Восприятие ситуации.

Создавая роли для работников, организация стремится к стандартизации и унификации, так ей проще управлять людьми. Противоречия между нормами организации и поведением человека возникают потому, что одна и та же ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Восприятие – это сложный познавательный процесс, формирующий картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Восприятие человеком организационного окружения определяют обстоятельства объективного и субъективного характера.

Существует несколько факторов, влияющих на восприятие (Рис.2.5.):

Рис.2.5. Факторы, влияющие на восприятие ситуации.

 

1) Совпадение или несовпадение ожиданий личности от знакомства с ситуацией или людьми. Человек приходит в новую организацию. Если образ организации и образ "Я" совпадают, то поведение человека становится адаптивным. Если нет, то оно может стать приспособленческим или конфликтным.

2) Атрибуция – это поиск причин (атрибутов) при объяснении причин поведения других или своего. Имеется два вида атрибуции: предрасположенная и ситуационная. Предрасположенная атрибуция объясняет поведение человека внутренними факторами: чертами характера, мотивацией, способностями. Ситуационная атрибуция объясняет поведение внешними факторами: оборудованием, технологиями и т.д.

3) Стереотипизация предполагает восприятие не в результате личного впечатления индивида, а на основе сложившихся в обществе стереотипов. К группам, которые стереотипизированны в общественном сознании относятся, например, новые русские в России. Стереотипизация исходит из того, что в обществе имеется некое согласие относительно тех черт, которые свойственны тем или иным категориям людей. Стереотипы – это схематизированное упрощённое общепринятое представление о каком-либо социальном объекте. Плюсом стереотипов является то, что они снимают неопределённость ситуации, облегчая первоначальную ориентацию. В качестве отрицательного влияния стереотипов на восприятие необходимо отметить, что в организации стереотипы часто являются причиной искажения реальности и порождают дискриминацию работников.

4) Эффект "ореола". Если при стереотипизации личность рассматривается в рамках её социальной категории, то эффект "ореола" складывается на основе восприятия личности по одной из черт её характера, например, по интеллекту, внешности, надёжности или склонности к сотрудничеству.

Зная действие перечисленных факторов, менеджер может оказывать влияние на правильное восприятие работниками различных производственных ситуаций в организации.

Имеется методика, позволяющая влиять на восприятие посредством управления впечатлением. Её иногда называют саморепрезентацией. Саморепрезентация – это стремление человека представить себя в выгодном, с его точки зрения, свете. Для некоторых людей саморепрезентация является образом жизни. Непрерывно контролируя своё поведение и отмечая, как реагируют другие, они корректируют свою работу, если она не достигает желаемого результата.

Существуют две стратегии управления впечатлением, которые могут использовать работники:

Первая стратегия – недопущение понижения в должности или другой формы наказания. Для неё характерны следующие модели поведения: 1) попытки найти оправдания своим действиям, например, сослаться на плохое здоровье; 2) отстранение – ситуация, когда работники, участвовавшие в принятии ошибочного решения, говорят, что они были в меньшинстве, т.е. в числе тех, кто хотел сделать правильно, но не получил поддержки.

Вторая стратегия – это увеличение шансов на продвижение по службе. Она включает следующие приёмы: 1) приписывание – работники много говорят о своих достижениях, чтоб о них стало известно всем в организации; 2) наращивание – работники говорят, что их заслуги много выше, чем награда за эти заслуги; 3) выявление преград – работники создают впечатление, что добились успеха, несмотря на серьёзные трудности, и, следовательно, заслуживают высокой оценки; 4) ассоциирование – работник делает всё, чтобы его видели в нужное время с нужными людьми. Он надеется создать впечатление, что у него хорошие связи и он сам ассоциируется с успешными проектами.

Американский профессор Фред Лютенс даёт рекомендации менеджерам по сведению к минимуму ошибочное восприятие при саморепрезентации работников.

Во-первых, следует предпринять усилия, чтобы минимизировать личностные ситуационные и организационные особенности, стимулирующие нежелательное управление впечатлением.

Во-вторых, необходимо видеть скрытые мотивы и не поддаваться управлению впечатлением.

В-третьих, несмотря на то, что намеренно применяя стратегию управления впечатлением, можно добиться желаемых результатов, как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации, лучше всегда оставаться самим собой.