ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕБЕНКУ
Шадриков В.Д.
(Из кн. "Философия образования и образовательные политики")
Педагогика переживает кризис и преодолеть его можно, только выйдя из круга привычных понятий.
В чем сущность кризиса педагогики? Роковое бессилие решить задачу образования, не обращаясь к личности, не соединяя образование и бытие. Образование должно стать и личностно значимым, и силой жизни. Сейчас наш ученик находится в "царстве призраков": отблески жизни, призрака науки, призрака самопознания. Сегодняшнее образование не в состоянии связать познающего субъекта с настоящей жизнью, а следовательно, с ним самим.
Сегодня как никогда остро стоит задача осмысления и познания бытия, создания новой философии образования, раскрытой к таинствам жизни человека, его стремлениям, возможностям и свершениям. На этой основе должна формироваться новая педагогика — педагогика свободной личности. Не в удовлетворении интересов государства (хотя и этого нельзя отрицать), не в формировании личности по стандарту, а в развитии свободной личности, в развитии талантов личности, в раскрытии сущности науки и посвящении в тайны бытия личности должна видеть педагогика свою задачу. Переадресовывая мысль Н.А. Бердяева, обращенную к философии, можно сказать, что после всех испытаний, всех странствий по пустыням отвлеченного мышления и рационального опыта, после тяжкой полицейской службы должна обратиться педагогика к прямым своим функциям познания добра и зла, раскрытия сущности и тайны личностного бытия и воспитания добродетели и добродеятелей. Перед педагогикой стоит задача истинного решения проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности. Подозрительна та педагогика, для которой призрачна свобода, личность и реальность.
Образование в последние века развивалось с благоговейным трепетом перед знанием, человек надеялся, что с помощью науки он построит новый мир, который сделает его счастливым. И действительно, могущество человека существенно выросло, можно сказать, что человек создал вторую природу. В своих деяниях человек надеялся на лучшее, он верил, что вслед за библейским богом, сотворившим мир, он может сказать, оглянувшись на дело своих рук: "Воистину, это хорошо!" Но, к сожалению, это далеко не так. Например, обострение экологической ситуации ставит вопрос о выживании человечества.
В настоящее время мы сталкиваемся с фактами нравственной ненадежности человека. С изумлением и тревогой мы обнаруживаем, что громадное число людей повинуется общепризнанным социальным требованиям и культурно- нравственным нормам лишь под давлением внешнего принуждения, т.е. только там, где нарушение запрета грозит наказанием, и до тех пор, пока угроза наказания реальна.
"Бесконечно многие, внешне культурные люди, — писал 3. Фрейд, —'не отказывают себе в удовлетворении своей алчности,
своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными". И достоверность этого наблюдения великого психолога за минувшие полвека только возросла. А надежде на разум, в погоне за благами для человека мы не заметили, как отвернулись от самого человека.
Проклятием цивилизации стало стремление к унификации человека, формирование конформной личности, для которой характерно предельно идеологизированное мышление, которое направлено против всех воззрений, которые не совпадают с собственными, и которое рассматривает носителей других воззрений как своего противника. Между тем именно те, кто клеймит как идеологию все, во что верят, мыслят, представляют себе другие, сами являются по своему мышлению наиболее рьяными сторонниками какой-либо идеологии.
"Если в нашу эпоху, — пишет Ясперс, — разоблачающее мышление дошло в своем срывании масок до крайностей, то это уже не разоблачение, а злонамеренное нападение, не критическое исследование, а внушение, не эмпирическое установление факта, а утверждение. В этом разоблачающем мышлении, которое само стало догматическим, истина полностью теряется. Все становится идеологией, в том числе и само это утверждение. Не остается ничего".
Обычно, в обыденном сознании деидеологизация представляется как борьба с коммунистической идеологией, а следовательно, все, что приходит на смену, это не идеологизация, не идеологизированное мышление. Это наиболее типичное заблуждение и требуется именно здесь разобраться, рассмотреть проблему деидеологизированного мышления, как мышления критиканского, и поставить ему на смену мышление терпимое, гуманистическое, неидеологизированное.
Одна из задач, которая стоит перед образованием, — это воспитать личность с неидеологическим мышлением, т.е. личность конструктивно мыслящую, допускающую множественность истин и считающую множественность истин естественным явлением, личность, которая уважает позиции другого, которая занимается критикой с целью выяснения истины по типу поиска истины Сократом. Именно в этом, по всей вероятности, и заключается главная задача, смена педагогической парадигмы — воспитать неидеологизированное мышление, терпимое, нравственное, чистое, стремящееся к раскрытию истины.
Идеологизированное мышление — это догматическое мышление. И не важно, какая догма положена в его основу. "В наше время, — пишет Ясперс, — сфера идеологии достигла наивысшего объема. Ведь безнадежность всегда вызывает потребность в иллюзиях, пустота жизни — потребность в сенсации, бессилие — потребность в насилии над более слабыми". Одним из корней, из которых вырастает идеологизированное мышление, является распад традиционных ценностей. Разоблачающее мышление в этих условиях становится господствующим. В этом плане одним из мощных средств, которое сформировало бы неидеологизированное мышление в школе, становится обращение к народным традициям, формирование подлинно на-
родной школы. Школа, оторванная от народных традиций, воспитывает человека толпы.
Идеологизированное мышление не стремится к познанию истины, оно стремится к упрощениям, к лозунгам, которые все объясняют, выступают в роли универсальных теорий. Истина воплощается в физических символах, которые несут в себе черты псевдонаучности. В идеологизированное мышление на место знания встает пустота отрицания. Идеологизированное мышление склонно всю вину возлагать на какие-нибудь исторические образования, типа: марксизм, либерализм, капитализм, либо на отдельные группы или их представителей.
Идеологизированное мышление всегда ищет средство для своего отрицания, для своего нападения. Слова используются, как фальшивая монета, для употребления в совершенно измененном смысле при сохранении, связанных с ними чувств, — свобода, отчизна, демократия, народ.
Как мы видим, догматическое мышление характерно не только для коммунистической реальности, оно характерно вообще для современной жизни в большей или меньшей степени. Недаром его критический анализ проведен именно в Западной Европе.
Неверие принято считать следствием просвещения. Однако, этот путь не обязательно должен вести к неверию. Лишь половинчатое просвещение ведет в ничто, полное же, ничем не ограниченное просвещение, делает человека более восприимчивым к тайне происхождения мира. Если мы хотим воспитать неидеологизированное мышление, надо стремиться к полному просвещению. Половинчатое, дурное просвещение — ведет к идеологизированному мышлению.
Неидеологизированное мышление тесно связано с борьбой со злом, с борьбой за права и свободу каждого человека. Оно связано с утверждением силы разума, связывает свободу и ответственность. В отрыве от ответственности свобода открывает путь к насилию.
Неидеологизированное мышление предполагает открытость наших познавательных возможностей, свободу нашей сущности и воли, свободу нашего выбора и решения. Мнимому, тотальному знанию, с жесткой, каузальной связью, следует противопоставить представление о множественности истин, об отсутствии единственного объяснения как нашего мира, так и поведения отдельного человека. Это хорошо описывают Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Но в силу догматического мышления мы удосужились и их загнать в прокрустово ложе единой истины, единой причинности и толкования поступков человека. Это не замедлило сказаться и на педагогических концепциях.
Современная авторитарная* педагогика не отрицает ученика, но отводит ему пассивную роль слушателя, наблюдателя, абсолютизирует и гиперболизирует роль знания и социальных требований к поведению. Ведущая роль в авторитарной педагогике отводится учителю,
* Авторитарная — идущая от авторитета учителя. Еще Аврелии Августин (354— 430) писал: "К изучению наук ведет нас двоякий путь — авторитет и разум. Длявсехжелающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет" (Антология мировой философии. М., 1969, Т. 1, Ч. П. С. 594).
который несет знания ученику. Система знаний отработана столетиями, учитель просвещает ученика, а тому остается внимать учителю и постараться как можно лучше усвоить преподносимое. Ученик отступает на второй план перед знаниями. Школа становится только периодом в жизни школьника, в течение которого он "готовится к жизни".
Над образовательным процессом царит система: система знаний, система умений и навыков, система методическая, система государственная. "Учись, потом в жизни пригодится" — вот основной постулат, на котором зиждется обучение, но он не может вдохновить ученика. Образовательный процесс теряет положительную мотивацию и на смену ей входит принуждение "Делай, что тебе говорят", — второй постулат авторитарной педагогики. Но "делать, что говорят", ученик часто не хочет, да и не может, и тогда снова проявляет себя принуждение в различных педагогических формах. В результате происходит отчуждение ученика не только от знаний, но и от школы. И дело здесь не в плохом учителе, который не любит ученика и не желает ему добра. Суть в системе, которая формировалась на протяжении длительного периода. Благими намерениями, говорит пословица, дорога в ад вымощена. Так и у нас, желая обучить ученика, ввести его в основы современного научного знания, мы забыли о самом ученике.
Несомненно, что возвращение к ребенку — трудный путь. Нельзя представлять себе дело так, что ученик только и стремится к своему развитию, к совершенству. Человек — суть, часть природы и одновременно социальное существо, он живет под влиянием двух начал:
самосознания и разума, с одной стороны, и естественных инстинктов, с другой. При этом следует отметить, что и разум не всегда направляет человека по пути нравственного прогресса. Самосознание помогает индивиду выйти за рамки видовых требований и ведет к формированию эгоистических начал в его поведении. Разум — и благословение человека, и его проклятие.
Как показывают психологические исследования, человек неспособен выбирать между тем, чтобы иметь или не иметь идеалов, он свободен только выбирать между различными идеалами. Именно здесь в полной мере проявляется ведущая и направляющая роль родителя и педагога.
Заметим также, что именно первый опыт удовлетворения потребностей, разрешения жизненных противоречий, служения идеалам оказывается часто определяющим, ведущим по отношению ко всему дальнейшему жизненному пути человека.
Если ученик не добивается успеха, направляя свои усилия на достижение идеала, то он направляетих на более низкие цели, иногда деструктивные, антисоциальные. Если человек не имеет четкого представления о социальной картине мира, то он создает иллюзорную картину, которая часто ориентирует его поведение неправильно. У человека всегда есть выбор: быть лучше или хуже, стремиться к развитию или деградировать. Задача педагогики заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию, раскрытию сущностных человеческих сил.
Истинная педагогика начинается с анализа жизни ученика, с помощи ученику в разрешении его трудностей. При этом важно подчеркнуть, что педагог должен помочь ученику не приспособиться к обстоятельствам, в которых он находится, а разрешать противоречия, лежащие в основе его жизненного конфликта. "В приспособленном человеке, — отмечает Э. Фромм, — нет ничего устойчивого, определенного, кроме готовности менять социальные роли. Но измена своему Я ведет к внутренней пустоте, нравственной ненадежности. За "приспособленное благополучие" человек расплачивается язвой желудка. болезнями сердца или любыми другими болезнями, вызванными психическими причинами. Человек, который достиг внутренней силы и цельности, часто не столь удачлив, как его неразборчивый сосед, но у него есть уверенность в себе, способность к суждению и объективной оценке, поэтому он гораздо менее уязвим для меняющихся времен и чужих мнений, что во многом способствует его конструктивной работе".
Ребенок не стремится изначально к самостоятельности, он более склонен искать защиту и безопасность в родителях, а затем в учителе, он не стремится к ответственности за свои действия, к тому, чтобы брать свою жизнь в свои собственные руки. Используя это инстинктивное влечение, учитель ведет за собой ученика, но так, чтобы постепенно формировать у него стремление к собственным суждениям, стремление к независимости, стремление к ответственности за свои действия, в конечном счете, стремление к самореализации и саморазвитию.
Усвоение знания, освоение определенной совокупности навыков, а в последующем и профессии, социальных норм является только шагом на пути к подлинной независимости человека.
В борьбе за свободу растущего человека мы должны по-иному смотреть на акты неповиновения, которые проявляются в поведении ребенка. Их целесообразно рассматривать не только как проявление недисциплинированности, неподчиненности, но и как первый шаг к свободе. Великое мастерство требуется от педагога, чтобы сам акт неповиновения превратить в положительный момент воспитания свободы.
Инициативные поступки, связанные с проявлением свободы, утверждением своих собственных мотивов, ставят ученика в совершенно новую ситуацию, когда он сам вынужден руководить своим поведением, учитывая множество факторов. Эта ситуация является чрезвычайно плодотворной с точки зрения развития разума человека. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и во "взрослой" жизни, в частности в ходе реализации академических свобод и автономии общеобразовательной школы. Стоит только выйти за рамки устоявшихся инструкций, и ты встаешь в проблемную ситуацию, требующую самостоятельных решений, смелости, воли. Таким образом, мы видим, что складывается новое начало развития — неповиновение, свобода, разум.
Существование норм, определяющих как вести себя ученику, уже предполагает и возможностьих нарушения. Но главное в педагогике
заключается в том, как реагировать на эти нарушения. Можно с нетерпимостью, иногда переходящей даже в злобу, ненависть и презрение, а можно с пониманием и любовью. В первом случае ученик начинает осознавать свою порочность, морально слабеет, он начинает не уважать самого себя и на этой почве развиваются склонности к дальнейшим нарушениям установленных норм. Ученик озлобляется против себя и против окружающих. Во втором случае он действительно стремится к соблюдению установленных норм для того, чтобы заслужить любовь и уважение. Такой подход способствует утверждению веры человека в себя.
В педагогике проблема нарушения норм должна быть противопоставлена проблеме добра, проблеме добродетели и добродеятелей. Педагогика должна формировать у человека способность видеть истину, быть свободным и ответственным, чувствительным к голосу совести, в ней должна проявляться крайняя озабоченность смыслом жизни, самоосуществлением человека. На этих основаниях формируется гуманистическая педагогика, которая ставит в центр человека его творческие силы. Ориентация на лучшие качества ребенка — вот главный отличительный признак гуманистической педагогики. Она утверждает, что растущий человек должен сам создать себя и прожить свою жизнь. Ребенок сам является творцом самого себя и своей собственной судьбы. Учитель должен ему в этом помочь и прежде всего, как мы уже говорили, путем формирования идеала, выбора основных жизненных ориентаций и поддержки в разрешении жизненныз конфликтов (сказанное в полной мере относится и к учебному процессу).
Гуманистическая педагогика способствует раскрытию сущностных сил ученика. Она высоко ценит знания, рассматривает их как условие возвышения человека, его свободы и независимости, как условие осознания места человека в общей картине мира, как составную часть добродетелей человека. Но никакое знание не имеет ценности, говорит гуманистическая педагогика, если оно не вырастает из нас самих.
Учитель не может причинить вреда ученику или своим бездействием допустить, чтобы ученику был причинен вред. Учитель должен заботиться о благе ученика. Таков нравственный кодекс гуманистической педагогики.
Не страх и повиновение, а любовь и утверждение собственных сил должны лежать в основе педагогического процесса.
Раскрытие мира, познание окружающей среды и себя осуществляются совместными усилиями и ученика, и учителя. Ученик также обогащает учителя, как и учитель помогает освоить мир ученику. Для вдумчивого учителя ученик является микрокосмом. Познавая ученика, учитель познает сам себя, раскрывает сущность человека как такового и тем самым поднимается к вершинам профессионализма.
Вместе с тем следует отметить, что гуманистическая педагогика не идеализирует человека, но идет к своей цели, опираясь на возможности человека, раскрытие присущих ему потенций, а не на авторитет
власти, не на принуждение. Она видит главную задачу в самореализа- | ции ученика, а не в послушании.
Обращаясь к гуманистической педагогике, мы рано или поздно приходим к фундаментальному вопросу: "В чем заключается сущность человека?" Можно ли вообще говорить о сущности или природе человека, и если да, то как ее можно определить?" Попытки ответить на эти вопросы предпринимались неоднократно на протяжении человеческой истории. Их можно свести к двум крайним точкам зрения. Одни утверждали, что никакой сущности человека нет вообще. Человек есть продукт формирующих его культурных условий. Но тогда непонятно, откуда и почему возникли сами эти культурные условия, а человек предстает как окультуренное животное. Другие старались доказать, что человек как природное существо, биологический вид обладает некоторыми субстанциональными качествами, отличающими его от всех других живых существ. К таким качествам относится прежде всего сознание, способность к саморефлексии. Но эти качества не представлены на момент рождения, они появляются и проявляются только в процессе развития человека в обществе. Тогда можно ли их отнести к субстанциональным? Очевидно, да, так какихразвитие обусловлено природными характеристиками человека. Об этом свидетельствует тот факт, что овладение речью происходит только в общении с другими людьми, но и только в определенный период развития (сензитивный период). Эти субстанциональные свойства имманентны природе человека, но для своей актуализации требуют определенных условий.
Но проблема сущности заключается не в наследуемое™ или при-обретенности тех или иных качеств, а в том, что является источником развития, что определяет направление развития человека. Наиболее точно эту проблему, на наш взгляд, сформулировал Э. Фромм. Он писал: "Дилемма может быть разрешена, если определять сущность человека не как данное качество или субстанцию, а как противоречие, имманентное человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух феноменах. Во-первых, человек — это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он развивает свой язык и совершенствует предметный мир. Во-вторых, человек, как и другие животные, обладает интеллектом, который позволяет ему использовать процесс мышления для достижения непосредственных практических целей. Но человек обладает еще и другим духовным свойством, отсутствующим у животного. Он осознает самого себя, свое прошлое и свое будущее, которое есть смерть; он осознает свое ничтожество и бессилие; он воспринимает других как других — в качестве друзей, врагов или чужаков. Человек трансцендирует всю остальную жизнь, поскольку он впервые является жизнью, которая осознает самое себя. Человек находится внутри природы, он подчинен ее диктату и изменениям и тем не менее он трансцендирует природу, ибо ему недостает нерефлекси-рованности животного, делающей его частью природы, позволяю-
щей ему быть единым с природой. Человек видит свою вовлеченность в ужасный конфликт — он пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Это осознание самого себя сделало человека чуждым в мире, обособленным от всех, одиноким и преисполненным страха.
В описанном противоречии речь по существу идет об антагонизме, ставшем уже классическим: человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит двум конфликтующим между собой мирам. Я хотел бы показать, что недостаточно видеть сущность человека в этом конфликте, как будто он только через него становится человеком. Необходимо сделать следующий шаг и признать, что именно этот конфликт в человеке требует своего разрешения. Если конфликт осознается, то сразу же напрашиваются известные вопросы: что может сделать человек, чтобы справиться с ужасной дилеммой, сопутствующей его существованию? что он может сделать, чтобы прийти к гармонии, которая освободит его от мук одиночества, даст возможность почувствовать себя в мире, как дома, и позволит ему достичь чувства единства с миром?"
Таким образом, два основных противоречия определяют сущность человека, его развитие и многообразие его сущностных качеств и их сочетаний в характерологические комплексы. Это: а) отчужденность от природы и связь с ней; отчужденность от общества, группы, других людей и связь с ними.
Форма разрешения противоречия определяет линию развития личности. Однако этот конфликт в большинстве случаев не осознается ни личностью, ни ее окружением. И огромной заслугой динамической психологии (3. Фрейд и др.) является раскрытие внутренней кон-фликтности личности и стремление этот внутренний конфликт актуализировать, добиться его осознания личностью и наметить пути к его разрешению.
Если мы хотим постичь индивидуальность личности, мы не должны рассматривать ее исключительно в аспекте природной предопределенности, мы должны также обратиться к динамическим тенденциям развития личности, движущим силам и способам разрешения конфликтов. Только тогда человек станет перед нами в своей индивидуальности и динамике этой индивидуальности. Только тогда мы сможем оценить куда идет эта личность: по пути прогресса или регресса, по пути развития всех человеческих сил, или по пути возвращения к своим истокам — животной жизни и к своим нуждам, будет ли она стремиться делать добро или зло.
Задача психологической науки и педагогики заключается в изучении условий, которые ведут к тому или иному пути развития, а также в разработке методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и препятствовать негативному процессу.