Девиация как проблема.

Суть проблемы. Девиация – это «неправильное» поведение, поведение не соответствующее ожиданиям субъектов взаимодействия. Феномен появляется в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей. Участники взаимодействия могут по-разному оценивать один и тот же факт поведения в зависимости от того нормативного пространства в котором находятся. Девиация существует в ситуации неоднородности социокультурного пространства общества и личности и значимость (размах) феномена увеличивается по мере увеличения его гетерогенности в силу возрастания социокультурной динамики общества и социокультурной мобильности личности.

Структурно-нормативный аспект проблемы: интерпретация поведения релятивна по отношению к структурным (статусно-групповым) параметрам субъектов взаимодействия. Отдельные социальные группы оценивают один и тот же факт поведения по-разному, в зависимости от тех групповых норм, которые приняты в их группе. Пример – национальные обычаи.

Статусно-нормативный аспект проблемы:интерпретация поведения релятивна по отношению к статусным характеристикам субъектов взаимодействия. Одно и тоже поведение субъектов, обладающих разными статусными характеристиками, оценивается по-разному. Как говорили римляне - «Что позволено Юпитеру, - не позволено быку».

Девиантное поведение возникает в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей (интерпретации различными субъектами социального действия) и не является:

· нарушением статусных конвенциональных норм, т.е. ролевым конфликтом;

· нарушением институциональных норм, т.е. делинквентным поведением.

Социальная значимость проблемы.С различием в интерпретации поведения люди сталкиваются чуть ли не ежечасно. Это порождает недоразумения и проблемы. По мере увеличения социокультурной динамики и релятивизации норм их становится всё больше. Данная ситуация нуждается в регулировании, а значит её необходимо изучать, учиться диагносцировать и прогнозировать. Но наиболее серьёзно в этом плане то, что существуют формы девиантного поведения, которые совершенно нетерпимы с позиции всего общества: суицидальное поведение, аддиктивное поведение, сексуальная девиация и масштабы их растут угрожающе, эти социальные проблемы становятся проблемами всё большего количества людей.

 

8. 2. Подходы к объяснению девиантного поведения:

· Психофизиологический. Основной тезис: существуют биологические предпосылки к девиантному поведению. Варианты объяснения: Ломброзо, Шелдон, Фрейд, генетика (наличие нарушений в хромосомном наборе). Контраргумент тезису: нет прямой корреляции между выделяемыми психофизиологическими факторами и динамикой девиантного поведения.

· Культурологический. Основной тезис: у отдельных групп (категорий) населения формируется устойчивый образ жизни, на базе которого формируются субкультурные нормы, через призму которых и оценивается поведения. Что является нормальным для одной субкультуры, может не являться таковым для другой. Контраргумент тезису: субкультурные нормы – скорее образец, а не обязательная модель поведения; образ жизни – не константная характеристика социокультурного пространства.

· Политологический. Основной тезис: на оценку поведения больших социальных групп серьёзное влияние оказывает позиция, отношение к ним власть имущих. Механизмом такого влияния является «навешивание ярлыков». Контраргумент тезису: данный подход преувеличивает пассивность девиантов; «ярлык» можно повесить только на тех, кто этому не сильно возражает.

Общий недостаток данных подходов: они «не дают основы для определения тех условий, которые стимулируют отклонения от предписанного типа поведения» (Р.Мертон). Другими словами, эти подходы не объясняют статистические колебания девиантного поведения : 1)по различным группам, 2)во времени, 3)по странам и регионам. Таким образом, существуют латентные социетальные факторы, детерминирующие девиантное поведение. Они были изучены социологами в рамках теории аномии.