Приемы конструктивного общения

  1. Позитивирование высказываний.

Это формулирование высказываний таким образом, чтобы в них не оставалось слов, вызывающих отрицательные эмоции и ассоциации.

 

Неправильное высказывание Правильное высказывание Еще более правильное высказывание
Не опаздывай   Не забудь Не унывай Не болей   Приходи во время   Помни Бодрись Будь здоров   Постарайся приходить во время Постарайся запомнить и т.д. Береги здоровье
  1. Диссоциирование.

Это отделение личности от ее нехорошего поступка, провала, плохой оценки, неуспеха, путем замены плохой оценки описанием его поступка, поведения.

 

Не правильное высказывание Правильное высказывание
Ты лентяй Двоечник Разгильдяй Плохой и т.д. Ты опять не сделал …. Ты опять получил двойку Ты поступил плохо. (необходимо описать поведение)

 

  1. «Вы – утверждения, Я – высказывания» (описание своих чувств вместо обвинений парнёра).

Под этим имеется ввиду описание своих чувств, возникших вследствие неправильного поведения партнера вместо обвинений в его адрес.

 

Неправильное поведение Правильное поведение
Ты меня расстроил.   Ты меня подвел. Я почувствовал, что все мои усилия были напрасны. Я так переживаю.

 

  1. Авансирование.

Приписывание партнеру авансом того качества, которого у него, может, еще и нет, но вы хотите, чтобы оно у него было – это вручение психологического подарка.

 

 


 

Феномены групповой жизнедеятельности

1. Феномен социальной фасилитации (облегчения) – это улучшение деятельности в присутствии других людей.

2. Феномен социальной ингибиции (ингибиция – подавление) – это ухудшение результатов труда в присутствии других людей.

3. Феномен социальной лености (эффект М. Рингельмана) – человек прилагает меньше усилий, работая в группе, если считает, что его индивидуальный вклад в общее дело подсчитать нельзя.

Если члены группы друзья, то они не снижают усилия.

Люди превращаются в «зайцев». Заяц – это человек, получающий что-либо от группы, но мало чего дающий взамен.

Чем больше количество человек в рабочей группе, тем меньше индивидуальные трудовые усилия. Этот феномен проявляется меньше, если человек ответственный, – он не халтурит.

Случаи, когда люди в группе работают продуктивно:

· совместная деятельность привлекательна и вызывающе трудна;

· если работники считают других членов группы ненадежными;

· если члены группы друзья, команда;

· если трудятся работники коллективной культуры.

Результат работы в группе не превышает результата индивидуальной работы.

4. Феномен деиндивидуализации – или почему мы вместе делаем то, чего мы не делаем в одиночку: в группе люди совершают такие неблаговидные действия, которые неприемлемы индивидуально (массовые беспорядки). Происходит утрата самосознания и размывание ответственности. В больших коллективах происходит снижение нормативного сдерживания. Чтобы уменьшить деиндивидуализацию, необходимы бейджики для всех.

5. Феномен групповой поляризации (сдвига риска) – обсуждение актуальных проблем в группе зачастую усиливает изначальные установки группы, мнение.

6. Феномен огруппления мышления – появление склонности членов группы мыслить и высказываться так, чтобы возникло единомыслие. Т.е. если мнение человека отличается от мнения большинства, он не будет его высказывать, он согласится с большинством.

7. Феномен безудержного инвестирования до победного конца – 80% менеджеров будет до конца вкладывать (инвестировать), не хотят признавать свои ошибки.

8. Феномен влияния меньшинства - при условии последовательности взглядов, уверенности в своей правоте и способности привлекать сторонников, меньшинств даже в лице одного человека, в конце-концов побеждает.

 

Принципы организации труда, оказывающие мотивирующие воздействие:

1. Создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава и временной работы.

2. Организация венчуров.

3. Определение рациональной степени свободы режима труда, использование аккордного принципа оплаты при организации труда – дается задание и оговаривается плата за весь объем, а сроки свободные.

4. Оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов соревновательности.

5. Гласность результатов труда (групповых и индивидуальных).

6. Участие работников в управлении.

7. Проведение совещаний.

8. Использование возникающих референтных групп.

9. Использование творческих методов выработки решений.

10. Обеспечение обратной связи.

 

Формула богатства предприятия: СОЗДАТЬ И ПРОДАТЬ. СОЗДАТЬ означает ИЗОБРЕСТИ И ПРОИЗВЕСТИ. Если нечего производить – предприятие становится банкротом. А производить можно только то, на что получен патент или куплена лицензия. Или – морально устаревшую продукцию. Её-то – можно, но зачем? Никто не купит. Поэтому важно разбираться в вопросах рождения идей и интеллектуальной собственности.

УДК 159. 9: 7.01

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ (статья)

Трощий А.Р., доцент каф. "Экономика и менеджмент", канд. техн. наук

Как создаются, как возникают новые идеи? Вопрос этот для нашей страны, где значительная часть промышленной продукции неконкурентоспособна, имеет сейчас не только теоретическое, но и серьёзное практическое значение. Более того, после вопроса о правах собственности, плавно перетекающего в вопрос о мотивации труда, вопрос о результативности творчества, об изобретательском уровне интеллектуальной продукции является решающим. Нельзя производить современную, пользующуюся спросом продукцию, не имея на неё патента или, в крайнем случае, лицензии. Т. е. сначала нужно что-то придумать и получить на это патент (можно купить его или лицензию) и лишь потом организовывать производство. Если тот продукт, который предпринимателю захотелось производить, уже запатентован и со дня поступления заявки в Патентное ведомство не прошло 20 лет, то ему остаётся одно из двух: либо покупать лицензию или сам патент (а это стоит огромных денег) либо идти на риск - пиратское производство.

Идеи бывают разные изобретательскому уровню и, соответственно, возникают по-разному. Вначале рассмотрим уровень идей.

В теории решения изобретательских задач (ТРИЗе) принято все изобретения делить на пять уровней [5]. Первый уровень составляют изобретения, идеи которых можно найти, рассмотрев всего лишь несколько вариантов. Решение задач на втором уровне достигается перебором нескольких десятков вариантов. Изобретения первых двух уровней самые многочисленные - они составляют 77 процентов патентного фонда. Третий уровень предполагает перебор сотен вариантов решений в пределах одной науки (например, шариковая ручка вместо чернильной). Четвёртый уровень - это крупные идеи, на основе которых создаются новые технические системы (к примеру, локатор). И пятый уровень - изобретения, возникающие на базе новых открытий (радио, самолёт и др.).

Бесспорно, наверное, что любая идея, решение рождаются в процессе мышления. Мышление - один из тех вопросов, который занимал и занимает выдающиеся умы человечества с давних времён. Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с 18-го века. Дж. Гилфорд одним из первых сформулировал особенности творческого мышления и его этапы. Затем были выявлены некоторые условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Английский учёный Г. Уоллес (1924 г.) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание идеи, озарение и проверку. Разработаны концепции интеллекта, понятийный аппарат, различные теории мышления (эмпирической субъективной психологией, гештальтпсихологией, бихевиоризмом, психоанализом и др.), многочисленные тесты для диагностики уровня развития интеллекта и мышления. Мышление расклассифицировано по видам, вычленены мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

В настоящее время в психологии мышление подразделяют на творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). В процессе творческого мышления создаются новые идеи и решения. При этом необходимо различать объективно новое - т.е. то, что ещё никем не было создано (и оно может и должно быть запатентовано - но, к сожалению, лишь в технических областях, а не гуманитарных, поскольку гуманитарные идеи не защищаются специальными охранными документами типа патентов на государственном уровне) и субъективно новое, т.е. новое для данного конкретного человека. Например, в учебной ситуации проблемного обучения студенты делают субъективно новые открытия. В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

И всё же Р.С Немову, автору современного учебника по психологии, пришлось констатировать: "Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет" [4, с. 240].

Предложено даже "108 путей к блестящей идее" [2 ], но всё же основной, главный, магистральный путь к новым плодотворным идеям нам подсказывает философия, её второй диалектический закон - закон перехода количественных изменений в качественные, впервые сформулированный Гегелем.

"Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности" (Ленин В.И., ПСС. т. 29, с. 256). Известно, что скачки осуществляются в бесконечно многообразных конкретных формах.

По длительности скачки делят на "точечные", длящиеся доли секунды и скачки как процессы, длящиеся миллиарды лет (в космических масштабах) или сотни тысяч лет (эволюционные). Примерами скачков первого рода могут служить ядерный взрыв и, по мнению автора данной статьи, озарение в творческих процессах.

В гештальтпсихологии мгновенное возникновение понимания, решения проблемы названо инсайтом, но считается, что это понимание не выводимо из прошлого опыта субъекта. С этим трудно согласиться, поскольку никакая идея и даже догадка родиться на пустом месте не могут. Необходима информация, получаемая вербально или в опыте.

Некоторые авторы отождествляют понятия инсайта, озарения, догадки и интуиции. Это отождествление не представляется правомерным, поскольку интуиция - это условие, способ, средство, и даже путь для нахождения решения, а не сам скачок, представленный в сознании озарением или догадкой. Озарением, вспышкой обычно сопровождается рождение идей высоких уровней - четвёртого и пятого по классификации ТРИЗ. Идеи более низких уровней (и соответственно невысокой эффективности и полезной новизны) могут возникать как догадка.

Думается, что именно понятие "озарение" даёт максимально близкое и точное представление о внешней форме такого явления как диалектический скачок в процессе творческого мышления, поэтому в дальнейшем мы и будем им пользоваться. И озарение, сопровождающее рождение идеи высокого уровня, становится возможным благодаря прошлому опыту (как и сама идея).

Рассмотрим вопрос о том, как получаются идеи разных уровней.

В. И. Белозерцев выделяет в техническом творчестве пять этапов: 1- формулировка технической задачи; 2 - рождение и вынашивание идеи; 3 - разработка функциональной и структурной схемы будущего технического объекта; 4 - конструирование ; 5 - создание и доработка экспериментального образца, организация его производства [1]. На втором этапе технического творчества В. И. Белозерцев описывает 5 форм скачков при переходе от одного качества к другому . 1 - скачки как частичное изменение формы и содержания; 2 - как достижение боле или менее определённых количественных констант; 3 - как осуществление новых конструктивных принципов, технологических методов; 4 - скачки, связанные не с накоплением количества в генезисе данного объекта, а с переходом к новым типам объектов; 5 - как качественные изменения через переход к противоположному (антиподу). Категория количества рассматривалась как выражение определённости предметов, представляющей "собой величину (степень) наличности, выраженности чего-то в них (размеры предмета, его объём, форма, темпы изменения и пр.", т. е. как мера предмета [1, с. 36]. В продолжение и в дополнение к вышеперечисленным видам скачков в данной статье рассматривается скачок информационный.

В психологии различают два типа творческого мышления - дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление - это поэтапно развёрнутое мышление, когда новая продукция создаётся эволюционным путём - перебором вариантов, постепенными изменениями, обычно медленными - получаются решения первого, второго и третьего уровня - по вышеупомянутой классификации ТРИЗ. Интуитивное мышление позволяет находить искомое решение мгновенно, оно приходит как вспышка, озарение. Но сразу необходимо сказать, что мгновенность эта достигается очень долгим (как правило) предварительным трудом. Интуитивное мышление даёт революционнные решения.

Результативность этих двух типов мышления различна. Например, когда американскому общепиту понадобилось резко увеличить количество стеклянной тары, бизнесмены обратились к стеклодувам и те, поднапрягшись, подняли производительность оборудования на 15%. Обратились к специалистам совсем из других областей, и те увеличили производство стеклотары на 700 %! Т. е. почти в 47 раз. Кроме того, предложили вместо тяжёлого стекла использовать парафинированную бумагу. Результат в 15% получен дискурсивным мышлением, а 700% - интуитивным. Этот случай демонстрирует и возможность получения революционизирующих, особо эффективных решением в случае привлечения специалистов из других областей науки - тем самым снимаются ограничения, налагаемые на процесс мышления узкой специализацией.

Необходимо отметить, что под интуитивным мышлением понимается не нечто заданное генетически - в архетипах или инстинктах - вовсе нет; интуиция выступает здесь как результат накопления знаний и опыта - в том числе и на невербальном, зачастую неосознаваемом уровне. Известно, что 60-90% информации поступает в мозг невербально. Творческое интуитивное мышление в высшей степени рационально, поскольку оно находит решение, наиболее разумное в данной ситуации и при имеющейся информации.

Но озарению, как известно, предшествует длительная, кропотливая и напряжённая работа ума. Что её инициирует, поддерживает и приводит к результату?

Инициирует её противоречие между потребностью и возможностью.

Поддерживает -доминанта. Доминанта - понятие и психологическое и физиологическое. Оно введено в 1923 г. отечественным физиологом А.А. Ухтомским, изучавшим рефлексы, детерминирующие поведение, которое, являясь по своей сущности рефлекторным, оказывается, с одной стороны "загадочно изменчивым" в стабильных условиях, а с другой стороны "загадочно инертным" в изменяющихся.

Сначала доминанта рассматривалась как процесс волевого внимания, а затем как мотив, как мотивационная установка. Доминанта - общий и главный принцип работы нервных центров, организации поведения и мышления.

Физиологическидоминанта -это "…временно господствующая рефлекторная система, обеспечивающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определённую направленность" [3, с. 100]. "Как господствующий очаг возбуждения доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров" [Там же]. Она не имеет морфологической структуры и чёткой локализации, а состоит из многих синхронно функционирующих участков подсистем восприятия и переработки информации - слуховой, зрительной, эндокринной, эмоциональной, гуморальной и т.д. Задействованы многие психические функции - внимание, воля, память, мышление, речь, эмоции, установки и т.д. Возникает и формируется доминанта при появлении необходимости или появлении потребности решить вставшую перед человеком задачу и является организующим началом интеллектуальной активности. Доминанта, по А. Ухтомскому, и двигатель поведения*, и его вектор. Доминанта помогает отобрать, интегрировать, сцепить и организовать всю необходимую, значимую информацию по решаемой проблеме - и поступающую в мозг и хранящуюся в памяти. Мотивационная активность, поддерживаемая и направляемая доминантой, включает в себя и понятие "оперативного покоя". Эта форма активности характеризуются предельной концентрацией энергии, сосредоточенным созерцанием среды, требует значительно большей нервно-мышечной напряжённости, чем мышечные операции, и обеспечивает недостижимую посредством этих операций тонкость и точность рецепции - приёма поступающей информации. Состояние "оперативного покоя" сравнимо с поведением щуки, застывшей в “бдительном покое“, к которому неспособна "рыбья мелочь": она "выхватывает" из окружающей действительности всю ту информацию, которая работает на решение проблемы, причём сразу всех модальностей - зрительной, слуховой и т.д.

Психологически доминанта - это главенствующая, господствующая идея, потребность, мотивационная установка. Исчезнуть она может лишь в двух случаях - или когда человек решил задачу или если он от неё отказался. Иначе она сохраняется сколь угодно долго и функционирует круглосуточно. Если пришлось прервать поиск решения вынужденно, то доминанта, как правило, сохраняется до возобновления усилий, особенно если она была достаточно мощной, и если не возникла другая, конкурирующая более сильная доминанта, "заглушающая" первую.

В психологии известен эффект незавершённого действия (эффект Зейгарник). Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершённые. Думается, что эффект незавершённого действия объясняется, прежде всего, наличием доминанты, которая сохранилась при прерывании решения задачи и функционирует, сохраняя её в памяти до возобновления попыток решения. Этот эффект имеет отношение и к созданию новых идей.

Именно сохраняющаяся доминанта обеспечивает нахождение решения, приходящего на отдыхе, при прогулках - по лесистым горам как у Г. Гельмгольца, утром при пробуждении (у Гельмгольца, Гаусса и др.), во сне - как у Д. Менделеева, при засыпании. Факт частого рождения идей на входе в "царство Морфея" и выхода из него подмечен давно. Общим для всех этих случаев является отсутствие сильных посторонних раздражителей, требующих отвлечения и /или переключения внимания.

Необходимо отметить, что человеку обычно приходится решать сразу много различных проблем, больших и маленьких - и в семейной жизни, и в межличностных отношениях, и на работе. Они все создают свои доминанты, хотя и различной силы. Но чем больше доминант, тем меньше психических ресурсов (памяти, внимания и т.д.) приходится на каждую из них. А ослабление доминанты влечёт за собой ослабление сосредоточенности на проблеме и, соответственно, отодвигает её решение и, кроме того, не лучшим образом сказывается на качестве решения. Не случайно бытует мнение о том, что учёным, изобретателям нужны тишина и отсутствие бытовых забот, а их рассеянность и "отключённость" от реальной действительности служит темой множества шуточных сюжетов.

Образование доминанты - условие необходимое, но недостаточное. Что ещё нужно? Нужно определённое количество информации определённого содержания. И лишь в этом случае человек выходит на магистральный путь революционизирующих идей, которым является 2-й закон диалектики: переход количества в качество. Как показал более чем двадцатилетний опыт научно-исследовательской работы автора данной статьи, возникновение новой идеи происходит путём скачкообразного перехода количества накопленной информации в своё новое качество - идею. В момент такого перехода-скачка действительно происходит озарение, мгновенная вспышка, и высвечивается новая идея, принципиально новое решение проблемы. Интересно то, что в это мгновение все психические процессы - слух, зрение и т.п. как бы отключаются - происходит своеобразное короткое замыкание. Но не надолго.

И как при ядерном взрыве существует критическая масса горючего, при которой становится возможной цепная реакция (например, для урана-235 она составляет 0,8 кг), так и при информационном взрыве-скачке необходимо критическое количество (объём) информации. Накопление и сохранение информации обеспечивает долговременная память, ёмкость которой психологи и физиологи считают практически неограниченной. При работе над проблемой задействуются все психические виды памяти - эмоциональная, образная, двигательная, словесно-логическая. ”Последней каплей” информации, доводящей её количество до критического, может послужить любой факт из окружающей действительности или же хранящийся в памяти. История открытий и изобретений изобилует такими примерами: ньютоновское яблоко, вода из ванны Архимеда, сцепившиеся хвостами обезьяны, послужившие прототипом циклической формулы бензола и т.п. Часто идея может возникнуть по механизму ассоциации: формула бензола возникла у Кекуле в момент, когда он увидел сцепившихся хвостами обезьян; как пришла Ньютону идея закона всемирного тяготения известно всем. П. Н. Яблочков, изобретатель первой электрической лампочки, долго думал, как добиться того, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикали, при их сгорании не увеличивалось, и ток по этой причине не прерывался бы, и лампочка не гасла. Сделали механизм, который сближал постепенно угли, но он оказался дорогим и сложным. Решение пришло в кафе, где П. И.Яблочков, как обычно, записывал что-то на салфетке и случайно положил 2 карандаша рядом. Тут его осенило: расположить угли параллельно!

Ассоциации могут возникать и между явлениями, отдалёнными друг от друга значительными и даже огромными пространственными и временными промежутками. Необычайно развитая способность к ассоциациям считается отличительной особенностью гениев.

В момент поступления в мозг недостающей последней порции информации, в считанные мгновения вся накопленная и имеющая отношение к решаемой проблеме информация актуализируется, систематизируется, перегруппировывается, перестраивается в нужном порядке, реконструируется, рекомбинируется и, как в калейдоскопе получается новая картинка, так и в сознании возникает новое знание, идея, которая затем или используется или “капитализируется” и служит материалом для последующих информационных скачков. Чем больше количество накопленной информации, тем более качественным получается решение. Продолжительность накопления информации может быть любой, вплоть до десятков лет. И прав был Платон, который справедливо утверждал, что озарение предполагает длительную подготовку ума. И прав был И. Е. Репин, который говорил, что вдохновение - это награда за каторжный труд.

Появившаяся в результате "революционного" скачкообразного изменения в системе знаний идея может затем эволюционировать. Например, Т. Эдисон изобрёл фонограф - прибор для записи звука на восковой валик. Затем ему же было выдано более сотни патентов за улучшение этого фонографа.

Закон перехода количества информации в новоё качество - новую идею -приложим к любой области деятельности. Так принимаются управленческие и прочие решения, возникают психосоматические и неврологические заболевания, получаются у кулинаров блюда и даже возникают чувства: при ухаживании - любовь, при частых ссорах , обидах, упрёках - отчуждение, в том числе и в супружеской жизни. И об этом надо помнить.

ЛИТЕРАТУРА

1.Белозерцев В. И., Сазонов Я.. В. Философские проблемы развития технических наук. Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - 144 с.

2. Ванганди А. Б. 108 путей к блестящей идее. Пер. с англ. Минск: ООО "Попурри", 1996. - 224 с.

3. Краткий психологический словарь / Ред.-составитель Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов - на - Дону: "Феникс", 1998. - 512 с.

4. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. - М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

5. Петрович Н. Т., Цуриков В. М. Путь к изобретению. М: Молодая гвардия, 1986. - 222 с.

 

Интеллектуальная собственность: виды, законы, объекты в современных российских условиях (статья)

Одним из важнейших условий богатства, силы, независимости любой страны является способность ее граждан создавать конкурентоспособные объекты интеллектуальной собственности (ИС)– изобретения, полезные модели, промышленные образцы, произведения науки, литературы, искусства и др. (см. рис. 1), а также делать открытия, разрабатывать рационализаторские предложения, нарабатывать технологические знания и опыт, имеющие ценность для предприятия и страны.

После начала приватизации, с появлением частной собственности на средства производства, коренным образом изменилось законодательство, регулирующее отношения между субъектами рынка, в том числе и законодательство в области творческой интеллектуальной деятельности. Появился новый вид собственности – интеллектуальная собственность. На сегодняшний день разработано шесть специальных законов, регулирующих отношения между создателями объектов интеллектуальной собственности, работодателями и пользователями (см. рис. 1). Отдельные положения этих законов получили развитие в ряде подзаконных актов, принятых органами государственного управления. Помимо приведенных на рис. 1 объектов интеллектуальной собственности, существуют и другие – открытия, рационализаторские предложения, торговые секреты, ноу-хау, секреты производства, для которых создание системы правового регулирования еще не завершено (последние три вида объектов интеллектуальной собственности носят одно общее название – служебная и коммерческая тайна).

Необходимость изменения и пополнения знаний о новых отношениях работодателей, создателей и пользователей объектов интеллектуальной собственности очевидна и весьма настоятельна, особенно в трудных условиях переходного периода, в которых мы сейчас живем. Однако законы разрознены, объемны и изложены в традиционной вербальной форме, которая требует от читателя значительных семантических и мнемических усилий. Все это затрудняет восприятие и запоминание информации. Поэтому автор статьи счёл целесообразным представить основные моменты законодательства об интеллектуальной собственности в форме схем, что существенно облегчает восприятие и запоминание благодаря структурированности и наглядности информации.

Итак, интеллектуальная собственность, согласно статье 138 ГК РФ, – собственность (исключительное право) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ и услуг (товарный знак и т. п.). Впервые после длительного перерыва термин «интеллектуальная собственность» появился в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 года, потом в законе «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1991 года, а окончательно узаконен новой Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года. Статья 44 Конституции РФ подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом».

В рыночной системе отношений интеллектуальная собственность является частной собственностью, а это означает, что никто не вправе использовать

 



её без разрешения владельца. Интеллектуальная собственность – это товар, который имеет свою цену и может быть продан с целью получения дохода по договорной цене.

Продавцом является владелец интеллектуальной собственности, например, физическое или юридическое лицо, на имя которого выдан патент (или свидетельство на полезную модель, программу для ЭВМ и др.).

Виды документов, дающих правовую охрану объектам интеллектуальной собственности, и сроки их действия приведены на рис. 2. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права: ©. Он помещается на каждом экземпляре произведения.

Патентная форма охраны изобретений и промышленных образцов введена в России с принятием Патентного закона РФ 23 сентября 1992 года. В СССР 99,99 % советских изобретателей подавали заявки на выдачу им авторских свидетельств. Авторское свидетельство и служило охранным документом. Но оно же означало передачу исключительных прав на использование изобретений государству. Вознаграждение автору выплачивали не предприятия - пользователи, а отраслевые органы по изобретательству в виде процента от годовой экономии и в зависимости от ее величины. При годовой экономии от 1 до 5 тысяч рублей выплачивали 20 %, а при годовой экономии от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей и более – 2 %.

Авторское свидетельство служило также для предоставления прав и льгот, установленных законодательством.

В принципе изобретатель мог получить при желании и патент вместо авторского свидетельства, но зачем? Ведь его практически невозможно было продать – частного предпринимательства не существовало, а государственным предприятиям продать патент или лицензию можно было только в мечтах. К тому же патентообладателю не предоставлялись многие права и льготы, которыми пользовались владельцы авторских свидетельств.

А вот социалистические (государственные) предприятия согласно законодательству могли получать только авторские свидетельства. Также нельзя было получать патенты на служебные разработки, что сразу отсекало от патентной охраны свыше 80 % заявляемых разработок. Сейчас патенты могут получать и авторы, и предприятия, и на служебные, и на неслужебные разработки.

Теперь патентообладателю гарантирована законодательством возможность извлечения выгоды из монопольного владения патентом в пределах установленного срока и на территории того государства (или государств), патентное ведомство которого его выдало.

Но далеко не всегда патент или свидетельство выдаются автору (авторам). Если изобретение создано работником в связи с выполнением им служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, то право на получение патента принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

Патентообладатель в таком случае обязан выплачивать автору вознаграждение (см. рис. 3). Вознаграждение выплачивается и авторам других объектов интеллектуальной собственности.

Формы приобретения прав на использование объектов интеллектуальной собственности показаны на рис. 4.

 


 

-


Далее речь пойдет об объектах интеллектуальной собственности, законодательно не разработанных, но представляющих собой практический (или научный, как открытие) интерес. Охрана открытий не осуществляется с начала 90-х годов, хотя прежнее соответствующее Законодательство СССР не отменено. Но оно автоматически перестало действовать после распада СССР.

Служебная и коммерческая тайна, являющаяся результатом интеллектуальной деятельностии к которой нет доступа третьих лиц в силу законодательства, может быть монопольно с выгодой использована обладателем тайны как совокупности знаний [2]. Под третьими лицами понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес.

Обладатель тайны имеет фактическую, а не юридическую монополию на ее использование. Он может раскрыть ее перед публикой, продать или иным образом переуступить эту информацию заинтересованному лицу. В частности, могут продаваться результаты маркетинговых исследований, технологические и технические новшества, опыт управленческой, финансовой, производственной деятельности и т. д. [2, с. 682], представляющие коммерческую ценность.Логичным будет отнесение к коммерческой тайне таких видов опыта, как, например,опытпедагогической, научной, методической, лечебной деятельности.

«Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации» [2, с. 681].

Информация не является коммерческой тайной, если она: 1) не представляет никакого интереса для окружающих; 2) не может быть использована третьими лицами в своих интересах; 3) её никто бы не приобрёл, если бы она была предложена к продаже [2, с. 678].

Помимо коммерческой тайны российское законодательство выделяет ещё несколько видов сведений, которые должны сохраняться в тайне. Это: государственная, военная, медицинская, нотариальная, адвокатская, банковская тайна, а также личная, семейная, следственная; тайна усыновления и др. Соответствующие отношения регулируются специальным законодательством. Деятельность лиц, владеющих тайной, не является предпринимательской и эти виды тайн не должны продаваться.

Особый интерес представляет следующий вид интеллектуальной собственности – рационализаторские предложения, по причине их массовости и значимости для деятельности организации. В недавнем прошлом 70 % общей экономии, полученной в народном хозяйстве России от нововведений, приходилась на долю рационализаторских предложений.

Рационализаторское предложение может быть направлено на улучшение состояния рабочих мест, совмещение (разделение) рабочих операций, более рациональное размещение оборудования и т. п.

Какими признаками должно обладать предложение для того, чтобы быть признанным рационализаторским? Во-первых, оно должно быть осуществимо и содержать все необходимые для этого данные.

Во-вторых, оно должно быть новым для предприятия. В отличие от изобретений и полезных моделей, которые должны обладать мировой новизной, рационализаторским предложениям достаточно иметь местную новизну. Но информация, почерпнутая из специальной литературы, патентной документации, литературы, не являющейся рекомендациями вышестоящей организации


 


 

или информационным изданием по распространению передового опыта в данной отрасли и послужившая основанием для рационализаторского предложения, должна быть творчески переработана. Творческая переработка заключается в доработке различных видов – конструкторской, технологической и т. п. – применительно к условиям своего предприятия.

В-третьих, рационализаторское предложение должно быть полезным для предприятия. Это означает, что использование предложения позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект.

И если раньше по Положению об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 г. рационализаторским предложением признавалось лишь техническое решение, являвшееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, то теперь это понятие значительно расширено. Согласно п. 3 Методических рекомендаций по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации 1996 г. сейчас рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия.

Это открывает простор для творчества не только «технарей», но и для работников новых для нашей экономики специальностей – менеджеров, маркетологов и др. Появилась возможность замотивировать работников на совершенствование структур управления, функциональных служб, производственной деятельности, выполняемых работ и т. п., а также снизить сопротивление изменениям. Любое полезное для предприятия предложение может быть оплачено, в том числе предложения по совершенствованию планирования, учета, снабжения, документооборота, расстановки рабочей силы, изменению графиков работы и ремонта техники и т. п. [2, с. 732].

Автору (авторам) рационализаторского предложения предприятием выдается удостоверение на рационализаторское предложение, которое является охранным документом местного значения.

Авторы рационализаторских предложений наделяются разнообразными правами в соответствии с действующим законодательством, многие из которых аналогичны правам изобретателей, авторов селекционных достижений и др.

Вознаграждение авторам рационализаторских предложений выплачивается как за сам факт их создания, так и за использование. Размеры вознаграждения определяются предприятием самостоятельно на основе действующих на предприятии положений либо на основе соглашений с авторами.

Если рационализаторское предложение представляет интерес для третьих лиц, которые могут его использовать для достижения своих целей, то оно может быть признано коммерческой тайной. Под третьими лицами в данном случае понимается те лица, для которых рационализаторское предложение представляет коммерческий интерес. Ими могут быть конкуренты или те лица, которые, ознакомившись с рационализаторским предложением, могут от своего имени подать рационализаторское предложение на другое предприятие или просто продать информацию конкурентам напрямую или через посредников.

В случае если принятое рационализаторское предложение имеет коммерческую ценность, руководитель вправе возложить на лиц, имеющих к нему доступ, обязанности по неразглашению известных им сведений по сути рационализаторского предложения.

Так что обмен опытом все в большей степени заменяется засекречиванием передового опыта, являющегося для предпринимательских (коммерческих) организаций существенным фактором конкурентного преимущества. Передачу (продажу) государственных предприятий России в частную собственность планируется завершить в 2008 году, в этом же году, наверное, сойдет на нет и обмен опытом.

Подробную информацию по затронутым в статье вопросам, как и по многим другим, касающимся интеллектуальной собственности, можно получить, конечно же, из соответствующих законов, а также из книги А. П. Сергеева [2], написанной на хорошем литературном языке высококвалифицированным юристом с богатым профессиональным опытом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001. – 752с.

Как руководителю нейтрализовать сопротивление инновациям [ПиЭДО, с. 255] (основные принципы)

1) привлекайте своих подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и возможно принять цели и средства реформ;

2) обеспечьте полноту и точность информации обо всех шагах реформы, не создавайте почву для появления слухов и недоверия;

3) не сглаживайте «острые углы» нововведений, не прячьте их возможные неприятные последствия – только правдой можно добиться доверия подчиненных;

4)всемерно демонстрируйте свою поддержку и заинтересованность в переменах, показывайте на практике их полезность,

5) предусматривайте уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями;

6) доказывайте, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону; . ищите энтузиастов нового дела и создавайте им режим наибольшего благоприятствования; . проявляйте терпимость к неудачам;

7) и, наконец, почаще вспоминайте о том, что вообще-то люди любят новшества, хотя и опасаются обычно, что перемены уменьшат их личное благополучие. Поэтому, если будет найден вариант, при котором не только фирма, но и отдельный сотрудник сможет извлечь из новации личную выгоду, считайте, что дело практически сделано.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ (статья)

А. Р. Трощий

 

В настоящее время, в связи с переходом на рыночные отношения, активно развивается такая учебная дисциплина как организационная (корпоративная) культура. Вызвано это тем, что в условиях конкурентной борьбы организационная культура становится важнейшим фактором конкурентного преимущества. Организация с низкой культурой производства, труда, обслуживания и вообще деятельности различных функциональных подразделений, не имеет перспективы (конечно, если она не является монополистом на рынке какого-либо продукта, услуги или работы).

Организационную культуру определяют как «совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации» [1]. Есть и другие определения: организационная культура – 1) ценности[8], поведенческие нормы, характерные для данной организации; или 2) система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала» [2].

Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества [6]. А вот то, что создано природой, культурой не является.

С. И. Ожегов даёт пять определений культуры. Среди них: 1. Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. 2. То же, что и культурность (культурность – степень общественного и умственного развития, присущая кому-нибудь[9]). 3. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности, нормы права и морали, результаты познания, знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы общения людей [5].

Если обобщить приведённые выше определения культуры, то кратко можно сказать, что культура – это совокупность всех достижений человечества.

Человечеством созданы техника и технологии – это техническая и технологическая культура; правила общения – это культура общения; правила, методы и средства воспитания – педагогическая культура; правила поведения в обществе – культура поведения (этикет), правила питания – культура питания и т. д.

Уровень культуры, в том числе и организационной, определяется степенью соответствия всего того, что и как делается работниками организации, мировым достижениям в той или иной области. Высокую культуру человека во взаимоотношениях характеризует его забота о справедливости, о других людях, об их интересах, в том числе и в плане экономии и сохранении чужих ресурсов – времени, внимания, объёма памяти, зрения, здоровья. Некультурное поведение – это, прежде всего, эгоистическое поведение, вызванное жадностью, ленью[10], избеганием ответственности одновременно со стремлением переложить свою вину на других и т. п.