Виды мер административного принуждения

Понятие, содержание и назначение административного принуждения

Тема 14. Административное принуждение

Административно-процессуальные нормы и отношения. Проблема кодификации административно-процессуального права

Предложения по правовому регулированию административного процесса (кодификации норм административно-процессуального права).

Таблица

Виды процессуальных отношений Правовое регулирование
Действующее законодательство Предложения 1 вариант Предложения 2 вариант
1.Отношения, складывающиеся в процессе реализации органами исполнительной власти их полномочий (позитивные отношения)   2. Отношения, возникающие в процессе применения мер административного принуждения внесудебными и судебными органами (административная юрисдикция)   3. Административно-процессуальные отношения в сфере административной юстиции (административно-правовые споры) Уставы субъектов РФ, ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти… в субъектах РФ», ФЗ об обращениях, административные регламенты, акты по делопроизводству и т.д.   КоАП РФ АПК РФ   ГПК РФ АПК РФ Административно-процессуальный кодекс     КоАП РФ     ФКЗ «Об административном судопроизводстве   Закон об административной процедуре   КоАП РФ     Административно-процессуальный кодекс   Кодекс РФ об административном судопроизводстве
           

 

Раздел 6 «Административное принуждение и ответственность»

 

(зачетных единиц - 0,1; часов - 2).

 

План:

1. Понятие, содержание и назначение административного принуждения.

2. Виды мер административного принуждения, их правовая характеристика.

3.Органы и должностные лица, применяющие меры административного принуждения.

 

 

Общая характеристика принуждения в научной и учебной литературе традиционно начинается с описания соотношения методов убеждения и принуждения в государственном управлении. Убеждение – основной метод, принуждение – вспомогательный метод управления.

Принуждение нельзя отождествлять с подчинением. Последнее является одним из необходимых моментов любого управления. Сущность управления - подчинение воль многих (других людей) единой управляющей воле. Управление направлено на упорядочение поведения различных объектов управления. Это упорядочение может достигаться добровольно, если подвластные согласны с волей управляющего. Если же подчинение не происходит добровольно, тогда власть выступает как сила, понуждающая объект управления подчиняться воле управляющего.

Принуждение должно наступать только после того, как выяснилось, что объект управления добровольно не выполняет предписаний, то есть, отклоняется от заданного поведения. В этом и заключается роль и соотношение убеждения и принуждения в социальном управлении. Метод принуждения является не просто вспомогательным по отношению к методу убеждения, он может и должен быть применен только после применения методов убеждения, разъяснения, воспитания и т.д.

Социальное принуждение - это воздействие на лиц, добровольно не выполняющих предписаний субъекта социального управления, с целью понуждения управляемых выполнять предписываемые действия.

Государственное принуждение - вид социального принуждения, значит, все положения, характеризующие социальное принуждение, присущи ему в полной мере. В то же время государство является особым субъектом социального управления, и это предопределяет особенные признаки государственного принуждения.

1. Государственное принуждение является вспомогательным по отношению к государственному убеждению методом, поэтому оно выполняет ограниченный круг задач, а именно, не организацию государственного управления вообще, а лишь обеспечение исполнения воли государства при отсутствии добровольного исполнения его предписаний.

2. Принуждение должно быть персонифицированным (индивидуализированным), поскольку следует установить, кто конкретно не выполняет добровольно государственно-властных предписаний.

3. Государственное принуждение является средством самозащиты общества, способом охраны его ценностей, главной из которых является состояние социальной упорядоченности.

4. Принуждение, применяемое от имени государства, должно быть четко регламентировано правовыми нормами.

Дискуссии:

а) преобладающее в науке определение (Бахрах Д.Н., Попов Л.Л., Шергин А.П., Якуба О.М., Еропкин М.И., Галаган И.А. и др.) - принуждение характеризуется резким вмешательством в различные стороны бытия подвластного (имущественную, физическую, психическую, организационную), оно направлено на то, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения. Принуждение означает отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение;

б) принуждение характеризуется не только резким вмешательством в жизнь подвластного, но и угрозой такого вмешательства (Ардашкин В.Д., Алексеев С.С., Каплунов А.И. и др.), при котором субъект, способный свободно выбрать тот или иной вариант своего поведения, насильственно лишается такой возможности.

Государственное принуждение – это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз (Каплунов А.И.).

Речь идет о самих правовых предписаниях, устанавливающих возможность принудительного вмешательства в различные стороны жизни граждан, например, таможенном или предполетном досмотре, карантине и т.п. мероприятиях. Бахрах Д.Н. обратил внимание на то, что в указанных случаях следует говорить не о принуждении, а об установлении юридической обязанности и о правоограничениях для граждан, введение которых предусмотрено законом при возникновении, например, эпидемии или чрезвычайных условий и т.д.

Сторонники первой точки зрения возражают - имелись в виду не сами нормы, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра и т.д.

В основе – тезис о существовании не только правонарушений, но и «правовых аномалий» (В.Д. Ардашкин) – негативных юридических фактов, влекущих правоохранительную реакцию в виде государственного принуждения. Все большее количество сторонников считают, что основанием государственного принуждения является не только правонарушение, но и возникновение экстремальных социальных условий (Серегина В.В.).

Однако при такой системе доказательств исчезает главное, сущностное содержание принуждения, а именно, воздействие на поведение субъекта вопреки его воле, ведь добровольное исполнение гражданами их обязанностей исключает насильственное лишение их возможности поступать по своему усмотрению, то есть, принуждение. Таким образом, более убедительной представляется позиция тех авторов, которые связывают принуждение только с насильственным воздействием на поведение субъекта в случае отклонения его от заданного состояния.

Значение теоретической дискуссии - практическое, поскольку от ответа на этот вопрос зависит определение того, каковы должны быть пределы государственного принуждения, какова классификация мер административного принуждения, к какому виду мер относится то или иное правовое установление и т.п.

Виды мер государственного принуждения.

По способу охраны правопорядка выделяются карательные, пресекательные, восстановительные, предупредительные меры государственного принуждения.

По субъектам, их осуществляющим, можно выделить судебные и внесудебные меры государственного принуждения.

По основанию, вызвавшему к жизни меру принуждения, выделяют уголовно-правовые, гражданско-правовые, дисциплинарные, административные меры принуждения (Бахрах Д.Н. считает, что корректнее называть их административно-правовые меры, административное принуждение состоит из административно-правового и административно-неправового, т.е., произвола).

Другие авторы возражают (Каплунов А.И.) – административное принуждение – это отраслевой вид государственного принуждения, административно-правовое применяется и негосударственными субъектами (муниципальные органы, общественные формирования, народные дружинники).

Законодательство употребляет термин «административное принуждение». Ст. 1.6. КоАП РФ закрепляет принцип законности при применении мер административного принуждения «в связи с административным правонарушением». При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Административное принуждение как вид государственного принуждения обладает всеми общими чертами, а также имеет и специфические признаки. Характерные черты административного принуждения:

1. Административное принуждение применяется в области государственного управления для охраны складывающихся в этой сфере отношений. Эти отношения регулируются, преимущественно, нормами административного права, поскольку носят публичный характер, но могут быть урегулированы и нормами других отраслей права (земельного, финансового, экологического и т.д.)

2. Административное принуждение предусмотрено не только законами, но и многочисленными подзаконными актами (в том числе, органов исполнительной власти и местного самоуправления).

3. Применение мер административного принуждения всегда является актом реализации государственно-властных полномочий.

4. Применяется, как правило, органами исполнительной власти или их должностными лицами, но может осуществляться и иными субъектами, осуществляющими полномочия государственно-властного характера, например, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также судами.

5. Административное принуждение осуществляется вне рамок служебной подчиненности, применяется субъектами не дисциплинарной, а функциональной власти.

6. Данный вид принуждения реализуется на основе административно-процессуальных норм и представляет собой более простой порядок применения этих мер по сравнению с другими, например, уголовно-правовыми.

7. Принуждение применяется в отношении не только физических лиц, но и юридических.

8. Административно-правовое принуждение применяется в целях прекращения правонарушений и наказания правонарушителей, а также в целях обеспечения общественной безопасности, когда наступление чрезвычайных обстоятельств определяет необходимость применения принуждения и при отсутствии правонарушения.

Если большинство характерных черт административного принуждения признается всеми авторами, то относительно последней черты в литературе продолжаются споры. Как можно видеть, эта дискуссия является продолжением уже изложенного спора относительно сущности принуждения и соотношения его принудительности с установленными в правовых нормах обязанностями граждан и их правоограничениями. Речь идет о том, применяется ли принуждение только в связи с отклонением от нормы поведения или принуждением является сама возможность реализации государственно-властных полномочий органами и должностными лицами в некоторых особых обстоятельствах. В продолжение уже высказанной позиции остается добавить, что принуждение как лишение подвластного возможности поступать по своему усмотрению, наступает лишь в связи с его противоправным поведением, а предусмотренная нормами права возможность органов исполнительной власти применять государственно-властные полномочия в чрезвычайных обстоятельствах является их правом, которому корреспондирует обязанность подвластных выполнять предписанное поведение (соблюдать правила карантина, предъявлять вещи для досмотра, предъявить водительские документы и т.п.). При этом отсутствует принуждение, если граждане добровольно выполняют свои обязанности. Если же они не выполняют этих обязанностей, тогда начинается административное принуждение, вызванное отклонением от предписанного поведения, то есть нарушением нормы.

Д.Н. Бахрах предлагает различать административное принуждение и принуждение по административному праву. Например, дисциплинарное принуждение – это принуждение по административному праву.

Весьма интересным представляется определение административного принуждения в дореволюционном административном праве России. «Требования администрации, не выполняемые гражданами добровольно, подлежат принудительному осуществлению. Возможность для администрации прибегать к принудительным мерам по собственному почину, без предварительного судебного постановления, устанавливающего закономерность данного требования, называется административным принуждением. В праве административного принуждения правящая власть получает, таким образом, особую привилегию прямого исполнения своих актов. Эта привилегия является главною составною частью административной прерогативы, в смысле таких преимуществ, которые создают для правящих господствующее, привилегированное положение при осуществлении ими служебных прав» (Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917, с. 167). И далее отмечается, что «административное принуждение, допускаемое вне случаев крайней необходимости, несовместимо с последовательным осуществлением правового начала в отношениях между должностными лицами и гражданами. Судебная проверка основательности административного акта, следующая после применения принуждения, в значительной мере утрачивает свое гарантирующее значение. Отмена судом неправомерного акта, приведенного администрацией в исполнение, не в силах устранить нанесенного человеку мерами принуждения вреда и ущерба. Юрисдикция, образующая, вместе с нормативными и административными актами, необходимое условие для господства права, должна, по общему правилу, предшествовать принуждению, а не следовать за ним».

 

Меры административного принуждения разнообразны по своим характеристикам, их достаточно большое количество, и главное, отсутствует единообразное правовое регулирование этих мер. В связи с этим представляется весьма полезной классификация мер принуждения, которая может осуществляться по самым различным основаниям.

Государственное принуждение в зависимости от непосредственного объекта воздействия подразделяют на физическое или психическое принуждение (Козлов. Ю.М., Попов Л.Л.). Бахрах Д.Н. полагает, что этот критерий позволяет подразделить принуждение на психическое, материальное, организационное и физическое воздействие.

История развития. До 50-х годов все меры административного принуждения делились на две большие группы: административные взыскания и иные меры административного принуждения (иногда их еще называли мерами социальной защиты или мерами административного воздействия).

В 1956 г. была предложена новая, трехчленная классификация мер принуждения. М.И. Еропкин, основываясь на исследованиях С.С. Студеникина и И.И. Евтихиева, исходил из того, что каждый раз характер конкретной меры принуждения определяется в зависимости от специфики обеспечиваемых правовых отношений в сфере государственного управления. Таким образом, в качестве критерия классификации был взят способ административно-правового обеспечения правопорядка.

В соответствии с этим критерием были выделены три вида мер административного принуждения:

- административные взыскания,

- меры административного пресечения,

- административно-предупредительные меры.

Эта классификация была далее использована Г.Т. Агеенковой, которая для отграничения мер административного пресечения от мер уголовно-процессуальных предложила учитывать характер юридических фактов, вызывающих к жизни охранительное правоотношение. В частности, на практике не всегда сразу можно определить, какое правонарушение пресекается той или иной мерой административного принуждения. Например, при задержании в электропоезде лица, совершающего мелкое хулиганство, в ходе проверки документов выясняется, что это лицо разыскивается за совершение преступления. Мера административного принуждения превращается в уголовно-процессуальную меру.

Таким образом, необходимо учитывать весь комплекс факторов, влияющих на применение той или иной меры:

- во-первых, это характер юридических фактов, вызывающих к жизни охранительное правоотношение,

- во-вторых, непосредственная цель применения меры принуждения,

- в-третьих, способ защиты правопорядка.

Пример: ст. 85 Воздушного Кодекса РФ (ВК РФ) предусматривает в целях обеспечения безопасности полета, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа предполетный досмотр, закрепляя право уполномоченных должностных лиц на его проведение и обязанность пассажиров пройти данный досмотр.

Это типичная профилактическая мера (или мера предупредительного характера), цель которой - предупредить возможное наступление вредных последствий. Если же есть основания предполагать, что в багаже пассажиров находятся запрещенные к перевозке предметы или вещества, то досмотр осуществляется на основании ст. 27.7 КоАП РФ как мера административного пресечения с составлением протокола. Цель данной меры - пресечь совершающееся правонарушение, факт, вызвавший необходимость применения данной меры - административное правонарушение, условия и порядок применения регулируются административным законодательством.

За совершение данного правонарушения, а именно, за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте ст. 11.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа. Это мера административной ответственности, цель которой - наказать правонарушителя, основание - факт административного правонарушения, способ охраны - административно-правовой, правовое регулирование - нормы КоАП РФ.

Таким образом, меры административного принуждения весьма многообразны, различаются по целям, основаниям применения, порядку и условиям применения, правовому регулированию и правовым последствиям.

Значение для практики. Классификация, построенная на прочной научной основе, позволяет определить место и роль той или иной меры административного принуждения в системе средств охраны общественных отношений, правильно осуществлять правовое регулирование и применение.

Пример. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. В Мордовии был принят закон «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью», в котором было предусмотрено право органов внутренних дел осуществлять задержание в административном порядке по согласованию с прокурором членов организованных преступных групп сроком до 30 суток. Несмотря на название, фактически данная мера является «по своей сути, основаниям, режиму исполнения и наличию в ней элементов наказания» мерой, имеющей уголовно-правовую и уголовно-процессуальную природу. Административное задержание как мера административного принуждения должно иметь целью пресечение административного правонарушения, но не преступления. Из этого вытекают весьма серьезные выводы о том, что данный субъект РФ своим законом вторгся в предметы ведения Российской Федерации, поскольку административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, уголовное же и уголовно-процессуальное право относится к предметам ведения Российской Федерации.

Виды мер административного принуждения в современных условиях.

К классической триаде мер административного принуждения: меры предупреждения, меры пресечения и меры ответственности, в последнее время выделяется в качестве самостоятельного еще один вид мер - меры административно-процессуального обеспечения (гл. 27 КоАП РФ).

Бахрах Д.Н. – 3 вида: меры пресечения (меры обеспечения), меры ответственности, восстановительные меры.

Характеристика видов мер по традиционной классификации

1. Меры административного предупреждения или административно-предупредительные меры.

Они применяются в целях охраны государственных и общественных интересов, безопасности граждан как средство предотвращения возможных вредных последствий либо правонарушений. Поскольку угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушений, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п., постольку государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права. К таким мерам относятся административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, карантин при эпидемиях, принудительное медицинское лечение, закрытие участков границы, участков дороги или улицы для движения транспорта и т.д. Общим для всех административно-предупредительных мер является то, что им присуща ярко выраженная профилактическая направленность

Юридическим фактом (основанием), вызывающим к жизни применение этой меры принуждения является не правонарушение, а наступление особых условий, предусмотренных гипотезой нормы права.

Цель их применения - защитить общественные отношения от потенциальной угрозы, от причинения им вреда, от возможного правонарушения.

Способ охраны правопорядка - применение государственно-властных полномочий, например, право сотрудников милиции беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и организаций, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, оцеплять участки местности, производить досмотр транспортных средств и т.д.

Правовое регулирование – Закон о милиции, законодательство о чрезвычайном и военном положении и т.п.

Виды:

а) меры, направленные на предупреждение правонарушений (административный надзор милиции, таможенный досмотр и т.д.), меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения их обязанностей (реквизиция, принудительное освидетельствование и пр.), меры лечебно-предупредительного характера (лечение опасных душевнобольных, инфекционных больных и т.д.);

б) другие ученые предлагают выделить четыре группы мер, добавляя к уже указанным еще одну группу - меры, применяемые в целях предотвращения наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, карантин.

в) другая классификация – административные ограничения и административные действия. Ограничения – карантин при эпидемиях, закрытие участков границы, дороги или улицы для движения транспорта. Действия – вхождение сотрудников милиции в жилые и служебные помещения, истребование необходимых документов, предполетный досмотр, медицинское освидетельствование и т.д.

Как уже говорилось, этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Д.Н. Бахрах, возражая против отнесения данной меры к принудительным средствам, отмечал, что «речь идет о запретах совершать определенные действия. Все эти запреты есть не что иное, как нормы права, регулирующие поведение граждан путем запрещения определенного поведения».

В современных условиях количество этих мер еще больше возросло, при наличии чрезвычайных обстоятельств или иных случаев государственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (карантин, запрещение движения автотранспорта, комендантский час и т.п.). Если признавать эти обязанности мерами принуждения, то сюда же нужно отнести налоговые, паспортные обязанности, воинскую обязанность и иные не всегда приятные требования законов.

Административно-предупредительные меры:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения административного правонарушения, удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

2. Проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

3. Проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. Вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

6. Задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

7. Задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНПы), а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

8. Доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

9. Применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

10. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов.

Ст. 15 Закона о милиции регулирует порядок и пределы применения и использования специальных средств и оружия.

Меры административного пресечения (меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении по терминологии КоАП РФ– гл. 27 КоАП РФ)

Несколько непосредственных целей применения: а) для принудительного прекращения (пресечения) административного правонарушения; б) для пресечения преступного посягательства (иногда); в) для обеспечения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении и применения административной ответственности.

Примеры: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, осмотр помещений и территорий (юридических лиц), досмотр транспортного средства, оценка стоимости вещей, задержание транспортного средства, отстранение от управления, медицинское освидетельствование, арест товаров, привод.

Меры административного пресечения (обеспечения производства по делу. Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Права задержанного. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Протокол. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Сроки задержания. Срок административного задержания не должен превышать три часа. Это общий срок. Специальный (за нарушение режима границы и таможенных правил) – не более 48 час. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел (и др.) либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством РФ.

Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Лицо, которое управляет транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения (управление без удостоверения, без документов, с неисправностями), подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается данному лицу. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу.

Особый порядок применения мер пресечения – к военнослужащим, не применяется административное задержание – к депутатам, судьям, прокурорам, иностранцам с дипломатическим иммунитетом.

Сотрудники милиции имеют право производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация;

Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. № 416-О об отказе в принятии жалобы на п. 15 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции», предоставляющего милиции право производить кино - и видеосъемку лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности, поскольку положения пункта 15 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции» допускают фотографирование, кино - и видеосъемку лишь в отношении лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, и только с целью установления личности задержанного при невозможности ее установления иным способом, и по своему содержанию не направлены на нарушение конституционных прав и свобод граждан.