КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА*
I. Социальное воспроизводство поколений. 2. Осуществление общечеловеческого в индивидуальном. 3. Образ жизни. 4. Человек:
самоцель и самоценность. 5. Гуманизм: вера в возможности человека и реальность их раскрытия. 6. Целостность внутренней и внешней жизнедеятельности человека. 7. Пространство и время:
педагогический аспект. 8. Необходимость преодоления социо- и школоцентризма, бездумного однообразия и формализма.
1. Каждый из нас — участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколении. Он восходит к глубокой древности, к тому времени, когда стадо становилось обществом, и составляет главный смысл существования человечества, а потому и ровесник ему и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Биологическая сущность людей остается принципиально неизменной, в том числе и функция биологического воспроизводства, а социальная — изменяется по мере развития цивилизаций, преемственно воспринимается и передается от поколения к поколению.Социальность может быть представлена интеграцией (единством и взаимодополнением) следующих аспектов: осознания себя членом общества, субъектом взаимодействия с ним, с другими людьми, с группами; сознательного выполнения норм социального бытия, принятых данным обществом; способности приложить личные усилия для приобщения к социальным ценностям как их освоения и созидания; реализации познавательной, трудовой, семейной, досуговой функций на основе гуманизма и духовности. Социальность — это культура мышления и культура чувств, культура духовной жизни и культура поведения. Именно социальность не только отличает человека от животного, но и делаетчего Человеком; с этой точки зрения она выступает наиболее общим признаком общечеловеческого. Образование Человека (человекообразование) — результат его социального воспроизводства — и есть творение и самотворение его социальности.
Процесс социального воспроизводства поколений характеризуется рядом противоречий. На уровне общества: между традиционными
*Данным словосочетанием здесь и далее обозначается человекообразование — процесссозидявня в сшосозмдгм целостного человека как единства разума и чувств, духа и воли.
представлениями — и новыми явлениями, между идеалом социальности — и реальным ее состоянием, между целесообразными для общественного развития темпами и глубиной социальности различных слоев населения — и действительной ее динамикой, в ряде случаев отрицательной и т.д.; на уровне отдельного человека: между общественными нормами — и их личным осознанием и следованием им; между духовными потребностями — и возможностями и способамиих удовлетворения; между реальными внешними (идущими от общества и государства) влияниями на развитие социальности — и ограниченностью внутренних установок, усилий самого человека на такое развитие, и пр.
Однако, хотя социальность — явление, социально-исторически обусловленное, хотя ему присущи самые острые противоречия, ничто не может ни прервать, ни остановить вечные процессы социального воспроизводства поколений и образования Человека. Можно и нужно лишь адекватно их стимулировать. Для этого и образовалась педагогика, всегда социально ориентированная и обращенная к каждому из нас.
Только честное воодушевление, только честная страсть создает человеческое величие. Где эта страсть подавлена, не ищите ни человека, ни гражданина, ни матери, ни отца. Н.В. Шелгунов |
2. Педагогика исходит из того. что социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. Укаждого из нас их уровень и сочетание различны: любой человекиндивидуально сочетает общее и особенное в физическом строении (мужском или женском), в психических свойствах и процессах, в духовном облике.
Неповторимость каждого не исключает, но предполагаетсхожестьс другими по самым различным признакам: социальному положению и национальной принадлежности, параметрам физическим и нравственным, возрастным и профессиональным... В этом — истоки и основы типичного, т.е. тогосвоеобразного, что присуще той или иной группе индивидуально разных людей. Так любой из нас становится (должен становиться) носителем тройственности общего, особенного и единичного. Избыток или дефицит одного из них, нарушение целесообразного сочетания в триаде — в числе главных причин общественных бед и личных драм.
Социальная валеология как и профилактика и преодоление социальных болезней общества и человека — целевая установка для педагогики.
3. В качестве возможной интегративной характеристики всех ипостасей социальности может быть представленобраз жизни. Это — единство целей, ценностей, материальных условий, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения как отдельного человека, семьи, так и производственных, учебных, общественных организаций и объединений людей. Он формируется как результатвзаимодействия людей и окружающей природной и социальной микро- и
макросреды: она — через государственное устройство, средства массовой информации, формы общественного сознания (науку, религию, искусство), через бытовые традиции и условия — влияет на человека, но и он, реализуя собственную активность, воздействует на среду, создавая свой образ жизни. Целостно знать человека — значит знать его образ жизни.
Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью. Для того чтобы приучить себя жить только для Бога, хорошо делать такие дела, о которых никто никогда не узнает. Делай такие дела, и ты узнаешь особенную радость. Л.Н. Толстой |
Образ жизни также имеет черты общего (менталитет страны, формы политической власти, экономический уклад и пр.), особенного (своеобразие региона, предприятия, творческий союз и т.д.) и единичного (данный коллектив, данная семья, школа, наконец, данный человек). Каждый из уровней этой иерархии влияет на другие, испытывая их влияние. Какой бы из уровней мы ни рассматривали, какую бы соответствующую ему педагогическую задачу ни решали (от разработки основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений, прежде всего механизмов и путей ее реализации, до поиска форм эффективной помощи самовоспитанию конкретного подростка), можно рассчитывать на успех, лишь учитывая всю иерархию, т.е. возможно более широкий круг параметров образа жизни.
4. Человек — высшая ценность, его благо — высшая цель всякого общества (при всей известной истории множественности ценностей и целей). Высшаяценность — именно человек, единственный носитель разума и духа, реальный творец цивилизации, материальной и духовной культуры, самого себя. Он способен не только ошибаться, но и исправлять свои ошибки, не только ввергать себя и других в социальные катаклизмы, драмы и трагедии, но и преодолевать противостояние добра и зла. Такие высокие слова относятся и к человеку вообще (к человечеству и его истории), и ккаждому из нас: потрясения испытывают как общество, так и любой из людей, будь то младенец, зрелый человек или старик. Чтобы предупредить или преодолеть зло, человеку нужны силы, желание и умение сопротивляться и самоутверждаться, обретаемые в знаниях, в собственном опыте.
Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека. Л.Н. Толстой |
Знания и опыт помогают обрести школа, семья, армия, производство, общественные объединения — и педагогикаим в помощь. Для педагогики исходна высшаяцель — благо человека, т.е. участие (наряду с экономикой, политикой, общественным устройством) в дости-
жении каждым из людей личного счастья — полноты самовыражения в социальности, т.е. в культуре, воспитанности, образованности, духовном богатстве, гармонии со средой. Так ценности становятся обоюдно адекватными целями общего, особенного и единичного. "Венец творения" и творец всего — Человек.
5. Отношение к человеку — главный показатель не только общественной морали, но и нравственности каждого из нас. Это отношение может быть добрым или недобрым, внимательным или равнодушным, предвзятым или объективным... Важно, чтобы оно было гуманным.Гуманизм — активное человеколюбие, т.е., в первую очередь, исходнаявера в положительные возможности человека: его разума и воли, его целей и стремлений, в то, что природой ему даны — пусть в большей или меньшей мере — задатки и способности — потенциалы, требующие лишь благоприятных условий, чтобы раскрыться на благо ему самому и окружающим, всему обществу. Гуманизм выступает как бы вектором социальности, выражаясь в таком качествеличности, какгуманность. Она воплощается в способности принимать других такими, каковы они есть, верить в их добрые намерения, помогать стать лучше.
Свобода лица — величайшее дело; на ней и только на ней может вырасти свобода народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, чем в ближнем, чем в целом народе. А.И. Герцен |
Разумеется, мерагуманности, способы ее проявления у разных людей различны: они зависят и от самого человека, и от того, к кому отнесены, и от внешних обстоятельств — образа жизни, конкретной ситуации. Есть люди с плохим характером и дурными наклонностями, есть правонарушители, есть и преступники. Вера в человека не абстрактна, а потому не исключает, нопредполагает требовательность к нему, борьбу с его ошибками, помощь в преодолении недостатков. Речь идет о борьбе не с человеком, аза человека. Вера в его возможности — внутреннее состояние, которое должно реализоваться в живой практике отношений, общения.
Человек есть дробь. Числитель, — это — сравнительно с другими — достоинства человека; знаменатель, это — оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель — свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель — свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству. Л. Н. Толстой |
Гуманность как эффективная практика предполагаетверу в возможности человека, их реализацию и совершенствование. Эта вера абсолютно необходима всякому педагогу — учителю, воспитателю, командиру, руководителю производства. Тщетны усилия стабилизи-
ровать те или иные стороны образа жизни, решать конкретные педагогические задачи без внутренней гуманистической установки на успех. В то же время гуманная атмосфера социума, всего общества создается гуманностью каждого и всех, кто его составляет.
Обыкновенно предполагается, что люди известного поколения знают, какими должны быть люди вообще, и потому могут готовить их к такому состоянию. Это совершенно несправедливо: люди, во-первых, не знают, какими должны быть люди, — могут в лучшем случае знать только идеал, к которому им свойственно стремиться, а во-вторых, люди воспитывающие, если они не мертвы, сами движутся и воспитываются. Л.Н. Толстой |
6. Процесс образования Человека, динамика его социальности значительно и облегчаются, и осложняютсяцелостностью внешней и внутренней сторон жизнедеятельности человека.Внешнее — не только облик, "прикид", манера поведения, речи, это и деятельность, дела и поступки, стиль общения;внутреннее — потребности и мотивы, мысли и житейский опыт, чувства и самоощущение, подсознание и интуиция. Первое — проявления социальности, второе — ее реальные основы. Они, хоть и своеобразны, но неотделимы: "явление существенно, сущность является" (В.И. Ленин). Конфликт между ними, сознательно допускаемое внешней и внутренней сторонами несоответствие оказываются либо драмой жизни "вопреки своей натуре", либо лицемерием, двоедушием.
Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший; производит вражду и разъединение — он дурной. Л.Н. Толстой |
Помогать развитию социальности — значит прежде всеговлиятьна стержневое,внутреннее в человеке, т.е. на то, чем он движим, к чему стремится, какие дороги выбирает, на его убеждения, принципы, на основе которых он старается строить свой образ жизни. В то же время все это проявляется в его реальных действиях, отношениях. Поэтому педагогу, кем бы он ни был, так важнопонимать эту целостность,знать ее разные стороны, заботиться не только о внешнем благополучии, но и о духовном, нравственном обогащении, которое достижимо лишь единством необходимых условийвне человека и усилий егосамого — в целостном процессе человекообразования.
7. Как и всякий процесс, образование Человека происходит в пространстве и во времени. Это весьмасложно и нередкопротиворечиво.Здесь и самая близкая сфера Человека — семья, что он создал сам, продолжаясь в ней и новых поколениях, преемственная той, в которой он родился и вырос. Своеобразно с ней и между собой "пересекаются" другие сферы, в том числе многоступенчатая образователь-
ная — от общеобразовательной до профессиональной, пронизанная самообразованием. За ней следует или ее сопровождает сфера производственная. В течение всей жизни человек находится в сфере досуга, интересуется искусством, увлекается техникой, верит в Бога, общается с друзьями и приятелями, так или иначе участвует в общественной деятельности. Объем пространства включает и более широкие сферы: предметно-материальную среду (от присущей городу или селу до обстановки дома и оборудования школьного, вузовского кабинета и книжного фонда в местной библиотеке) и средства массовой информации, государственную политику и общественное настроение.
Интеллигентность... Это отсутствие внутренней склонности ко злу. Интеллигентный человек — не тот, кто удерживает себя от порывов злости, а тот, кто так воспитал себя, что не испытывает этих порывов. Ф. Искандер |
Значимые для каждого из нас сферы пространства оказываются порой в очень непростых отношениях: останавливается производство — и семья остается без средств к существованию; каждого тревожит рост преступности; подростку трудно в школе; многих раздражает засилие рекламы и зарубежных сериалов на телеэкране; родители недовольны компанией дочери... Некоторые сферы нередко весьма агрессивны в своем антигуманизме, искажая, а то и извращая социальность человека. Такую противоречивость нельзя отменить ничьим указом или постановлением. Можно лишь смягчить противоречия, но они и необходимы, ибо их преодоление важно для развития, накопления опыта преодоления, без которого нет динамики ни общества, ни самого человека. Нелепо специально создавать трудности, чтобы их героически преодолевать.' Еще более нелепо не видеть того, с чем можно и нужно бороться, и не учить вести такую борьбу.
Интеллигентный человек — явление редкое. Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — "подпеть" могучему басу сильного мира сего; горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: "Что есть правда?', гордость... И сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке — он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность — не самоцель..." В.М. Шукшин |
Время формирования социальности данного человека — все время его существования, от зачатия до физической смерти. Для педагога важно, во-первых, что это не равномерное движение, но процесс содержательно дискретный: в нем выделяются периоды, наиболее благоприятные для целенаправленной помощи социальности. Таковы раннее детство, школьные годы, армейская служба (для юношей), студенческие годы, создание семьи, появление новых поколений, са-10
мостоятельная работа по профессии, пребывание на заслуженном отдыхе... На каждом из условных этапов осуществляется свой вклад в человекообразование. Особенно важно в годы ученичества целенаправленное приобщение к знаниям и способам овладенияими, ко взаимодействию со сверстниками, к будущей профессии, когда всерьез обдумываются жизненные планы и путиих осуществления и еще нет других сущностных задач, таких, как работа и добывание хлеба насущного для семьи, для детей.
Во-вторых, время требуетбережного к себеотношения: оно необратимо, и потому особенно важно показывать значимость режима, чередования часов, отведенных на занятия и отдых, содержательной насыщенности, рациональной организации не только рабочего, но и свободного времени.
Так совмещаются пространство и время, создавая поле образования Человека.
Самое лучшее одиночество — это когда ты думаешь о том, как ты себя вел с людьми. М.А. Светлов |
8. Разнообразие людей, образов их жизни, условий социальности — реальность бытия. Неудачи человека в той или иной сфере его жизнедеятельности чаще всего возникают из-за или неблагоприятного стечения обстоятельств, или неуживчивого характера, и нередко по причине ошибочныхустановок директивных органов в осуществлении социального воспроизводства поколений, из-за нормативов, противоречащих реальностям жизни. К числу таких установок, пережитых (и до конца не преодоленных) нашим обществом, могут быть отнесены социоцентризм, когда основной ценностью объявляются интересы государства, общества, социума, а развитие отдельного человека отходит на второй план, в то время как любое противопоставление интересов порочно; школоцентризм, когда только на школу, другие звенья системы образования возлагается главная ответственность за формирование подрастающих поколений, практически облегчая, а то и снимая ответственность с семьи, общества, государства;
жесткое антидемократическое однообразие типов учебных заведении, учебных программ и режимов, противоречащее разнообразию способностей и интересов, возможностей людей; формализм, неизменное следствие однообразия, когда форма становится самоцелью, независимо от обстоятельств сковывая собственную активность, творчество человека, когда отметка как таковая заменяет собой оценку знаний, процветает процентомания, отчетность оказывается выше живого дела и его действительных результатов. Нельзя не видеть, что в последние годы многие установки общество начало успешно преодолевать, но не все пока удается или из-за живучести дурных традиций, или из-за недостатка новых идей, отвечающих условиям эпохи и требующих длительной проверки.
Неверные установки имеют общий признак: они не отвечают гуманистическим принципам. Декларируя "все для человека", мы уходили 11
в противоположную сторону. Было бы нелепо вовсе отрицать безусловные достижения прошлых десятилетий, но многие из этих достижений сложились, в сущности, вопреки ошибочным идеологическим установкам.
Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать. М.М. Пришвин |
В числе факторов, призванных развить лучшее, преодолеть ошибки, создать истинно гуманное общество людей высокой социальности, — педагогическая теория и практика, адекватная реальным условиям бытия, а потому способствующая образованию Человека.
"Каждый решает по-своему"
1. Гегель точно и лаконично определил душу как мыслящее сердце. Как вы понимаете взаимосвязь разума и чувства? Что, по-вашему, преобладает у вас? В чем драматизм ситуации, когда, по словам известного литературного героя, "ум с сердцем не в ладу"? Можно ли воспитыватьих единение? Если нет, то почему? Если да, то как?
2. Чеховский герой утверждает: "В жизни ничего не бывает потом!" Как вы понимаете, что это значит? Разве нет будущего, которое наступит не сейчас, а потом? Разве не приходится и нам, взрослым, и детям нашим некоторые дела оставлять на потом, если уж никаких не осуществить теперь? Может, дело в том, что надо "просто" научить ребят и взрослых ценить время? А может, оно и излечит, прояснит? Как это объяснить, как в этом убедить? А если речь идет о важной способности предвидеть последствия своих шагов?
3. На студенческом семинаре спорят будущие учителя:
— Индивидуальность — это просто частный, конкретный случай всеобщего.
— Ничего себе "просто"!.. Все разные, пойди разберись, и каждый претендует быть особенным, хочет оставаться собой, а среди людей самоутверждается по-своему, иногда довольно круто, заих счет...
— Значит, индивидуальность — то, что отличает одного человека от другого? Почему надо обязательно сравнивать с кем-то? А судьи кто?
— Почему обязательно "судьи"? Да и есть ли они — совесть, душа?
— Мне кажется, они есть, а индивидуальность — то. что может дать миру, людям только данный человек!
Как думаете вы? В чем особенности вашей индивидуальности? Она была задана генетически? Выработана вами? Сложилась под влиянием других людей или обстоятельств?
4. Сегодня у всех на слуху слова "гуманизм", "гуманистический", "гуманность"... Их связывают с человеколюбием, человеческим отно-
шением к людям. Но вспомним авторов, придумавших Остапа Бенде-ра; им принадлежит суждение, мол, полюбить человечество нетрудно — полюбить надо соседа... Как вы понимаете смысл этого суждения? Согласны ли с ним? Если оно верно, то что же такое гуманизм? Что в данном случае значит "полюбить": увидеть в другом человека? Поверить в его духовные возможности? Принимать его таким, как он есть? Сочетается ли гуманизм с требовательностью, борьбой, конфликтами с людьми, жесткостью отношений?
Считаете ли вы себя гуманным человеком? Если да, то на каком
основании?
5. Интеллигентность — состояние души или социальное положение? Какие качества человека или его образа жизни она, по-вашему, предполагает? Только положительные? Почему же тогда приходится слышать выражение "жалкий очкарик", а то и, простите, "вшивый интеллигент"?
Интеллигент и интеллект — слова, восходящие к общему корню.
Случайно ли это? Однозначна ли связь интеллигентности и образованности? Всякий ли обладатель высшего образования, а то и кандидатского или докторского диплома — интеллигент? А связь с профессиональной принадлежностью: "простой" рабочий не может быть интеллигентом? Всегда ли в интеллигентных семьях вырастали интеллигенты? Да или нет? Почему? А в неинтеллигентных?
Интеллигентность — это отношение прежде всего к себе или к другим людям? Это благообразная внешность, культурная речь и манера общаться или внутреннее достоинство? (Впрочем, правомерно
ли такое противопоставление?)
Что, с вашей точки зрения, несовместимо с интеллигентностью? Не быть интеллигентом — это плохо? А быть — гарантия расположения к себе других людей?
Вы считаете себя интеллигентным человеком? Да или нет, на каком основании?
6. "Что такое счастье — каждый понимал по-своему", — писал А. Гайдар в светлой и романтичной повести про Чука и Гека. А как понимаете вы? Как нечто, данное течением жизни или добытое трудными усилиями? Счастье—это обладание чем-то или борьба за него? Это плотское или духовное? Это сфера отношений или сфера быта? Кто это — счастливая женщина, счастливый мужчина? А счастливый ребенок? В чем "больше" счастья — брать (получать) или давать? Когда о ком-то говорят: "счастливая у него (у нее) судьба"? Что такое "трудное счастье", "слезы счастья"? Счастливый случай всегда неожи-данен? Можно ли быть счастливым в одном и несчастным в другом? Вы бывали счастливы? В чем? Как это проявлялось? Попробуйте восстановить происхождение слова "счастье"? Какие слова в русском языке этимологически аналогичны?
Согласны ли вы с известным утверждением: человек — кузнец своего счастья? Да, нет — почему?
Как вы помогаете ребенку вырасти счастливым? Получается? 7. Искусство — одно из средств отражения действительности, одна из форм общественного сознания; для отдельно взятого человека — 13
средство познания и преобразования окружающего, каково оно было, есть и будет. Специфика искусства — будь то литература или живопись, музыка или театр — художественный образ, рожденный сочетанием слов, звуков, красок, линий. Приобщение к искусству — прежде всего созерцание, восприятие созданного мастерами или творчество читателя, зрителя, слушателя? Творения искусства — удел только избранных, привилегия таланта?
Почему, чем и как воспитывает искусство? Чему учит? Приобщение к искусству — роскошь или необходимость? И правда: можно ли "познать алгеброй гармонию", зачем физику лирика, а лирику — сухие и точные знания? Не противоречат ли друг другу гуманитаризация образования и жесткий переход к цивилизованному рынку?
Чем вы можете объяснить, что слова "искусный", "искуствено", "искуство" (так в источнике. — Б.В.) приводятся В.И. Далем в одной статье — "Искушать" (Т. II. С. 52)?
Как вам удается приобщаться к искусству? Удовлетворены ли вы этим? Если нет, чего вам не хватает? Как приобщаете к искусству близких вам людей? И приобщаются?
8. Великий Николай Рерих: "Всякое отрицание не творяще". Разве нет в реалиях жизни такого, что достойно только отрицания (бездуховность, война, преступление и т.д.)? И разве творчество — создание нового! — не означает отрицания отжившего? Как вы полагаете:
правомерно ли отрицание без утверждения и утверждение без отрицания? Как их сочетание проявляется в характере, отношениях, поступках того или иного человека? А в ваших?
9. Помните: Б. Пастернак, описывая раздумья Юрия Андреевича Живаго, бросает: "Он думал о творении, твари, творчестве и притворстве" ("Новый мир". 1988. № 3. С. 132). Все слова — однокоренные! Как вы думаете: почему они так совместились в размышлениях человека? Что в них общего и отличного? И почему все-таки одного корня?
10. Что такое творчество? — Говорят, реализованная способность создания нового. Однако нового для кого — для самого творца, для других людей? Все новое создается из уже существующего — в чем же тогда творчество? Может быть. в нетривиальном решении задачи? Решении самостоятельном? Может, в способности мечтать и добиваться осуществления мечты? В способности к воображению? Творении себя, друзей, своего времени? А разве эмпатия, сочувствие другим не проявления творчества души? В чем лично вы чувствуете себя творцом?
11. Великий российский просветитель В.Г. Белинский: "Дети — гости настоящего и хозяева будущего". Как образ — блестяще! Но столь ли точна мысль по существу? Разве сегодня дети "в гостях" у своего времени? Разве они не живут в настоящем и настоящим, а лишь пользуются привилегией особо опекаемых? Чувство гостя — не провоцирует ли оно некоего социального эгоизма, иждивенчества, благосклонного и снисходительного принятия чьей-то заботы? Ваше детство — ощущение безмятежности и всеобщего восхищения вами, или нелегкий труд учения, выполнения домашних обязанностей, бре-
мя тревожности за будущее? Кем — гостями или хозяевами жизни — вы хотели бы видеть своих детей?
12. Без конца слышим: век информации, информационный взрыв, средства массовой информации, институт информации... А что она — только сведения, знание, выраженное в битах или иных условных единицах? Есть ведь и язык — средство общения людей, народов, прошлого и настоящего, есть культура, запечатлевшая безграничную информацию, есть искусство, обессмертившее ее. А что есть информация с "просто" человеческой, с психологической точки зрения? Живя, вступая в отношения и общение с людьми, мы даем им информацию о себе: непосредственно, через органы чувств, или обобщенно — как образ, при этом человек как бы управляет информацией о себе — костюмом или прической, манерой говорить или косметикой. Часто передаваемая таким образом информация и воспринимаемая другими — очень различны, поэтому возникают ошибки, конфликты, недоразумения. Что такое "произвести впечатление"? Как бы вы объяснили своему ребенку, что такое "быть и казаться"? Всякое ли искажение (умолчание, утаивание) информации есть сознательная ложь, безнравственность? Взаимокомпенсируема ли внешняя и внутренняя информация? Отсутствие отрицательной информации — всегда ли признак благополучия? Информированность, обширные знания, эрудиция — всегда позитивны? Что, по-вашему, объективно и что субъективно в информации?
13. Культура — безгранична, так как она есть все созданное человечеством. Очевидна невозможность все знать, ко всему приобщиться, всем владеть. Значит, бессмысленны и попытки все узнать? Что же —• если не все, то и ничего? Объективно оправданное бескультурье? Столь же очевидная нелепость! Недостижимость предела вовсе не исключает стремления, движения к нему! Человеку необходимы культура мышления и культура эмоций, культура отношений и культура общения, культура рефлексии и культура поведения, внешнего облика, речи...
Как вы толкуете названные составляющие культурности человека? В чем видите их сущность и взаимосвязь? Как оцениваете их уровень и представленность лично в вас? От кого, в первую очередь, зависит их развитие — от вас, от семьи вашей? От коллег по работе? От государства и общества? Работаете ли над собой, не ожидая их помощи и участия? Если нет, — почему: не верите в успех, не считаете нужным, не имеете возможности? Если да, — каким образом и с какими успехами? Помогает ли это в работе, в быту? Дает ли удовлетворение?
14. Чем глубже социальные стрессы, тем чаще вспоминают о свободном воспитании, о воспитании свободой, для свободы... Во-первых, чем вы это могли бы объяснить? Во-вторых, свобода чего, от чего и, главное, для чего? И можно ли ее воспитать в условиях "несвободы"? Если да, то как, по-вашему? А вы ощущаете себя свободным (свободной)?
15. Вера... Надежда... Любовь... Случайно ли эти нарицательные понятия стали именами собственными и только ли для православия? Очевидно, не случайно: они выражают едва ли не главную суть
человеческого существования, а потому многократно истолкованы и в светской, и в религиозной литературе. Каждое из них имеет и педагогический смысл: обозначает не только общечеловеческие цели воспитания, но и гуманистические средства их достижения.
Какой смысл вы вкладываете в эти понятия? В чем особенностиихпроявлений в последние годы? Испытали ли вы одно, другое, третье? Как вы понимаете известные слова "надежда умирает последней"?
Во что верят, на что надеются, что любят ваши дети?
16. Добрый и злой... Духовно сильный и безвольный... Умный и глупый... Наверно, вы убедились, что в жизни не бывает безусловно добрых, волевых или умных, как неизменно злых, безвольных или глупых. В каждом человеке так же присутствуют все сложившиеся за тысячелетия человеческие качества, как и все элементы менделеевской таблицы, и так же редко, как последние, в чистом виде встречаются личностные свойства. Очевидно, любого человека отличаетмера их развитости, а от чего, вы полагаете, зависит эта мера? От характера человека? От ситуации? От жизненного опыта? Подвижна ли мера? Есть ли соответствующий корень в слове "лицемерие"? Если да, то почему? Мера — это фатально или поддается внутренней и
внешней корректировке? Вы осознаете динамику меры разных своих качеств?
17. Образованность — уровень образования человека, которое может быть начальным, основным, полным средним, высшим и самым высоким (кандидат, доктор наук) — общим или профессиональным. Но это — формально, по документам. На самом деле реально каждый, кто проходит, скажем, ту или иную школу, проходит ее по-разному, некоторые — просто мимо... Между тем, образованность не то, что человеку предлагали, давали, вдалбливали, пугая возможной "двойкой" или предстоящими экзаменами, а то, что он реально взял, используя предоставленные школой, вузом возможности. Образованность человека — результат его собственного учебного труда, ибо процесс познания — в классе ли, в вузовской аудитории или лаборатории — индивидуален, прямо зависит от одной из высших потребностей — в овладении знаниями и способамиих обретения.
Что, по-вашему, существенней, перспективней для человека — получить знания или научитьсяих находить и добывать? Во что вы больше верите — в образованность, полученную "от других", или в самообразование? Как соотносятся общекультурные знания (искусства, философии, религии) и профессиональные?
Вам достаточно профессиональных знаний? Возможна ли избыточность знаний?
Удовлетворены ли вы своей образованностью? Хочется ли и удается ли заниматься самообразованием? Видите (или нет) результаты? Если да, — в чем они?
18. Заспорили на студенческом семинаре: отличается ли ложь от вранья? Один был категоричен и по-своему прав:
— Нет, не отличается: и то и другое — проявления неправды. Другой возразил:
— Их одинаковость не больше, чем... ложь и вранье. Просто ты называешь общее значение этих слов — обман. Однако существует такая воистину прекрасная вещь, как детская фантазия, не знающая ни границ, ни корысти, когда воображаемое кажется реальным. Сродни ей — добрая мудрость сказок. Есть фантазия и ее следствие — фантастика, в том числе... научная. Есть ересь, великое отступничество от общепринятой правды, за которую люди шли на смертные муки. Известны великие романтики истории, увлекавшие за собой прекрасной мечтой... Ложь отличается тем, что она — жестко корыстное искажение истины, когда человек знает, как оно есть или было, но сознательно — из выгоды или боясь наказания — не следует правде.
И правда, разве может быть одинаковой реакция родителей, учителя, столкнувшихся с тем, врет ребенок или лжет? Ложь за ложью, и вот уже лживость — черта характера, сопутствующая ненадежности, безответственности, вероломству.
Отличаете ли вы вранье от лжи? Если да, — в чем это отличие? Свойственно ли вам фантазировать? Как вы поступаете, столкнувшись с явной ложью ребенка, взрослого, или родственника, или сослуживца? Оправдываете ли "ложь во спасение"? Что ведет к творчеству — правда или вымысел?
"Тьмы горьких истин нам дороже нас возвышающий обман".
"Правда — бог свободного человека. Ложь — религия рабов и хозяев".
Разве барон Мюнхгаузен — это не великолепно? А он врет или
лжет?
Единожды солгав...
19. Говорят: "молодежная субкультура"... Частичка "суб" соответствует принижающему "под" (субпродукт употребляется, но гораздо менее ценен, чем продукт!), значит есть некая культура второго сорта, наиболее ценимая молодежью? Особое искусство, причуды моды? Свободные нравы? Презрение к классическому, "общепризнанному", социальная агрессия, сознательно утрированный эпатаж? Самоутверждение через отрицание? Ведь все молодежное и создается молодежью! А мы, старшие, не уподобляемся ей, когда решительно отвергаем новое, нам, как правило, малознакомое, непривычное, забыв себя юными, когда андеграунд был куда более опасен (и потому гораздо более привлекателен), нежели теперь, в условиях "разгула демократии"? Разве не всегда были молодежная мода, молодежное кино, молодежные организации? А естественные болезни роста, без которых невозможно явление иммунитета? Ведь даже роковой СПИД — результат дефицита последнего!
Так может, юношеская субкультура не просто часть общей культуры, а один из возможных путей к ней? Причем, путь едва ли не обязательный! Пройдет время — и человек сам. без назойливых назиданий и навязывания стандартов, взглядов и вкусов, поймет, что нелепо противопоставлять постмодернизм (как когда-то модернизм) реализму, дискотеку — библиотеке, свободу нравов — добропорядочным чувствам и семье... Жаль только, что время уже пройдет, да и брак неизбе-
жен. Впрочем, когда в обществе воцарится порядок, и он, этот брак, будет минимальным. Но и тогда юношеская субкультура, слава Богу, сохранится.
Как вы думаете, какой она будет? А знаете ли, какова она теперь? Пытались ли если не оправдать, не осуждать, то хотя бы объяснить и понять ее?
Что принимаете и чего не принимаете в своих сверстниках, молодых сослуживцах, в своих детях? Отвечаете на их "агрессию" — агрессией, терпением, сочувствием? А может — поддержкой? И что получается?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Почему и чем отличаются (в чем не отличаются) "соседние" поколения (ваше — и ваших родителей, ваших детей)?
2. Все — люди и все — разные. Для чего это многообразие конкретных проявлений всеобщего?
3. Гуманизм и индивидуализм — антиподы?
4. В чем противоречия процесса человекообразования?
5. Образ жизни... Что в нем задано объективно и что привнесено субъективно?
6. Каковы пределы и границы пространства и времени формирования социальности человека?
Литература*
Амосов Н.М. Природа человека. Киев, 1983*.
Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в началеXX века. М., 1994*.
Гессен СМ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.
Жизненный путь личности. Киев, 1987.
Зинченко В.П. Аффект г интеллект в образовании. М., 1995*.
Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Изд. 2-е, уточн. и доп. М., 1994. (Главы: I — Психология в контексте культуры и цивилизации, где авторы предлагают свою аргументацию для разведения понятий "культура" и "цивилизация"; П — Культурные традиции российской психологии, где анализируются некоторые идеи Л.С Выготского, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, А.Н. Леонтьева; V — Разум и рассудок (посвящено анализу технократического мышления и проблемам и последствиям компьютеризации); VI — О гуманитаризации образования, науки и труда.)
Как построить свое "Я" /Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.
Монахов Н.А. Плоды подсознания. Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. М., 1995.
Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996.
Новые ценности образования: В 2 кн. М., 1995.
Образование и ценности (историко-теоретический аспект) /Под ред. З.И. Равкина. М., 1995.
Пинский ан.а. К новой парадигме в образовании. М., 1996.
Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии педагогики. М., 1996.
Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995.
* Здесь и далее в списках литературы значком "*" отмечены издания, фрагментами представленные в разделе "Хрестоматия", значком "*•" — аннотации в этомже
разделе.
Рубакин Н.А. Что такое образованный, интеллигентный человек? // Избр.: В 2 т. 1975. Т. 2*.
Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1982*.
Современная наука: познание человека. М., 1988.
Солженицын А.С. Образованщина //Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1995. Т. 1. С чего начинается личность. М., 1979 (рекомендуются статьи В.В. Давыдова и Э.В. Ильенкова).
Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Соч.: В 2 т. 1974. Т. 1.
Шадриков ВД. Философия образования и образовательные политики. М., 1993*.
Щедровиций П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.