Вопросы теоретической социологии.
Теоретическая социология – это размышления о том, что такое общество и как правильно его изучать.
Всех социологов по существу интересует один вопрос: почему люди поступают так, а не иначе? В этом широком плане социолога можно определить как человека, который испытывает постоянный интерес к человеческим поступкам, как человека, которого ничто так не привлекает, как смотреть на людей и понимать, что они делают.
Переплетение мотивов и объективных обстоятельств, ожиданий и смыслов, составляет причину поступков и предмет социологии. Поступки, социальные действия совершаются в пространстве взаимодействия или социальном пространстве. Социология – наука о социальном пространстве. Понятие социального пространства появляется тогда, когда пытаются ответить на два взаимосвязанных вопроса: кто осуществляет социально значимые события(проблема субъекта социального действия) и где (в пространстве каких, какого вида взаимодействий) они происходят(проблема локализации социальных фактов)? Предельно упрощая, можно назвать три вида взаимодействий (социальных отношений) или «социальных полей» (П. Бурдьё.): политические, экономические, культурно-мировоззренческие, на которые акцентируют внимание различные социологи. Совокупность социальных событий, происходящих в социальном пространстве составляет социальную реальность, которая является объектом социологии.Разные социологи по-разному её изображают и объясняют. Понять происходящее – значит дать концептуальный (продуманный, системный) ответ на вопросы: что представляет собой социальный порядок и как он формируется?
Среди социологов существуют разные мнения о том, что есть социальная реальность. Различные типы объяснения предъявляют различные требования к эмпирическим данным, определяя реальную логику исследования (т.е. методологические нормы, стандарты оценки, способы концептуализации и используемые методы). Но главное, исходное отличие типов теоретического объяснения заключается в том, какого рода эмпирические данные используются сторонниками различных моделей объяснения.
Поэтому всегда существует вопрос: почему именно эти факты, а не другие, были выбраны в качестве предмета исследования и почему им дана именно такая интерпретация?
В широком теоретическом плане факты и их интерпретация возникают и существуют в рамках исследовательских программ как теоретических перспектив получения знаний.
Исследовательские программы различаются своими: 1)методологическими стратегиями – целью (зачем) и методами получения (каким способом, каким образом) знаний, 2) парадигмами. В современной социологической теории выделяют 2 стратегии и 4 парадигмы.
Стратегии социологической теории.
Позитивистская: общество – устойчивая структура отношений; социологическая теория – концептуальное (системное) объяснение социальных фактов.
Герменевтическая: общество - представления людей о том, как надо жить и что надо делать; социологическая теория – интерпретация наблюдаемых действий с целью понимания смысла, который вкладывает в них сам деятель.
Почему существуют 2 стратегии? В силу двойственной природы человека: физической и метафизической. С одной стороны, человек часть природного мира и его поведение обусловлено закономерностями природы. С другой стороны, человек – творец культурного мира и его поведение представляет собой трансценденцию - возвышение над природой, создание собственных, человеческих законов жизни. С одной стороны, поведение человека обусловлено материальными условиями существования. С другой стороны, у человека имеется свобода воли.
Цель позитивизма – объяснение объективных явлений и процессов; характер метода – идиографический (генерализирующий) – установление общих закономерностей. Цель герменевтики – понимание действий и смыслов; характер метода – номотетический (индивидуализирующий)– описание индивидуальных явлений и случаев.
Представители первой стратегии стремятся ответить на вопрос почему? (в силу каких объективных причин?) люди совершают поступки, а представители второй стратегии – на вопрос зачем? (для чего?).
Парадигмы социологической теории.
Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) - система теоретических представлений, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности.
В настоящий момент наиболее употребительны 4 парадигмы: 1)эмпиризм - парадигма фактов; 2)субстанциализм - парадигма структур; 3)рационализм - парадигма идей; 4)субъективизм - парадигма смыслов.
Почему существует 4 парадигмы? «Все социологи должны ставить определённые фундаментальные вопросы, ответы на которые являются предварительным условием всякого социологического исследования. Существует, на наш взгляд, два таких вопроса, которые невозможно обойти, и всё социологическое знание является, по существу, ответом на них: Какова природа социальной реальности? Каков наилучший способ получения знаний о ней? » (Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства.). Природу социальной реальности можно представить материальной или идеальной. Способ познания социальной реальности может быть номинальным или реальным.
Способ познания
социальной реальности
Номинальный Реальный
Эмпиризм Парадигма фактов | Субстанциализм Парадигма структур |
Субъективизм Парадигма смыслов | Рационализм Парадигма идей |
Материальная
Идеальная
Природа социальной реальности
Уровни социологического знания.
Социальный порядок мыслится структурными функционалистами как макро-социальная структура, имеющая принудительный характер для действующего в ее рамках. Социальные же феноменологи полагают, что не социальные структуры детерминируют человеческое поведение, а люди своими привычными действиями постоянно подтверждают определенный институциональный порядок, пока он отвечает их ожиданиям и интересам. По их мнению, социальный порядок формируется в процессе непосредственных межличностных отношений, на микро-социальном уровне - “снизу вверх,” и социологи призваны показать, каким образом повседневные рутинные практические действия “вплетаются” в макросоциальные структуры, поддерживая и постепенно изменяя их. В социальных структурах кристаллизуются, “отвердевают” уже ставшие привычными формы деятельности и общения. «Социальный порядок, – утверждают П.Бергер и Т.Лукман, – является продуктом прошлой человеческой деятельности и существует до и постольку, поскольку человеческая активность продолжает его продуцировать. Никакого другого онтологического статуса ему приписать нельзя». Основу социального порядка, таким образом, образуют ставшие привычными формы деятельности и общения.
Резюме. Основные вопросы социологического познания:
Вопросы онтологии:
· Как возможно общество? Каковы предпосылки его существования.
· В результате каких действий возникает социальный порядок и каким образом он поддерживается?
Методолого-гносеологические вопросы:
· Как правильно объяснять действия?
· Как можно понять действия.