Культурное ядро и культурное расширение

 

При изучении межкультурных контактов разграничивают два типа знаний людей, объединенных в один этнос: культурный минимум и культурное расширение. Культурный минимум индивида (или «культурное ядро»)— это элементы культуры, посредством которых человек определяется как представитель социума. Например, в восточных культурах любой человек с детства знаком с особенностями обращений к людям различного социального статуса – равного, выше или ниже по положению).

Культурное ядро определяет структуру и качество «культурного расширения», которое представляет собой дополнительные элементы для культурной идентификации. В современных условиях, в условиях глобального межкультурного диалога, культурное ядро во многом однотипно для стран и соответственно культур сходного уровня социально-экономического развития (ср., например, культурное ядро стран Юго-Восточной Азии, в которое входят их письменность, построенная частично или полностью на иероглифике, литература, вероисповедание). Но выбор тех или иных элементов периферии, их осмысление и восприятие основывается именно на специфике базового культурного знания, на социализации личности.

Библия как безусловное знание представителя каждой культуры будет восприниматься в разных культурах по-разному: там, где социализация включает в качестве обязательного элемента христианское воспитание, будет один тип знания и восприятия, там, где социализация будет проходить иначе – знание этого элемента культуры будет другим. Более того, это разное понимание такого культурного феномена, как Библия, констатируется и в пределах одной культуры у разных индивидуумов, когда Библия (и в частности, Евангелие) воспринимается а) просто как элемент культуры и б) как наиболее важная часть духовной жизни личности верующего человека.

Л. Толстой для русских, с одной стороны, и корейцев, японцев, китайцев, с другой – это разные по сути явления. Несмотря на то, что нерусские читатели осознают встречу с настоящим мастером слова, могут быть знакомы с ролью этого писателя в становлении русской литературы, особенностями литературного направления, в котором творил Лев Толстой, художественной манерой и стилем, тем не менее, инофону трудно понять, насколько автор «Анны Карениной», «Войны и мира», «Воскресения» смог проникнуть в глубину души русского человека.

Примером культурного расширения может служить явление, которое недавно вошло в жизнь некоторых этносов. Это отношение к антропологическим характеристикам представителей того или иного сообщества. При этом одни характеристики становятся более привлекательными (в частности, цвет волос и разрез глаз представителей Юго-Восточной Азии, а именно – мода на светлые волосы и «увеличенные» с помощью специальной косметической операции глаза), а другие воспринимаются как враждебные, вызывают негативное отношение и даже опасения (в частности, такая реакция характерна для русских по отношению к чертам внешности «лиц кавказской национальности»).

Следовательно, принадлежность к определенной культуре определяется:

а) базовым стереотипным ядром знаний, повторяющимся в процессе социализации индивидуума в данном обществе;

б) достаточно стереотипным (на уровне этнической культуры, а не личности) выбором элементов периферии. Последняя, в силу своей стереотипности, также определяет принадлежность личности к определенной национальной культуре.