Государственное принуждение -

(1) вид социального принуждения, которому присущи все положения, характеризующие социальное принуждение, и обладающий специальными признаками:

1. является вспомогательным по отношению к государственному убеждению методом, поэтому оно выполняет ограниченный круг задач, а именно, не организацию государственного управления вообще, а лишь обеспечение исполнения воли государства при отсутствии добровольного исполнения его предписаний.

2. должно быть персонифицированным (индивидуализированным), поскольку следует установить, кто конкретно не выполняет добровольно государственно-властных предписаний.

3. является средством самозащиты общества, способом охраны его ценностей, главной из которых является состояние социальной упорядоченности.

4. должно быть четко регламентировано правовыми нормами.

(2) это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз (Каплунов А.И.).

Государственное управление - это вид социального управления; организующая деятельность органов государства по упорядочению социальных процессов.

Государственное управление в узком смысле - организующая деятельность специальной группы органов - органов исполнительной власти.

Государственные должности – вид должности в государственном аппарате, которые устанавливаются в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государства и его органов.

Государственные служащие – специальный профессиональный аппарат исполнительной власти.

Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактоми получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

-Д-

Давностьпривлечения к административной ответственности – срок, по истечении которого привлечение к административной ответственности не возможно, производство по делу подлежит прекращению, составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства в некоторых сферах государственного управления (например, таможенного, антимонопольного, валютного, об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Деконцентрация - передача государственных полномочий на низшие уровни государственного аппарата.

Децентрализация - передача государственных полномочий негосударственным формам организации публичной жизни.

Динамичность – свойство системы, означающее её изменчивость, адаптивность, способность изменяться, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды.

Дисциплинарное взыскание – мера дисциплинарной ответственности, которая применяется в специально предусмотренном законом порядке к государственному служащему за совершение дисциплинарного проступка: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по установленным в законе основаниям (ст. 57 ФЗ о гражданской службе).

Дисциплинарный проступок - есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, за которое представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания.

Должности государственной гражданской службы – вид должности в государственном аппарате, которые устанавливаются штатным расписанием государственных органов в соответствии с реестрами должностей государственной гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности.

Должностное лицо как субъект административного правонарушения - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Особый порядок привлечения к ответственности установлен для судей, прокуроров, депутатов, иностранцев с дипломатическим иммунитетом.

Должностной регламент – документ, в котором закреплены права и обязанности служащего, связанные с выполнением им своей работы. Это новое понятие заменило ранее существовавшие должностные инструкции. В должностной регламент включаются: квалификационные требования; обязанности, права и ответственность по должности; перечень вопросов, по которым гражданский служащий самостоятельно принимает решения; перечень вопросов, по которым гражданский служащий участвует при подготовке проектов актов и иных решений; сроки и процедуры подготовки и принятия проектов управленческих и иных решений; порядок служебного взаимодействия; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего).

Должностные обязанности и права служащего – перечень прав и обязанностей лица, являющегося государственным служащим, выполнение (соблюдение) которых является содержанием его работы. Устанавливаются в должностном регламенте.

Должность в государственном аппарате: часть организационной структуры органа, обособленную и закрепленную в официальных документах, с соответствующей частью компетенции органа, предоставленной лицу – служащему в целях ее практического осуществления. Подразделяются на государственные должности и должности государственной службы.

Доставление- принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

 

-Ж-

 

Жалоба - вид обращения, просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

 

-З-

Запреты, связанные с прохождением государственной службы: перечень действий, совершение которых государственному служащему запрещено. Указаны в ст. 17 ФЗ о гражданской службе, в том числе, служащий не вправе:

- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

- осуществлять предпринимательскую деятельность;

- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с официальными мероприятиями, признаются собственностью государства и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом (подарки стоимостью до 5 МРОТ);

- допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

Заявление- вид обращения, просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

-И-

Иерархичность (многоступенчатость)- свойство системы, выражающееся в наличии многоуровневой организации, в силу которого становятся возможными процессы управления.

Императивность – свойство норм административного права, означающее, что они содержат властные, обязательные предписания должного поведения, их обязательность обеспечивается с помощью официальных мер юридического принуждения.

Имущественные административные отношения – вид административных правоотношений, выделяемые по содержанию.

Индивидуальные акты управления - акты применения норм права к конкретным общественным отношениям, то есть это способ реализации правовых норм. Главное - они выступают в качестве юридических фактов, порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Индивидуальные акты не содержат норм права, общих правил, предписаний. Обладают следующими признаками: конкретность предписания, адресованность их персонально определенным субъектам (персонифицированный характер), однократность применения.

Индивидуальные субъекты административного права – физические лица, обладающие административной правосубъектностью: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные и муниципальные служащие, лица, занимающие государственные должности РФ, лица, занимающие выборные должности в органах местного самоуправления, должностные лица.

Интегративность – свойство системы, появляющееся в результате организованного взаимодействия всех элементов системы.

Информация - определенные сведения, циркулирующие внутри системы, представляющие собой управленческие команды.

Исполнение (реализация) законов – основная цель и направление деятельности исполнительной власти

Исполнительная власть – одна из ветвей власти, состоящая из органов исполнительной власти, имеющих властные полномочия и находящихся в определенной системе, возглавляемой Правительством Российской Федерации, её предназначение - это исполнение законов (то есть, прямо исходя из буквального толкования названия), деятельность носит подзаконный характер.

 

-К-

Категории должностей государственной гражданской службы – виды должностей, которые характеризуют правовой статус лица, их замещающего, совокупность его прав и обязанностей, а так же круг полномочий. Существуют категории руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.

Кибернетика – наука, обобщающая закономерности всякого управления, происходящего в живой природе, в человеческом обществе, в механизмах и т.п.

Коллективные обращения - вид обращений, обращения двух или более граждан, в том числе принятые в ходе митингов, собраний.

Коллективные субъекты административного права-

(1) Сообщества физических лиц, обладающие самостоятельной административной правосубъектностью, не сводимой к правосубъектности составляющих их лиц: различного рода объединения граждан, государственные и негосударственные организации, общественные объединения, религиозные объединения, коммерческие организации, некоммерческие организации, органы исполнительной власти, структурные подразделения, органы местного самоуправления и т.д.

(2) организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, выступающие вовне как нечто единое, (не персонифицированное по физическим лицам); это организации(родовое понятие), которые далее делятся на органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и иные организации, общественные и религиозные объединения.

Компетенция – совокупность государственно-властных полномочий для выполнения функций в определенной сфере деятельности.

Контроль - функция исполнительной власти, включает в себя установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта заданному. Учет - выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.

Контроль и надзорфункция органов государственной власти, содержание которой составляют:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения;

- выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.