Понятие структуры личности.

Теоретические рассуждения о структуре личности возникают в процессе решения проблемы соотношения ситуативности и устойчивости поведения личности. Проблема возникает, когда мы наблюдаем: 1)разное поведение одного и того же человека в одной и той же ситуации; 2)одно и тоже поведение одного и того же человека в разных ситуациях. Задачей социологии является обнаружение и описание основания и закономерностей устойчивого и целенаправленного поведения, поэтому одной из аксиом социологии личности является идея личного тождества – постоянства основных черт личности, система которых и является структурой личности – «каркасом», «скелетом» поведенческих моделей.

Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом в процессе взаимодействия; качество, определяемое социальной средой. С точки зрения социологии - личности вообще, безотносительной к системе социальных отношений не существует. Поэтому социологи говорят не вообще о личности , а о социальных типах личности: идеальномкак выражении требования общественного сознания, нормативном как необходимом для функционирования данного социума, модальном как реально распространённом. Личность понимается как система поведенческих свойств, возникающая в процессе усвоения и переработки характеристик социкультурной среды – интернализации . Как социальный процесс интернализация (И) протекает в режиме межсубъектной коммуникации (К) :

Личность = å {субъект-1 К субъект-2 } И социальная структура

 

 

Структура личности является одновременно продуктом межсубъектной коммуникации и интернализации социальной структуры. Структура личности формируется как выработка интерсубъективных значений и смыслов, но в социальном контексте, под структурным давлением.

Социологический подход позволяет преодолеть как философское представление о тотальности общества, так и психологическое представление о дискретности индивида как носителя субстанциональных качеств. Тем самым преодолевается гносеологическая дихотомия личность – общество: эти понятия рассматриваются не как противостоящие полярности, а как «сообщающиеся сосуды».

Структура личности – такая социальная переменная которая возникает «на пересечении» индивидуального жизненного опыта, совокупности биографических случайностей и макросоциальных характеристик: тип общества, степень социальной интеграции, состояние институциональных механизмов регуляции взаимодействия и др. Возникнув, эта переменная опосредует, преломляет макросоциальные характеристики и индивидуальные формы поведения:

 

H

a

Социальная структура b структура личности поведение

i

t

u

s

 

Так например, Э.Дюркгейм формы суицидального поведения связывал с характером общества и типом личности:

· традиционное общество – коллективистское сознание – альтруистическое самоубийство;

· модернистское общество – индивидуалистское сознание – эгоистическое самоубийство;

· переходное общество – кризисное сознание – аномическое самоубийство.

Понятие структуры личности указывает на то, что поведение не является: 1)простой реакцией на стимулы, 2)самопроизвольной интенцией, 3)стереотипным воспроизведением сложившихся норм. Следует избегать как наивного объективизма, фетишизирующего социальные структуры, так и субъективизма, не способного объяснить закономерности социальных отношений. Личность формируется в конкретной социальной среде в процессе межличностных отношений.

Для того, чтобы подчеркнуть одновременно устойчивость, активность, детерминированность и саморегуляцию поведения личности П.Бурдьё использует понятия Habitus. «Среда, ассоциируемая с определённым классом условий существования, производит Habitus, т.е. системы прочных приобретённых предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определённых результатов…». У личности существует некоторый внутренний порядок, который располагает её к определённым действиям: стремиться к одному и отказываться от другого, испытывать субъективное желание социально неоьходимого и неизбежного. Намерения субъекта объективно детерминированы, но это – внутреняя детерминация, т.е. мотивация. «Habitus, продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики – опять историю – в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Он обуславливает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действий, гарантирует «правильность» практик и их постоянство во времени более надёжно, чем все формальные правила и эксплицитные нормы». Внутренние предрасположенности личности – интернализация внешних структур взаимодействия, вторая натура, история, запечатлевшаяся в телах. « Таким образом, дуалистическое видение, которое признаёт либо очевидность акта сознания, либо внешнюю детерминированность вещей должно уступить место действительной логики действия, которая соединяет два процесса объективации истории – объективацию в телах и объективацию в институтах…». Логика действия возникает только в процессе взаимодействия, которое начинается под воздействием социальных структур, воспринимаемым как необходимость, но приводит к выработке групповых структур взаимодействия, к гомогенизации взглядов и действий, восприятия среды и ситуации, к групповой идентичности. « В социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объёктивных условий, имеют одинаковый Habitus. Социальный класс (в себе) – класс идентичных или схожих условий существования и среды – это в то же время класс биологических индивидов, обладающих одинаковым Habitus-ом, который понимается как система предрасположенностей, общих для всех продуктов одной и той же среды. При том, что одинаковый опыт для всех (и даже для двух) представителей одного класса невозможен, в то же время очевидно, что представители одного класса с большей вероятностью по отношению к представителям другого класса сталкиваются с ситуациями, типичными для своего класса». Habitus привносит уникальную интеграцию опыта, статиcтически общего для представителей одного класса, а именно интеграцию, управляемую более ранним опытом. На основе Habitusа люди производят выборы мест, событий и людей для знакомства, обеспечивая себе настолько, насколько это возможно, среду, к которой они привыкли и приспособлены, регенерируют структуры предшествующих социальных практик. Habitus – настрой струн души на определённый лад и тональность.

На формирование структуры личности оказывает влияние не только макросоциальные и биографические факторы , но и индивидуально- психологические особенности: как генетически, так и биографически обусловленные. Структура личности – это социально-психологическое образование, обладающее устойчивым и относительно независимым от социальной структуры существованием. Социальная структура меняется – типы личности продолжают существовать. Для того, чтобы новая социальная структура могла успешно функционировать, необходимо формирование соответствующей ей типы личности.

« Таким образом, полное понимание любой социальной ситуации и её возможных последствий предполагает знание не только основных моментов социальной структуры, накопление которого считается привилегией социологического исследования, но и основных моментов личностей, функционирующих в этой структуре. Поэтому для создания более всеобъемлющей объяснительной схемы нам и требуется интеграция или координация этих двух основных областей, что, однако, не означает сведения одного из указанных способов анализа к якобы более фундаментальному уровню другого» (А.Инкельс. Личность и социальная структура.\\ Американская социология. М. 1972, с.53.).

Понятие «структура личности» указывает на то, что индивид обладает устойчивой структурой усвоенного социального опыта, аспектами которого является:

· опыт целерационального действия; опыт совместного достижения практических целей – прагматический опыт;

· опыт аффективного действия; опыт совместного переживания и проигрывания ситуаций – эмпатический опыт;

· опыт ценностно-рационального действия; опыт совместной выработки значений предметов и смысла ситуации – коммуникативный опыт.

Описать социальную структуру личности – это значит ответить на вопрос: как усвоенный социальный опыт оформляется в устойчивую и качественно определённую мотивацию и, тем самым, организует направленное и избирательное поведение.

Структура личности – система устойчивых социально-психологических образований, в которых фиксируется социальный опыт индивида.

Структура личности – социальное качество индивида, онтологически существующее как специфика сознания и поведения социокультурно гомогенных групп. В реальной жизни это проявляется как типовое поведение, как поведение, характерное для определённого типа личности. Тип личности, группа индивидов как носитель типовой модели поведения не исчезает автоматически с изменением социальных условий, социальной структуры, а продолжает какое-то время существовать и оказывать влияние на формирование новых структур взаимодействия. Структура личности может быть как источником адаптации, так и бунта.