ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
1. Системный подход в педагогической теории и практике. 2. Взаимодействие педагога и воспитанников. 3. Гуманизация системы воспитания: реалии и перспективы. 4. Система воспитания и воспитательные системы различных образовательных учреждений. 5. Ребенок и детское объединение: взаимовлияние. 6. Взрослые и дети: конфронтация и сотрудничество.
1. Системный подход как методология изучения и практики предполагает, что тот или иной объект рассматривается как система: целенаправленное множество различных элементов и их связей. Особенность такого подходак теории заключается в том, что он предписывает анализировать не только целесообразность функций элементов, их специфику, но — и это главное — всю структурувзаимодействия элементов, способы их связей, то новое, что этим взаимодействием достигается при определенных условиях и без чего снижается эффективность движения к цели. Именно эффект взаимодействия имеется в виду, когда проектируется система, ее функции, структура элементов и их связи. Теория разрабатывает и критерии, показатели, методы анализа эффективности системы воспитания, педагогического управления ею. Наконец, наука позволяет определить общее и особенное на разных уровнях системы: общегосударственном, региональном, качественном (по типам образовательно-воспитательных учреждений); единичном (для каждого конкретного). При любом варианте, наряду со взаимодействием, системе должна быть присущацелостность — собственных структуры и влияния, сфер влияния, его действительная разносторонность и взаимодополнение.
В этой же логике видится и опыт образовательно-воспитательных учреждений. Весьма продуктивен системный подход впрактическойпедагогике, когда и педагог, и, в еще большей мере, его воспитанники включены в сложное многообразие учебных, воспитательных, организационных структур, официальных и оказывающих так называемые дополнительные услуги. Каждая из структур предоставляет свои
возможности для самореализации ребят, порой даже вступая в "конкуренцию": один педагог отлично дает уроки, но не заботится об оформлении предметного кабинета, другой педагог много знает, но обладает плохим характером и не находит контактов с воспитанниками, одни из них хорошо учатся, но уклоняются от занятий спортом, другие плохо учатся, но с удовольствием работают в мастерских... Такая "конкуренция" в принципе преодолима, хотя это и не всегда полезно: она может помочь утвердиться положительной стороне, может разрешиться в гармонии ранее казавшегося взаимоисключающим. Может и усугубить ситуацию, спровоцировать конфликт и, что самое тревожное, "санкционировать" односторонность развития.
Можно уповать на то, что ребятам помогут педагоги, другие авторитетные взрослые и товарищи, настоящие друзья. Иначе говоря, самые разные элементы системы воспитания, в которую включены педагог, воспитанники, но элементы, связи, реально и активно действующие, создавая самые разноплановые для самореализации конкретных людей условия.
Если бы однажды в силу каких-либо причин школа была бы разрушена и, значит, устное предание научного метода прервано, наука иссякла бы в данном месте человечества. И тут не помогли бы никакие сохранившиеся библиотеки и никакие лаборатории. С.И. Гвссвн |
2. Наличие развитой структуры, даже связей между ее элементами само по себе не гарантирует успеха, создавая для него лишь предпосылки. Система выступает педагогическим фактором, только когда как бы оживляется — наполняетсялюдьми, со всем многообразием их характеров и темпераментов, потребностей и мотивов, притязаний и стилей реализации. Именно реальное взаимодействие педагогов и воспитанников — живая ткань, человеческая основа, цель и результат педагогической системы.
Взаимодействие — одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, вместе успешней эти задачи решают. Естественно, происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. Вместе — значит не суммарно, но взаимопроникая, решая задачи и комплексные, общие, и "свои", функциональные. Взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) или внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами), но отнесено к некоему, условно говоря, "третьему" объекту, находящемуся вне взаимодействующих сил.
Педагогическое взаимодействие своеобразно: его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения людей. Осознанно или неосознанно, целенаправленно или стихийно, закономерно или случайно оно работает (должно работать) на образование Че-
ловека, развитие его социальности, придавая жизненные токи системе воспитания.
В пределах этой системы переплетаются ряд взаимодействий: между педагогами, между воспитанниками, между педагогами и родителями воспитанников, между самими родителями, в целом между учебно-воспитательными учреждениями и их средой и т.д. Как и в любом другом учреждении, на предприятии, в организации существует влияющее на их сотрудников взаимодействие между коллегами, между рядовыми тружениками и аппаратом управления и проч. Взаимодействуют не только отдельные люди, но и группы, бригады, коллективы, как и их органы самоуправления. Существенна педагогическая функция таких явлений, скрепляющих, одухотворяющих систему, как общественное мнение, традиции, перспективы, стиль, ценностные ориентации, образ жизни класса, отряда, команды. Впрочем, каждый из этих факторов имеет своих конкретных выразителей, наиболее авторитетных и уважаемых.
Любое из названных или подобных взаимодействий в системе воспитания сводится, в сущности, к общему: взаимодействию педагога (конкретного субъекта или лица, представляющего облеченный полномочиями орган) и воспитанников. С одной стороны, оно — нормальное, естественноесостояние их сосуществования во времени и пространстве воспитания, объективная данность, духовная связь. С другой — сфера взаимных влияний, соударения ценностей и мнений, способов жизнедеятельности. В условиях, например, учебно-воспитательного учреждения, прежде всего школы, общая цель взаимодействия педагогов и учащихся, задающая смысл их существованию, — образование Человека, ивзрослого, и ребенка на том или ином отрезке жизни, в том или ином отношении, с той или иной степенью осознания этой цели. Для взрослого цель конкретизируется в совершенствовании своего человеческого и профессионального опыта, поскольку этот процесс беспределен, а его прекращение означало бы духовную смерть личности. Для ребенка актуальной целью является интенсивное обогащение социальности. Ни для одного из них человекооб-разование не может быть плодотворным без участия другого. За взрослым — жизненный, в том числе профессиональный опыт, требующий выхода, и потребности во взрослом со стороны воспитанников; за ребенком — сама эта потребность педагога, ситуация возможности ее удовлетворить и бездна этих возможностей. Первый — помогает учиться, работать над собой, второй — учится, развивает
себя.
В то же время происходит и прямое влияние воспитанниковна учителя. Их состав, характер и поведение лидеров, традиции данного коллектива, в целом "совокупность индивидуальностей" влияют так же, как и тональность отношений между ними. Ученики — постоянные "участники" опыта педагога: от их настроения зависят методы его работы, их любознательность стимулирует его самообразование, все чаще они выступают носителями ранее не известной учителю информации, почерпнутой в походах, кружках, экспедициях, поездках с родителями по стране или зарубежью, а то и в свободном общении с 45 приятелями — идет ли речь об исторических памятниках, о современной музыке или о компьютерных программах.
При любых его вариантах взаимодействие педагога и воспитанника достижимо только при условии обоюдного доверия, желания и умения верить друг другу и друг в друга. Это — самый надежный "социальный клей" (А.С. Макаренко) любой системы, если она действительно стремится быть человечной.
3. Гуманизация системы воспитания ни в коем случае не дань популярной теперь терминологии. Если это система воспитания, значит она сама по себе уже гуманистична?! Во-первых, не всякая такая система гуманистична: были и гитлерюгенд (только ли был?), и секта "Аумсенрикё", есть свой кодекс установок и норм в преступном мире. Значит, следует, говоря о системе, иметь исходным принципиальнейшее уточнение — воспитание кого (патриота, фашиста, фанатика). В нашем случае, естественно, участие в образовании Человека.
Во-вторых, никакая воспитательная система не может быть идеальной по качеству. Поэтому важно теоретически обосновать и осуществитьпроцесс гуманизации (усиление меры, степени гуманности) системы: определить его задачи, осуществить содержание, способы и получить ожидаемый результат.
Гуманизация системы воспитания предполагает решение, по крайней мере, двух задач: а) совершенствование структуры системы, иерархии подструктур, внутренних и внешних связей во имя удовлетворения и развития физических и духовных потребностей ребенка, отвечающих целям образования Человека; б) ориентация всех компонентов системы на развитие социальности человека, человечности в действиях, отношениях и общении.
В процессе решения задач человекообразования сама воспитательная система динамична, обладая способностью саморазвития, самоорганизации: результаты ее функционирования открывают возможность постановки и решения новых задач, рождая новые формы отношений. Рост социальности тех, кто охвачен этой системой, будь то объединения или отдельные люди, взрослые или дети, постепенное обогащение их образа жизни, их творческого потенциала делает их взаимодействие более насыщенным, позволяющим формироваться и всем, и, главное,каждому.
По мере развития системы необходимы и структурные изменения, работающие на динамическое разнообразие связей групп и коллективов. Заданная на каждый момент, этап ее развития структура уже на следующем этапе может провоцировать консерватизм и, что самое пагубное, формализм, разлагающий и самоуправление, и души людей. Сохраняя основные черты и признаки воспитательной системы, каждая данная система должна бытьдинамичной, всегда имеющей, с одной стороны, "базу роста", резерв изменений, зону совершенствования, с другой — готовность и способность отказаться от того, что привычно, или существенно изменить то, что сложилось, но уже не соответствует изменившимся условиям. Без этого возникает угроза подмены: не система для человека, а человек для системы, что противоречит ее гуманизму.
Реальности последних десятилетий показывают, что в годы господства школоцентризма и единообразия, когда воспитательные системы значительной части школ были скованы жесткими идеологическими или организационно-управленческими постулатами ("делай, как велят": единое планирование работы школы и классного руководителя, фестивали республик, одинаковые органы самоуправления, комсомольско-пионерские "акции" — во всех школах под жестким контролем вышестоящих), творчество проявлялось вопреки этим постулатам или в их неудобных рамках, но все равно проявлялось. Перестройка приоткрыла пути к широкому развитию инициативы и самостоятельности, которые не только допускаются, но и одобряются, а то и поощряются. Конечно, велики силы негативные, еще масса руководителей и других работников школ пытается следовать традициям недавнего прошлого. И это, конечно, не вина, а беда большинства из них. Что уж говорить о школьниках, ныне особо тяготеющих к свободе, жаждущих самостоятельности и не очень жалующих представителей старших поколений...
В действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к великой горести всех систематиков. А.И. Герцен |
Главное — появились и возможность педагогического творчества, и интереснейший опыт, и теоретические обоснования современной системы воспитания, и, разумеется, новые условия ее становления и развития. Перспективы гуманизации системы, ее большей обращенности к человеку как главной цели и основному субъекту выглядят не только реальными, но и реализуемыми.
4. Одним из важнейших путей гуманизации системы воспитания является приведение ее в соответствие с особенностями того учебно-воспитательного учреждения, на базе которого она существует и развивается. Принципиальный подход здесь — единство многообразного.Единство, потому что всякая система воспитания должна отвечать общим признакам системности: целенаправленности, наличию внутренних и внешних связей разнообразных элементов, динамичности. Многообразное — реальность специфики жизни и условийкаждогоучреждения, основной задачей которого является формирование социальности подрастающих поколений.
Такая реальность двояка: во-первых, содержание и структура системы должны соответствоватьтипу данного учреждения, его основным задачам и функциям. Так, в школе центр системы — целенаправленное взаимодействие в структуре классов и других детских объединений в едином учебно-воспитательном процессе, самоуправление, взаимодействие учащихся и учителей; в профтехшколе — взаимосвязь учебной и производственной деятельности, общеобразовательной и специальной подготовки молодых рабочих, училища и базового предприятия (учреждения); в среднем специальном учебном заведении (техникуме, училище, колледже) — те же задачи и взаимосвязи в системе, но для профессиональной подготовки младших командиров 47
производства, большая самостоятельность учащихся в учебной работе и внеурочной деятельности, в самоуправлении, в условиях практики; в высшем учебном заведении система воспитания ориентирована на сочетание, взаимосвязь самостоятельной работы студентов по освоению теоретического курса и профессии, самоорганизации жизнедеятельности факультетов и групп, научно-исследовательской работы; во внешкольном учреждении — сюда дети приходят исключительно по собственному желанию, из интереса к тому или иному делу — реально создание системы, в центре которой развитие индивидуальности каждого в процессе художественного и технического творчества и т.д. Кроме того, есть, разумеется, различия в воспитательных системах городских и сельских школ, специальных (профильных) школ, лицеев, при вечернем и заочном (дистантном) обучении, в конфессиональных школах.
Во-вторых, система эффективна там и тогда, где и когда она отвечает своеобразиюреальных условии жизнедеятельности того или иного учреждения: его материальным и кадровым возможностям, предметной и бытовой среде, составу и традициям педагогического и ученического коллективов, родительскому составу, внешним связям в социуме.
Каждое учебно-воспитательное учреждение может и должно создаватьсвою воспитательную систему, которая, отвечая специфике данного учреждения, была бы действительно оригинальной разновидностью, своеобразным носителем объективных признаков всякой системы. Гуманистическая перспектива развития воспитательных систем как раз и связана с их гибкостью, вариативностью, разумной динамикой стихийного и упорядоченного в конкретных обстоятельствах среды и социума, без чего невозможно целенаправленное создание в вузе или школе образа жизни, благоприятного для развития социальности, саморазвития каждого человека.
5. Целью, субъектом, объектом и результатом системы воспитания выступают люди — воспитанники и педагоги,детские и юношеские объединения. Они возникают на "пересечении" разных оснований. С одной стороны, это удовлетворение потребностей самих детей в одно- и разновозрастном общении — со сверстниками, старшими и младшими товарищами, со взрослыми, в общении разном: на уроке, в кружке или секции, в школе или вне ее, в приятельской компании или общей тусовке; здесь дети проявляют огромный талант и высокую эффективность самоорганизации — выдвижения ("задвижения") различных лидеров, выработки традиций, обычаев и стиля поведения. С другой — объединение детей, прежде всего формализованное, выступает для учителей одним из важнейших способов осуществления педагогического процесса, требующего объединения ребят в классы, группы, бригады, временные коллективы, общественные организации и т.д. Такова одна из объективных основ взаимодействия школьников и педагогов в единой системе воспитания. В свою очередь, без такого взаимодействия не только разрушается система воспитания, но невозможна и сколько-нибудь полноценная самореализация личности ребенка: друзья и товарищи — естественная и необхо-
димая составляющая его образа жизни, решающий фактор развития его социальности.
Исторический опыт свидетельствует, что неформальные объединения подростков, юношества, молодежи всегда существовали в сфере свободного общения ("стиляги", рокеры, фанаты), нередко как андерграунд, протестующий против тех или иных явлений действительности. Постепенно многие объединения стали обретать официальный статус, превращаясь в организации, союзы и т.д.
Особо существенное место в истории детских или юношеских организаций занимаютпионерия и комсомол. Бесценен накопленный ими воспитательный опыт, хотя — особенно в последние десятилетия — он был явно изуродован формализмом, задавлен идеологическими догмами и политиканством. Но главное в нем — идеалы добра и справедливости, вера в эти идеалы, посильное разнообразие дел и романтика, игра, соответствие возрастам, общественная направленность, желание и умение быть с товарищами, вести за собой — остается значимым, особенно в современных условиях, когда среди части молодежи господствует отрицание и ведет успешное наступление бездуховность. Не случайно растет количество детских и юношеских объединений положительной направленности, отражая стремление большинства к позитивному самоутверждению. Если взрослые, старшие не "достанут" их формализмом и политиканством, появится надежда, что сбудутся оптимистические ожидания и прогнозы.
Перспективы развития детских, юношеских объединений, как и самих воспитательных систем, двояки. Прежде всего они связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенсируемости этих объединений в жизни детства, в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, "зону ближайшего развития" (Л.С. Выготский), испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. взаимовлиянии человека и сообщества. Интенсивное утверждение не оставляет ни времени, ни сил на болтливое отрицание того, что делали или делают другие...
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д.И. Менделеев |
6. Не менее сложная и важная перспектива развития гуманистической системы воспитания — смягчение конфликтов, обеспечениепреемственности поколении. Неизбежно расхождение отдельных представлений, вкусов, оценок, как и конфликты на этих весьма зыбких, но значимых для людей "почвах". Плохо, когда ни взрослым (из-за консерватизма), ни ребятам (из-за юношеского максимализма) не хватает терпимости, готовности что-то понять и в чем-то уступить. Чтобы конфликт не перерос в разрушающую систему конфронтацию, нужносотрудничество — честное вложение всеми своего труда
в общее дело, будь оно овладение знаниями, приобщение к профессии, будь оно урок (лекция) или турпоход, будь оно моделирование или создание спектакля в самодеятельной студии. Конечно, и здесь возможны, даже необходимы споры, несогласие, но они только скрепляют совместную творческую деятельность.
Иного пути преемственности просто не существует. В общем деле взаимодействия знания и опыт старших оказываются востребованными юностью так же, как ее безоглядная энергия, жажда самостоятельности оказываются необходимыми старшим. Каждый должен прожить свою судьбу, пройти свой путь познания, только юности еще предстоит зрелость, а старости уже не суждена дорога вспять. Сотрудничество внутри поколения и между поколениями — реальность всякой успешной воспитательной системы.
"Каждый решает по-своему"
1. Специалисты шутят: для обычных людей два плюс два — четыре, а для системников — четыре и... еще кое-что! Это выходящее за очевидные пределы здравого смысла "еще кое-что" — результат давно подмеченного человечеством и отслеженного учеными эффекта:
сочетание, органическое единство, интеграция различных факторов способны рождать новое качество, недоступное ни одному из них, взятому отдельно! И, наоборот, разрушение единства, дефицит или жесткая противоречивость факторов делают практически нереальным достижение желаемого качества.
В самом деле, можно ли рассчитывать на разностороннее развитие ребенка, если семья не сотрудничает со школой, если физическое воспитание не сочетается с умственным и нравственным, если телевидение исключает книгу, а правила общежития не закрепляются в практике родительского дома, приятельской компании, школьного быта? Одно обогащается и усиливается другим. Если развитие ребенка происходит только в семье (сегодня чаще всего малодетной), то может вырасти эгоист, если воспитывает только школа, то — образованный хам, если доминирует физическая сила — результатом будет тупой "качок", если только интеллект — "бледная немочь". Плохо человеку без сочетания необходимого!
Как вы полагаете, что объединяет различные социальные факторы в систему? Она возникает "сама по себе" или создается обществом, государством? Человек в системе — объект ее влияний или субъект ее существования и развития? Системе — с ее целью, содержанием, структурой — не угрожает сковывать себя упорядоченностью, тормозить собственную динамику?
В каких образовательно-воспитательных системах вам довелось жить, учиться, работать? А проявлять в них собственную активность? Вы видели ее результат — в себе, в других? В принципе для каждого человека такая система — абстракция, которую создают "сверху", "они", коим все "видней", — или конкретное пространство своей, индивидуальной жизнедеятельности? Человек для системы или система для человека?
В какой воспитательной системе растут ваши сын (дочь)? Удается ли вам сочетание влияний семьи с иными факторами и системами, чтобы ребенок получал не только "идущее" от них, но и... "еще кое-что"?
2. Всемирная конвенция "О правах ребенка" (1989 г.) определяет
детство возрастом от рождения человека до 18 лет. Согласны ли вы с такой периодизацией? Каковы черты детства в 16—17-летнем "ребенке"? Какие годы вы бы отвели детству? Почему?
3. Ваш сегодняшний маленький или будущий ребенок пойдет в школу уже в следующем, XXI веке. При наличии благоприятных обстоятельств вы:
будете его учить и воспитывать сами или отдадите в школу?
если сами, то прибегнете ли к экстернату?
если в школу, то предпочтете — государственную (обычную, специальную, лицей, гимназию) или частную?
будете учить до 9 класса (а далее профессионализация в ПТУ, колледже, техникуме) или дадите кончить 11 классов?
Что это будет за школа? На чем основаны ваши намерения и ответы?
4. Говорят: трудные дети, трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не беспокоимся о другом явлении, распространенном, быть может, не меньше: трудная... школа. Для ребенка. И речь идет не о трудностях в учении, в привыкании к режиму (вторая, а то и третья смены): одни — естественны, другие — объективны и пока непреодолимы. Мы говорим о психологическом дискомфорте, когда ребенку неуютно от открытости происходящего, от того, что его не понимают товарищи и учителя, не принимают его индивидуальности, когда учительница несправедлива ("она меня не любит", "она ко мне придирается") или сложна по характеру, когда ребята дразнят, когда "достает" расслоение на "богатых" и "бедных", когда в классе презирают тех, кто хочет хорошо учиться, когда честный ребенок не хочет участвовать в коллективном прогуле... Чем отличается круговая порука от общественного мнения? Приходилось ли вам переживать такие или подобные трудности в школьные, а то и в студенческие годы? Как вы их преодолевали самозащищаясь? Кто вам помогал, что помогало? Что труднее — оставаться собою вопреки агрессии окружающих или, поступившись принципами, подчиниться обстоятельствам? На что вы ориентируете своего ребенка, если ему трудны школа, класс, учитель? Удачно ли?
5. Демократизация школы... Одни не скрывают скептицизма, памятуя о недалеком прошлом, другие высказывают самые радужные надежды. Как вы понимаете эту демократизацию, как представляете суть процесса? Видите ли его, если да, то верите ли в успех? От чего или от кого он зависит? Что означает демократизация образовательной системы для народа, для самой школы, для семьи, наконец, главное — для детей? А что бы вы предложили для демократизации учебных заведений, если считаете таковую необходимой?
6. Школа... Она окружает нас всегда: школа семьи, где выросли, школа средняя или высшая, школа новой, созданной нами семьи,
школа жизни... Говорят еще: научная школа, школа такого-то мастерства... Школа — всё, что учит, и всякая — разному и по-разному. Всегда ли не противореча одна другой? И нужно ли — без противоречий? Какие школы прошли (проходите) вы и как оцениваетеих роль? Лучше учиться "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь" или чему-то одному, но глубоко?
Кто больше ответственен перед обществом, перед конкретной судьбой человека: школа — за учащегося или учащийся — за то, как и чему в ней научился?
Чему учатся старики, уже прошедшие, кажется, все возможные школы? Что "слаще" — учиться или учить? В какой "школе" учите вы? Получается?
7. Известно, что демократия — в буквальном переводе "народовластие". Однако это — весьма глобальное определение, которое, сохраняя общее значение, конкретизируется применительно к тому или иному феномену — государственному или общественному, формализованному или традиционному, к учреждению или организации и т.д. Есть и такой социально-возрастной феномен — дети. Они — свидетели или жертвы демократии, ее творцы или носители? В чем своеобразие демократии в детской среде — в приятельской компании, в классе, на "тусовке"? Где и как учить ребят демократии? И надо ли? — Постепенно научатся сами — опытом самоорганизации, самоуправления? А в вашей семье — демократия? В чем это выражается? Идеальна ли она или ей чего-то все-таки недостает? Чего? Страдает ли ребенок от таких "пороков" демократии, как власть большинства, необходимость подчиняться этому большинству? Не замкнется ли он, боясь суда товарищей, не станет лицемером, лгуном? Освобождает ли демократия на работе, в учреждении, да и в семье от личных обязанностей, личной ответственности?
8. В Законе РФ "Об образовании" (ст. 1) говорится: "Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной". Как вы это понимаете: что значит "провозглашает", что такое "сфера образования", что означает "приоритетной"? Как соотносятся декларации Закона и социальная практика? Повлияли ли положения Закона на какие-либо стороны вашей жизни?
9. В средние и высшие педагогические учебные заведения принимают одинаково — по конкурсу, по количеству баллов, полученных на экзаменах, — как в рыбный или политехнический, так в строительный или сверхмодный теперь экономический. Верно ли это? Может быть, в систему педагогического образования, готовящую учителей и воспитателей, нужно было бы принимать по-другому, отдавая приоритет вовсе не только или, во всяком случае, не прежде всего знанию грамматики или умению решать уравнения? Если да, то каков мог бы быть отбор и прием в педагогические училища и особенно вузы? Предложите и защитите свой вариант конкурса.
10. Сегодня многие обсуждают, что собой представляет региональный компонент содержания образования, озабочены тем, как этот компонент реализовать. Занятно: если с такой махиной, как единые основания образовательных стандартов, в принципе все ясно (они це-
лесообразны для преемственности, но нуждаются в обосновании содержания), то с "мелочью" региональное™ ясности нет вовсе. А школьная практика — за нее! В Северном гуманитарном лицее (г. Магадан) ребята изучают геополитические особенности своего огромного региона, в столичных школах есть спецкурс "Москвоведение" и т.д. Изучение родного языка, родного края, его прошлого, настоящего и будущего, края, где большинству нынешних школьников предстоит жить, учиться, работать, заводить семью, все больше приходит на уроки во все классы.
Каково, по-вашему, пространство региональное™ — город (село), район, область, край, более крупная единица? Не потеснит ли знакомство с ним главного — изучения основ наук?
Вы ощущаете недостаток знаний о своем регионе? А потребность их пополнить? Приобщаете ли к ним своих детей? Если нет, почему? Если да, для чего и каким образом?
11. Экономика — понятие, казалось бы, вовсе не педагогическое. Однако сама педагогика весьма от него зависит!.. Общеизвестны и жалкий бюджет современной системы государственного образования, и мизерная зарплата учителей, и то, чтоим всегда должно государство... Общеизвестно также, что "образованцы" вынуждены втягиваться не только в традиционное производство (малые предприятия в городе, пришкольные хозяйства на селе), но и в никак не присущую школе "хозяйственную деятельность": сдавать в аренду свои помещения, создавать частные школы, оказывать дополнительные образовательные услуги и др. Иначе — не выжить: спонсоров, может, и много, но школ еще больше. Поэтому не стоит очень уж строго осуждать директоров-предпринимателей.
Вопрос иной: как вы считаете, можно ли вовлекать в решение экономических проблем школы учащихся (под юридической охраной, разумеется, и без угрозыих физическому и психическому здоровью)? Нравственно ли это? А не безнравственно ли оставлять наших великовозрастных детей, вовсю торгующих на перекрестках газетами и журналами, а то и перепродающих чужой товар, под наблюдением "собственных" рэкетиров, на растление таким "рынком"? Может, лучше привлечьих с оплатой труда к работе для поддержания экономики родной школы? Разве от этого она не станет роднее?
Как бы вы отнеслись к тому, чтобы в числе таких ребят были ваш сын или дочь?
12. Судья или суд присяжных выносит вердикт — виновен, а до этого действует принцип презумпции невиновности: только суд вправе определить вину и меру наказания. Юридически просто и ясно: преступил общественные нормы — общество тебя и осуждает; отбыл наказание — и (теоретически) снова чист перед людьми.
А вина перед ними и перед собой, не юридическая, а сугубо нравственная, когда единственная статья в жизненном кодексе — совесть? Вина за несдержанное слово или невыполненное обещание, вина за свои ошибки, принесшие беду и другим, вина перед собственными детьми, которым недодано ласки и заботы, и родителями, не получившими от нас любви или просто внимания?
Конечно, есть немалая вина, скажем, нашего государства, общества перед природой, перед тружениками, перед детством, стариками, как нерадивых родителей и плохих школ, учителей — перед детьми. Но ведь каждый проживает свою жизнь, значит, и свою вину переживает по-своему. Некоторые стремятся возложить ее на других, иные стараются, не ограничиваясь признанием, покаянием, что-то сами исправить.
Знакомо ли вам чувство вины за себя, свои слова и поступки? Вы склонны оправдывать себя или осуждать? А чего чаще всего ждете от других? Признание своей вины позволяет ее забыть?
Можно ли воспитать в детях чувство вины, способность винить себя? Пытаетесь ли вы это делать? Как поступаете, когда видите вину сослуживцев, товарищей, своих домашних: помалкиваете, обвиняете, помогаете не повторить? А когда вас упрекают в очевидной для вас вине? Как объяснить детям, что значит быть честным перед собой?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что отличает систему от обычного множества? Зачем она необходима в педагогической теории и практике?
2. Взаимодействие, совместная деятельность, сотрудничество: в чем их сходство и различие?
3. Зачем каждому учебно-воспитательному учреждению своя воспитательная система?
4. Каковы уроки прошлого и каково настоящее детского и молодежного движения? Какова роль этих движений в воспитательных системах общества, учебного заведения, производства?
5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательной системе школы, техникума, вуза?
6. Какова воспитательная система там, где функция воспитания не является приоритетной, но реально осуществляется или организацией, или отдельными специалистами, работающими с людьми (армия, производство, учреждение)?
Литература
Асмолов А.Г. Наперекор оппозиции души. М., 1994.**
Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение (в помощь организаторам летнего отдыха детей). Краснодар, 1993.**
Вульфов Б.З., Ивана» В.Д. Время взрослых поступков. Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М., 1993.
Гершунский Б. Философия образования для XXI века // Мир образования. 1996. №4.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.
Майор Ф. Завтра всегда поздно. М., 1989.
Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996.
Муравьем О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.**
Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. М., 1996.
Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. (Ст.: Ахундова М. Д. и Баженова Л.Б. Хаос, пространство, самоорганизация; Казакова Н.Д. Синергетика и безопасность: поиск нетрадиционного диалога.)
Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.
Суворов А.В. Школа взаимной человечности. М., 1995.
Философия образования для XXI века. М., 1993.
Цели образования и право на образование. М., 1993.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
Тема 5. ОБУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ; ВЗАИМОСВЯЗЬ
1. Дидактика—составная часть педагогики. 2. Современное содержание образования. 3. Методы обучения. 4. Принципы дидактики и их претворение в частных методиках. 5. Императивность процесса обучения и попытки ее преодоления в современной практике обучения. Учение без принуждения. 6. Организационные формы обучения. 7. Образование, и самообразование.
1. Обучение — это единство преподавания и учения (усвоения). Это целостность двух деятельностей: того, кто учит, и того, кто учится. Процесс обучения изучается разделом педагогики, который называется дидактикой. Дидактика разрабатывает теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения),
а также воспитания в процессе обучения.
2. Вопрос о содержании образования постоянно дискутируется. Существует множество подходов к определению этого понятия. Концепция И.Я. Лернера представляется нам наиболее последовательной и непротиворечивой в своих исходных посылках.
Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее (усовершенствование ума как чисто психической способности возможно вообще только в известных очень узких границах), но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению. С.И. Гессен |
Согласно этой концепции, современное содержание образования (в любом учебном заведении — школе, колледже, вузе, аспирантуре и
т.д.) должно состоять из четырех элементов:
знания о природе, обществе, технике и способах деятельности;
опыт осуществления способов деятельности;
опыт творческой, поисковой деятельности;
отношение к деятельности — воспитанность.
Знания служат инструментом деятельности во всех других элементах. Однако можно знать, но не уметь. Умение — тот опыт, который накоплен человечеством по осуществлению способов деятельности. Можно знать и уметь действовать, но не уметь творить. Творчество проявляется в видении новых функций объектов. И, наконец, все эти элементы могут служить разным целям в зависимости от системы 55
норм отношений: к миру, к обществу, знаниям, себе самому — иначе называемой воспитанностью.
В современном содержании образования третий элемент представлен недостаточно. Его усвоение происходит путем реального участия в творческой, созидательной деятельности. Современный учебный процесс можно считать завершенным только в том случае, если усвоение знаний и умений будет доведено до третьего уровня.
Коль скоро обучение предполагает целостность деятельности учителя и ученика, то и методы обучения должны отражать эту целостность и из нее исходить.
Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие. И. Кант |
3. Метод — это способ достижения цели. Меняются цели, очевидно, меняются и способыих достижения. Современное содержание образования обеспечивается рядом методов обучения, среди которых:
информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), когда учитель разными путями информирует ученика;
репродуктивный метод, при котором учитель организует воспроизведение тех или иных способов деятельности, а ученик воспроизводит,
метод проблемного изложения, при котором учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая все пути, все зигзаги, все конфликты в ее решении;
частично-поисковый метод, при котором проблема расчленяется учителем на подпроблемы, и ученик решает какую-то часть проблемы;
исследовательский метод, предполагающий решение учеником проблемы, что является обязательным условием. Деятельность учителя заключается в конструировании проблемы, в организации деятельности по ее решению. Эта деятельность гораздо сложнее той, что осуществляет учитель, используя первый и второй методы.
Главное в обучении состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в сто крат полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям. Н.И. Пирогов |
Первым трем элементам содержания соответствуют три метода (первый, второй и пятый). Третий и четвертый методы являются промежуточными. Каждый метод представляет систему последовательных действий учителя, организующего деятельность ученика по усвоению того или иного вида содержания.
Творческая, поисковая деятельность развивается на основе проблемного обучения. Его суть состоит в систематическом включении учащихся в процесс поиска доказательного решения новых для них
проблем.
Не всякий вопрос, ответ на который неизвестен, является проблемой. Проблемой для ученика или студента может стать лишь такая задача, для решения которой он имеет хоть какую-то почву. Одна и та же задача может стать проблемой, а может ею и не стать. Она должна быть трудна и в то же время посильна.
У проблемного обучения ограниченные функции. Без проблемного обучения невозможен третий уровень усвоения содержания образования; невозможно овладение методами науки, а также формирование черт творческой индивидуальности. Проблемное обучение, таким образом, является неподменяемым, однако оно не универсально.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег |
4. Руководящие положения, которые относятся ко всему процессу обучения в целом и распространяются на все учебные предметы, называются принципами дидактики.
В разных источниках авторы выделяют различные принципы, формулируяих каждый по-своему. Это несомненно свидетельствует о недостаточной разработанности данной категории. Ниже предлагается один из подходов к выделению и группировке дидактических принципов.
I. Принцип воспитывающего обучения. Его сущность реализуется при решении воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы учителя и ученика. Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения вырабатываются волевые качества, навыки общения, развиваются познавательные способности человека, его самооценка и т.д.
II. Научность обучения означает соответствие изложения знаний тойих интерпретации, которая дается в современной науке, и постепенное приобщение учащихся к методам науки. "Принципом научного изложения является не простое сообщение знаний. Оно должно показать непосредственную зависимость этих знаний от науки, должно показать ее дидактику, исследование в действии. Таким образом должны быть освещены также и принципы, оказывающиеся в конце концов ложными и неплодотворными" (Л.С. Выготский).
III. Связь теории с практикой реализуется через применение знаний в упражнениях, в решении задач, в практических работах; через приобретение личного опыта в самостоятельном поиске и нахождении истины. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке, способствует осмысленному их усвоению.
IV. Сознательность и активность учащихся в обучении реализуется в самостоятельном добывании знаний, когда ученик преодолевает
трудности, делает выводы и обобщения, овладевает способами добывания знаний. В реализации этого принципа проявляется субъект-ность ученика. Сознательность в обучении невозможна без понимания, а о понимании можно говорить лишь тогда, когда могут свободно пользоваться знаниями.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. К.Д. Ушинский |
V. Систематичность в усвоении знаний предполагаетих системность, которая создается в сознании ученика путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения связей, существующих в самой действительности.
VI. Наглядность (принцип единства конкретного и абстрактного) — золотое правило дидактики, сформулированное еще Я.А. Коменским: "Все, что только можно, предоставить для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами".
Но все хорошо в меру. Переоценка роли наглядностив обученииможет задерживать развитие абстрактного мышления.
Наглядные средства делятся на натуральные, изобразительные, схематические наглядные пособия; аудиовизуальные (звуконаглядные) и словесно-образные (художественные образы).
Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег |
VII. Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. Доступность обучения не означает его легкости. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого к далекому", "от простого — к сложному", "от более легкого — к более трудному", "от известного — к неизвестному". В 70-е годы Л.В. Зан-ков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне сложности: обучение, оставаясь доступным, должно требовать приложения серьезных усилий, что и приводит к развитию личности. "Наиболее существенное заключается в том, что усвоение определенных сведений становится в одно и то же время и достоянием школьника, которое останется при нем, как таковое, и ступенью, 58
которая будет уничтожена в дальнейшем течении познавательного процесса, чтобы обеспечить переход на более высокую ступень" (Л.В. Занков).
В разных источниках можно встретить и другие принципы. Например, учет индивидуальных различий учащихся; основательность овладения знаниями, умениями, навыками; принцип коллективизма в обучении; руководства обучением; планомерности и систематичности обучения и другие, что, повторимся, свидетельствует о неразработанности данной категории в педагогике.
Общие принципы дидактики каждый по-своему претворяются в частных методиках преподавания всех предметов.
Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти. Н.А. Добролюбов |
5. Характерной чертой сложившегося процесса обучения справедливо считают императивность. В ее основе предположение, что без принуждения невозможно приобщить учащихся к учению. Подобные взгляды распространены даже в вузах, где немало сил тратится именно на принуждение студентов к учению. Существенный недостаток императивного обучения — ограниченная стратегия по отношению к потенциальным возможностям ученика. При этом практика императивного обучения направлена на то, чтобы оценивать чистые знания в отрыве от усилий учащегося, его стараний, мотивов, отношений и других привходящих обстоятельств.
Между тем выяснено, что ребенок (как, впрочем, и взрослый) не только не избегает трудностей при освоении знаний, но и более того — стремится к ним. И вовсе не обязательно принуждать его к учению, он сам учится охотно.
В классической педагогике можно найти много примеров практического обучения без принуждения, учения с увлечением: Квинтилиан (I—II вв.); дом радости Витторино да Фельтре (XIV—XV вв.); школа "Чешских братьев" (Я.А. Коменский — XVI—XVII вв.); школы Песталоцци, А. Дистервега; "Новый институт для образования характера" в Нью-Ланарке (Шотландия) и "Новой Гармонии" Р. Оуэна (XIX в.);
Яснополянская школа Л.Н. Толстого; школы "Бодрой жизни" С.Т. Шацкого; детские колонии, руководимые А.С. Макаренко, Пав-лышская средняя школа В.А. Сухомлинского ("школа радости") — все они и немало других направляли свои усилия и поиски на облегчение школьной жизни, на увлечение процессом познания, на организацию обучения и воспитания на основе обоюдного доверия, любви и уважения учащихся и обучающих. Попытки перестроить обучение и его мотивационно-оценочную основу и таким образом преодолевать императивность обучения стали массовым явлением в наши дни. Среди основных характеристик новаторских методик обучения можно назвать:
нацеленность обучения на общее развитие учащихся;
формирование через обучение теоретического типа мышления;
духовная общность учителя с учениками;
оптимистический подход к возможностям ученика;
развитие содержательно-оценочной основы обучения;
развитие субъектных свойств ученика.
Ученые и практики, претворявшие и формулирующие эти идеи, получили определение "педагоги-новаторы". Среди педагогов-новаторов, обогативших современный методический арсенал, — Ш.А. Амо-нашвили, В.Ф. Шаталов, В.В. Давыдов, Е.Н. Ильин, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова и др.
6. К числу организационных форм обучения, используемых в школах, колледжах, профессионально-технических училищах, вузах, относят: урок как основную форму организации обучения в средних учебных заведениях; лекцию, семинар, экскурсию, практическое занятие, "круглый стол", факультатив, лабораторное занятие, производственная практика, домашнее задание, реферат, экзамен и зачет, консультацию, курсовую и дипломную работы. В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная (дифференцированная и недифференцированная) работа.
Неграмотно пишут всегда те, кто плохо читает.
б А. Сухомлинский
В нашей стране широкое распространение получили такие формы обучения, как вечерние школы, экстернат, заочное образование, очно-заочное обучение для лиц, получающих второе высшее образование. Эти формы обучения, очевидно, получат еще большее распространение, если учитывать современные жизненные реалии (увеличение количества детей, не посещающих школу, необходимость периодически менять профессию в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест и т.д.). Оптимизация деятельности вечерних (сменных) школ заключается в переводе их на урочно-консультационную систему занятий и на зачетную систему оценки знаний. Такая организация дает возможность больше внимания уделять непосредственно учебно-тренировочной работе на уроке и консультациях, поскольку они в значительной мере освобождены от контрольных функций.
7. В этой связи трудно преувеличить роль самообразования, т.е. самостоятельного приобретения знаний из литературы, средств массовой информации и окружающей жизни, которое, как правило, происходит вне учебных заведений. Цель самообразования выдающийся русский книговед и библиограф Н.А. Рубакин видел не в изучении отдельных наук, поэтому советовал вести работу по вопросам, освещаемым данными многих наук: "Цель самообразования — синтез. Что касается анализа, то он не более как средство к синтезу".
Потребность в самообразовании, переходящая в привычку, чрезвычайно актуальна в наше время, когда образование становится перманентным, когда в течение трудовой жизни человеку не раз и не два
придется поменять работу. Роль образовательного учреждения здесь может оказаться весьма значительной, если педагоги стремятся развивать и обогащать интересы своих питомцев, вооружают их методами приобретения знаний, стимулируют самостоятельный поиск.
Самообразование делает жизнь человека ярче, интереснее, содержательнее. Без самообразования нельзя достичь вершин в своей профессии.
"Каждый решает по-своему"
1. Сколько хороших слов писано и сказано о книге! И вряд ли все эти слова вместе могут исчерпать ее культурное значение! А личное — для каждого отдельного человека? Разве оно изменилось с приходом радио, ТВ, кино, видео? Ведь они тоже несут — и чаще всего — необходимую, полезную человеку информацию, о которой и в десятках тысяч книг не узнаешь, тоже пробуждают эмоции и мысли... Почему же мы озабочены тем, что народ наш перестает быть "самым читающим в мире"? Почему тревожимся, что дети играют в компьютерные игры долгие часы, отнимая время у книги? Возможно и нужно ли изменить такое положение? Если да, то как?
Много ли читаете вы? Приобщаете ли к книге своего ребенка? Если нет, почему? Если да, то как?
2. Говорят, что один дурак может задать столько вопросов, что на них и сотня умных не ответит. А если человек вообще не задает вопросов, он — умный? Как и тот, кто готов отвечать на все вопросы? Что важнее — сформулировать вопрос, вызванный незнанием и побуждающий к поиску, или дать ответ как результат поиска? Перед кем труднее ставить вопросы: перед собой или перед другими? Кому сложнее отвечать — себе или другим? Кто задает больше вопросов:
тот, кто много знает, или тот, кто знает мало? Как вы думаете: бывает конечное знание, не рождающее новых вопросов?
Что вы предпочитаете — спрашивать или отвечать? Если не можете ответить, считаете виновным в этом себя или других? Жесткая категоричность ответа — признак эрудиции или ограниченности отвечающего?
3. Известно, что дидактика — наука об обучении, т.е. о том, как передавать знания, развивать потребность в новых знаниях, учить познавательной деятельности. Разработаны и продолжают разрабатываться дидактические принципы, содержание, стандарты, формы, методы обучения, на их основе — методики преподавания отдельных предметов в общеобразовательной и профессиональной школе. Очевидны их польза и необходимость преподавателям, творчески применяющим дидактические и методические знания. Чем объяснить, что слова "методично", "методический" имеют положительную окраску, а слова "дидактично", "дидактизм" — отрицательную? Почему закрепились в нашем живом и чутком языке словосочетания "излишне дидактично", "навязчивый дидактизм"? Испытывали ли выих влияние? Можно ли без дидактизма воспитать хорошего человека? Возможна
ли дидактика воспитания? Если нет, почему? Если да, о чем бы она толковала?
4. Философ-педагог В.А. Разумный напомнил слова Луция Сенеки о молодых, которые "не знают необходимого, потому что учились бесполезному". Мудрец знал толк в педагогике: был воспитателем будущего императора Нерона. И, тем не менее, есть ли истина в приведенных словах, и если да, то не устарела ли она за пару тысяч лет? Кто может определить необходимое и может ли быть знание бесполезным? На что ориентироваться семье и детсаду, школе и вузу, средствам массовой информации и искусству, т.е. тем и тому, кто (что) учит и воспитывает детей и подростков, юношество и взрослых, — на какой минимум объема и, так сказать, номенклатуры познаний, свойств, качеств, актуальных для молодого человека? Что тогда, в ранней юности, и что теперь для вас оказалось необходимо, а что — бесполезно? Как исправить положение и надо ли это делать?
5. Наука — одна из форм общественного сознания; она, вбирая и обобщая опыт культур и поколений, оперирует информацией, закономерными связями и зависимостями, гипотезами и теориями, приемами и методами, познавая, объясняя и прогнозируя явления и процессы, происходящие в человеке и с человеком, в природе и обществе. Не случайно пушкинский герой, призывая сына учиться, мотивирует тем, что "науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни":
наука действительно многому способствует и действительно добывается учением, значит, начинается в школе, приобщающей к элементарным основам наук. Но разве все замыкается на интеллектуальном подходе, разве не важна для детей радость познания^ Ведь именно с нее начинается путь в большую науку!
Почему, вы полагаете, не все его выбирают, а выбрав, успешно по нему следуют? Являются ли занятия наукой привилегией избранных? А вы хотели ли заняться наукой? Если нет, почему? Если да, зачем и какой?
Хотели бы вы увидеть своего ребенка ученым? На чем основано ваше желание (или нежелание)? Если оно есть, как вы помогаете его исполнению?
6. Подвергается то прославлению, то отвержению воспитывающее обучение. Кажется ясно: целесообразно учить так, чтобы ученик не только обретал последовательно усложняющиеся знания, осваивая определенную информацию, но и хотел, умел познавать, укрепляя и развивая соответствующие потребности и навыки. Познавая, человек мыслит и чувствует, определяется в отношениях к другим людям, событиям и рефлексирует, развивается духовно и физически, приобщаясь к мировой культуре. Достаточно ли этого для разностороннего раскрытия возможностей личности? Реально ли такое раскрытие вне организованного школой, училищем, вузом познавательного процесса? А обучение рациональному режиму, правилам поведения, культуре речи не воспитывает? Каков воспитательный потенциал самообразования? Гарантируется ли образованием воспитанность? А воспитанием — образованность?
Когда вы учились в школе, училище или вузе, это было воспитывающее вас обучение?
7. Оказывается, у великого химика Д.И. Менделеева есть работы по педагогике. Такова, например, статья "Экзамены", уже в первых абзацах которой читатель встречается с суждением "о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзамена как отвечающими, так и спрашивающими'4. Обратим внимание: обоюдный стресс! Как вы думаете, почему физические и в чем — нравственные? Если напряжение отвечающих вполне объяснимо, то в чем "муки" спрашивающих? Кто или что создает стрессовую ситуацию? Неизбежна ли она? Ваше мнение: каково назначение экзаменов в процессе обучения (проверка знаний, конкурс, стимуляция обобщения, подытоживание) и адекватны ли они этому назначению? Нужно ли и можно ли их чем-либо заменить? Если да, чем бы заменили вы?
За или против экзаменов говорит ваш личный опыт? Вам приходилось "шпаргалить" или подсказывать товарищу, удавалось обмануть "спрашивающего"? Вы были тогда довольны? А теперь? Если знаешь, чего бояться? Какой экзамен страшнее: тот, который принимает преподаватель, или тот, что устраивает жизнь?
8. Школа, вуз, самообразование... Учебный процесс, цель которого — образованность человека, фактура — знания, информация, содержание — познание, методы — обучение и учение. Процесс приобщения к культуре — одно из главных проявлений и оснований духовности. А ведь нередко он, организованный и будничный, сводится к унылым, скучным урокам, домашним заданиям, серым "тройкам" как следствиям равнодушия и тех, кто учится, и тех, кто учит... Это даже не процесс, предполагающий развитие и удовлетворение потребностей, интересов, динамику познания, радость узнавания, но беспросветная череда подневольных занятий... К счастью, чаще — иначе: в увлечении, желании больше узнать, обретении все новых умений познавать, в удовлетворении того, что поэт назвал "духовной жаждою", которой томим человек, будь он перво- или старшеклассником, студентом или охочим до книг взрослым.
Ваше мнение: от чего (от кого) в первую очередь зависит столь разное течение учебного процесса? Можно ли любить все изучаемые дисциплины, предметы? А плодотворно изучать нелюбимые? Выбор одних предметов для изучения и сдачи экзаменов — благо (развивает индивидуальные интересы, углубляет знания) или зло (потеря кругозора, общей культуры)?
Какой вариант учебного процесса вы предпочли бы для сына, дочери? Почему?
9. Говорят: "Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться". Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Получается, тот, кто прямо говорит: "Не хочу учиться!" — честнее того, кто учится из-под палки?! Что значит для ребенка — помочь ему на-
Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. М„ 1990. С. 431.
учиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей — научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?
10. Мы часто смешиваем эти понятия — оценка и отметка, употребляяих как синонимы. Между тем отметка — всего лишь выраженное в условных баллах, к тому же весьма расплывчатое внешнее выражение оценки той или иной работы в ходе учебного процесса. Все помнят школу: популярную "двойку" (бывший "неуд") и редчайшую "единицу", подлинно безразмерную "тройку"... А ведь именно от них совсем недавно зависел пресловутый "процент успеваемости по школе", официально утвержденный, но ни о чем не говорящий, подобно, по словам М.М. Ященко, "среднегодовой температуре больных одной палаты".
Иное дело оценка, т.е. выраженное чаще всего словами (а то и взглядом, интонацией, жестом) отношение к качеству устной или письменной работы, иного выполненного задания, к проявленному при этом творчеству. Оценивают не только содержание, скажем, сочинения, но и отношение автора к этой работе, его самостоятельность, его индивидуальную динамику. Как это уложить в баллы? Да и отметка принадлежит двоим: учителю и ученику, и "двойка" иногда результат конфликта, а то и опоздания на урок или забытой дома тетради...
Как, по-вашему, преодолеть эти противоречия? А что, если учить как в вальдорфской школе, т.е. без отметок? Вы учились "за отметку" или за знания?
Что вас больше тревожит в дневнике сына (дочери): "двойка" за невыполненный урок или "тройки", "тройки", "тройки"? Почему?
11. Мир увлечений... Как редко, к сожалению, он совпадает с тем, чем занят человек профессионально! Как часто, к счастью, такое совпадение делает его успехи выдающимися! А если человек юн, если он еще учится, но у него уже есть нечто, что волнует, интересует, чем хочется заниматься бесконечно, невзирая на школу, на задачки или упражнения по русскому, которые надо сделать дома, — есть собака, которая "умнее всех людей на свете" (как сказал мой десятилетний сосед), или гитара, коллекция марок или календарей, есть технический или драматический кружок? Взрослые: "Хорошо, но чтобы не мешало школе!" Вам никогда не кажется наоборот: школа с ее всеобщей усредненностью, вынужденной безликостью большинства разных ребят — именно она мешает развитию индивидуального творчества детей? Между тем иной школьник переживает глубочайшую драму непонимания и остракизма со стороны ребят и даже некоторых учителей за то, что предмет его истовости, огня, а то и долгого погружения в себя и глубокой задумчивости — вне школьной программы.
Каждый ребенок отмечен божьей искрой. Как вы думаете, почему вундеркинд редко сохраняет свою исключительность в зрелые годы? Что надо сделать, чтобы не погасить искру дарования, подобно сердцу Данко? С кого за это больше всего спросить?
У вас был мир увлечений? Он сохранился? Если да, что помогло? Если нет, кто (что) помешал?
Вы видите в своем ребенке искру божью? Он чем-то очень увлечен, стал хуже учиться? Как вы ему помогаете — поддерживаете? Пытаетесь погасить во имя грядущего аттестата? Какой же будет эта зрелость?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как реализуются общедидактические принципы в конкретной методике обучения истории (или физики, или иностранного языка и
пр.)?
2. Чем отличается содержание образования в обычной средней или
специальной школе?
3. Что общего и что особенного в различных методах обучения?
4. Попытайтесь сконструировать задачу или проблему по какому-либо предмету из изучаемых в средней школе.
5. Что трудней: хорошо учить или хорошо учиться?
6. Когда, почему и что важнее: знать или уметь узнать?
7. Что роднит императивное обучение и учение с увлечением?
Литература
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование // Личностно- гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1984.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
Вечернее обучение; вечерние школы // Российская педагогическая энциклопедия.
М., 1993. Т. 1.
ВоловичМ.Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. М., 1992.
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
Дидактика // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.*
Лернер ИЯ. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
Оконь В. Введение в общую дидактику/Пер, с польск. М., 1990.