Сущность, состояние и перспективы ОП

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОНННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Дополнительно надо пользоваться учебниками по ОП.

Поведение организации

Группы. Поведение в группе

Коммуникации

53. Коммуникативное поведение в организации. Проблемы коммуникаций.

54. «Ментальная химия». Причины потерь и искажения информации. Объемы потерь при вертикальных и горизонтальных коммуникациях.

55. Приемы конструктивного общения.

56. Группа и коллектив. Виды групп. Этапы развития группы. Команда.

57. Групповая и индивидуальная производительность. Эффект М. Рингельмана (социальной лености).

58. Социальная фасилитация, ингибиция, групповая поляризация.

59. Огруппление мышления. Влияние меньшинства.

60. Сплочённость группы. Виды совместимости.

61. Правила и рекомендации по управлению групповым поведением.

62. Эффективность и результативность организации.

63. Формула богатства предприятия. Два условия рождения идей.

64. Интеллектуальная собственность и её использование в организации.

65. Изменения в организации: причины и виды. Причины сопротивления изменениям.

66. Основные принципы управления изменениями.

67. Организационная культура как важнейший фактор достижения конкурентных преимуществ.

68. Нормы поведения идеальной организации.

69. Организационное поведение в международном бизнесе.

 

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОП ТРОЩИЙ А.Р. (для ЗВФ)

(Пользоваться разрешается только студентам ЗВФ в учебных целях!)

Организационное поведение (ОП): объект, предмет, цель, задачи

У любой науки, которая со временем рождает учебную дисциплину с таким названием, есть свой объект и свой предмет.

Вообщеобъект науки – та часть окружающей нас реальности (жизни), которая интересует данную науку, в нашем случае – это организация как явление, а не процесс.

Организация – объединение людей, работающих совместно для достижения организационных и личных целей и действующих на основе определенных норм, правил и процедур. Но организация является объектом изучения многих наук – внутрифирменного планирования (ВФП), менеджмента, теории организации, экономики, управления персоналом (УП), маркетинга, организационной психологии и др.

Наиболее полное и точное определение понятия "организация":

объединение людей, работающих совместно для достижения организационных и личных целей, использующих различные ресурсы, взаимодействующих с внешней средой, действующих на основе определённых норм, правил и процедур и имеющее организационную структуру

Обязательные признаки организации:

· наличие двух и более человек

· наличие цели существования, организационной структуры, взаимодействия с внешней средой

· использование ресурсов, внутриорганизационное взаимодействие

Уровни изучения организационного поведения:

· организация

· группа

· человек

Однако каждая из наук изучает не всё, что происходит в организации, а лишь одну сторону её функционирования, один аспект деятельности, что и является, выражаясь научным языком, ее предметом.

А поведение – всё, что мы говорим и делаем [Питер Хани]. Отсюда понятно, что организационное поведениеэто всё, что мы говорим и делаем, находясь на работе.

Организационное поведение – это научная дисциплина, изучающая поведение людей на рабочем месте и поведение организации во внешней среде.

Объектом организационного поведения является организация.

Предметом организационного поведения является поведение людей и групп в организациях и поведение организации во внешней среде.

Целью организационного поведения как науки (Цель – «То, что нужно достичь» – Аристотель) является повышение эффективной деятельности организации.

Целью изучения научной дисциплины ОП овладение знаниями и навыками управления поведением людей в организациях.

В задачи научной дисциплины «Организационное поведение» входит (т.е. то, что нужно сделать для достижения намеченных целей):

+: сбор информации о поведении людей и их групп в организации

+: сбор информации о поведении организации

+: систематизация и обобщение результатов исследований

+: объяснение причин поведения людей в организации и организации во внешней среде

Организационное поведение использует следующие методы исследования:

· наблюдение

· опрос (беседа, анкетирование, интервью)

· эксперимент

· анализ документов

· психологическое тестирование.

Перспективы развития "Организационного поведения" как научной дисциплины:

· развитие международного аспекта организационного поведения

· усиление внимания к национальным культурам и межкультурному взаимодействию

 

Эффективность (результативность) – понятие многоплановое. Оно рассматривается и с экономической точки зрения – это экономическая эффективность, и с психологической точки зрения – это удовлетворённость сотрудников.

- Показатели экономической эффективности рассматриваются в экономике. К ним относятся, прежде всего, прибыль и рентабельность всех видов и др.

На организационное поведение влияет множество факторов. Основные из них приведены на рис. 1.


Подраздел 1.2. Факторы, влияющие на организационное поведение



Миссия – это особое предназначение фирмы, которое оценивается обществом как очень важное и нужное для него и одобряется обществом.

Миссию можно сформулировать в терминах производства (Филип Котлер) и потребностей (Теодор Левитт).

 

Миссия в терминах производства Миссия в терминах потребностей
1) производство химических удобрений (Котлер); 2) производство высококачественных, высокопроизводительных, надежных, простых в эксплуатации ксероксов современного дизайна и по доступным ценам. 1) помогаем бороться с голодом в мире; 2) помогаем повысить производительность труда в офисах путем использования высококачественных ксероксов.
Производство высококачественных, высокопроизводительных, надежных и простых в эксплуатации ксероксов современного дизайна по доступным ценам, помогающих повысить производительность труда в офисах – объединённая миссия.

 

Миссия:

1) поднимает моральный дух сотрудников;

2) создает благоприятный имидж организации.

 

Задание студентам на дом: Выбрать какой-либо вид деятельности, фирму, сформулировать для неё миссию.