Коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.

Конституция Республики Беларусь.

Не все нормы Основ­ного Закона регулируют трудовые и связанные с ними отношения (в том числе возникающие на основе контракта). На регу­лирование последних нацелены, в частности, конституцион­ные положения о равенстве всех перед законом и запрещении дискриминации (ст. 22), о праве граждан на труд (ст. 41), о га­рантии справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда (ст. 42), о гарантиях в области рабочего вре­мени и времени отдыха (ст. 43), о праве на судебную защиту и материальное возмещение морального вреда (ст. 60) и др.1

2. Общепризнанные принципы международного права и ратифицированные Республикой Беларусь международно-пра­вовые акты.

Норма ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь ориен­тирует белорусское законодательство на международно-право­вые стандарты: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспе­чивает соответствие им законодательства.»

Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Международный пакт о гражданских и политичес­ких правах, принятые на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.

Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г.

Конвенция МОТ № 105 «Об упразд­нении принудительного труда» 1957 г.

Конвен­ция МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области тру­да и занятий» 1958 г.

Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отноше­ний по инициативе предпринимателя» 1982 г.4 не ратифициро­вана Республикой Беларусь, поэтому формально действующим правом для нас не является.

Вместе с тем белорусскому законодателю необходимо ориентироваться на положения

Рекомен­дации МОТ № 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» 1982 г.

 

Международные нормы трудового права исходят из приоритета бессрочных трудовых договоров перед срочными трудовыми договорами (в том числе контрактами по белорусскому законодательству).

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., вступивший в силу 1 января 2000 г. и другие акты законода­тельства о труде.

Акты Конституционного Суда

законы Республики Беларусь,

декреты и указы Президента,

поста­новления Правительства,

акты Министерства труда и социальной защиты,

решения местных исполнительных и распорядительных органов,

постановления Пленума Верховного Суда.

 

В целях более полного и системного рассмотрения законо­дательства о контрактах и облегчения его применения на практике все нормативные правовые акты о контрактах, отно­сящиеся к третьему блоку, можно подразделить на три группы.

1. Общие нормы законодательства о труде (включая пра­вила о трудовых договорах).

2. Законодательство о контрактах, заключаемых с любы­ми работниками

3. Законодательство о контрактах, заключаемых с от­дельными категориями работников:

К отдельным категориям работников, при заключении кон­трактов с которыми имеется своя специфика, относятся следующие:

а) руководители юридических лиц;

б) служащие государственного аппарата;

в) научные работники;

г) лица, работающие в районах, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

д) работники, выполняющие работу за границей;

е) трудящиеся-мигранты.

 

Правила примене­ния правовых норм о контрактах.

Вначале подлежат применению нормы о контрактах с отдельными категориями работников (группа 3); в случае их отсутствия - нормы о контрактах, зак­лючаемых с любыми работниками (группа 2); при отсутствии же последних подлежат применению общие нормы Трудового кодекса и иного законодательства о труде (группа 1).

 

При коллизиях (противоречии) между нормативными акта­ми, регулирующими контрактную форму найма, следует исхо­дить из следующих коллизионных правил:

1) в случае обнаружения и необходимости преодоления коллизии в первую очередь применяется иерархический способ – действует норма акта, имеющего более высокую юридичес­кую силу (ч. 1 ст. 71 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»);

2) в случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы и именно в области трудовых отноше­ний используется способ или принцип in favorem, т.е. в сторону улучшения, который означает применение нормы, содержащей более льготные условия для работников (ч. 4 ст. 7 ТК);

3) если ни один из предыдущих способов не устраняет коллизии, то применяется временной или хронологический спо­соб - действуют положения акта, принятого (изданного) по­зднее (ч. 2 ст. 71 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Данные нормативные правовые акты и нормативные со­глашения, принимаемые в рамках конкретного предприятия, отрасли промышленности, иной сферы экономики, имеют ло­кальный характер, т.е. распространяются на ограниченный круг работников и нанимателей. Нормы коллективных дого­воров, соглашений и локальных актов могут детализировать положения законодательства о труде (и, в частности, о трудо­вых контрактах), а также предусматривать правила, более льготные для работников в сравнении с нормами законода­тельства, если последние не имеют императивного характера (ч. 2, 3 ст. 7, ст. 362 ТК).

5. В заключение отметим, что к источникам регулирования трудовых и связанных с ними отношений, основанных на кон­тракте, может быть отнесен и сам трудовой контракт.

Его отли­чие от вышеуказанных источников состоит в том, что он является не нормативным, а индивидуально-договорным регулятором тру­довых отношений, из него же и возникающих.