ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Безопасности судов, их экипажей, пассажиров и грузов придается большое значение. Суровые условия плавания в морях и океанах иногда приводили и до сих пор приводят к гибели судов. В течение многих веков судостроение было искусством, опыт постройки надежных и быстроходных судов передавался из поколения в поколение. В разных странах создавались правила проектирования и постройки судов. В конце XVII в. в Англии была основана страховая компания Ллойда, которая впоследствии разработала подробные правила постройки торговых судов и стала издавать свои списки мирового торгового флота. В середине XIX в. было образовано классификационное общество «Регистр судоходства Ллойда», которое наблюдает за постройкой судов, присваивает им класс (без которого не осуществляется страхование судов и грузов), издает соответствующие списки.

В других крупных судостроительных странах также возникли подобные классификационные общества. Так, в России в 1913 г. был основан Русский Регистр, который в 1923 г. был переименован в Регистр СССР, а в марте 1994 г. – в Морской Регистр Судоходства (МРС). 11 крупнейших обществ различных стран в настоящее время объединены в Международную ассоциацию классификационных обществ (МАКО), куда с 1969 г. входит и Регистр СССР. В Санкт-Петербурге находится Главное управление Регистра, а на бассейнах (в том числе во Владивостоке и в Находке) – его инспекции.

В 1990 г. Совет Ассоциации принял решение о внедрении в деятельность своих членов систем управления качеством, отвечающих требованиям международного стандарта ИСО 9001. МРС получил международный сертификат на систему качества.

Классификационные общества, в том числе Российский Регистр, издают систематически обновляющиеся Правила, которые регламентируют конструкцию, характеристики остойчивости, непотопляемости, прочности судов, снабжение их различным оборудованием и др. Они также издают другие нормативные документы, ведут исследовательские работы, направленные на совершенствование Правил.

Инспекторы Регистра проверяют и согласовывают проектную и иную документацию на судах, качество постройки и ремонта, присутствуют на различных испытаниях, выдают некоторые документы, свидетельствующие о безопасности судна и удовлетворении различным требованиям. Без необходимых документов судно не выпускают в море.

Подобную работу на военных кораблях выполняет военная приемка.


 

 

Проектирование, постройка и ремонт современного морского судна или других морских технических средств требуют от специалиста глубоких знаний в различных областях. В курсе «Морская энциклопедия» мы попытались дать основные представления о важнейших качествах морских судов, их форме, конструкции, проектировании, постройке и ремонте. Все эти вопросы будут подробнее изучаться в различных специальных дисциплинах: «Теория корабля», «Конструкция корпуса», «Строительная механика корабля», «Судовые устройства и системы», «Технология судостроения», «Проектирование судов» и др. Будут также изучаться вопросы экономики, организации производства, хозяйственного права.

Специальным дисциплинам предшествует изучение гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин (среди них математика, техническая физика, начертательная геометрия и инженерная графика, теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин и основы конструирования, материаловедение и технология конструкционных материалов), которые дают теоретические основы для них, расширяют инженерный кругозор.

Хороший специалист должен не замыкаться в рамках своей специальности, а быть разносторонне развитым, культурным, интеллигентом в лучшем смысле этого слова. Для этого в вузе изучают науки гуманитарного и т.п. профиля. Не следует пренебрегать и самообразованием.

Судостроение – развивающаяся область техники. Некоторые знания в ней не теряют ценности в течение многих десятилетий, другие же довольно быстро устаревают. Для поддержания уровня квалификации специалист должен, во-первых, следить за новинками в своей области знаний, во-вторых, не доверять слепо всему, что написано в специальной литературе и даже в нормативных документах – развитие науки и анализ опыта эксплуатации неизбежно заставляют корректировать прежние представления, а иногда даже радикально их изменять.

Изучение судна как сложного инженерного сооружения позволяет выработать широкий технический кругозор, что даст выпускникам возможность быстро адаптироваться на производстве, причем не только в судостроении и судоремонте, но также в машиностроении, строительстве, авиастроении и др.