ГРУППЫ, ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ФЕНОМЕНЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Проблемы коммуникаций:
1) неадекватное, очень субъективное восприятие. Происходит искажение при восприятии информации.
Д.С. Милль, английский экономист, открыл явление ментальной химии. Он сравнил человеческую голову с химической колбой, в которой смешиваются химические реагенты, а в голове смешивается различная информация (которая была в ней и которая поступает). Когда человек пытается повторить то, что он слышал; у него не получается пересказать точно информацию, многое он путает, забывает, сочиняет вместо забытой.
2) семантические барьеры;
3) плохое слушание;
4) плохая речь – слова – паразиты, нелогичность, хаотичность, непоследовательность, неумение чётко и быстро выразить свою мысль;
5) неконгруентность информации (несовпадение слов с мимикой, с языком тела);
6) отсутствие обратной связи;
7) физические барьеры (шум, расстояние, холод, стол);
8) полярные воззрения (существование противоположных мнений);
9) когнитивный диссонанс (неприятие и отвергание информации из-за рассогласования знаний);
10) личностные барьеры (разница в образовании, воспитании, социальный статус);
11) психологическая несовместимость;
12) задержка негативной информации (в восходящих коммуникациях);
13) стереотипы, предвзятость, отсутствие внимания, интереса, пренебрежение фактами, неверный выбор тактики общения.
Местоимение «Я» лучше опустить в разговоре.
Восприятие информации при нисходящей коммуникации:
1) президент – 100%↓
2) вице-президент – 90%↓
3) руководитель подразделения – 81%↓
4) менеджер отдела – 73%↓
5) мастер – 66%↓
6) рабочий – 59%.
По данным других исследователей, при нисходящей коммуникации эффективность восприятия информации 20-22%, а эффективность восходящих коммуникаций – не превышает 10% (Урбанович).
Самые эффективные коммуникации - горизонтальные (эффективность достигает 90%).
Поведение рабочего жестко детерминировано (предопределено) поведением его непосредственной рабочей группы, ее нормами поведения и работы.
Группа формирует коллективную норму «разумной производительности»: делать не слишком много, но и не слишком мало (принцип минимальной достаточности) – чаще бывает у мужчин, чем у женщин.
Группы по размеру бывают:
· малые (2-30 человек);
· большие.
Виды групп:
1) формальная группа;
2) неформальная группа;
3) референтная (эталонная) группа – на мнение и ценности которой человек равняется;
4) группы членства, в которых большинство состоит.
Трудовой коллектив – это группа людей, которые каждодневно работают вместе над выполнением производственных заданий, для достижения общихцелей.
Фактически это рабочая группа. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и результативность деловых отношений между его членами, а также взаимозависимость. При правильной воспитательной работе руководителя формируются: чувство товарищества, дружбы, чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив, взаимной ответственности, защищённости каждого члена коллектива, стремление к общему успеху, активность, богатство духовных интересов и отношений, здоровая мораль. И наоборот, круговая порука, всепрощение, стремление удовлетворить личные корыстные, психологические и карьерные интересы в ущерб интересам окружающих и организации – это признаки не коллектива, а группировки.
Признаки коллектива:
1. сплоченность;
2. оптимизм, бодрость;
3. развитое чувство собственного достоинства;
4. чувство товарищества, дружбы;
5. высокая активность;
6. ответственность, взаимозависимость;
7. чувство защищенности.
Именно в группе устанавливается положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и определяются спецификой совместной групповой деятельности.