Если действия привели к положительному результату, то они будут в дальнейшем повторяться, а если к отрицательному – то не будут.
К оперантному научению можно отнести 3 разновидности научения:
1) научение методом проб и ошибок; происходит случайным образом;
2) научение путем формирования поведенческой реакции методом последовательных приближений. Подкрепляются любые, самые мелкие действия, которые в сумме дают нужную реакцию поведения. Автор принципа формирования реакции – Б.Ф. Скиннер;
3) научение путем наблюдения (А. Бандура):
· чистое подражание, без понимания смысла действий и последствий;
· подражание с пониманием действий модели (образца) и последствий – это т. н. викарное научение.
Согласно этой теории, поведение людей обусловлено последствиями их действий в прошлом в подобной ситуации.
Сотрудники извлекают уроки из своего прошлого опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты и избегать тех заданий, выполнение которых привело к негативным результатам.
За поведением должно следовать подкрепление: позитивное (поощрение) и негативное (наказание).
Позитивное подкрепление означает финансовое и моральное стимулирование и приводит к повторению поведения, предшествующего подкреплению и к усилению желательного поведения (отклика на подкрепление).
Скиннер считает, что наказание приводит лишь к подавлению поведения, вызвавшего наказание, но не учит правильному поведению и имеет следующие эффекты: тревожность, враждебность, недоброжелательность.
При применении позитивного подкрепления специалиста предлагается использование двух схем:
1) непрерывная схема – подкрепление применяют после каждого события (демонстрации нужного поведения);
2) пропорционально – временная схема – подкрепление применяют каждый раз через определенный период (фиксированные интервалы) времени.
В качестве подкрепления можно использовать похвалу, премии и т.д.
Практические рекомендации:
· необходимо определить то поведение, которое правильно и желательно на рабочем месте;
· правильное поведение необходимо регулярно подкреплять;
· неправильное поведение необходимо игнорировать, применяя наказания лишь при регулярном повторении этих поступков или в особых случаях;
· не допускать задержки в подкреплении хорошего (правильного) поведения («Награждай сразу!»);
· рекомендуется определить схему подкрепления и вид поощрения в соответствии с индивидуальными особенностями работника;
· даже после того, как появилось устойчивое желаемое поведение, необходимо его последствия регулировать подкреплением.
Модификация поведения (подход к управлению поведением)
Модификация (коррекция) поведения понимается двояко:
Модификация поведения - это видоизменение поведения, его частичное изменение при сохранении основы (Ожегов).
Модификация поведения - это индивидуальное обучение новым навыкам поведения (бихевиористы).
Теория постановки цели - Э. Локе
Поведение направляется и руководствуется целями, которые стоят перед человеком, по мнению Локе. Поэтому перед подчиненными нужно ставить цели, а не просто давать им задания. Но цель должна быть осознанной, должно быть понимание уровня её трудности, иначе, горячо взявшись за дело, но, поняв, что дело слишком трудное, человек потеряет интерес к работе и энтузиазм.
ВЫВОД: Исследования подтвердили, что постановка целей усиливает мотивацию и повышает результативность.
Исследования также подтвердили, что:
· трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с лёгкими целями,
· конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде,
· осознанность цели влияет на результаты.
Эта теория подчеркивает важность понимания уровня трудностей достижения целей и роль сознательного поведения в мотивации.
Теория социального научения (Теория научения путем наблюдения) А. Бандуры
Бандура расширил и модифицировал теорию Скиннера: он выявил, что научение происходит не только благодаря поощрениям, но и в процессе наблюдения за другими.
Но внешние награды и наказания не единственные источники подкрепления нужного поведения.
Самоуправление поведением – это процесс самостоятельного выбора и/или модификации поведения, исходя из известных или предполагаемых последствий.
Центральным элементом теории социального научения Бандуры, является самодостаточность.
Самодостаточность – это способность действовать в ситуации адекватным образом.
Эффект Пигмалиона: «Веришь – все получится». Пигмалион – древний скульптор, который изваял статую и влюбился. Боги оживили её, т.к. он сильно верил в это.
Источники самодостаточности у людей по А. Бандуре:
· свои успехи (прошлые и нынешние);
· успехи (результативность) других людей;
· мнение окружающих;
· уверенность в своих силах;
· эмоциональность (интерес, радость, удовольствие).
Этому также способствует такой приём общения как Авансирование – приписывание человеку авансом тех качеств, которых у него ещё нет, но и он, и вы хотите, чтобы они у него появились.
Степень самодостаточности человека с высокими результатами в работе высока.
Одно из измерений самодостаточности по А. Бандуре – амплитуда, как уровень трудности задачи которую, как считает работник, он может решить. Отсюда и уровень притязаний => уровень самооценки.
Самооценка = уровень успеха (достижений) / уровень притязаний(У. Джеймс).
Принципы формирования самоэффективности (самодостаточности):
1) никогда не обвиняйте сотрудника в некомпетентности;
2) избегайте высокомерия в разговорах о выполненных сотрудниками рабочих заданиях;
3) не злоупотребляйте критикой мелких недостатков;
4) не критикуйте выполненную работу в присутствии коллег сотрудника;
5) не преуменьшайте важность рабочих заданий;
6) не скупитесь на похвалу работника, который ответственно относится к работе;
7) поощряйте сотрудников высказывать свое мнение о выполняемой работе;
8) внимательно прислушивайтесь к предложениям, направленных на совершенствование рабочих процессов;
9) делитесь с сотрудниками позитивной информацией об их деятельности;
10) достижения работников должны получать официальное признание.
Теория обогащения труда Д. Синка предполагает увеличение нагрузки работников в вертикальной плоскости, т. е. добавление подчинённому функций начальника.
Теория характеристик работ
Работа должна иметь следующие характеристики:
· законченность
· разнообразие
· самостоятельность (автономность)
· значимость
· наличие обратной связи (оценки своего труда).
Терминаторный стиль руководства [Красовский, Орг.пов.]
1. Оттирание подчинённого от выполнения им своих функций.
2. Открытое недоверие.
3. Поручение работ, требующих меньше квалификации, чем у работника.
4. Втягивание в коллективные интриги, конфликты.
5. Низкий уровень организации работы.
6. Плохие условия труда и быта.
7. Низкая оплата труда и ее задержка.
8. Создание преград для повышения квалификации для развития личности работника.
9. Профессиональная и коммуникативная некомпетентность.
10. Присваивание идей подчиненных.
11. Наказание инициативы: увеличение объема работ без увеличения заработной платы; вся ответственность в случае неудачи возлагается на работника.