ГазманО.С. ГУМАНИЗМ И СВОБОДА

/(Из кн. "Гуманизация воспитания в современных условиях")

--Гуманизм как философское направление и как общественное дви­жение, рожденное западной цивилизацией, оказывает все возрастаю­щее влияние на современный мир. :

Многие выдающиеся мыслители XIX—XX столетий: К. Маркс, 3. Фрейд, Ж.П. Сартр, А. Камю, Б. Рассел, Дж. Дьюи, Сидней Хук и возглавляемые ими научные направления марксизма, экзистенциа­лизма, прагматизма, натурализма, позитивизма, феноменологии, сво­боды воли относили себя к ваятелям гуманистической идеи.

Философские, конкретно-научные и религиозные школы, относя­щие себя к гуманистическим, несмотря на существенные различия, солидаризируются в одном: вслед за греческим философом Протаго-ром они полагают человека "мерилом всех вещей" и утверждают, что максимальная реализация человеческой природы, вера в его разум, способности и творческие возможности составляют суть историчес­кого оптимизма и социального прогресса.

Философский термин "гуманизм" ввел в интеллектуальный обиход в 1822 г. немецкий педагог (а не философ!) Ф. Хитхаммер. До этого использовался термин "гуманист".

У Гуманизм (eT-flai^huraamts;) означает мировоззренческую систему, признающую человека как высшую ценность, утверждающую его право на свободу, счастье, развитие. Гуманизм выдвигает в качестве критерия оценки деятельности государства и всех его социальных ин­ститутов благо человека, а принципы равенства, справедливости, со­трудничества, милосердия и любви провозглашает желаемой нормой отношений между людьми.

Для современного, так называемого нового гуманизма, активно за­явившего о себе во второй половине XX в., особенно характерно плюралистическое понимание социального устройства жизни и чело­века как "особости", индивидуальности, обладающей правом на ин­теллектуальную и экономическую свободу, моральную автономию, социальную суверенность. При этом, однако, гуманистический взгляд на человека не отрицает, а предполагает наличие у него социальной, этической и индивидуальной ответственности за принимаемые им ре­шения.

Гуманистическое мировоззрение, на наш взгляд, в практической жизни реализуется на трех уровнях.

Макроуровень предполагает определенную политику государства по отношению к своим гражданам. Эта политика выражается в гаран­тии прав и свобод человека, в экономической поддержке (патерна­лизм) социально незащищенных слоев населения (в том числе детей). Мезоуровень гуманизма проявляется в оздоровительных, жилищных, образовательных и др. гуманитарно ориентированных программах, создающихся в рамках ведомств (министерств), социальных институ­тов, отдельных учреждений и организаций, благотворительных об­ществ и пр. Микроуровень гуманизма характеризует непосредствен­ные контактные отношения между людьми, позволяющиеим сохра­нять человеческое достоинство, реализовывать собственный личност­ный потенциал, не ущемляя при этом интересов другого человека.

Очевидно, что все три уровня связаны между собой, как связаны цели (основные законы), средства и отношения в любой целостной социальной системе. Сфера образования, находясь на промежуточном уровне, может реализовать свою гуманистическую ориентацию лишь при условии поддержки со стороны верхнего и нижнего — политиче­ской идеологии, законодательства и человеческих отношений. Пред­метом исследования в статьях данного сборника выступает третий уровень; отношения между субъектами образования — образователь­ные отношения.

Пережитый российским образованием период коммунистического строительства характеризовался, как утверждают историки, несовпа­дением декларируемых гуманистических целей и ценностей с реаль­ной социальной и образовательной практикой. Однако надо отме­тить, что и сами эти декларации на поверку оказывались несостоя­тельными с точки зрения подлинного гуманизма. Прежде всего это касается категории свободы. Декларируемые в конституции свободы человека не могли быть реализованы ни в одной сфере социальной жизни. Но и понимание свободы было односторонним.

Между тем именно свобода является ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения и практики.