Когнитивной базы

 

Когнитивная база отличается от индивидуального когнитивного пространства тем, что включает национально-детерминированные представления «культурных предметов». Те «культурные предметы», представления о которых входят в КБ, называют прецедентными феноменами (ПФ). Национально-детерминированные минимизированные представления (НДМП), которые стоят за ПФ, формируются когнитивными единицами (КЕ). По приблизительной аналогии со строением материи когнитивные единицы могут быть названы атомарными структурами, а национально-детерминированные минимизированные представления – молекулярными (как существуют молекулы, состоящие лишь из одного атома, так могут быть и НДМП, включающие лишь одну когнитивную единицу, например, некоторые прецедентные имена).

Из сказанного следует, что на поверхностном уровне мы можем выделить такие компоненты когнитивной базы, как знания и представления о прецедентных феноменах.

Что же такое прецедентные феномены? Ю. Н. Караулов дает следующее определение. Прецедентные феномены – это «феномены, 1) значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношении; 2) имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, 3) обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [Караулов, 1987,
с. 216]. Среди прецедентных феноменов выделяют:

− прецедентный текст (ПТ);

− прецедентное высказывание (ПВ);

− прецедентное имя (ПИ)

− прецедентную ситуацию (ПС).

Д. Б. Гудков разграничивает три типа прецедентных феноменов: социумно-прецедентные, национально-прецедентные, универсально-прецедентные [об этом подробнее см. Красных, Гудков, Захаренко, Вагаева, 1997].

Социумно-прецедентные − феномены, известные любому среднему представителю того или иного социума, знания и представления о них входят в ККП.

«Направляясь к входной двери, Скворцов с удивлением увидел, как из окна вывалился стул, ударился о землю, перевернулся и рассыпался. Вскоре за ним последовал второй стул, затем третий… Скворцов вошел в кабинет [полковника] Шумаева в тот самый момент, когда хозяин, размахнувшись, выбрасывал в окно четвертый стул… Сергей, опомнись, − сказал Скворцов. – Конечно, Александр Македонский был великий человек, но зачем же стулья ломать? – При чем тут Александр Македонский? – сердито спросил Шумаев. Чашкин улыбнулся. – Стыдно, Сергей, не знать классиков. А вот лейтенант Чашкин, тот знает, судя по лицу. Ну-ка, скажите ему, Чашкин, откуда это? Чашкин покраснел и сказал: − Из «Чапаева». – Не совсем так, – поморщился Скворцов, − но по смыслу правильно» (И. Грекова. «Кафедра»). В этом тексте происходит нарушение реализации стереотипа – один участник коммуникации не знает его, затем второй указывает не на сам стереотип, а на пример его вторичного использования – это вызывает у него самого смущение от незнания источника и приводит к реакции спрашивающего.

Национально-прецедентные– феномены, известные любому представителю того или иного национально-культурного сообщества, национально-детерминированные представления об этих феноменах входят в КБ (например, Учиться, учиться и еще раз учиться, Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь, Назвался груздем, полезай в кузовок, Надо, надо умываться по утрам и вечерам...).

Универсально-прецедентные– феномены, известные подавляющему большинству современных homo sapiens, знания и представления о них входят в «универсальное» когнитивное пространство. (К частично универсальным ПФ, характерным для христианского мира, принадлежат строки из Библии, например: «Ибо широки врата, ведущие в погибель, и тесны врата, ведущие в царствие небесное»). Последний тип, как считают ученые, носит чисто гипотетический характер, но представляется вполне реальным.

Остановимся подробнее на каждом из ПФ.