Если действия привели к положительному результату, то они будут в дальнейшем повторяться, а если к отрицательному – то не будут.

К оперантному научению можно отнести 3 разновидности научения:

1) научение методом проб и ошибок; происходит случайным образом;

2) научение путем формирования поведенческой реакции методом последовательных приближений. Подкрепляются любые, самые мелкие действия, которые в сумме дают нужную реакцию поведения. Автор принципа формирования реакции – Б.Ф. Скиннер;

3) научение путем наблюдения (А. Бандура):

· чистое подражание, без понимания смысла действий и последствий;

· подражание с пониманием действий модели (образца) и последствий – это т. н. викарное научение.

Согласно этой теории, поведение людей обусловлено последствиями их действий в прошлом в подобной ситуации.

Сотрудники извлекают уроки из своего прошлого опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты и избегать тех заданий, выполнение которых привело к негативным результатам.

За поведением должно следовать подкрепление: позитивное (поощрение) и негативное (наказание).

Позитивное подкрепление означает финансовое и моральное стимулирование и приводит к повторению поведения, предшествующего подкреплению и к усилению желательного поведения (отклика на подкрепление).

Скиннер считает, что наказание приводит лишь к подавлению поведения, вызвавшего наказание, но не учит правильному поведению и имеет следующие эффекты: тревожность, враждебность, недоброжелательность.

При применении позитивного подкрепления специалиста предлагается использование двух схем:

1) непрерывная схема – подкрепление применяют после каждого события (демонстрации нужного поведения);

2) пропорционально – временная схема – подкрепление применяют каждый раз через определенный период (фиксированные интервалы) времени.

В качестве подкрепления можно использовать похвалу, премии и т.д.

Практические рекомендации:

· необходимо определить то поведение, которое правильно и желательно на рабочем месте;

· правильное поведение необходимо регулярно подкреплять;

· неправильное поведение необходимо игнорировать, применяя наказания лишь при регулярном повторении этих поступков или в особых случаях;

· не допускать задержки в подкреплении хорошего (правильного) поведения («Награждай сразу!»);

· рекомендуется определить схему подкрепления и вид поощрения в соответствии с индивидуальными особенностями работника;

· даже после того, как появилось устойчивое желаемое поведение, необходимо его последствия регулировать подкреплением.

 

Модификация поведения (подход к управлению поведением)

Модификация (коррекция) поведения понимается двояко:

Модификация поведения - это видоизменение поведения, его частичное изменение при сохранении основы (Ожегов).

Модификация поведения - это индивидуальное обучение новым навыкам поведения (бихевиористы).

Теория постановки цели - Э. Локе

Поведение направляется и руководствуется целями, которые стоят перед человеком, по мнению Локе. Поэтому перед подчиненными нужно ставить цели, а не просто давать им задания. Но цель должна быть осознанной, должно быть понимание уровня её трудности, иначе, горячо взявшись за дело, но, поняв, что дело слишком трудное, человек потеряет интерес к работе и энтузиазм.

ВЫВОД: Исследования подтвердили, что постановка целей усиливает мотивацию и повышает результативность.

Исследования также подтвердили, что:

· трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с лёгкими целями,

· конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде,

· осознанность цели влияет на результаты.

 

Эта теория подчеркивает важность понимания уровня трудностей достижения целей и роль сознательного поведения в мотивации.

 

Теория социального научения (Теория научения путем наблюдения) А. Бандуры

 

Бандура расширил и модифицировал теорию Скиннера: он выявил, что научение происходит не только благодаря поощрениям, но и в процессе наблюдения за другими.

Но внешние награды и наказания не единственные источники подкрепления нужного поведения.

Самоуправление поведением – это процесс самостоятельного выбора и/или модификации поведения, исходя из известных или предполагаемых последствий.

Центральным элементом теории социального научения Бандуры, является самодостаточность.

Самодостаточность – это способность действовать в ситуации адекватным образом.

Эффект Пигмалиона: «Веришь – все получится». Пигмалион – древний скульптор, который изваял статую и влюбился. Боги оживили её, т.к. он сильно верил в это.

Источники самодостаточности у людей по А. Бандуре:

· свои успехи (прошлые и нынешние);

· успехи (результативность) других людей;

· мнение окружающих;

· уверенность в своих силах;

· эмоциональность (интерес, радость, удовольствие).

Этому также способствует такой приём общения как Авансирование – приписывание человеку авансом тех качеств, которых у него ещё нет, но и он, и вы хотите, чтобы они у него появились.

Степень самодостаточности человека с высокими результатами в работе высока.

Одно из измерений самодостаточности по А. Бандуре – амплитуда, как уровень трудности задачи которую, как считает работник, он может решить. Отсюда и уровень притязаний => уровень самооценки.

Самооценка = уровень успеха (достижений) / уровень притязаний(У. Джеймс).

 

Принципы формирования самоэффективности (самодостаточности):

1) никогда не обвиняйте сотрудника в некомпетентности;

2) избегайте высокомерия в разговорах о выполненных сотрудниками рабочих заданиях;

3) не злоупотребляйте критикой мелких недостатков;

4) не критикуйте выполненную работу в присутствии коллег сотрудника;

5) не преуменьшайте важность рабочих заданий;

6) не скупитесь на похвалу работника, который ответственно относится к работе;

7) поощряйте сотрудников высказывать свое мнение о выполняемой работе;

8) внимательно прислушивайтесь к предложениям, направленных на совершенствование рабочих процессов;

9) делитесь с сотрудниками позитивной информацией об их деятельности;

10) достижения работников должны получать официальное признание.

 

Теория обогащения труда Д. Синка предполагает увеличение нагрузки работников в вертикальной плоскости, т. е. добавление подчинённому функций начальника.

Теория характеристик работ

Работа должна иметь следующие характеристики:

· законченность

· разнообразие

· самостоятельность (автономность)

· значимость

· наличие обратной связи (оценки своего труда).

 

Терминаторный стиль руководства [Красовский, Орг.пов.]

1. Оттирание подчинённого от выполнения им своих функций.

2. Открытое недоверие.

3. Поручение работ, требующих меньше квалификации, чем у работника.

4. Втягивание в коллективные интриги, конфликты.

5. Низкий уровень организации работы.

6. Плохие условия труда и быта.

7. Низкая оплата труда и ее задержка.

8. Создание преград для повышения квалификации для развития личности работника.

9. Профессиональная и коммуникативная некомпетентность.

10. Присваивание идей подчиненных.

11. Наказание инициативы: увеличение объема работ без увеличения заработной платы; вся ответственность в случае неудачи возлагается на работника.