ГРУППЫ, ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ФЕНОМЕНЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Проблемы коммуникаций:

1) неадекватное, очень субъективное восприятие. Происходит искажение при восприятии информации.

Д.С. Милль, английский экономист, открыл явление ментальной химии. Он сравнил человеческую голову с химической колбой, в которой смешиваются химические реагенты, а в голове смешивается различная информация (которая была в ней и которая поступает). Когда человек пытается повторить то, что он слышал; у него не получается пересказать точно информацию, многое он путает, забывает, сочиняет вместо забытой.

2) семантические барьеры;

3) плохое слушание;

4) плохая речь – слова – паразиты, нелогичность, хаотичность, непоследовательность, неумение чётко и быстро выразить свою мысль;

5) неконгруентность информации (несовпадение слов с мимикой, с языком тела);

6) отсутствие обратной связи;

7) физические барьеры (шум, расстояние, холод, стол);

8) полярные воззрения (существование противоположных мнений);

9) когнитивный диссонанс (неприятие и отвергание информации из-за рассогласования знаний);

10) личностные барьеры (разница в образовании, воспитании, социальный статус);

11) психологическая несовместимость;

12) задержка негативной информации (в восходящих коммуникациях);

13) стереотипы, предвзятость, отсутствие внимания, интереса, пренебрежение фактами, неверный выбор тактики общения.

Местоимение «Я» лучше опустить в разговоре.

 

Восприятие информации при нисходящей коммуникации:

1) президент – 100%↓

2) вице-президент – 90%↓

3) руководитель подразделения – 81%↓

4) менеджер отдела – 73%↓

5) мастер – 66%↓

6) рабочий – 59%.

По данным других исследователей, при нисходящей коммуникации эффективность восприятия информации 20-22%, а эффективность восходящих коммуникаций – не превышает 10% (Урбанович).

Самые эффективные коммуникации - горизонтальные (эффективность достигает 90%).

 

 

Поведение рабочего жестко детерминировано (предопределено) поведением его непосредственной рабочей группы, ее нормами поведения и работы.

Группа формирует коллективную норму «разумной производительности»: делать не слишком много, но и не слишком мало (принцип минимальной достаточности) – чаще бывает у мужчин, чем у женщин.

Группы по размеру бывают:

· малые (2-30 человек);

· большие.

Виды групп:

1) формальная группа;

2) неформальная группа;

3) референтная (эталонная) группа – на мнение и ценности которой человек равняется;

4) группы членства, в которых большинство состоит.

Трудовой коллектив – это группа людей, которые каждодневно работают вместе над выполнением производственных заданий, для достижения общихцелей.

Фактически это рабочая группа. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и результативность деловых отношений между его членами, а также взаимозависимость. При правильной воспитательной работе руководителя формируются: чувство товарищества, дружбы, чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив, взаимной ответственности, защищённости каждого члена коллектива, стремление к общему успеху, активность, богатство духовных интересов и отношений, здоровая мораль. И наоборот, круговая порука, всепрощение, стремление удовлетворить личные корыстные, психологические и карьерные интересы в ущерб интересам окружающих и организации – это признаки не коллектива, а группировки.

Признаки коллектива:

1. сплоченность;

2. оптимизм, бодрость;

3. развитое чувство собственного достоинства;

4. чувство товарищества, дружбы;

5. высокая активность;

6. ответственность, взаимозависимость;

7. чувство защищенности.

Именно в группе устанавливается положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и определяются спецификой совместной групповой деятельности.