, содержание и эксплуатация орг.техники, приобретение канц.товаров, оплата банковских, консультационных услуг и пр.);

- расходы на обслуживание работников строительства (подготовка и переподготовка кадров, выплата единого социального налога от фонда оплаты труда рабочих, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий на строительных площадках, в т.ч. амортизация (арендная плата) , перемещение, ремонт и содержание сборно-разборных и передвижных зданий санитарно-бытового назначения, затраты, связанные с охраной труда и техникой безопасности, в т.ч. стоимость выдаваемой спецодежды);

- расходы на организацию работ на строительных площадках (износ инструмента и производственного инвентаря со сроком службы до 1 года, затраты на благоустройство строительных площадок и пр.);

- прочие накладные расходы (амортизация нематериальных активов, платежи по кредитам банков и бюджетным ссудам, кроме выданных на инвестиционные цели, затраты на рекламу).

Накладные расходы определяются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и машинистов) в составе прямых затрат. Для расчета накладных расходов в сметах рекомендуется использовать систему нормативов, установленную в МДС 81-33.2004 и включающую следующие виды норм:

1) укрупненные нормативы (табл. 7);

2) нормы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

3) индивидуальные нормы для конкретной подрядной организации.

Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

Нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации при составлении локальных смет, а также при расчетах за выполненные работы.

В индивидуальных нормах накладных расходов учитываются реальные условия строительства и расходы конкретных подрядных организаций. Расчет норм осуществляется путем калькулирования расходов по статьям затрат и отнесением полученной итоговой суммы к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).

Окончательное решение по выбору варианта исчисления величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией в ходе переговоров.

Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствует фактическим условиям выполнения работ по подряду.

 

Таблица 7

Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства

 

Виды строительства Размер накладных расходов, % от ФОТ Область применения
Промышленное Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Жилищно-гражданское Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей
Сельскохозяйственное Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства
Транспортное Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Водохозяйственное Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение
Энергетическое ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты
Атомные электростанции Объекты с ядерным реакторами, включая атомные электростанции
Прочие отрасли  
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий  
Работы по реставрации памятников истории и культуры  

 

Индивидуальная норма не должна превышать 50 % от фактической величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

Сметная стоимость строительно-монтажных работ включает себестоимость (прямые затраты и накладные расходы) и сметную прибыль, характеризующую нормативную величину чистого дохода строительной организации. Сметная прибыль предназначена для уплаты налогов, развития производства, социальной сферы и материального стимулирования работников.

Традиционно в строительстве сметная прибыль определялась в процентах от суммы прямых затрат и накладных расходов. Нормативы сметной прибыли были едиными для всех строительно-монтажных работ и организаций и по мере экономического развития страны повышались:

· до 1969 г. – 2,5 %;

· 1969-1984 г.г. – 6 %;

· 1984-1991 г.г. – 8%;

· 1992-2001 г.г. – 12%.

В 2001 г. порядок определения сметной прибыли в строительстве был изменен – она стала рассчитываться по нормативам в процентах от фонда оплаты труда рабочих (строителей и машинистов) в прямых затратах.

Порядок определения и нормативы сметной прибыли даны в МДС 81.25.2001 с изменениями в соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».

Сметная прибыль определяется с использованием системы нормативов:

· общеотраслевых, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

· по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

· индивидуальных норм, разрабатываемых (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Общеотраслевые нормативы сметной прибыли установлены в размере 65 % для строительных и монтажных работ и 50 % для ремонтно-строительных работ.

Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразно применять для разработки инвесторских смет, экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

Нормативы сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ применяются при определении сметной стоимости на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

Индивидуальные нормативы сметной прибыли определяются на основе расчетов подрядных организаций, обосновывающих потребность в прибыли на выплату налогов и сборов, развитие производства, материальное стимулирование работников, спонсорство и пр. При их определении используются действующие законодательные и нормативные документы, данные государственной статистической отчетности и бухгалтерского учета.

Сметная стоимость отдельных видов работ и конструктивных элементов определяется составлением локальных смет, учитывающих в основном прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Локальные сметы служат основанием для разработки в дальнейшем объектной сметы.

С целью определения полной сметной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, добавляются сопутствующие, так называемые лимитированные затраты (по лимитам Госстроя России) и некоторые налоги.

В тех случаях, когда стоимость объекта (комплекса работ) определена одной сметой, объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и в объектной смете.

К лимитированным затратам относят, как правило, затраты на строительство и разборку временных зданий и сооружений, дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время и резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

По временным зданиям и сооружениям и зимнему удорожанию работ действуют сборники сметных норм Госстроя России (ГСН 81-05-01-2001 и ГСН 81-05-02-2001).

В состав сметной стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства при уточнении проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ) и показывается отдельной строкой в составе сводного сметного расчета.

Резерв средств может определяться в размере не более 2 % для объектов социальной сферы и не более 3 % - для объектов производственного назначения, по уникальным и особо важным объектам строительства он может быть установлен до 10 % по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении средств на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

В технологической структуре капитальных вложений, направляемых на создание основных фондов, довольно большую часть составляют затраты на оборудование, мебель и инвентарь. Поэтому при составлении сметных расчетов и смет в них раздельно определяется стоимость:

- оборудования, предназначенного для производственных нужд;

- инструмента и инвентаря производственных зданий;

- оборудования и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий.

Основой для определения их стоимости являются цены по которым они могут быть приобретены у поставщиков. Услуги посреднических и сбытовых организаций могут быть учтены снабженческо –сбытовой наценкой, которая устанавливается в процентах от отпускной цены предприятия-изготовителя.

После выполнения монтажных работ и сдачи объекта в эксплуатацию выполняются так называемые пусконаладочные работы.

Затраты на проведение пусконаладочных работ «вхолостую»в сводном сметном расчете стоимости строительства предусматриваются проектной организацией в размере, согласованном с заказчиком (инвестором), на основании данных объектов-аналогов.

Сметная стоимость пусконаладочных работ в текущем уровне цен может быть рассчитана:

· ресурсным методом – на основе ГЭСНп-2001;

· базисно-индексным методом – на основе единичных расценок (ФЕРп -2001, ТЕРп-2001) с использованием текущих и прогнозных индексов по отношению к затратам, исчисленным в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г.

Расчеты за пусконаладочные расчеты осуществляются на основании локальной сметы, которая по поручению заказчика может быть составлена как проектной, так и пусконаладочной организацией.

 

 

Темы: