Рубакин Н.А.

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАННЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

(Из кн. "Избранное")

Действительно, образованный человек — не тот, кто считает себя "образованным". Даже неграмотные лавочники и урядники и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе "немецкое платье" и при его помощи причисляться к "чистой публике", даже такие считают себя образованными, хотя их душа — тьма кромешная. Действитель­но, образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалис­тов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или иными способами некоторый за­пас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая

суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно произ­водить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий — переделка жизни, перемены, в ней произ­водимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным. Ра­зумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величай­шие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин — физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без си­лы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним вре­менам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые обоснован­ные, на них опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказы­вать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глу­боко ли — это другой вопрос), не имеет особенной ценности. Осо­бенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанно­го слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны по­нимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в обществен­ной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и досто­верными знаниями; и даже не тот кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в целом и в частнос­тях, — этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образо­ванные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом об­щественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и мо­жем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого сло­ва. <...>

Интеллигентный человек — это такой человек, который настоль­ко знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себяих действительным вырази­телем.

Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем бо­лее самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Вся­кого из вас она может заставить в любой момент сделаться предста­вителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей обществен­ной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не долж­но оставлять без внимания прежде всего этой возможности.

Не в этом его деле, т.е. не в профессии и занятии самая суть чело­века, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча — явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разли­вает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет — там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обой­тись без общественного служения и, во всяком случае, человек, не­способный выражать интересы жизни, не есть действительно об­разованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого

слова.

Образованный человек — прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей се­мьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость — узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забы­вает целое, многое, разнообразное, великое.

Образованный человек — непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетер­пимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несоглас­ное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, кото­рый нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчиво­го изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека — не быть уз­ким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные,

фактически обоснованные. <...>

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1. Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую дейст­вительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом мес­те, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возмож­ное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а

в ее глубины, ее основы.

2. Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться, это умение вдумываться, оценивать и по­нимать.

3. Активность — уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствую­щую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить ка­кого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспо­сабливаться к окружающей среде..., а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления сво­его ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни.

Активность — это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас не­померно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в ду­ше. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность, в конечном итоге, сводится к уме­нию вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность — это и есть жизнь. Без актив­ности нет образованности потому, что только путем активности мо­жет она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность, в конечном итоге, сводится не иначе как к нулю.

4. Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окру­жающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить са­мого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания — будь это чужое горе или чужая ра­дость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость — это уменье "не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали". Отзывчивость — это чуткость к окружающей жизни, это своего рода "образованность чувства", как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и пе­реливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость — это противоположность "дубинности", благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности "пре­вратиться в толстокожее". При посредстве той же отзывчивости лич­ность ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека, и что вы­ше его...

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющийих, не только образованный, но и интеллигент­ный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди, и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо.

Вывод из этой главы таков; действительно образованный и интел­лигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех, он — одно из светлых явле­ний в том уголке, где он живет; он — источник, он — естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни...