Кононко ЕЛ. ЧТОБЫ ЛИЧНОСТЬ СОСТОЯЛАСЬ
(Из кн. "Звездный путь: Энциклопедия мудрости")
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности.
Всякое достижение (как, впрочем, и неудача!) имеет предысторию. Как сказал поэт И.И. Шкляревский: "Самое сильное в человеке — его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью". Так попробуем начать с самого начала!
Состояться — произойти, осуществиться, т.е. из потенции превратиться в реальность, из возможности стать действительностью.
Малыша нужно не только научить стоять на ногах, делать первые шаги, самостоятельно есть и одеваться, но и привить ему вкус к собственному развитию, желание реализовать свои потенциальные возможности.
Состояться — значит реализовать свою собственную природную программу, прожить свою, а не кем-то задуманную жизнь.
Каждому из нас хочется, чтобы ребенок состоялся как личность.
Личность — это человек в своеобразии своего индивидуального лица, самобытный, по-своему уникальный, в чем-то непохожий на других.
В то же время личность — это человек с развитым чувством "массы".
В этом, с одной стороны, залог его отказа от эгоцентризма, тщеславия, самолюбования, с другой — путь к полифонии с окружающими, к соответствию требованиям социума.
Личность — существо сознательное, относящееся ко всему взвешенно, рассудочно.
Такой человек ничего не принимает на веру, требует объяснений, доказательств, обоснований.
Личность — гармонически и разносторонне (а не всесторонне, поскольку это невозможно!) развитый человек, физически, интеллектуально и нравственно здоровый, оптимистичный, жизнерадостный. Однобокость, развитость лишь одной какой-либо из этих сто-
рон в ущерб другой отодвигает, делает нереальной саму возможность состояться.
Всматриваясь в пестроту окружающей нас жизни, отметим любопытную закономерность: между типом семьи, образом нашей жизни, системой ценностей и избираемой программой воспитания сына или дочери существует определенная зависимость.
Сколько семей — столько и разных ориентаций в воспитании.
Гдеже на этом пути находится каждый из нас?
Предлагаем каждому поставить этот вопрос перед собой и попытаться на него ответить. Помогут вам варианты возможных ответов в виде выхваченных из жизни под определенным углом зрения типов семей. Предлагая вашему вниманию семейные типы, прибегнем не к строгой, научной их классификации, а отдадим предпочтение житейскому, обыденному подходу к их систематизации.
Накопитель. Чтож, читатель, вам сразу досталась роль современного накопителя, в соответствии с которой для вас и всех членов вашей семьи труд — прежде всего средство наживы, а основная жизненная цель — поиск пригодных для этого источников. Трудно вам приходится. Только недавно раздобыли импортную мебель, а уже надо подрабатывать, чтобы обзавестись видеомагнитофоном. Да, не жизнь, а гонка с препятствиями.
Похоже, оправдываются родительские ожидания. Не случайно же вы заботитесь о том, чтобы он рос физически сильным, выносливым, работоспособным, настойчивым, изворотливым, толстокожим (тон-кокожесть лишь мешает продвигаться по жизни). Для него окружающие люди — это перво-наперво конкуренты, которых нужно обойти, перехитрить, опередить. Тут малец растет созданием гибким, сообразительным, хитрым.
Гастролер. Представьте себе, что вы человек-непоседа, то ли жаждущий перемены мест, то ли обреченный на нее силой жизненных обстоятельств.
Ваши близкие потихоньку осваивают азы существования в полнонеполной семье. Так вы и живете: периодически рядом, чаще — врозь, никогда — вместе.
Ваше пребывание дома (в соответствии с ролью "гастролера") коротко, оно интенсивно, но отрывочно и неустойчиво. Скорее всего вы не хотите такой же судьбы своему сыну. А между тем собственным примером невольно агитируете за нее.
Негативист. Представьте себя человеком с ярко выраженной критичностью, склонным во всем видеть только недостатки, придирчиво все оценивать.
Ваши близкие, в том числе и семилетняя дочь, часто слышат что-то подобное этому: "Такая уродина (о соседке), а вырядилась, как на конкурс красоты!" или о сотруднице: "Подумай только, я работаю здесь 20 лет, а ответственной за проект назначили эту выскочку Анну Семеновну!"
Ребенком вы тоже, как правило, недовольны. Его воспитание сводится преимущественно к требованиям делать "как нужно" или "как сказали". А поскольку это удается дочери не всегда, она часто слы-
шит в свой адрес слова возмущения и упрека. С годами она и сама начинает все отрицать, критиковать, брюзжать. Это становится ее второй натурой. Идет цепная реакция...
Здоровяк. Вам выпало попробовать себя не столько в роли человека с отличным здоровьем, сколько в роли главы семьи, культивирующего жизнерадостное существование. Ваша философия проста — пока живешь, радуйся жизни: сытно ешь, сладко спи, весело гуляй, играй глазами и мышцами...
Бедное существо — ваша гонка за успехом стала его игрой. Он из кожи вон лезет, чтобы заявить о себе там, где чувствует свою силу, но при этом остается беспомощным и неприспособленным в быту, в общении со сверстниками.
Хамелеон. Представьте себя на несколько минут в непривычной (и все же для кого-то реальной) роли человека, легко меняющего свои мнения, взгляды, симпатии, имеющего множество самых разных обличий: одно — для домашнего обихода, другое — для знакомых, третье — для службы... Многоликость определяет вашу двойную мораль, склонность к компромиссам, неопределенность высказываний и поведения.
Посмотрим на эту роль под углом зрения ее проекции на самого маленького и соответственно наиболее податливого члена семьи. Что достается ему в наследство от хитроумных родителей? Наверное, много всякого. Но среди прочего и известные многим, весьма нехитрые заповеди: не высовывайся, сиди тихо, не бери лишнего для себя.
Может ли из ребенка, которого не покидает мысль "как бы чего не вышло", вырасти первооткрыватель, исследователь, личность высоких порывов? Вряд ли.
Авантюрист. Вы предприимчивый, расчетливый человек, строящий жизнь на случайном успехе, порой беспринципный, чаще — рискованный. Живете, как придется, без всякого плана, не заботясь ни о перспективной, ни о ближайшей целях. Заняты сиюминутными заботами (что роднит вас с предыдущей ролью). Бесконечная гонка отбирает массу сил и энергии, не позволяет спокойно посмотреть вокруг себя, увидеть главное, отсеять второстепенное.
Домашние воспринимают суету как данность. Ваша малышка начинает считать, что все время ненасытно много хотеть — это норма. Вероятнее всего, она растет активным, энергичным ребенком, с развитым исследовательским рефлексом. И это можно было бы приветствовать, если бы не одна деталь: ее активность чаще всего непродуктивна, бессмысленна, направлена на достижение малозначимой цели.
Аскет. На вас маска в определенном смысле праведника, моралиста, человека, стремящегося ни в чем не погрешить против нравственности. Легко ли быть добродетельным? Отнюдь.
В существовании вашей семьи нет места свободному развитию, творчеству, выдумке, сюрпризу. Все привыкли к отработанному укладу жизни, к расписанию, здравости. И взрослые, и самый маленький член семьи в своем поведении и деятельности руководствуются добродетельным "надо", начисто забыв о существовании "хочу". Пита-
ние в доме однообразное, гардероб скромный, увеселительные мероприятия, развлечения сведены до минимума.
Нетрудно представить, как утомительно ребенку все время соответствовать высокому стандарту, по существу недосягаемому образцу.
С высоты своей требовательности вы, как правило, низко оцениваете достижения малыша. Поэтому он растет неуверенным, тревожным, униженным, все время старается заслужить, добиться, заработать симпатии окружающих, делать все "как нужно". Незавидная участь — всю жизнь "зарабатывать очки", оправдывать чьи-то ожидания, догонять ускользающий идеал.
Мимоза. Итак, напоследок предлагаем вам, читатель, попробовать себя в роли мягкого родителя.
Вы человек хрупкий, уязвимый, впечатлительный: нежная мелодия вызывает бурю чувств, красивый пейзаж — слезы умиления, неприятность — устойчивое тревожное состояние. Под напором наглеца вы из лирика превращаетесь в слабохарактерного, нерешительного человека: начинаете его вяло, невнятно уговаривать, потихоньку уступаете, вполне можете стать соглашателем.
Вы весьма снисходительны в своих мнениях и оценках: легко восторгаетесь любыми, даже весьма посредственными результатами труда малышки (ее рисунки всегда восхитительны, шутки — умны, поделки — изобретательны). Нетребовательность управляет становлением девочки, которая привыкает все делать кое-как, без выкладки. Хотя внешне она заимствовала вашу приветливость, внутренне, как и вы, нелегко сходится с людьми, редко находит с ними взаимопонимание, всегда оказывается под влиянием более сильного, легко увлекается и быстро остывает. Диапазон ее переживаний широк, но их интенсивность и устойчивость низки.
Вот и подошла к концу своеобразная ролевая игра, позволившая нам не только развлечься, но и подвергнуть себя испытанию на зоркость, самокритичность, смелость.
...По непреложному закону природы, самых-самых, т.е. наиболее одаренных, гениальных, талантливых по большому счету, немного, вернее сказать, мало, как и мало представителей и другой крайности — совершенно бездарных, неспособных. Большинство же нас, смертных, относится к так называемым средним, т.е. обыкновенным. невыдающимся, просто нормальным: не красавцам, но и не уродам, в меру умным, достаточно умелым, вполне удачливым. И ничего оскорбительного в этом факте нет! Это природа мудро соблюдает баланс, ратует за спокойное развитие человечества. Ведь представители "крайних" групп, т.е. самые гениальные и самые бездарные, наиболее уязвимы. Так называемое "среднее большинство" — это ее опора и надежда, обеспечивающая стабильность.
На нас, нормальных, обыкновенных, держится жизнь. Мы — ее стержень и основа.
Но нормальный — вовсе не значит такой же, как все. Нашему обществу, как никогда, нужны сейчас индивидуальности.
Учить и воспитать всех сразу нельзя. Ювелирная работа по созданию личности требует от взрослого индивидуального подхода. Толь-
ко так можно вырастить человека "высокой пробы". Серийное производство в воспитании себя не оправдало.
Природой человеку предопределена наивысшая обучаемость именно в начале его жизненного пути, т.е. в детские годы. Вот почему так важно, чтобы развитие ребенка проходило в оптимальных условиях. Примерно к девяти годам интеллект человека сформировануже на 90%.
Если ребенок не встретит своего Учителя (им может быть не только педагог, но и кто-то из родителей), его способности утекут в песок повседневности и рутины. Это истина первая.
Истина вторая; условия жизни, которые обеспечивают ребенку родители, сами по себе еще не определяют его развития.
Хорошие условия жизни — не только красивое и удобное жилище, вкусная и калорийная пища, наличие дорогих игрушек и пр.
Вопрос нужно ставить так; способствуют или препятствуют условия жизни развитию возможностей ребенка, содействует ли семья тому, чтобы рос жизнеспособный, оптимистический, коммуникабельный человек со своим "ядром" или же поставляет неприспособленных к жизни неудачников, пессимистов, склонных к компромиссам. За родительскую слепоту, глухоту и безответственность всегда расплачиваются дети — своим физическим и психическим здоровьем, своей судьбой.
Теперь о третьем моменте. Нужен социальный заказ именно на такую личность. Есть ли он сегодня? К счастью, да.
Вернемся к первому моменту!
О "неблагоприятных" условиях. Вот наиболее характерные из них:
игнорирование детской индивидуальности, нивелирование в ребенке непривычного, непонятного, не совпадающего с родительской точкой зрения, приводящее к выхолащиванию самобытного начала;
авторитарность как норма, исключающая возможность проявлять независимость и инициативу;
унижение личности — физические наказания, грубость взрослых, отсутствие настоящей заботы о ребенке, приводящие к появлению у него чувства незащищенности, неуверенности, собственной ненужности;
захваливание малыша, окружение его излишней опекой близких взрослых, ограничение связей с окружающими людьми.
...Плач — свидетельство наших родительских ошибок. Если мы справедливы и внимательны к ребенку (при всей своей требовательности к нему), он не должен плакать.
Плач от обиды, непонимания, унижения, протеста, каприза лишь истощает. Он убавляет в ребенке силы.
Вначале не придавайте плачу (если он капризный, требовательный, демонстративный) особого внимания. Но и не игнорируйте плачущего — это оскорбительно!
Если при вашем выходе из комнаты (после неудавшихся попыток успокоить плачущего) плач прекращается, можете быть уверены — плач был для вас.
Материнская опека, тревожность, излишняя забота приводят к ослаблению воли у будущего мужчины, к его инфантильности, к эмоциональной неустойчивости. Есть опасность, что в подобных случаях у малыша формируется неоправданное внимание к собственной персоне, озабоченность своим здоровьем, ипохондричность.
И только сам ребенок своей активностью, целеустремленностью, заинтересованностью создает реальные условия для продвижения, превращает возможность в действительность.
Ничего, что пока его поступь неуверенна и нестабильна. Важно, что старт взят, Он ведет к финишу под названием Судьба.
Физическая развитость ребенка — фундамент всего "здания".
Остановимся на таком распространенном нынче понятии,как акселерат.
Сегодня подчас приходится слышать рассуждения и об ускоренном умственном развитии наших малышей, однако мы склонны считать, что в этих случаях понятие "осведомленность" путают с понятием "умственная развитость".
Бесспорно то, что в процессе акселерации возросли силовые возможности наших детей. И это факт отрадный. Однако нередко наблюдается диспропорция развития, в результате чего повышается утомляемость малышей. Наиболее ощутимым это будет в подростковом возрасте, когда станет особенно очевидным, что внутренние органы не поспевают за развитием внешней оболочки.
Психика в разные временные промежутки проходит различные "состояния" в своем развитии. В определенном смысле серединой пути психического развития человека от момента его рождения до зрелого возраста являются три года.
Очень важно помочь ребенку, поскольку не только нам, но и ему самому с собой бывает нелегко: нарушается психическое равновесие, настроение и поведение неустойчивы, снижается работоспособность, свертываются интересы, действия приобретают оппозиционный характер. Корить за это, во-первых, неэффективно (слова неудовольствия вряд ли отобьют охоту у малыша вести себя плохо) и, во-вторых, несправедливо — ребенок становится трудным из-за того, что родительские воздействия не поспевают за быстрыми изменениями его личности (т.е. чем напористее мы стремимся заставить его слушаться, беспрекословно подчиняться, тем интенсивнее его сопротивление взрослому. И прекрасно! Если бы ребенок оказался мягкотелым, ему бы не отстоять свое Я в ежедневном противоборстве). Так что лучше отказаться от этого противоборства. На смену конфронтации должны прийти наше терпение, мудрость и самокритичность.
Если мы действительно хотим, чтобы наш сын (дочь) реализовал себя, следует уже в детские годы упражнять его тело, мозг, душу, добиваясь как минимум удовлетворительных показателей его возрастного физического, психического и социального развития.
В природе не существует хороших и плохих типов нервной системы. Запомните это, дорогие родители, и никогда не корите природу!
Холерики и меланхолики живут в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью. Среди них большинство
музыкантов, художников, писателей. Сангвиники и флегматики чаще всего мыслители.
Ребенок любого типа наделен как положительными, так и отрицательными предпосылками.
К положительным следует отнести: активность, энергичность, пристрастие холерика; подвижность, оптимизм, работоспособность сангвиника; спокойствие, сдержанность, рассудительность флегматика;
отзывчивость, глубину и стойкость чувств меланхолика.
Отрицательными можно считать: несдержанность, резкость, неустойчивость холерика; легкомысленность, поверхностность, зависимость от интереса сангвиника; безразличие, вялость флегматика;
чрезмерную тревожность, неуверенность, боязнь нового меланхолика.
Больших успехов может достичь ребенок с любым темпераментом. Различия выступят не в результативной стороне, а в индивидуальном стиле его деятельности. Поэтому лучше не корить, не ломать природу, не обижаться на нее, а считаться с ней!
Согласимся с тем, что генов гуманизма, трудолюбия, настойчивости, стяжательства, преступности нет. Есть лишь определенные природой особенности, которые, преломляясь через те или иные условия, могут либо способствовать раскрытию лучших сил человека, либо, наоборот, тормозить их.
Холерик с отвратительным характером может ставить в жизни высокие цели и добиватьсяих нравственными средствами, а спокойный и рассудительный сангвиник — сомнительные или просто низкие и нисколько при этом не брезговать любыми средствами.
Способности — совсем не привилегия немногих, исключительных детей. Природа наделила каждое человеческое существо удивительной способностью — широкой компенсацией одних свойств другими.
Всегда ли судьба маленьких "вундеркиндов" складывается удачно? Бывает, что блеск ранних достижений оказывается недолговечным и впоследствии не подтверждается.
Самый благоприятный путь развития не в том, чтобы малыш максимально быстро прошел все периоды детства и как можно скорее стал маленьким взрослым, а в том, чтобы он наиболее полно прожил каждый отрезок времени, освоил и воплотил все характерные для него особенности и черты.
Часто родители, обнаруживая у сына или дочери какие-то способности, привлекают к этому факту внимание окружающих и самого ребенка. Так делать не стоит! Во-первых, потому, что излишний ажиотаж не помогает продвижению ребенка. Во-вторых, возведение в культ способностей малыша может привести к развитию у него завышенной самооценки, которая в будущем окажется помехой в жизненном самоопределении.
Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам. Они — объяснение легкости и быстротыих приобретения.
Какие же черты ума характеризуют развитого ребенка? Назовем наиболее значимые из них:
охват целого при одновременном внимании к деталям;
способность находить быстрое решение, исследовательская активность;
способность осуществлять оценочную деятельность.
Любопытно, что мышление способного ребенка совмещает в себе, казалось бы, противоположные качества — быстроту и неторопливость, осторожность и смелость, гибкость и устойчивость.
Вообще нужно сказать, что способного ребенка отличает высокая жизнеспособность. Вероятно, сама природа позаботилась о том, чтобы талант не пропал, чтобы достаточно долго ему была предоставлена возможность проявить свой дар, выразить свою необыкновенную, непохожую на других сущность. Так природа как бы "страхует" то, что является редкостью, чем нужно дорожить.
Есть и еще одна особенность, присущая большинству детей с высокими способностями, — высокая работоспособность, обостренная потребность в деятельности, в умственном напряжении. Хотя все маленькие дети деятельны, однако индивидуальные различия в склонности к умственному напряжению велики.
Следует быть особенно осторожным в требованиях к маленькому ребенку. Даже очень способному. Почему? Известный украинский психолог Г.С. Костюк говорил, что ни один человек не должен функционировать на максимуме. [Смешными выглядят яростные попытки немалой части родителей заменить истинные способности своих чад тасканиемих по "элитарным" кружкам, группам. Особенно смешно это сейчас, в условиях добротного хозрасчета: ну, кончил на год раньше школу, ну, попал в "престижный" вуз, ну, кончил его с красным или там розовым дипломом, но ведь сколько сейчас таких отличников с высокими претензиями болтается в рядах безработных или в НИИ на третьестепенных ролях и окладах!]
Искусственный перевод ребенка с оптимального режима на большое число "оборотов" чреват неприятностями: сверхзанятость, перегрузка могут с годами опустошить человека, истощить его ресурсы, отгородить от внешнего мира невидимой стеной.
А вот одаренным мальчикам или девочкам очень нужны помощь, поддержка, внимание авторитетных взрослых. Они очень чувствительны к позитивным и негативным оценкам, зависимы от руководства, очень рассчитывают на то, что их заметят. Одаренные дети боятся дискриминации, уповают на понимание и содействие родителей и учителей.
Все ли мы всерьез относимся к детским желаниям?
Маленькие дети все время чего-то хотят, требуют, на чем-то настаивают, а если мы противимся их желаниям — капризничают, выражают неудовольствие. Что-то (чаще всего многое!) кажется нам странным, лишним, преждевременным, опасным, хлопотным, и мы, не особенно задумываясь над тем, что, в какой степени и почему движет растущей личностью, на всякий случай перекрываем ей возможность внедряться туда, куда ей вздумается. Безусловно, хаос движений, бездумность действий приветствовать не стоит. И все же непозволительно во имя своего покоя прерывать любые попытки ребенка достичь желаемого: спровоцированное взрослыми бездействие, укрощенная
активность, загнанное вовнутрь желание, нереализованная потребность тормозят развитие личности дошкольников и младших школьников.
Недоразвитие познавательного стремления сына или дочери может стать основойих умственного недоразвития.
Теперь о следующей группе потребностей — потребности в "эмоциональном созвучии" с людьми.
Эмоциональное созвучие — своеобразный "предохранитель", защищающий растущее существо от эгоизма.
Подчас родители и другие родственники окружают ребенка чрезмерной любовью, постоянно стремятся быть у него на виду, помочь, подстраховать, сделать что-то приятное. В таких условиях у младенца не формируются механизмы, позволяющие ему осуществлять эмоциональный контакт с ними: потребность в нем просто не конкретизируется, ребенок не ищет контакта с этими взрослыми. У него проявляются такие черты, как холодность, эгоизм, неумение отзываться на состояние другого. Пресыщенность не позволяет ребенку почувствовать потребность в других по-настоящему.
С первых лет жизни нужно позаботиться о том, чтобы активность развлекательного типа не заменяла ребенку его реальной активности — производительной, исследовательской. Уже в первом десятилетии жизни должно прийти чувство осмысленности своих действий. Любых. В самых разных сферах деятельности. Хорошо, если развитие разносторонне. Излишне ранняя специализация может нарушить общее приспособление ребенка. Пусть он по возможности усвоит:
смысл любой деятельности в ее целенаправленности, в достижении определенного полезного результата. Плохо, если он научится удовлетворяться одной лишь процессуальной ее стороной, будет действовать во имя самого действия, чтобы просто быть чем-то занятым, все равно чем. Кстати говоря, малыш боится темной комнаты не потому, что она темная и, как думают многие мамы, поэтому страшная. Просто темнота мешает воспринимать ее во всех привычных маленькому человечку деталях...
...После десяти лет у многих мальчиков и девочек возникают вопросы: "Кто я такой?", "Что могу?", "Какова цель моей жизни?"
Если подростку уже двенадцать—четырнадцать и его совершенно не заботит, есть ли у него в жизни какая-нибудь высокая цель, значит, он отстает в своем развитии.
Несоразмерность множества желаний с ограниченными возможностями ребенка нередко вызывает у него неудовольствие. Ребенок требует, командует, плачет. Как тут быть?
Есть смысл взять на вооружение следующее правило: взрослый не должен исполнять ни одного желания маленького ребенка лишь на том основании, что он этого хочет. Даже если желание вашего сынишки правомерно, вытекает из естественной потребности, его следует выполнять не тогда, когда ребенок требовательно высказал вам свое желание, а в другой момент. Пусть с детских лет сын или дочь запомнят, что требовательный, властный тон не приводит к исполнению желания.
Не старайтесь исполнять все без исключения просьбы малышей. Так у них (заметьте, с вашей помощью!) может развиться попрошайничество, назойливость, лесть. Конечно, регулировать детские потребности нелегко, но необходимо. При этом обращайте, пожалуйста, внимание как на количество потребностей своего малыша, так и на их качественные характеристики. Что же при этом особенно важно?
Не должно нарушаться соотношение между желаниями и возможностями ребенка, иначе взрослый превратится в слугу, опекуна своего малыша, будет вместо него реализовать задуманное. Какие потребности ребенка следует поощрять? Те, удовлетворение которых способствует его развитию, — потребность в труде, образовании, принесении пользы другим. Плохо, если с детства малыш усвоит, что главными являются потребности в пище, отдыхе, развлечениях и только.
Чтобы завтра наши сынишка или дочка оказались жизнеспособными и оптимистичными людьми, мы уже сегодня должны позаботиться об их высоких мыслях и чувствах. Много лет тому назад великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал об этом вещие слова: самый хороший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а самый плохой — чужими мыслями и своими чувствами...
Кто он такой, наш малыш? Умеет ли ладить с людьми?
Как оценить меру его нравственного достоинства? Попытаемся для начала выяснить для себя главное: что предпочитает растущая личность — принимать позу или занимать позицию?
Будущая нравственная или безнравственная позиция человека с чего-то в детстве начинается. Возможно, с привычки к позе — притворству, неискреннему поведению, с желания выдавать одно за другое. Или с безобидных компромиссов со всеми и всегда. А может быть, и с тенденции от всего уклоняться, не брать на себя лишнего, уходить от споров.
Отношение к труду окажется показателем меры его трудолюбия, к людям — меры его человеколюбия, к себе — меры его самолюбия. Все вместе это и позволит определить меру нравственного достоинства самого родного существа.
Стремится ли он сделать как можно больше или же ограничивается минимумом, способен ли отказаться от удовольствия в пользу дела? Проследите, может ли сын или дочь по своей инициативе проверить качество выполненной работы, внести в нее, если надо, исправления, а то и переделать заново? Умеет ли ребенок браться за дело добровольно и оптимистично или же всегда воспринимает его только как принуждение, идущее от взрослого? Все это расскажет вам о его трудолюбии.
Помните: самоограничение — свидетельство неполной отдачи.
О степени человеколюбия сына или дочери вы сможете судить на основании того, как они относятся к окружающим людям — взрослым, ровесникам, тем, кто младше их, к родным (близким и посторонним). Способен ли он по своему почину поделиться с товарищами игрушками, школьными принадлежностями? Часто ли приходит на помощь друзьям, попавшим в нелегкое положение? Может ли он (и
по отношению к кому именно) проявить сочувствие? Проявляет ли тактичность и уважительность по отношению к малознакомым или чужим людям?
О мере самолюбия ребенка можно сделать вывод на основании того. относится ли к себе маленький человек с уважением или же это не имеет для него еще существенного значения, радуется ли сам результатам своего труда или ориентируется только на похвалу.
Непозволительно всю жизнь делать выбор за своего ребенка! Ведь с годами у него может атрофироваться сама потребность (не говоря уже об умении) реализовать себя по собственному разумению. К тому же, лишая малыша возможности проявить, испытать себя, мы растим его в незнании и неопытности.
Задача взрослых — почаще предъявлять ему набор альтернатив.
Сущность, содержание и форма позиции, которую занял ребенок в детстве, меняются редко! Маленький эгоист редко превращается во взрослого альтруиста. Начинающий созерцатель почти никогда не становится активным деятелем.
Рассмотрим четыре типа позиций, характерных для детей в возрасте шести—десяти лет.
Первый тип позиции — созидательная. Она характерна для детей деятельных, активно "строящих" любую деятельность. Основной, ведущий тезис этих девочек и мальчиков: "Если не я, то кто же?" Они никогда не остаются в стороне от общих дел семьи, группы, класса. Им до всего есть дело. Они очень заинтересованные, оптимистичные люди. Выполняя любую работу, стремятся добиться достойного результата (по количественным и качественным показателям). Наиболее значимы для них мотивы самоутверждения и общественной значимости выполняемого дела. Их характеризует сознательное отношение ко всему вокруг, слова и поступки у них всегда совпадают. Это инициативные дети, выдумщики, творцы. Они уважительно относятся к людям, умеют строить с ними положительные взаимоотношения. Способны объективно оценить сделанное. Не только критичны, но и самокритичны. Способны, не дожидаясь подсказки, добровольно взяться за дело. Из двух заданий всегда выбирают более сложное. Склонны к риску. Умеют вырабатывать собственное суждение и отстаивать его в споре с другими. Главное для них — истина, справедливость. Ее добиваются всегда. Успех связывают не столько с оценочными суждениями авторитетных взрослых, сколько с реальными характеристиками своего достижения.
Второй тип позиции — агрессивная. Она характерна для активных, но эгоистичных детей, видящих себя в центре любых событий. Основной их жизненный тезис: "Я, а не ты". Это "престижные" девочки и мальчики, стремящиеся любыми средствами заслужить одобрение и высокую оценку авторитетного взрослого. Склонные к демонстративному поведению. Главное для них — "показать себя", даже ценой унижения другого. В целом достаточно успешны и сознательны, однако частоих побуждения не совпадают с действиями (говорят одно, делают другое). Инициативны, но активность эта малопродуктивна из-за агрессивности, т.е. носит деструктивный характер. Большие
спорщики. Отличаются пренебрежительным, снисходительным отношением к тем, кто слабееих.
Спорят, чтобы продемонстрировать себя группе. Не склонны считаться с мнением других.
Третий тип позиции — созерцательная. Она характерна для дошкольников и младших школьников, предпочитающих оставаться в стороне от активных действий. Их тезис: "Ты, а не я". Любят спокойное существование, размеренность. Достаточно консервативны. Стремятся ценой минимальных усилий выполнить требуемый взрослыми минимум.
Это преимущественно дети-индивидуалисты с неразвитым чувством коллективизма. Способны объективно оценить сделанное, однако более критичны, чем самокритичны.
Четвертый тип позиции — конформистская. Что характерно для этих детей? Подчинение другим, "растворение" в тех, кто сильнее, своеобразное самоустранение, стремление не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи — плохой оценки, наказания взрослых, сложных испытаний.
К такому же, как и они сами, слабому партнеру по деятельности проявляют агрессивность, к более сильному — подобострастие. Предпочитают простые задания, за сложные не берутся, чтобы не рисковать.
Определяя нравственное лицо своего ребенка, основное внимание сосредоточьте на том, насколько развито у него отношение к труду, другим людям, к себе самому. Помните: когда мы говорим о нравственном поведении, мы обязательно должны иметь в виду лишь действие, совершаемое в чью-то пользу, возможно, даже в ущерб себе. Как только вы поймете, что внешне привлекательный поступок совершен из эгоистичных соображений, из какого-то расчета, признайтесь себе: ни о какой нравственности в данном случае речь не идет!
Каких же детей в данном возрасте больше всего? Увы, "созидателями" являются лишь наиболее самостоятельные мальчики и девочки, а таких лишь около 20%.
...И дошкольник, и младший школьник — существа эмоциональные, остро переживающие радость и горе. Как же помочь чувствам ребенка, его трепещущему сердечку?
Если вы думаете, что панацеей будет заласкивание малыша дома (некоторые стараются как бы компенсировать недостающее в яслях, детском саду и школе тепло чрезмерной лаской дома), вы глубоко ошибаетесь.
Если стиль взаимоотношений родителей с детьми обычно ровный, спокойный, а любовь и нежность соединяются с требовательностью и последовательностью, ребенку нетрудно привыкнуть к близкой манере общения с ним воспитателя или учителя.
...Место ребенка в родном доме определяется типом семьи. Кто он для нас: чудо, самое неповторимое и дорогое в мире? Смысл существования? Просто продолжатель рода? "Наживка" для того, чтобы Удержать мужа? Ребенок, как у всех? Обуза?
...Призывая к агрессивности, "заботливые" родители рассуждают приблизительно так: "Впереди у сына нелегкая жизнь, а жизнь — это борьба. И здесь требуется умение работать локтями". Но о борьбе с чем и против кого идет речь? Да и можно ли считать такой способ самоутверждения приемлемым для жизни среди людей? Жаль, что система воспитания, основанная на уважении к личности любого человека, кажется таким родителям слишком сложной и ненадежной.
Безусловно, мужество, храбрость, сила — очень важные для мальчика качества. Но без человечности, высокой духовности, открытости людям они мало что дают. По мере взросления ребенка они будут лишь деформировать его личность, приобретут характер агрессивности, превратят подросшего мальчишку в грубияна и драчуна, пробивающего себе путь кулаками. Таких детей сверстники не любят. Вот и выходит, что своей неумелой наукой родители программируют на будущее либо полную изоляцию сына, либо его склонность объединяться в небольшие группы с себе подобными.
Мы не можем заставить воспитателя или учителя полюбить нашего ребенка. Но нам вполне по силам способствовать этому! Для этого надо растить детей приятными, симпатичными другим людям! Нахал, грубиян, забияка, неряха, "глухой" к замечаниям, неуравновешенный, плакса, жадина, высокомерный, неумелый ребенок не может вызвать симпатию!
...Начнем с совета учить ребенка изъясняться, четко выражать свои желания. Вот несколько основных требований к речи дошкольника и младшего школьника. Она должна быть:
понятной — правильной по произношению, четко и доступно излагать основные мысли;
выразительной — соответствовать эмоциональному состоянию говорящего, отражать его;
уважительной — выражать симпатию, участие, признание достоинств адресата;
культурной — спокойной, без выкриков, грубостей, оскорбительных и жаргонных слов;
грамотной — правильно сконструированной, без ошибок.
Ребенок должен уметь устанавливать контакты с другими людьми. Дошкольник и младший школьник должны уметь проявлять:
1) свою индивидуальность (и в то же время иметь развитое чувство долга, быть со сверстниками вместе, а не рядом или над ними);
2) открытость к людям, доверие к ним, доброжелательность не только к знакомым, но и к незнакомым;
3) готовность к личностному и деловому общению со взрослыми и сверстниками;
4) инициативу в общении с окружающими, способность выражать свою заинтересованность в контакте;
5) отзывчивость, положительный отклик на чью-то инициативу. Ребенок дошкольного возраста должен уметь:
1) выполнять обязательные для всех правила игры;
2) по мере необходимости подчиняться и командовать;
3) договариваться с участниками общей игры: вносить свои предложения, обосновыватьих целесообразность, доказывать правомерность;
4) уступать — проявлять гибкость, принимать доводы сверстников, взрослых, соглашаться со здравым требованием, подчиняться объективной необходимости;
5) делиться с другими игрушками, различными атрибутами, книжками, не дожидаясь побуждений взрослого и не рассчитывая на его похвалу;
6) выражать сочувствие товарищам, которые проиграли, упали, оступились... Не злорадствовать, не хвастать своим выигрышем или успехом.
Не секрет, что порой из семьи ребенок выходит воспитанным лучше, чем из детского сада или школы. И тогда родителям приходится задумываться над тем, как воспитывать ребенка дальше, чтобы он оказался жизнеспособным, сумел в далеко не идеальных условиях не просто существовать, но и развиваться. Что можно посоветовать? Конечно же, не потакать формированию в сыне или дочке нежелательных качеств — грубости, бесцеремонности и т.д. В этом случае, по-видимому, придется приложить еще больше усилий, чтобы развить в ребенке умение свободно мыслить, здраво рассуждать, проявлять выдержку, действовать только достойными способами. Белой вороне всегда трудно. Но не станем же мы добавлять искусственно серые и черные тона в ее окраску, чтобы она не отличалась от всех вокруг?! [Увы, придется признать, что проблема существования белых ворон (среди темных), да и вообще людей с тонкими чувствами, подвижным умом, лабильных и нестандартных личностей, детей в том числе, среди коллективов с преимущественно дебильными типами раскрыта здесь явно недостаточно. Хотя для растущих и уже состоявшихся личностей она всегда останется непростой. Жить двойной жизнью? Искать или формировать другую микросреду? Перевоспитывать? Тянуть за уши? Уход, "эмиграция"? Все это не то, не то...]
...Способность близких взрослых относиться к собственному чаду не только с точки зрения заинтересованного лица, а по возможности объективно... Что тут можно посоветовать? Попробуем для начала отказаться от безраздельного приручения к себе родного существа. Почему это необходимо? Потому что ребенок, всецело принадлежащий маме (и в год, и в семь, и в пятнадцать...), зависящий лишь от ее советов и предписаний, вырастает в определенном смысле закрепощенным, с ограниченным диапазоном направленности на других людей. Казалось бы, материнская любовь обогащает растущую личность, греет ее и защищает. Это так, но все же... Чрезмерная любовь матери к ребенку, любовь "для себя", может стать своеобразным "канатом", связывающим чувства сына или дочери к окружающим. Ребенок вырастает как бы не нуждающимся в чьей-то любви и привязанности. Так что чрезмерная любовь близких помимо добра несет растущей личности и элементы зла: ребенок привыкает любить "для себя", начинает требовать полной отдачи в ответ на свою привязанность, считает, что за его любовь ему обязаны платить тем же.
К сожалению, мы стали все чаще ориентироваться в воспитании на узкосемейные интересы.
Если раньше большинство семей независимо от положения и достатка ратовали за то, чтобы дети протаптывали себе дорогу в жизни с помощью знаний, талантов, собственного труда, то теперь они чаще всего надежно спрятаны за нашей спиной, охраняемые от шишек и неурядиц. Когда-то главной семейной наукой было научить жить достойно. Теперь все чаще — лишь бы достичь цели любой ценой.
Кого мы хотим вырастить из своего ребенка? Ответ на этот вопрос определяет выбор тех или иных средств воздействия на растущую личность. Признаем, что честно ответить на него не так уж просто. На первый взгляд растить "действующее лицо" почетнее, чем "исполнителя". Но при близком рассмотрении оказывается, что дело это хлопотное: инициативный, творческий, независимый ребенок заставляет взрослых все время быть начеку, находиться в состоянии активной работы ума и рук. К тому же яркая личность — это всегда характер, не терпящий бездумного исполнительства и подавления инициативы, восстающий против авторитарных методов. Ведь по своей сущности он не отражатель, а созидатель. У каждого ли взрослого достанет сил ежедневно терпеть независимость сына или дочери?
Но не может быть здоровым общество, состоящее только из послушных! Оно остановилось бы в своем развитии. Лелея послушание как наивысшую добродетель, игнорируя и изживая самостоятельность ребенка, мы рубим сук, на котором сидим: не может быть надежной поросль, вскормленная предписаниями, готовыми рецептами. Результатом такой стратегии может явиться лишь продуцирова-ние лицемеров, эгоистов, приспособленцев, ратующих за тихую, спокойную жизнь для себя.
Конформизм, или приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, чаще всего сочетается:
с недостаточно развитым интеллектом, негибкостью мыслительных процессов, бедностью идей;
со слабым характером, низкой способностью владеть собой в напряженных условиях, со скованностью и беспокойством;
с привычкой к неудачам, отсутствием веры в себя, с нереалистичными и поверхностными представлениями о себе;
с повышенной озабоченностью мнением о себе других людей, внушаемостью, пассивностью, недоверчивостью, настороженностью;
с тяготением к морализированию, поучениям, с нетерпимостью ко всему, что кажется отклонением от нормы, с авторитарностью, догматизмом, стереотипностью мышления.
Так стоит ли множить, тиражировать конформистов, усиливать приспособленческое начало в растущем существе? Полагаем, что ответ напрашивается сам собой: не стоит, поскольку конформизм влечет за собой низкие жизнеспособность, оптимизм и открытость миру.
Вряд ли существует в растущем человеке что-то более ценное, чем самостоятельность.
Мы за развитие инициативного, независимого начала в растущем человеке, но начала продуктивного, а не провозглашаемого, естественного, а не демонстративного.
Мы подчеркнули этот момент не случайно для того возрастного периода, о котором мы говорим, — три и шесть—десять лет.
Индивидуализм — порождение неправильного воспитания. Чтобы изжить его, следует включить ребенка в систему требований, близкую большинству его сверстников: он должен иметь трудовые поручения по дому, заботиться о других, учиться отказываться от удовольствий в пользу долга.
При всей распространенности понятия "самостоятельность" его содержание разные люди трактуют по-разному. Какие же черты, на наш взгляд, нужно прививать подрастающему человеку, чтобы он вырос самостоятельным? Речь идет прежде всего о таких качествах, как:
независимость, т.е. способность без прямого руководства и помощи, своими собственными силами достичь поставленной цели;
инициативность, т.е. готовность реализовать собственный почин, свою идею, намерение, план;
творчество, т.е. умение проявлять выдумку, желание выполнить работу по-своему, стремление к рационализаторству;
критичность, т.е. способность анализировать ситуацию или продукт труда с целью датьим собственную оценку, выделить достоинства и недостатки.
Есть одно неукоснительное правило: если мы хотим воспитать своего ребенка самостоятельным, мы должны предоставлять ему возможность проявлять это качество!
Радуют ли нас самостоятельностью сегодняшние шести-десятилет-ние мальчики и девочки? Признаем, что оснований для оптимизма маловато: лишь около 20—30% дошкольников и младших школьников способны на соответствующем возрасту высоком уровне проявить независимость, инициативу, творчество и критичность.
Теперь от слов перейдем к делу, обеспечив их единство. С чего начать? С подбора заданий.
Полезны задания, которые требуют умения сравнивать (предметы, образы, знаки, слова, героев); анализировать (расчленять, классифицировать по категориям, устанавливать всевозможные связи и зависимости); конструировать (превращать равенство в неравенство, и наоборот, применять разные способы решения одной и той же задачи);
обосновывать выполняемые действия; проверять способы и результаты решения; приводить доводы в их защиту.
Чтобы результат был воспитывающим, а не развращающим, ребенок должен сознательно относиться не просто к тому, что получилось в конце его работы, а ко всему процессу ее выполнения — от начала и до конца. Что это значит? Это значит, что ваш сын или дочь, приступая к выполнению любого задания, должны:
понимать содержание того, что выполняют;
осознавать цель деятельности;
предвидеть и предчувствовать ее прямыеи косвенные результаты;
оценивать достижение с точки зрения нравственных норм.
Правильно воспитывает лишь достойный результат, в котором объективные (количество, качество, правильность) и субъективные (вложенный в работу труд ребенка) характеристики соответствуют высоким нравственным образцам.
По мнению известного советского психолога Ш.А. Амонашвили, "деятельность, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и поэтому мотивирующей своей основы".
Самостоятельный ребенок — человек любознательный, удивляющийся с широко открытыми навстречу новому глазами, стремящийся к истине, предпочитающий сложное простому, с определенным кругом интересов, с умением концентрировать свое внимание на главном, способный к догадкам, умеющий выдвигать версии, склонный к логическим рассуждениям, творческий, способный приводить доводы, отстаивать свою точку зрения, ориентирующийся в новых условиях. Вырастить ребенка самостоятельным — значит запрограммировать его на счастье, на высокую жизнеспособность и радость существования. А кто из нас не хочет видеть счастливым самое родное в мире существо?
Самостояние (самостоятельность как деяние!), по словам великого русского поэта А.С. Пушкина, — залог величия человека, это ощущениеим себя как единицы, как продолжателя своего рода, как существа, ответственного за свою честь. Только самостоятельный человек может состояться как личность, реализовать свои потенциальные возможности.
Способным к самоуважению может быть только самостоятельный человек!
Попытаемся выразить самоуважение в виде формулы:
Самоуважение - Успех (реальные достижения)
v^uMUrDuJi^dmc — т-г / ^. •
Притязания (желаемые достижения)
Из представленной формулы следует: чем выше притязания сына или дочери, тем большими должны бытьих достижения, чтобы они чувствовали себя удовлетворенными, испытывали самоуважение.
Высокое или низкое, адекватное или неадекватное самоуважение определяет общий тонус, состояние, настроение, планы, активность маленького человека. Пониженное самоуважение делает поведение и деятельность болезненными, неустойчивыми, нередко провоцирует ложное поведение.
[Повышенное, продолжим мысль автора, — залог счастья. Но оказывается, что счастливым проще всего стать, понижая знаменатель, уменьшая свои амбиции, притязания. Поэтому вполне счастливыми себя могут чувствовать и те, кто копошится в своем бесконечно малом мирке. Именно по этому пути вынужденно прошло большинство из нас. И самыми счастливыми оказались те, кто о большом мире даже не догадывается, — безнадежные дураки и мещане. Настоящая личность всегда в чем-то несчастна, ибо ее планы всегда шире возможностей их осуществления.]
Воинствующее отношение к абстрактному злу или проступку непродуктивно. Оно лишь порождает обезличенные, холодные, регистрирующие "правильные" мысли, лишенные переживаний. А это чревато тем, что из родного чада может с годами вырасти рафинированный "плюмбум", вроде бы справедливый, даже возводящий эту добродетель в абсолют, но при этом безжалостный, холодный, расчетливый и эгоистичный. Очень плохо, если маленький ребенок растет в сознании злорадного превосходства над теми, кого обделила природа, к кому немилостивыми оказались жизненные обстоятельства.
Ребенок должен ощущать полифонию, свое созвучие с окружающими, нуждаться в других людях, радоваться возможности расширять их круг, чувствовать свою сопричастность. Только так он может стать культурным, великодушным и счастливым человеком, умеющим быть с людьми не рядом, а вместе, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свои особенности, свое собственное лицо.
Растите счастливого человека! Такого, который в будущем сумеет создать собственными руками среду, благоприятную для его развития! Счастье — это не достигнутый предел, это процесс достижения одних целей и постановка других. Невозможно достигнуть абсолютного совершенства..Всегда остается неограниченный простор для непрерывного совершенствования. Непрерывное совершенствование — единственно неизменный принцип поведения!
[Очень хотелось бы верить в реальность этих высоких принципов для наших условий, в наше время. Ведь без такой веры нельзя надеяться хотя бы в следующем столетии вырваться из той жуткой ямы, в которой мы оказались, и увидеть свет в конце туннеля — свет будущего, которое предначертано России великими прорицателями.]