СУЩНОСТЬ И ДИНАМИКА
Суть гуманной педагогики в том, что ее средства Направленыне столько на прямое воздействие начеловека, сколькона стимулированиеего собственной активности.Однако такая активность может
Тема 2. ПЕДАГОГИКА: ЦЕЛЬ, СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТЫ
./. Бытовое и научное представление о педагогике. 2. Этнопеда-гогика. 3. Объект, предмет, основные категории и отрасли педагогики. 4. Педагогическое исследование. 5. Повседневная педагогическая практика людей всех возрастов. 6. Человек — объект и субъект педагогики. 7. Стимулирование активности человека через рефлексию.
1. Социальное воспроизводство поколений — процесс, восходящий к истокам существования человеческого общества. И оно, и каждая сначала полигамная, а затем и моногамная семья испытывали и реализовали естественную (и одну из первых социальных!) потребность готовить к жизни нарождающееся потомство, приобщая к взаимодействию с природой, с другими людьми. Удовлетворение такой потребности все больше становилось существенной стороной общественного бытия и семейного быта, частью культуры народов. Выделяясь в самостоятельную функцию, образование Человека приводило к созданию учебных заведений, а следовательно, к появлению профессионалов, специально занимающихся воспитанием и обучением детей;
сохранялись, развивались и функции семьи. С возникновением государственности пришла необходимость в органах, определяющих социальный заказ — цели и характер образовательной и воспитательной политики и варианты ее осуществления.
Науку часто смешивают со знанием. Это — грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует. В.О. Ключевский |
Бытовые представления о том, как растить детей в семье, в школе, какими дети должны стать, эмпиричны и нередко консервативны. Складываясь в практическом опыте, они осуществляются весьма индивидуально. Одни семьи и учителя ориентируются прежде всего на жесткую строгость к детям, боясь их баловать доверием и лаской, они так или иначе видят данного ребенка, понимают дисциплину или ложь; другие, напротив, делают ставку на добро, любовь, понимание,
сочувствие, полагая их эффективными средствами влияния на ребят. Одни родители уповают на собственный пример и не верят школе, другие, не веря школе, и о собственном примере не заботятся, третьи — слишком многое возлагают на школу, устраняясь от воспитания ребят, четвертые — просто безразличны к тому, как растут дети, пока что-то не случится, и тогда обвиняют всех, кроме себя...
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский |
Научные представления — всегдаобобщения характерного, типичного, проверенного специальными исследованиями. Бытовое знание часто сопряжено с предрассудками, субъективизмом, ориентацией на известный образец или просто житейский пример. Научное — стремится быть объективным. Они могут оказаться противоречивыми в частностях, в конкретных ситуациях (практика всегда шире науки), но в принципе не должны противопоставляться друг другу, находясь в отношенияхвзаимодополнения, а не альтернативы, так как восходят к общим истокам и служат общему делу.
Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самостоятельность каждого. Д.И. Менделеев |
2. Важнейшим источником и бытовых, и научных представлений об образовании Человека является этнопедагогика — своеобразный свод правил и нормативов, стихийно сложившийся за долгие века в тех или иных геополитических и социально-экономических условиях, регионально своеобразных. Она тесно взаимосвязана с историей народов, их культурой, ценностями и идеалами, вбирая добытые веками представления о том, как сосуществовать поколениям, осуществлять преемственность между ними. Поэтому народная педагогика первична для каждого из нас: любая семья, даже не имея своего опыта, знает (или полагает, что знает), как выхаживать, растить, учить ребенка. В этнопедагогике живет как бы некая генетика социальности. Хотя и общеизвестно, что все считают себя специалистами в области воспитания чужих детей, но затрудняются с собственными... Впрочем, в этнопедагогике многих народов живучи и отрицательные традиции: мотивы собственной национальной и конфессиональной исключительности и недоверие к другим народам (и верованиям), практика кровной мести, восприимчивость к религиозным идеям покорности, унижение человеческого достоинства женщины и пр.
Тем не менее, этнопедагогика в целом, будучи хранительницей народной мудрости, частью культуры народа, выражением его самосознания, бесценна для развития социальности человека в своих основных постулатах: исповедован™ трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, уважения старших, миролюбия, заботы о детях — в том, что давно вошло в кодекс жизни любого цивилизо-
ванного общества, став первоосновой педагогической науки и практики.
3. Термином педагогика обозначаются две области человеческой деятельности, направленной на социальное воспроизводство поколений и образование Человека: педагогическая наука и педагогическая практика.
Без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах. H.Г. Чернышевский |
Возможны разные точки зрения на объект и предмет педагогической науке, среди них и такая: объектом является сфера обучения и воспитания людей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Различные сферы человекообразования — в соответствии со своими объектом и предметом — изучают также и сопредельные с педагогикой антропология и аксиология, физиология и демография, социология и юриспруденция, общая и возрастная, социальная и педагогическая психология и другие науки и научные отрасли, занимающиеся проблемами становления социальности людей.
Иначе существует педагогическая практика. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом — способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.
Точные науки называются такими не потому, что они достоверны, а потому, что в точных науках ученые знают меру неточности своих утверждений. А. А. Любищев |
Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются одни на другие, поверяются опытом, но в принципе различны: первые связаны сизучением педагогических процессов, вторые — с ихтехнологией. Те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда предстают вовзаимодополнения, т.е. вединстве идеи и ее осуществлении. В этом смысле, и правда, нет ничего практичней хорошей теории, как
нет ничего научней хорошего опыта.
Предметом педагогической науки определяются ее категории, т.е. присущие прежде всего данной отрасли знаний основные понятия, которыми она оперирует. Среди них — образование, воспитание, обучение, развитие, саморазвитие людей всех возрастов.
Образование — созидание Человека; зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (начальное, среднее, высшее); деятельность, 21
направленная на такое достижение; система учебных, научных и методических органов и учреждений, его обеспечивающая (система образования).
Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их. Л.Н. Толстой |
Воспитание — целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности.
Обучение — целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;учение — действия того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения.
Развитие — изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата.
Саморазвитие — собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможности самовоспитания, — в процессе естественного физиологического. физического, психического, социального развития.
Явления, обозначаемые категориями, своеобразны, однако тесно связаны в сложном, но едином процессе формирования социальности человека. "Выпадение", недостаточность любого из них разрушает эту целостность и снижает эффективность всего процесса.
Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя. А. Н. Островский |
Многообразие реальностей, изучаемых педагогической наукой, обусловило и сложность ее структуры.Отраслями се выступают общая педагогика, теория и методика воспитания, дидактика (теория и общая методика обучения), школоведение. Существует и более дробное или межотраслевое деление: социальная педагогика, семейная педагогика, спортивная, воинская, педагогика рефлексии, суггестивная (педагогика внушения). Важнейшая роль принадлежитистории педагогики, раскрывающей тенденции развития педагогических идей и систем, а такжепедагогике сравнительной, посвященной аналогу, зарубежной педагогической науки и практики. Педагогика существенно обогащается идеями, методами и данными других наук, в то же время обогащая эти науки своими материалами. Вместе они решают главные задачи любой науки: описание, объяснение и прогнозирование действительности.
4. Главное средство, с помощью которого педагогическая (как и любая другая) наука решает стоящие перед ней задачи, —исследова-
ние. Оно представляет собой один из видов познавательной деятельности, смысл которой — выработкановых научных знаний. Процесс педагогического исследования должен быть объективным и доказательным, а потому базироваться на правильной методологической основе.
Воспитание — это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей. Э. Фромм |
Методология ориентирует в подходе, в принципах и способах познания: представлении объекта и предмета исследования как динамических систем, социально-исторической детерминации явлений и процессов в логике их изучения, а также в соотношении количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков. Педагогическая теория, основываясь на философских подходах к научному познанию и учитывая особенности своего объекта и предмета, в качестве методологических принимает принципы единства социального и биологического, общего и особенного при изучении педагогических явлений, подход к ним с позиции внутреннего единства теоретического и практического, логического и исторического, основывается на концепциях целостности педагогического процесса, взаимодействия его составляющих, соотношения целей, средств и результатов становления социальности человека.
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир. А. Дистервег |
Подходы к исследованию реализуются не только в его замысле, идее, гипотезе, концепции, но и в выборе конкретныхметодов — взаимосвязанных приемов и операций изучения явлений. Различают методы теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование) и эмпирические (различного рода наблюдения, устные и письменные опросы, опытно-экспериментальная работа). Методы и их операциональные формы (методики) должны отвечать требованиям адекватности и сопоставимости данных.
Получаемые с помощью различных методов данные обобщаются, описываются, представляются в виде текстов, таблиц, графиков, диаграмм. материалы которых позволяют подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, обосновать выводы, содержащиеновое знание, или зависимости, закономерности, возможности и условияих действительной реализации в науке, практике, или иное, ранее не известное видение традиционных фактов и процессов. Это главные результаты исследований.
Наука — одна из областейчеловеческой деятельности; практика науки сложна, трудоемка, зато доставляет радость и познания, ипреобразования педагогической действительности.
5. Педагогическая практика тожеимеет основополагающие (как наука — методологические) принципы. Срединих прежде всего гуманизм, приоритет духовности, единство образования и развития человека.
Решение надо искать не столько в психологии, сколько — и это чаще — в медицине, социологии, этнологии, этологии, истории, поэзии, криминалистике... Я. Корчак |
Гуманизм требует признать, что функция педагога принадлежит не только профессионалам, новсем людям, каждому человеку, независимо от его возраста или социального статуса. В повседневном общении каждый из нас неизменно оказывается и педагогом, влияющим на окружающих, на их образ жизни, мысли и чувства, и тем, кто испытывает влияние других людей, воспринимает — осмысливает и переживает их слова и поступки, отношение к самому себе. Очень важно понять, что формирование социальности присуще не только детям, но и взрослым (есть даже соответствующая и постоянно недооцениваемая отрасль педагогики — андрагогика). причем было бы негуманно не учитывать, что чем старше человек, тем труднее ему вписываться в меняющиеся менталитет и образ жизни окружающих, от которых он все более зависит. Очень важно и трудно помочь старикам оставаться нужными обществу, социуму, близким, а для этого необходимо преодолеть невостребованность опыта и мудрости самых опытных педагогов.
Приоритет духовности вовсе не исключает физического развития и здоровья, конкретности знаний и навыков, высокого профессионализма. Духовное — это активная нравственная позиция, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения, это человеческое достоинство, интеллигентность, совестливость. Духовность — вершина социальности, стержень преемственности поколений, культура наследия: в отличие от любых других, духовные ценности нетленны. Неизменна и главная особенность их влияния на социальность: они находятся не над другими ее сторонами, в том числе сугубо житейскими, но вместе с ними, как бы внутри них. создавая — совместно — определенный характер образа жизни, "взаимной" педагогики отношений людей друг к другу, к окружающим.
Воспитание — неизбежный конфликт, ибо оно есть принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется. Б.Н. Алмазов |
Единство образования • развития человека — один из важнейших постулатов практической педагогики. В сущности, он требует взаимообусловленности цели — содержания — технологии педагогической
24 -
деятельности, ее результатов, каковыми должныстать те или иныеизменения вразвитии и саморазвитии объектов.Больше того, эти изменения. часто совершенно непредвиденные, необходимоучитыватьпри корректировке дальнейших шагов в воспитании и обучении.
6. Педагогика — одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (рядом можно поставить, пожалуй, лишь медицину): она создана людьми и обращена к людям, к каждомучеловеку. Он главныйобъект педагогики, которая вносит едва ли не решающий вклад в процесс образования Человека, его социальности и образа жизни. Реальное развитие общества, социума, коллектива, безусловно важное само по себе, имеет своим конечным смыслом развитие каждого из входящих в него людей. Педагогический брак — беда общественная, но его действительной жертвой неизменно оказывается конкретный человек. Достижения педагогики всегда общественно значимы, прежде всего потому, что ими обусловлено более успешное воспитание и обучение множества конкретных людей. Именно здесь — основной, обобщенный критерий эффективности педагогической науки и практики.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком: теоретически или практически. К Д. Ушинский |
Гуманность здесь обоюдная: люди создали и саму педагогику — как часть общественной культуры, как практику, теорию и учебный предмет при профессиональной подготовке. Человек — главный субъект педагогики, неизменно несущий и реализующий свои педагогические функции в отношениях к другим людям и самому себе. Что бы ни было написано в учебниках и других книгах, посвященных воспитанию и обучению, в художественной литературе (а она — сплошь — вроде пособия по воспитанию!), какие бы традиции народной педагогики ни существовали, — в тех или иных конкретных условиях "педагогическое рещение" принимаетсам человек, осознанно или неосознанно проявляя свое отношение к другим людям, внося тем самым вклад в их жизненный опыт. И профессионал-педагог, опираясь на науку, реализуя технологию, воспитывает и обучает по-своему, вкладывая в дело свою человеческую сущность, проявляя свой стиль. В этом и его сила, и, к сожалению, иногда слабость...
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой |
быть побуждаема не извне, а изнутри человека — в частности, через рефлексию. Она представляет собой нравственную деятельность, труд души — "мыслящего сердца" (Гегель), реализуемую способность анализировать себя, свои чувства или поступки, горюя и радуясь, сомневаться, поверяя жизнь свою по критериям совести. Рефлексия сама по себе не гарантирует верных решений, но и они без нее маловероятны.
Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека. К.Д. Ушинский |
Педагогика рефлексии не антигуманное манипулирование сознанием, а значит, поведением человека. Но, напротив, выведенное на уровень технологий стимулирование собственных активных усилий человека, особенно в период становления основ социальности, на осмысление собственного опыта, намерений, чаще всего сложного, порой мучительного выбора жизненных планов и, главное, путей их осуществления. Предлагая проблемы для своеобразной исповеди перед собой, педагог тем самым привлекает внимание к тому, о чем его воспитанники раньше не задумывались, или к тому, что дискуссионно, или к прямой самооценке притязаний, характера отношений, общения. Все это помогает, не упрощая (!), в выборе жизненной стратегии и тактики, суждений и поступков. Можно полагать, что педагогика рефлексии, элементы которой, естественно, присущи всем известным истории и современности педагогическим концепциям и системам, — эта педагогика со временем, хотя и в далекой перспективе истинно гуманистического общества, станет устойчиво преобладающей:совесть будет главным движителем социальности.
Таким образом, цель, средства и результаты педагогической науки и практики, охватывая вниманием и внутренний мир, и внешние обстоятельства жизнедеятельности человека, создают, наряду, разумеется, с другими социальными факторами, теоретико-технологические предпосылки и практические условия успешного процесса образования Человека.
"Каждый решает по-своему"
1. Педагогика: наука об обучении и воспитании, практика обучения и воспитания, искусство обучать и воспитывать, учебный предмет в системе профессионального образования. Чем и как, по вашему мнению, связаны эти ипостаси педагогики? Нужно ли педагогическое искусство теоретику-ученому? Может ли оно стать предметом освоения студентами? Исследование педагогических явлений (характеров, поступков, ситуаций, процессов и пр.) — удел только специалистов-ученых или учителей тоже? И тех, и других? В обоих случаях: в чем общее и в чем различие.
2. Самообразование — самостоятельное и целенаправленное овладение информацией, реализация жажды познания, одна из важнейших духовных потребностей человека. Всякое ли общение с книгой и только ли оно удовлетворяет эту потребность? Периодическое, от случая к случаю посещение музея, театра, концертного зала — самообразование ? Имеют ли самообразование, усилия того или иного человека общественное значение? Да, нет. — почему?
Ваше мнение: какая информация лучше усваивается и доставляет больше удовлетворения — та, что получена в школе, музее по программе, под опрос или контрольную, под зачет, экзамен, или обретенная по "самопрограмме", по собственному желанию? Корректен
ли такой вопрос?
Вы занимаетесь самообразованием? Удовлетворены им? Да, нет, — почему?
3. Существуют педагогические закономерности, то есть устойчивые зависимости, выведенные из многолетнего опыта воспитания и обучения многих и многих поколений. Наглядность помогает научить... В дружной семье вырастают хорошие дети... Нормальное развитие ребенка требует его общения со сверстниками... Пример старших — лучший способ воспитания... Но ведь конкретные обстоятельства всегда шире, разноплановее, а то и противоречивее, чем привычная зависимость. Уж не говоря о том, что вполне порядочные семьи иногда страдают от трудных детей, круг общения которых отрицателен, и пример старших отнюдь не всегда положителен... Закономерности противоречат практике или, наоборот, она развивается "не по правилам"? Ожидается, должно быть, одно, а получается совсем другое. Почему, вы полагаете?
Зачем тогда не только профессионалов-педагогов, но и всех нас либо учат педагогике, либо приобщают к десяти заповедям или книгам Карнеги или Питера? Зачем веками живут традиции народной педагогики, а то и просто житейской мудрости?
Чем вы руководствуетесь, принимая решения? Зачем книжная премудрость, если есть богатство жизни? Попробуйте, подобно Владимиру Мономаху, написать на страничке "поучение детям". Вы сами следуете заповедям собственного "поучения"?
4. Ей — века и века. И в то же время рождается она ежедневно. Ее испытали все, но знает ее далеко не каждый... Нет семейства, где бы ее ни применяли, но большинство родителей не предполагает, что пользуются именно ею... Речь идет о народной педагогике, т.е., как говорят, неписаных правилах обучения и воспитания подрастающего поколения, что возникли в социальном общежитии и остаются в нем общечеловеческими основами. Говорят еще и об этнопедаго-гике — народных традициях, связанных с региональными (природными, историческими) особенностями, свойственными тому или иному
народу.
Зачем нужна премудрая научная педагогика, если есть простая — народная? В чем их сходство и различие? Каковы, вы полагаете, причины живучести народной педагогики и частой сменяемости положений педагогики официальной?
Какие педагогические традиции были характерны для семьи, в которой выросли вы? Следуете ли вы этим традициям в своей семье?
5. Мир... Удивительно, как язык наш соединил этим коротким словом множество смыслов, первостепенных по значению. Мир — это и все сущее, что нас окружает, частицей чего мы являемся, черты чего несем, внося свою "долю" в мироздание. Это и мир как отношения "не-войны", лучший способ сосуществования людей, народов, стран. Это и знак соборности, сообщества людей, о котором говорят, что на миру и смерть красна. Это и характеристика атмосферы отношений между людьми, скажем, в семье. Есть еще мир труда или мир искусств, есть и мир образования...
Как вы полагаете, это — исторически сложившиеся в языке омонимы или вековая мудрость народа, хранимая языком? Что общего и особого в смысле каждого слова?
Каково значение этих общечеловеческих ценностей лично для вас? Имеют ли они конкретный смысл? Вы говорите об этом со своими детьми?
6. Есть такая отрасль педагогики — андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие в технологии, методике воспитания детей и воспитания взрослых? Если вы — взрослый человек, но не профессионал-учитель, считаете ли вы себя педагогом? А объектом чьего-то целенаправленного влияния? Надо ли воспитывать членов своей семьи, коллег по работе, товарищей по студенческой группе? Если нет, то почему? Если да, то почему и как, чтобы, оберегаясь от дидактизма, не вызвать ответной отрицательной реакции, оставаясь корректным? Нравственно ли видеть недостатки другого человека и не помочь их преодолеть?
7. Обучение, воспитание, образование... Таковы некоторые категории педагогики — главные понятия этой науки. Что, с вашей точки зрения, объединяет их, что отличает? Какое из них и почему представляется самым главным? Какие еще понятия могли бы претендовать на то, чтобы выступить категориями педагогики?
8. Иногда говорят: "Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна". В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. Назовите и ранжируйте — по критерию продуктивности — связи педагогики с другими науками. Покажите их взаимное обогащение.
9. Чем вы можете объяснить традиционное представление: педагогика — наука о школе и для школы, о воспитании и обучении детей? Разве не нужно чему-то учить и переучивать, не требуется воспитывать и, к сожалению, перевоспитывать многих взрослых? Не является ли одной из ее главных задач стимулирование самовоспитания и детей, и взрослых? Можно ли себе представить сторону жизнедеятельности людей, где нет потребности в педагогике?
10. О ней созданы, создаются и будут создаваться стихи и проза, ею вдохновлены симфонии и песни, ей посвящены картины и скульптуры... Ее образцы, примеры — бесконечны и разнообразны, мы знаем о них, великих, драматичных, трагически прекрасных примерах человеческой любви. Но в жизни каждого из нас, кому дано любить и быть любимым, она разная, приходит и живет по-своему, счастливая или безответная, мимолетная или устойчивая на долгие годы, романтическая или будничная. И вечными загадками остается, почему пришла именно к нему (к ней), почему такая, а не иная, почему ушла? А у вас она была, есть? Такая, как вы ждали, или совсем-совсем другая, принесла счастье или разочарование? Как вы думаете, почему? Почему говорят: первая любовь (любовь с первого взгляда) редко бывает счастливой? Можно и нужно ли готовить к любви в семье, школе? Если да, то как? Если нет, — почему?
11. Говорят: все знают, как воспитывать чужих детей, но при этом затрудняются со своими... В этой шутке — только доля шутки. Есть в школе классы, трудные для одних учителей и вполне любимые другими. Но ведь есть учителя, к которым очень по-разному относятся те или другие ребята. Да и в жизни, происходящей за пределами учебного заведения — на производстве, в учреждении, в быту, — встречаются люди, которые хотят и умеют видеть и увидеть, слышать и услышать других, быть корректными в обращении и общении с ними, а есть воспринимающие только себя, а иных поправляющие, поучающие, причем назойливо, бестактно... Так что же такое педагогика? Наука, чьи положения не всем доступны? Сфера профессиональной деятельности (но мы все — люди разных специальностей, вовсе не учителя)? Вынужденный опыт (но он у всех, скажем, семей различен, к тому же интуитивен и зависит от обстоятельств)? Искусство (тогда не при чем ни наука, ни уроки опыта житейского и профессионального)? Может ли стать педагогом всякий человек? А вы себя таковым ощущаете? Осознаете?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Зачем нужна научная педагогика, если есть проверенная веками педагогика народная?
2. Почему, чем и как взаимосвязаны основные категории и отрасли педагогики?
3. Кому и для чего нужно педагогическое исследование?
4. Почему каждый человек и всю жизнь является педагогом?
5. Каковы цель и средства педагогики рефлексии?
Литература
АристерН.И., ЗагузовН.И. Процедура подготовки в защиты диссертаций. М., 1995.
Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М.— Воронеж, 1996. Ч. 1.
ВентцельК.Н. Свободное воспитание. М., 1993.
Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград. 1995.
Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.. 1990.
Деряба С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление... М., 1991. Каптере» П.Ф. Педагогический процесс//Избр. пед. соч. М., 1982.* Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного воспитательного процесса. М., 1993.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб, 1993 (Гл. I — § 2, 4, 5 — о термине "развитие").
Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
Кононко ЕЛ. Чтобы личность состоялась // Звездный путь. М., 1993.* Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых // Пед. наследие. М.,
1991.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. (Гл. УШ — Совесть.) Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т.
1960. Т. 5.
Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. М., 1968. Разумный В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. М., 1991. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека.
М., 1992.*
Сухомлинскш В.А.Павлышская средняя школа //Избр. пед. соч.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4.
Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.
Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.**
Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.**
Тема 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:
1. Целостность процесса созидания, " выделывания" (Ф.М. Достоевский) человека. 2. Социализация, воспитание, саморазвитие человека. 3. Воспитание и самовоспитание: многообразие содержания и методов. 4. Воспитанность и социальность. 5. Совесть и общечеловеческие ценности. 6. Творческая индивидуальность. 7. Динамика педагогического процесса: анализ и самоанализ.
1. Педагогический процесс — явление сложное; как и всякийпроцесс, он представляет собой совокупность действий и последовательную смену состояний в ходе достижения определенного результата. Как процесспедагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. Педагогический процесс — последовательные изменения во всех его участниках: воспитанники продвигаются (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности и обученности, а педагог пополняет (или теряет) свою профессиональную компетентность; оба участника педагогического процесса диалектически связаны как его субъекты и объекты, оба, хотя и по-разному, развивают свою социальность. Педагогическая направленность — сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь прицелостности. Это — требование и к процессу, и к его результатам.
Целостностьпроцесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели — развития 30
социальности воспитанников;их индивидуальной и совместной деятельности,их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме, в вербальных и реальных ситуациях. Непротиворечивость средств помогает сложному и длительному "выделыванию" человека.
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. К. Д. Ушинский |
Целостностью предполагается и разлитость влияния на духовность и эмоции, разум и волю, и комплексное развитие активности — познавательной и трудовой, физической и нравственной, эмоциональной, чтобы не допустить узкого функционализма, односторонности воздействий, избежать формализма. Тогда и воспитание оказывается обучающим (жизни среди людей, умению строить с ними отношения, оценивать себя и других), а обучение — воспитывающим (духовное начало, желание больше знать, ощущение прекрасного в языке слов и цифр).
В свою очередь, целостность педагогического процесса приводит к целостности егорезультатов: к изменениям во внутреннем мире и поведении воспитанника, его убеждениях и поступках, его самоощущении и самореализации — его человекообразовании.
Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Г. Гегель |
2. Педагогический процесс образования Человека представляет собойединство трехвзаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека.
О воспитании и саморазвитии как педагогических категориях говорилось в прошлой лекции.Социализация современной наукой толкуется по-разному, но в принципе в ее содержании отчетливо просматриваются две тесно связанных, хотя и совершенно различных по природе и проявлениям стороны: во-первых, социализация обозначает весь потоквнешних — природных, социальных, социально-психологических влияний на человека, его социализирующих, продвигающих его социальность. С этой точки зрения, естественный "социализатор" — вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало и явно отрицательных, таких, как глубокое социальное расслоение и растущая безработица, инфляция и мафия, и отрицательных, но привлекательных для части молодежи, например нарко-
мания и преступность, крайности моды и матерщина. Есть и неоднозначные явления андерграунда.
Воздействия среды могут осознаваться или не осознаваться, оставлять более или менее глубокий след, охватывать широкие или узкие сферы образа жизни и т.д., но они существуют. Невозможно учесть (предвидеть) всюих сложнейшую гамму, но педагогу нельзя и не знать наличия и характера тех влияний, что оказываются наиболее важными для того или иного человека, будь то учащийся, воспитанник военного училища, ученик мастера в цеху, ребенок в семье.
Другая сторона социализации —внутренние процессы, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т.е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения. Они изменяются в ту или иную сторону под влиянием того, что личностью не только воспринимается, но и осваивается.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А.С. Макаренко |
Однако эти изменения не фатальны, как не всесильны вызвавшие их влияния. Второй "вершиной" нашего воображаемого педагогического треугольника выступаетвоспитание. В отличие от социализации, которая (в обоих значениях) преимущественно стихийна, воспитание — чаще всего целенаправленно. Его обеспечивает вся система образования, производство, армия, общественность. Делается это профессионально или нет (что вовсе не всегда значит хуже), более или менее эффективно, влияет локально или широко. Бывает же, что благими намерениями педагога, воспитателя выстелена дорога в ад для их воспитанника. Бывают, и нередко, дурные родители, как и школы, трудные для ребят.
Есть и другие сложности. Они связаны с достаточно частой противоречивостью не только между факторами социализации или между субъектами, технологиями воспитания, но и между влияниями социализации и воспитания: в жизни — одно, в школе — другое. Сегодня системе образования, лишенной привычных безусловных идеалов, образцов, примеров давнего и совсем недавнего прошлого, энергично критикуемого, ничем, в сущности, позитивным, утверждающим не замененных, к тому же в условиях резкого снижения уровня жизни, — системе этой приходится выдерживать весьма трудную конкуренцию с негативными факторами социализации, которая пока побеждает. Между школой, хорошей семьей (а они являются и факторами социализации детства и юношества) и детьми все увереннее оказываются цинизм, бездуховность, волнующий (как животное — кровь жертвы) зов беспредела и безнаказанности: детская преступность растет вдвое быстрее взрослой. Это, конечно, будет преодолено, но уже новым обществом, для которого дело социального воспроизводства поколе-
ний станет действительно приоритетным, а потому воспрянет и школа.
В стенах школы не должно быть ученика, который был бы только воспитанником, которого кто-то вел бы за руку. Каким бы маленьким ни был ребенок, он должен кого-то поддерживать, о ком-то заботиться, чью-то судьбу переживать. В А. Сухомлинский |
Итак, позитивная связь между двумя "вершинами" разрушена, да и сами они весьма в непростом состоянии. Обратимся к третьей —саморазвитию. Оно тоже двусоставно. Во-первых, включает естественное психофизиологическое развитие организма. Такое развитие — сугубо, казалось бы, биологическое — определенным образом обусловлено социализацией (культура быта, питание, здоровье) и воспитанием (занятия спортом, закаливание, режим, личная гигиена). Мы
ему содействуем или препятствуем.
Во-вторых, саморазвитие — желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями, которые формируются социализацией и воспитанием. Их противоречивость — одна из главных причин трудностей педагогического процесса, а значит, и человеческих драм саморазвития.
Любить родину — не твоя идея. А вот как ее любить, ты должен сообщить людям. Ты должен не повторять патриотизм, а продолжать его. М.А. Светлов |
3. В то же время, если личность лишена "самостоянья" (А.С. Пушкин), не проявляет его в разносторонней активности, неизбежны потери в развитии социальности. Причина очевидна: воспитание не может быть эффективным без самовоспитания, как последнее — без необходимых условий.
Содержание воспитания — создание условий для развития у воспитанников духовных потребностей, положительных мотивов, желания и умения ответственно относиться к учению и труду, быть здоровыми и культурными, уметь ценить, беречь и создавать красоту, участвовать в делах на благо группы, коллектива, общества. Для этого в учебных заведениях создаются классы, группы, где учатся и дружат, общаются ребята одного возраста, различные объединения по интересам, где нормой становится самоуправление, взаимодействие между ребятами и педагогами. Средиметодов — будь то убеждение примером (в том числе личным) или словом, будь то организация отношений и общения ребят — главным является создание ситуации, требующих личного решения.
Содержание самовоспитания определяется "разностью потенциалов", т.е. сознательным движением человека от того, каким он себя
осознает, к тому, каким хотел бы стать: больше знать или накачать мускулы, научиться играть в бейсбол или водить автомобиль, исправлять фигуру или приобщаться к фанатам, воспитать волю, а то и жестокость к людям... Да и мотивы могут быть разными: кто-то хочет исправить недостаток, кому-то важно привлечь ее (его) внимание, кто-то сознательно стремится еще больше закалить волю, преодолевая страх или неуверенность, кому-то надо доказать себе или другим, что он все может. Содержание работы над собой определяется идеалами и ценностями человека, потому она и может быть связана со стремлением одних самоутвердиться на пользу себе и людям, а других — стать фашистами, "крутыми" "новыми русскими", примкнуть к мафии.
Методы педагогического руководства самовоспитанием восходят прежде всего к организации рефлексии — во имя самооценки и, условно говоря, программы работы над собой. Важна индивидуальная поддержка воспитанника верой в успех его стремления чего-то добиться от себя, корректная помощь в его адекватной самооценке, в осуществлении программы, а особенно — в констатации результатов предпринятых им усилий, которые, как правило, не могут остаться незамеченными окружающими.
Видеть хорошее в человеке всегда трудно... Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться. А.С. Макаренко |
В конечном итоге воспитание и саморазвитие тесносвязаны в едином педагогическом процессе (им "мешают" лишь отрицательные факторы социализации); воспитанный человек высоко ставит планку самовоспитания и берет эту высоту в результате многих попыток, в то же время умение упорно работать над собой помогает осваивать то, что предлагает, для чего создает условия воспитатель.
4. Результат взаимодействия внешних условий и работы человека над собой — еговоспитанность, т.е. единство слова и дела, реальное следование гуманным нормам общественного бытия, духовность образа жизни, адекватная оценка своих социальных функций и возможностей, умение отвечать за свои поступки, приемлемый для окружающих характер общения, склонность к самосовершенствованию. Воспитанность вместе собразованностью — уровнем общих и профессиональных знаний, активностью в их непрерывном пополнении, желанием и умением самообразования — составляютсоциальность человека. Именновместе: среди воспитанных, природно деликатных людей нередко встречаются не имевшие возможности учиться; среди же образованных — не столь уж редки хамы...
Социальность — один из конечных и активныхпродуктов педагогического процесса, становящихся непременным егоучастником, фоном, катализатором, побудителем, фактором динамики, однако без воспитанности и социальность может стать ущербной.
5. Всякая оценка отвечает некоторой шкале ценностей: по достатку, по престижу, по образованию... Выбор ценностей и путей следования им регулируется на уровне общества его менталитетом, на уровне коллективов, групп—приоритетными ориентациями, на уровне личности — еесовестью, т.е. индивидуально принимаемой и осуществляемой внутренней ответственностью за себя перед людьми и перед собой. Совесть — уникальный "механизм" связи человека и среды, "судья последней инстанции" в споре желаемого и должного, посредник в борении страстей. Впрочем, не всякой совести такое под силу. Не имеющая в основании гуманных, духовно-нравственных убеждений, подлинной культуры, неразвитая, заземленная, безответственная, — она бессильна: получается то, что называют "совесть молчит"
Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники. А.С. Макаренко |
Однако негативный субъективизм совести того или иного человека может быть предотвращен и в определенной мере преодолен интериоризацией общечеловеческих ценностей, которой весьма содействует педагогический процесс, собственно, и сам на них основанный и в идеологии, и в содержании, и в технологии. Так сопрягаются ценности сугубо индивидуальные — и признаваемые всеми и каждым: мир (в значениях не-война, сообщество людей, мир животных, мир искусств), земля (общий дом людей, где каждый должен быть озабочен экологией для всех), отечество (природа, язык, люди страны и края, где человек родился и вырос), семья (очаг родственности), труд (проявление непосредственной активности во имя удовлетворения различных потребностей), культура (все, созданное разумом и руками человека за время его существования), знания (сведения о жизни). Бог (источник веры в то, что он создатель всего), свобода (возможность жить согласно своим убеждениям), счастье (момент гармонии, внутреннего и внешнего благополучия, добытого собственными усилиями); высшая ценность — Человек (по В.А. Караковскому). Педагогический процесс как одна из составляющих общего процесса образования Человека оказывается тем эффективнее, чем больше сущно-стно ориентирован на единство в человеке индивидуального и всеобщего.
6. У всех общечеловеческих ценностей, в какой бы неповторимой иерархии они ни существовали для каждого конкретного человека, есть общее качество: следование имне может быть созерцательно-декларативным, но требует активности, личностного утверждения в жизни. Высшая форма активности — творчество; высший идеал педагогики —творческая индивидуальность каждого ученика, воспитанника и каждого учителя, воспитателя; высшая цель педагогического процесса — содействовать ее самоутверждению, предлагая
для этого пространство и условия развития дарований и способностей.
Значительны здесь возможности "учреждений дополнительного образования", ориентированных, в отличие от школы, прежде всего на развитие творчества детей, юношества в той области, которая им интересна.
Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. Л.Н. Толстой |
Важно, чтобы творчество не оказалось уделом и привилегией отдельных школьников, студентов, молодых и немолодых рабочих, учителей или наставников, противопоставленных остальным, "обычным", чтобы каждому из этих "обычных" (а нормальный человек не может вовсе не быть одаренным) нашлась своя сфера — перспектива роста в изучении того или иного предмета, художественной или технической самодеятельности, в спорте, в общественной работе, чтобы такого рода лидерство обогащало и самого субъекта, и окружающих, чтобы достигнутые успехи не вели к зазнайству или самоуспокоенности, а подвигали к достижению новых рубежей, чтобы не пропустить дарование робкого, пока в себе неуверенного, не обмануться внешней яркостью остановившегося при первых успехах.
Каждый из нас — творческая индивидуальность, только одни или не ведают об этом, или не знают себя, другим не помогли раскрыться, а то и не дали. третьим предоставлялась возможность адекватной самореализации, но они ею по молодости или по глупости не воспользовались... Зато некоторым повезло: их потенциалу были созданы условия, и он раскрылся. Для нашего общего блага остро необходимо, чтобы так случалось в каждой семье, в каждом классе или каждой группе учебного заведения. Творческая индивидуальность — прежде всего личностная, потом общественная ценность, она требует содействовать ее развитию.
7. Педагогический процессдинамичен. С одной стороны, изменения, ради которых он осуществляется, — благо, свидетельство продвижений, с другой, — эти изменения практически никогда не соответствуют предполагавшимся: вмешиваются неожиданные по содержанию и воздействию внешние обстоятельства, происходят внутренние "подвижки" в коллективе, что-то случается с личностью воспитанника, не совсем последователен педагог. Нередко из-за этих или иных причин и само продвижение оборачивается вспять. При, казалось бы, сугубо положительных намерениях возникает отрицательная динамика. Дети, ситуации, конфликты обстоятельств социализации и воспитания настолько разнообразны, что ни один педагог не застрахован от необходимости корректировать свои планы, нередко непосредственно в ходе стремительно меняющихся ситуаций.
Появление случайностей — закономерно; не ожидаемые педагогом их последствия — чаще всего вина и беда самого педагога, не обладающего достаточной информацией, чтобы предвидеть варианты по-
следствий. Поэтому столь значим регулярный и разносторонний текущий и итоговыйанализ педагогического процесса: систематические наблюдения, устные и письменные опросы самих воспитанников, их родителей, друзей, педагогические консилиумы, создание значимых ситуаций. Для педагога еще более важенсамоанализ хода и результатов педагогического процесса: рефлексия его задач, вариантов, средств самонаблюдения, соотнесение ожидаемого и реального, систематическое ведение педагогического дневника.
Многое дает привлечение коллектива воспитанников к анализу собственной динамики, к своеобразной самоаттестации. Адекватная и честная оценка состояния класса, группы, кружка, секции по обоюдозначимым критериям помогает наметить пути дальнейшего развития.
Данные анализа и самоанализа — одно из главных оснований программирования и планирования педагогического процесса, его текущей корректировки, подведения промежуточных и этапных итогов, самооценки, определения задач на последующий этап. Таким образом вносится существенный вклад не только в повышение эффективности педагогического труда, но и в преодоление фрагментарности, разрозненности, формализма педагогической деятельности, в движении к ее упорядоченности, системности.
"Каждый решает по-своему"
1. Воспитывать человека — это главным образом непосредственно воздействовать на него или прежде всего создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может этот процесс направлять сам человек? Если да, то каким образом? Каковы, с вашей точки зрения, возможности и роль рефлексии в этом процессе, определении его задач, содержания, технологии? Что была бы жизнь человека без рефлексии? Какая беда больше — бесконечное "копание" в себе или полное отсутствие сомнений, самоанализа? Склонны ли вы к рефлексии?
2. Конфликт — столкновение мнений, точек зрения людей, а то и самих людей по конкретному поводу. Иногда мгновенен, иногда длителен; порой локален, порой расходится "кругами". Всегда имеет поводы и причины, но не всегда правого и виноватого. В социальные конфликты — международные, межнациональные, межконфессиональные, межгосударственные — всегда включены конфликты личностные, между людьми. Впрочем, межличностные конфликты весьма часты и сами по себе, хоть и драматизированы порой социальными... А разве реже конфликты с собой? Какие, по-вашему, сложнее длярешения?
Как вы считаете, возможно ли сосуществование людей без конфликтов между ними? Нужна ли бесконфликтность? Спор ищет правого или истину? Конфликт между поколениями — объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Что чаще всего приводит к конфликту — разные точки зрения или обстоятельства?
В вашей жизни было, конечно же, немало всяких конфликтов. Какими вы гордитесь (если допустимо такое слово)? Каких — стыдитесь? Что вы предпочитаете — уклониться от возможного столкновения с другими людьми, влезть в конфликт, довести его до "победного конца"? На что ориентируете своих детей?
3. Ребенок познается в игре. Как вы думаете, что такое игра, кто в ней больше "нуждается" — ребенок или взрослый? Почему? Что за игры, в которые играют взрослые люди? И что за взрослые люди, которые продолжают играть в игры? Какие? Почему? А вы играете? Явно или скрытно? Это вам помогает? Если да, то в чем?
4. Как вы думаете, когда и каким образом общечеловеческие ценности становятся конкретно человеческими, т.е. освоенными, присвоенными тем или иным человеком? Как общее конкретизируется в единичном — в мотивах или интересах, в чувствах или отношениях, в суждениях или действиях? В чем вы видите разницу между принципиальностью и ригоризмом? Всегда ли надо "не поступаться принципами"?
5. Природа страха — либо неизвестность, отсутствие знания о людях, ситуациях, последствиях, либо заведомо известная (обоснованно предполагаемая) опасность отрицательных последствий. Всегда ли он только подавляет и сдерживает? Можно ли его предупредить или преодолеть? Если нет, почему; если да, то как? Нужно ли пытаться вырабатывать в детях "абсолютное" бесстрашие? Что мучительнее для человека — страх перед людьми, обстоятельствами или перед собой? Чего вы боитесь, как существуете со своим страхом?
6. Вы, конечно, заметили, что в учебниках и других учебных книгах по педагогике, да и психологии очень редко говорится о совести. Между тем, она — главное основание реальных отношений человека и окружающего его социума, внутренний стержень взаимосвязи сознания, эмоций и воли, ничем не заменимый саморегулятор духовных потребностей и содержания, способов их удовлетворения. Так что же, она дана генетически, от Бога, или является регулятором и средством развития, духовного становления человека? Можно ли совесть сознательно воспитывать в других, выращивать в себе? Есть люди без совести? Когда вы последний раз слышали ее голос? Стыд — внутреннее звучание этого голоса? Можно ли апеллировать к чьей-то совести, пытаться, как говорил Л.Н. Толстой, "усовестить" врага? Как быть, если разные люди по-разному толкуют (а значит, и реализуют) совестливость, — кто же судья? И зачем человеку воспитание, если у него, человека, есть совесть?
7. Среди снова вошедших в научную моду слов — "рефлексия". О ней много и по-разному пишут и говорят специалисты разных областей человекознания, появилась даже "педагогика рефлексии", многими противопоставляемая идеям нормативного тоталитарного внешнего воздействия на личность. Как вы считаете: не переоценивают ли одни — внутреннюю самооценку, самоанализ, самонастроение человека, а другие — значимость целенаправленных на него влияний, одни — самостоятельность и свободу саморазвития, другие — жесткие и единые требования подчинения и ответственности? Может быть, есть
третьи, четвертые?.. И все же: если рефлексия — труд души, участвующей во всей жизни человека, его мыслях и чувствах, то и основанная на рефлексии образовательно-воспитательная система есть совершенное проявление гуманизма? Представьте свою жизнь: часто ли вы предаетесь размышлениям, "себя на строгий суд призвав"? Плодотворны ли они? Можно ли научиться или научить рефлексии? А можно ли жить вовсе без нее?
8. Арсеньев — герой И.А. Бунина вспоминает: "Детство стало понемногу связывать меня с жизнью" (Собр. соч.: В 4 т. 1988. Т. 3. С. 268). Как понимать эти слова — понимание, прозрение, взросление? Разве детство не жизнь, причем с достаточно сложным и насыщенным внутренним миром? Чему слова эти учат нас, хотя и писаны много десятилетий назад о совсем другой жизни, о другом детстве? Чего здесь больше — личных ощущений, памяти или, как говорится, объективной закономерности? А как это было с вами? Как происходит с вашими детьми — так, как было у вас, или так, как вам хотелось бы?
9. Умный и мудрый... Каково, по-вашему, содержание и соотношение этих понятий? В чем их сущность? В чем общее и особенное? Может ли быть ребенок мудрым? Нужно ли это ему и окружающим? Почему слово "мудрый" чаще всего ассоциируется у нас с человеком, убеленным сединой, много повидавшим и испытавшим? Откуда некоторая ирония, вроде щедринского "премудрого пескаря" или осуждающего "намудрил", "перемудрил"? Всегда ли однозначна связь образованности и мудрости? Откуда выражение "книжная премудрость"?
Какой вывод для себя вы делаете, ответив на предыдущие вопросы? Как вы думаете: что такое мудрость в науке, в быту, в учении?
10. Почему слова "идеал", "идеальный", имеющие, казалось бы, сугубо положительное значение, нередко употребляются и в ироническом смысле — "идеальная семейная пара", почему даже в ночь перед дуэлью, сочиняя свои последние стихи, "на модном слове "идеал" тихонько Ленский задремал"?
В чем практический смысл идеала, если он все равно недостижим? Ведь раз он существует и в категориях науки, и в бытовом сознании, — "значит, это кому-нибудь нужно"?! Можно ли воспитывать без идеалов и нужно ли так воспитывать — идет ли речь о народе или об отдельном человеке? Каковы сегодняшние идеалы молодежи?
Какими вы хотели бы видеть идеалы вашего ребенка? А, может быть, ему легче (и вам с ним) без идеала?
11. Дисциплина — результат или средство воспитания? Безусловное и безропотное подчинение власти, закону, традиции — или сознательное следование им? Следствие внешнего влияния, требований — или внутренней самодисциплины?
Что бы вы предпочли со стороны собственных детей: не допускающую возражений исполнительность, или настаивание на своем праве или решении, или попытку разобраться в вашем требовании, или иной вариант реакции на него? А со стороны подчиненных на работе?
Говорят: "дисциплина труда". А существует ли "дисциплина семейной жизни", "духовная дисциплина личности", "дисциплина конкретной ситуации" и т.д.?
Что вам больше по душе — добиваться дисциплины или быть дисциплинированным?
12. Часто говорим детям — и малым, и большим, — упрекая их:
они, по нашему мнению, что-то не так сделали, не той моде следуют, не те ценности исповедуют... Не так, как мы в их годы, или как другие люди... Не будем вдаваться в содержание претензий, искать правых или виноватых. Речь о другом: в качестве положительных аргументов мы чаще всего апеллируем к собственному прошлому. Вот тут-то и возникает вопрос: а всякий ли пример — образец? Правомерно ли "звать назад": ведь времена и нравы меняются, и весьма стремительно... Как выдержать житейскую диалектику: с одной стороны, надо наставлять, с другой, — каждый должен прожить свою жизнь... Обязательно ли, если учиться, то "на старших глядя"? Пример — аргумент, пример — иллюстрация, пример — доказательство... Столь ли многогранен образец? Всякий ли образец вызывает желание ему следовать? Какой образец сильнее — положительный или отрицательный? А у вас был образец для подражания? И есть?
13. Помните у Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручаем"? В сущности, речь идет здесь о том, сколь тяжко бремя доброты! Вы посоветовали — и взяли на себя ответственность за... последствия решения, вами предложенного... Вы помогли кому-то в трудную для него минуту и чувствуете себя ответственным за его дальнейшую судьбу. Сделали кому-то хорошее — и он вам этого не простит... Значит ли это, что лучше не быть добрым — спокойнее жить, и совесть молчит. А что такое, по-вашему, доброта? В чем, так сказать, больше добра:
в том, чтобы помочь куском хлеба, или в том, чтобы научить его добывать, зарабатывать? Когда добро превращается в зло? А зло может стать добром? С чем бы вы предпочли столкнуться — со злом или с равнодушием? Можно ли одним добром воспитать хорошего человека?
14. Долг — обязанность вернуть ранее полученное. Как категория нравственная он означает осознание, ощущение человеком, группой необходимости воздать тому и тем, кто или что для них сделал. Пока человек совсем маленький, он не ведает, что живет как бы в долг — перед родителями, семьей, обществом, выполняющими свой долг перед только что рожденными поколениями, они же отдадут свой "долг" нам, уже повзрослев... Нравственный долг перед детьми, внуками понятен и естествен для нас, взрослых. А дети? Неужели до поры они безответственны перед нами или все их обязанности в том, чтобы уступить старшим место в автобусе?.. Что же еще? Что "одалживают" детству государство и общество? Каким хотят видеть возвращенное? "Одалживают" что-либо дети нам? Если да, что именно? Чем чревата "хроническая задержка" с "выплатой" нравственного долга для тех и других? Нравственно ли обвинять детей в неблагодарности, упрекать — "вот в наше время"? Нравственно ли не видеть неблагодарнос-
ти, под "долг" диктовать, как жить? Корректно ли сравнить то, что мы даем детству, с инвестициями?
15. Ситуация — "пересечение" человека и обстоятельств — своеобразная клеточка, единица педагогического процесса, хорошо знакомая не только учителю, но каждому человеку. Опишите некую ситуацию и проанализируйте по основным присущим ситуации признакам:
а) неразрывности в ней прошлого (причин), настоящего (состояния) и, главное, будущего (перспективы); б) возможности множества решений-выходов; в) неотвратимости выбора решения; г) "провокации" ситуации следующей. В чем драматизм ситуации ее решения? Возможно ли буквальное повторение ситуации?
16. А. де Сент-Экзюпери: "роскошь человеческого общения". Оно — всегда благо? А если принудительно, вынуждено, навязчиво? Вы никогда не испытывали нужды в уединении, желания побыть одному? Очень важно помочь ребенку или взрослому общаться, жить среди людей. А разве не нужно помочь, особенно ребенку, подростку, юноше в общении с собой: стимулировать рефлексию, раздумья над собой, способность пробудить и услышать голос совести? Как, вы полагаете, это лучше сделать, чтобы не навязываться, не лезть в чужую душу? Верно ли недооценивать роскошь уединения?
17. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Реальна ли эта мечта? Откуда здесь интонация императива (почему и кому должно?)? Какой была бы жизнь, если бы все люди стали прекрасными? Следует ли представлять ее детям как идеал? Да или нет — почему? Кстати, а почему Чехов начал с внешности?