ВОПРОС 2: Спрос, предложение, равновесная цена, понятие эластичности спроса.

ОТВЕТ:

Спрос – это количество товаров, которые хотят и могут приобрести покупатели за определённый период времени при всех возможных ценах на этот товар. В условиях рынка действует закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Графически этот закон можно проиллюстрировать графиком спроса.

P

Действие закона спроса объясняют существованием двух эффектов:

- эффекта дохода;

- эффекта замещения.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товаров. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Следует различать изменение спроса и изменение величины спроса.

Изменение величины спроса происходит в зависимости от изменения цены. Графически это выглядит как перемещение вдоль графика спроса.

Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называются изменением спроса. Графически это выглядит как смещение всего графика спроса.

d2

Неценовые факторы:

1). изменение доходов населения. Если доходы населения растут, то у покупателя возникает желание приобрести больше товаров вне зависимости от цен на них;

2). потребительские вкусы (мода, изменение точек зрения на вещи);

3). число покупателей на рынке;

4). цена на сопряжённые товары. Сопряжёнными называются взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Взаимозаменяемые товары – это товары, обладающие свойствами заменять друг друга при удовлетворении однородных потребностей. В этом случае рост цен одного товара приводит к увеличению спроса на другой товар. Взаимодополняющие товары – это товары, которые потребляются только в комплекте друг с другом. В этом случае рост цен на один товар приведёт к падению спроса на другой и наоборот;

5). ожидания потребителей. Если потребители ожидают рост цен, то спрос растёт; если ждут, что цены сократятся, то спрос падает.

Существуют неправильные товары (товары низкого качества или товары Гиффена), в отличие от нормальных товаров для них закон спроса не действует: с ростом дохода спрос на эти товары сокращается.

 

Предложение – это количество товаров, которое хотят и могут предложить на рынке продавцы за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем меньше величина предложения. Зависимость между ценой и величиной предложения можно изобразить с помощью графика.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы:

1). изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате технических нововведений или снижение цен на сырьё приводит к росту предложения; увеличение издержек приводит к уменьшению предложения;

2). изменение количества фирм в отрасли. Чем больше фирм, тем больше предложение; чем меньше фирм, тем меньше предложение;

3). природные катастрофы и войны.

На графике влияние неценовых факторов может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения).

В данном случае говорят об изменении предложения.