Типология трудового поведения МГУ

Трудовое, психозащитное и межличностное поведение работников

ВИДЫ ОП

 

В организации главным является трудовое поведение, проявляющееся в отношении к труду. Объективные показатели отношения к труду: добросовестность, степень ответственности, дисциплинированность, инициативность, исполнительность и т. п.

Главным критерием оценки деятельности каждой личности в организации является вклад. В простейшем случае вклад вычисляется по формуле:

«Сколько привнёс в общий успех – Сколько получил = Вклад».

 

Вкладом человека в результаты деятельности организации измеряется его значимость для организации, его важность для неё.

Адекватно вкладу и возникает уважение к человеку.

Согласно этой типологии, в поведении человека, которое представлено в виде восьмиугольника, можно выделить и рассмотреть следующие виды (формы) трудового поведения.

1. Функциональноетрудовое поведение – исполнение трудовых обязанностей.

2. Целевое экономическоеповедение – стремление достичь определенного уровня экономического благосостояния. Вопрос: Как? Ответ: по-разному (см. рис.2). И вот это разное целевое экономическое поведение описывается разными формулами.


 

 

 


Рисунок 2 – Возможные типы трудового поведения работников

 

 

Рис.2 – Схематичное расположение номеров формул трудового поведения

 

По оси Х определяется тип усилий, а по оси У – тип дохода. Различные сочетания усилий и дохода и дают различные формулы трудового поведения.

 

Формулы трудового поведения (по рис. 2):

№ 1 – минимум усилий, минимум дохода;

№ 2 – средние усилия, средний доход;

№3 – максимум усилий, максимум дохода;

№4 – минимум усилий, максимум дохода; (гений?)

№5 – максимум усилий, минимум дохода; (инженер?)

№6 – никаких усилий, никакого дохода; (пофигисты?)

№7 – никаких усилий, максимум дохода; (везунчик?)

№8 – максимум усилий, никакого дохода; (альтруисты, волонтёры, стажёры?)

 

Продолжим рассматривать формы трудового поведения.

3. Реактивное трудовое поведение – отрегулированное поведение, как реакция на требования менеджмента или коллектива.

4. Стратификационное поведение – стремление изменить статус, страту.

5. Инновационное поведение –поиск нестандартных решений, путей улучшения организации труда.

6. Адаптационно-приспособительное поведение.В ситуации перемен человек может быть конформистом, т.е. поступать и думать так, как считает правильным большинство группы или начальство. Или же нонконформистом, а также независимым.