Связаны: на текущие и капитальные расходы.

Основная часть расходов приходится на текущие расходы. Текущие расходы это: закупка товаров и услуг, труд государственных служащих, заработная плата, платежи по внутренним займам, государственным внешним долгам, и т. д.

Капитальные расходы включают: капитальные вложения в основные фонды, строительство, капитальный ремонт.

Расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:

- государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства

- финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, международного сотрудничества

- погашение и обслуживание государственного долга

- финансовая поддержка регионов

1. Расходы на народное хозяйство. Главное занимает – дотация угольному хозяйству, сельскому хозяйству и жилищно-коммунальному. Основные средства направляются в топливный и агропромышленный комплекс.

Так же бюджетные средства используются для капитальных вложений связанные с объектом государственного значения, реализация которых невозможна из других источников.

2. расходы на социально-культурные мероприятия это: образование, здравоохранение, физическая культура, социальная помощь культуре и искусств.

3. расходы на оборону – это расходы на поддержание боеспособности армии и военно-промышленного комплекса

4. расходы на международную деятельность это: содержание российских учреждений за границей, уплата членских взносов в международные организации

5. Бюджет развития. Формируется в системе капитальных расходов, и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения финансовых проектов. Эти средства формируются за счет внутренних и внешних займов, а в настоящее время из бюджетов развития РФ. Данные средства из бюджетов развития направляются финансирование проектов отобранных на конкурсной основе, на условиях возвратности, и путем бюджетного финансирования.

Государство может выступать в роли кредитора.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование – это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах:

-получение максимального эффекта при минимальных затратах.Это может быть на решение соц-экономических задач развития страны и как результат –рост доходов у получателя бюджетных ассигнований и соответствующих налоговых отчислений в бюджеты различного уровня.

- целевой характер использования денежных средств

- предоставление денежных средств в меру выполнения производственных и других задач

- безвозвратность бюджетных ассигнований –это предоставление средств без условий их возврата в бюджет

- бесплатность бюджетных ассигнований –это выделение бюджетных средств без уплаты гос –ву каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты возвратных средств уплаты ассигнований.

В практике бюджетного финансирования используют 2 способа:

- нетто-бюджета

- брутто-бюджета

Финансирование по системе нетто-бюджет –это способ предоставления денежных средств на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

Финансирование по системе брутто-бюджет применяется для предприятий и организаций полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущем содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:

- прямые ассигнования на содержание бюджетных учреждений

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по гос- м и муниципальным контрактам.

- Трансферты населению (форма перераспределения части средств, мобилизированных в доходы гос бюджета)

- Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам

- Дотации, субвенции и субсидии гос учреждениям и бюджетным организациям

- Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юрид лиц

В зависимости от направления расходования денежных средств бюджетное финансирование подразделяется:

- финансирование экономики страны

- капитальные вложения- средства, предоставляемые мин фином и ведомством на расширение производства

- субвенции, дотации, трансферты на обеспечение производства

Субвенции, дотации, субсидии выделяются для покрытия различных текущих расходов и убытков государственных, муниципальных и частных предприятий.

Расходы на социальные нужды определяются на основе принципа сметного планирования, и финансируются на конкретные мероприятия и виды затрат.

В основе расчетов лежат показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты. При этом учитывается временная функция в течение года.

Этими показателями служат количественные единицы. Денежные расходы на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

Задачи в области государственных расходов:

1 сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах

2 снизить расходы на содержание государственного аппарата

3 усилить контроль за использованием бюджетных средств

4 снизить уровень дотаций отдельным отраслям

5 обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, медицинское обслуживание, образование.

 

Основным источником дохода в условиях рыночной экономики являются налоги, где налоги – это обязательные и по юридической форме индивидуально-бюджетные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти.

Налоги являются частью национального дохода, который государство в принудительной форме присваивает и превращает в централизованный фонд денежных средств.

В современных условиях налоги выполняют 2 функции: фискальная, регулирующая.

С помощью фискальной функции образуются государственные денежные фонды, т.е. создаются материальные условия для функционирования государства.

Регулирующая функция – это фактор активного вмешательства государства в экономические отношения. Она влияет на перераспределительные процессы, на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или снижая платежеспособный спрос.

В зависимости от объектов налогообложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые взимаются непосредственно с дохода имущества. К этим налогам относят: налог на прибыль предприятия, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.

Косвенные устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Плательщиком выступает покупатель товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие - обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные – имеют определенное назначение.

В зависимости от того, кто взимает налоги:

1. – федеральные налоги

2. – региональные налоги

3. – местные налоги

 

1. Федеральные налоги,к ним относятся: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц; полностью поступают в федеральный бюджет: таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, а так же платежи за пользование природными ресурсами.

 

НДС, акцизы, подоходный налог на физических лиц – это регулирующие доходы.

НДС –создает 30% доходов бюджета. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства. Определяется как часть разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг, и стоимости материальных затрат отнесенных на издержки производства и обращения. Обложение этим налогом подлежат прирост стоимости. Плательщиками НДС являются все юридические лица вне зависимости от форм собственности.

Устанавливаются две ставки по НДС:

- 10% - применяется к продовольственным товарам и детской продукции

- 18% - ко всем остальным

 

Акцизы –это есть косвенный налог на товары и продукты массового спроса, взимаются в ценах товаров и услуг.

Таможенные пошлины –действуют на основе закона: «Об основах налоговой системы РФ»,- от декабря 1991 г., и 1999 г. – Таможенный кодекс. Виды таможенных пошлин:

- импортные таможенные пошлины – взимаются при ввозе товара

- экспортные – при вывозе товара

- особые пошлины – антидемпинговые. Применяются для защиты экономических интересов Российских предприятий.

- специальные и компенсационные

 

Налог на прибыль –облагается валовая прибыль предприятия полученная в рублях и в иностранной валюте.

 

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренние, внешние). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков.

Также покрыть дефицит государственного бюджета можно путем дополнительной эмиссии денег. Последствия: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Государственные займы также оказывают негативное воздействие на экономику страны. Во первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создаст достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынок ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки.

Задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

1 в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований

2 увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения.

 

Государственный долг.

Дефицит бюджета связан с недостатком налогов бюджетов разного уровня, отсюда следует, что государство вынуждено прибегать к займам.

Бюджетный кодекс РФ определяет перечень гос. займов – это займы привлеченные от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций по которым возникают долговые обязательства РФ, как заемщика или гаранта погашения займа другими должниками.

Гос. долг – это долговые обязательства правительства РФ перед физическими и юридическими лицами иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Гос. долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникших.

Различают понятие как государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг более широкое понятие и включает задолженность не только правительства РФ но и органов управления низовыми звеньями входящих в состав государства.

Обеспечение гос. долга РФ служит всё имущество составляющее гос. казну.

РФ не несёт ответственности по долговым обязательствам национальных территориальных образований, если они не были гарантированы правительством РФ.

Классификация займов:

1). внутренние

2). внешние

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица. Внутренние займы выпускаются как центральными так и местными органами власти, путем введения в обращение ценных бумаг, которые пользуются спросом на национальном фондовом рынке.

Согласно бюджетному кодексу гос. внутренние займы – это займы привлекаемые от физ. и юр. лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика и гаранта.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте другого государства, при размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс (ст.89) определяет гос. внешние заимствования – как займы привлеченные от физ. и юр. лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, но уже в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ, как заёмщика и гаранта.

Заемные средства РФ привлекаются в основном 2-я способами:

1). размещение долговых ценных бумаг

2). получение кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Внутренний долг погашается в рублях, внешний - в той валюте, которой заимствовался.

 

 


В РФ действует единая система учета и регистрации гос. займов, для этого министерство финансов ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ, а органы субъектов РФ и местные органы ведут свои книги.

К государственный заимствованиям субъектов РФ относят:

1) заимствования от физ. и юр. лиц

2) заимствования от международных финансовых организаций, выраженые в валюте обязательств.

Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует его гос. долг.

Государственными ценными бумагами субъектов РФ признаются те, которые выпущены от его имени, а эмитентом выступает орган исполнительной власти субъекта РФ.

Внутренние займы- это займы физ. и юр. лиц, и займы у федерального бюджета.

Так же могут предоставляться кредиты в натуральной форме (в виде горюче смазочных материалов), а также бюджетные ссуды на покрытие временных, кассовых разрывов возникающих при исполнении бюджета.

Если до конца финансового года образовалась задолжность, то она может погашаться за счет отчисления от федеральных налогов и сборов.

Высшим органом управления гос. долгом в РФ является федеральное собрание, которое определяет максимальные размеры как привлеченных средств, так и кредитование, за счет субъектов бюджета.

Для оптимизации управления гос. долгом разрабатывают 2-е программы внутреннего и внешнего заимствования, где указывают перечень займов на очередной финансовый год с указанием цели, источников и сроков возврата.

Эта программа предоставляется с законом о гос. бюджете на год в государственную думу. Главная задача – это уменьшение внешнего и внутреннего долга.