Сущность, состояние и перспективы ОП
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОНННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дополнительно надо пользоваться учебниками по ОП.
Поведение организации
Группы. Поведение в группе
Коммуникации
53. Коммуникативное поведение в организации. Проблемы коммуникаций.
54. «Ментальная химия». Причины потерь и искажения информации. Объемы потерь при вертикальных и горизонтальных коммуникациях.
55. Приемы конструктивного общения.
56. Группа и коллектив. Виды групп. Этапы развития группы. Команда.
57. Групповая и индивидуальная производительность. Эффект М. Рингельмана (социальной лености).
58. Социальная фасилитация, ингибиция, групповая поляризация.
59. Огруппление мышления. Влияние меньшинства.
60. Сплочённость группы. Виды совместимости.
61. Правила и рекомендации по управлению групповым поведением.
62. Эффективность и результативность организации.
63. Формула богатства предприятия. Два условия рождения идей.
64. Интеллектуальная собственность и её использование в организации.
65. Изменения в организации: причины и виды. Причины сопротивления изменениям.
66. Основные принципы управления изменениями.
67. Организационная культура как важнейший фактор достижения конкурентных преимуществ.
68. Нормы поведения идеальной организации.
69. Организационное поведение в международном бизнесе.
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОП ТРОЩИЙ А.Р. (для ЗВФ)
(Пользоваться разрешается только студентам ЗВФ в учебных целях!)
Организационное поведение (ОП): объект, предмет, цель, задачи
У любой науки, которая со временем рождает учебную дисциплину с таким названием, есть свой объект и свой предмет.
Вообщеобъект науки – та часть окружающей нас реальности (жизни), которая интересует данную науку, в нашем случае – это организация как явление, а не процесс.
Организация – объединение людей, работающих совместно для достижения организационных и личных целей и действующих на основе определенных норм, правил и процедур. Но организация является объектом изучения многих наук – внутрифирменного планирования (ВФП), менеджмента, теории организации, экономики, управления персоналом (УП), маркетинга, организационной психологии и др.
Наиболее полное и точное определение понятия "организация":
объединение людей, работающих совместно для достижения организационных и личных целей, использующих различные ресурсы, взаимодействующих с внешней средой, действующих на основе определённых норм, правил и процедур и имеющее организационную структуру
Обязательные признаки организации:
· наличие двух и более человек
· наличие цели существования, организационной структуры, взаимодействия с внешней средой
· использование ресурсов, внутриорганизационное взаимодействие
Уровни изучения организационного поведения:
· организация
· группа
· человек
Однако каждая из наук изучает не всё, что происходит в организации, а лишь одну сторону её функционирования, один аспект деятельности, что и является, выражаясь научным языком, ее предметом.
А поведение – всё, что мы говорим и делаем [Питер Хани]. Отсюда понятно, что организационное поведение – это всё, что мы говорим и делаем, находясь на работе.
Организационное поведение – это научная дисциплина, изучающая поведение людей на рабочем месте и поведение организации во внешней среде.
Объектом организационного поведения является организация.
Предметом организационного поведения является поведение людей и групп в организациях и поведение организации во внешней среде.
Целью организационного поведения как науки (Цель – «То, что нужно достичь» – Аристотель) является повышение эффективной деятельности организации.
Целью изучения научной дисциплины ОП овладение знаниями и навыками управления поведением людей в организациях.
В задачи научной дисциплины «Организационное поведение» входит (т.е. то, что нужно сделать для достижения намеченных целей):
+: сбор информации о поведении людей и их групп в организации
+: сбор информации о поведении организации
+: систематизация и обобщение результатов исследований
+: объяснение причин поведения людей в организации и организации во внешней среде
Организационное поведение использует следующие методы исследования:
· наблюдение
· опрос (беседа, анкетирование, интервью)
· эксперимент
· анализ документов
· психологическое тестирование.
Перспективы развития "Организационного поведения" как научной дисциплины:
· развитие международного аспекта организационного поведения
· усиление внимания к национальным культурам и межкультурному взаимодействию
Эффективность (результативность) – понятие многоплановое. Оно рассматривается и с экономической точки зрения – это экономическая эффективность, и с психологической точки зрения – это удовлетворённость сотрудников.
- Показатели экономической эффективности рассматриваются в экономике. К ним относятся, прежде всего, прибыль и рентабельность всех видов и др.
На организационное поведение влияет множество факторов. Основные из них приведены на рис. 1.
Подраздел 1.2. Факторы, влияющие на организационное поведение
Миссия – это особое предназначение фирмы, которое оценивается обществом как очень важное и нужное для него и одобряется обществом.
Миссию можно сформулировать в терминах производства (Филип Котлер) и потребностей (Теодор Левитт).
Миссия в терминах производства | Миссия в терминах потребностей |
1) производство химических удобрений (Котлер); 2) производство высококачественных, высокопроизводительных, надежных, простых в эксплуатации ксероксов современного дизайна и по доступным ценам. | 1) помогаем бороться с голодом в мире; 2) помогаем повысить производительность труда в офисах путем использования высококачественных ксероксов. |
Производство высококачественных, высокопроизводительных, надежных и простых в эксплуатации ксероксов современного дизайна по доступным ценам, помогающих повысить производительность труда в офисах – объединённая миссия. |
Миссия:
1) поднимает моральный дух сотрудников;
2) создает благоприятный имидж организации.
Задание студентам на дом: Выбрать какой-либо вид деятельности, фирму, сформулировать для неё миссию.