Постулаты интеракционизма.

Методологическая ограниченность бихевиоризма.

· Преувеличение рациональности человеческого поведения.Игнорирование нерациональной мотивации: существуют области негарантированного, неэквивалентного и несимметричного обмена:

√ Мотив «внутреннего вознаграждения»; напр. удовлетворение от самого процесса работы;

√ Мотив долга; граница между выгодой и долгом весьма условна, напр. долг родителей по отношению к детям; у мотива долга имеется и метафизическое основание, напр. перед совестью, богом и т.п.;

√ Мотив членства в группе, напр. желание быть в составе референтной группы;

√ Эмпатические мотивы: дружба, любовь и т.п.

√ Аффективные мотивы: соревнование, подвиг, наказание и т.п.

· Слабости каузального объяснения.

√ Преобладание латентных факторов и корреляционной связи в социальных отношениях;

√ Факторы социальной среды не являются константами: их интенсивность меняется;

√ Воздействие отдельных факторов опосредуется всей совокупностью действий других факторов;

√ Экспериментально локализовать действия социальных факторов не удаётся.

 

 

Тема 4. Интеракционистская концепция личности и общества.

 

· Эмпатическая природа взаимодействия: в основе человеческого взаимодействия лежит способность к сопереживанию и подражанию. Взаимодействие первоначально возникает на основе социальных чувств (интерес, признательность, уважение, взаимопомощь, враждебность и т.п.). Акты подражания позволяют представить себе внутренний мир. Эмпатия – чувственное восприятие внутреннего мира другого человека.

· Игровая природа взаимодействия: человеческое взаимодействие – это игра по правилам. Игра – форма человеческой активности для которой характерно переживание удовольствия от самого процесса деятельности, противоположная утилитарно-практической деятельности. В социологии рассматриваются прежде всего ролевые игры. В последнее время социологи стали изучать также семантические игры. Человеческое взаимодействие всегда избыточно с позиции прагматизма и не всегда рационально. Взаимодействие образно можно определить как «социальный танец», как «поведенческий рисунок характера». Часто можно слышать выражения: «партнёр по взаимодействию», «спутник жизни» и т.п.

· Знаковая (семантическая) природа взаимодействия: люди не просто реагируют на внешние воздействия, а придают им значения и смыслы, которые вырабатывают в процессе межличностной интеракции - обмена осознанными действиями. Восприятие внешнего мира, как природного, так и социального, опосредовано самосознанием личности как представлением человека о самом себе, существующим в знаковой форме, в виде значений и смыслов, которые человек придаёт явлениям внешнего мира. Действия людей носят осознанный, осмысленный характер. «…Люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или придания значения действием другого» (Г.Блумер. Общество как символическая интеракция. \\ Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. 1984, с.173).

· Символическая природа взаимодействия: взаимодействие непрерывно сопровождается обменом взглядами на ситуацию и жизнь в целом. Поведение ориентировано на ценности как стратегические цели. Рациональность – культурно-исторический феномен: у разных народов и в разное время существовали разные представления о рациональных, эффективных, правильных действиях. Так было и так будет всегда. Кроме того людям свойственно фантазировать и мечтать, т.е. ориентировать свои действия на то, чего не существует. Символ – это любой предмет, который объединяет людей и направляет их действия к общей цели.