Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы

План лекции:

1. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы. Понятие об аксиологии социальной работы. Ценности как важнейшее основание современной профессиональной социальной работы.

2. Человек как высшая ценность и цель деятельности в современной профессиональной социальной работе. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. Функции аксиологической компоненты социальной работы: основополагающая, смыслообразующая, структурообразующая, системообразующая, целеполагающая, праксеологическая, футурологическая, аналитическая и другие.

3. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы. Признание человека высшей ценностью как важнейшее условие институциализации современной профессиональной социальной работы, детерминанта ее становления и развития.

 

Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению к ней факторами. В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования. Такой особой системой регламентации поведения и деятельности специалиста в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей, а также детерминирующей его личностные качества, может быть только профессионально-этическая система. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Вместе с тем профессиональная социальная работа является одной из форм отношений по поводу добра как одной из высших ценностей, что делает неизбежным наличие в ней профессионально-этической компоненты. Органичность профессионально-этической компоненты в системе социальной работы детерминируется в первую очередь тем, что сущностной, смыслообразующей основой профессиональной социальной работы является гуманизм.

Специфика социальной работы делает применение в ней общих, не конкретизированных с учетом сущности и содержания деятельности профессионально-этических норм и правил малоэффективным. Профессионально-этическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей ее основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института социальной работы.

Известно, что основной функцией любой системы морали и ценностей является поддержание и обеспечение существования породившей ее системы: она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения)[3]. Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим социальную работу в качестве целостной системы, определяющим ее структуру и поддерживающим ее нормативный смысл и содержание. Вследствие этого в системе социальной работы профессионально-этическая система, полностью учитывающая специфику социальной работы занимает особое место, играя роль не только одного из важнейших видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и являясь вместе с тем необходимым структурообразующим и системообразующим началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистического смысла.

В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом. Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным при исследовании социальной работы. Социальная работа многопланова, многофункциональна, многозадачна, многоаспектна, вследствие чего в ней имеют место и могут быть выявлены и исследованы различные компоненты - организационная, правовая, экономическая, психологическая, педагогическая, эстетическая и т.п., каждая из которых имеет относительно самостоятельную значимость, представляет большой интерес и требует тщательного самостоятельного исследования. Однако социальная работа организуется и проводится обществом, как правило, не для того, чтобы реализовать некие правовые, организационные и прочие установки и амбиции, требующие включения в социальную работу данных компонент в качестве смыслообразующих. Вследствие этого аксиологический подход может считаться одним из важнейших при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным. Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей, в аксиологический подход в социальной работе, представляется необходимым, целесообразным и одним из важнейших. Аксиологический подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть. Но и в этом смысле аксиологический подход не менее целесообразен и оправдан, поскольку позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному, определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Поэтому главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе – этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в социальной работе (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы.

Поэтому аксиологический подход в социальной работе имеет большую значимость не только для собственно социальной работы, но и для общества в целом и для каждого человека, поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, и на этом основании - существенно повысить ее эффективность, а значит, повысить темпы социального прогресса.

Среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни. Многомерность, многофункциональность, многоплановость и многоуровневость социальной работы, ее всеобщность, интегративность и специфичность как особого вида социальной деятельности, ее органичная включенность в бытие общества и человека требуют соответствующего определения ее имманентно присутствующих ценностей, задающих ее основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала - достижения блага общества и человека. Ценностная система социальной работы имеет довольно сложную структуру, поскольку социальная работа как вид деятельности чрезвычайно многогранна и, кроме того, представляет собой целостную систему структурно и функционально связанных между собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта и объекта. Ценности социальной работы представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, взаимодействуя и оказывая влияние как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом.

Социальная работа является неотъемлемой частью деятельности общества и человека, и поэтому ценностные ориентиры общества и государства и система ценностей социальной работы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Но они все же не тождественны, поскольку социальная работа, при всей ее всеобщности, не идентична совокупной деятельности общества и государства в целом. В социальной работе могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей в соответствии с любой из общепринятых их типологий. Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой составной частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа в принципе невозможна без признания, привлечения и реализации ценностей различных видов и групп, которые могут выступать в различных формах и видах. Они могут быть субъектом и объектом воздействия, поскольку в ее процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида с целью ее трансформации и формирования на этой основе новых ценностных ориентаций. В то же время ценности, задействованные в социальной работе, играют роль мотивов, средств, инструментов и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и важнейшей целью и конечным результатом социальной работы с точки зрения формирования ценностного сознания личности, реализации ее ценности и реализации присвоенных ею ценностей.

Вместе с тем, деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из ее элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой того процесса, который составляет сущность деятельности. Таким образом, любая деятельность вообще и социальная работа в частности может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей.

Социальная работа принадлежит к тем видам профессиональной деятельности, которые существенным образом влияют на судьбу и благополучие личности и общества. Человек – это причина и следствие социальной работы. Человек и его потенциальные возможности являются важнейшим условием, субъектом, объектом и средством осуществления процесса социальной работы. Важнейшим результатом деятельности также являются человек и общество, изменившие и улучшившие в результате социальной работы некоторые свои характеристики. Поэтому очевидно, что социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально значимой ценностью. Очевидно, что деятельность предпринимается также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности и которое состоит из людей. Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека – высшей ценностью.

Вне человека и общества процесс социальной работы невозможен и бессмыслен. Человек и общество поэтому становятся не только объектами социальной работы, но и ее важнейшей движущей силой, вследствие чего приобретают статус неизменных, необходимых элементов социальной работы, ее высших ценностей. С другой стороны, социальная работа проводится обществом не только с целью обеспечения безопасности общества и человека, но и с целью их развития и совершенствования, обеспечения условий для достижения ими блага, т.е. основание всей деятельности является человек как член общества и общество как совокупность людей и их разнообразных отношений. Это также свидетельствует о том, что важнейшими из ценностей, реализация которых осуществляется в процессе социальной работы, являются человек и общество. Таким образом, ценность человека и общества, необходимость реализации этих ценностей, становятся смыслообразующим основанием социальной работы. Социальная работа имманентно осуществляется человеком и обществом в интересах человека и общества с целью реализации их ценностей, создания для этого необходимых условий.

Человек является основным субъектом и объектом, прямо или опосредованно представленным на всех этапах, во всех аспектах и ситуациях социальной работы и, будучи подверженным интегративному влиянию общества, оказывает, в свою очередь, на него ответное влияние. От того, каким является этот человек, каковы, с одной стороны, его ценностные ориентации, установки, потребности и т.п., и с другой - его возможности и способности, права и обязанности, зависит результат воздействия общества на человека и человека на общество, а значит, и состояние общества и человека, их взаимосвязей и отсюда - возможность реализации гуманистического идеала. Объективно позитивные и осознаваемые как позитивные ценности, идеалы, установки и т.п. в общем случае могут не совпадать, вследствие чего основным направлением и целью социальной работы, ее имманентным смыслом следует считать воздействие в первую очередь на человека с целью формирования у него таких личностных качеств, которые обеспечат выработку социально одобряемых и объективно ценных форм его жизнедеятельности и мышления, соответствующих гуманистическим представлениям о благе общества и самого человека и обусловливающим деятельность, направленную на его достижение. Значит, человек - важнейшая ценность и цель социальной работы общества.

Можно сделать вывод, что основными ценностями социальной работы, присутствующими на любом из ее этапов, в любом из ее аспектов и направлений, хотя и не всегда осознаваемыми, являются человек и общество, их благо, совершенствование и развитие. Эти ценности в каждый конкретно-исторический момент времени в конкретном обществе в зависимости от наличных условий жизнедеятельности человека и общества, состояния и уровня развития общественного и индивидуального сознания могут быть представлены в различных формах и сочетаниях, наполняться различным содержанием и, соответственно, по-разному осознаваться и интерпретироваться общественным и индивидуальным сознанием, поскольку, как известно, ценности в различных условиях не тождественны самим себе.

Социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально-значимой ценностью. Очевидно при этом, что деятельность предпринимается также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности. Реализация ценности человека, максимальное раскрытие его творческого потенциала становится важнейшим продуктом деятельности. Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека - высшей ценностью.

Ценностные основания социальной работы, реализуемые ею ценности, являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия. Ценности социальной работы одновременно становятся одним из важнейших факторов и условий социального прогресса. Из этого следует, что специфическая система ценностей является одним из важнейших оснований и сущностных составляющих социальной работы, детерминирующим ее смысл и содержание, направленность и цели. При этом в социальной работе должны быть гармонично представлены как личностные ценности и цели индивида, так и социальные ценности и цели общества, поскольку господство как социального над индивидуальным, так и господство индивидуального над социальным приводит к нарушению гармонии в обществе в целом. Поэтому социальная работа является особым, специфическим видом деятельности, основным смыслом, содержанием, направленностью и целями которой является обеспечение баланса и реализации как социально значимых ценностей, так и индивидуально значимых ценностей. Вместе с тем профессионально-этические основания социальной работы (в части детерминации и обоснования смысла и сущности, содержания и направленности теории и практики) являются одновременно одним из сущностных законов ее функционирования и развития, поскольку ценности имманентно представлены во всех ее элементах. Вследствие этого целесообразно говорить об аксиологии социальной работы – учении о ее профессионально значимых ценностях.

Важность аксиологической компоненты социальной работы демонстрируют ее функции, среди которых важнейшими могут считаться такие, как:

основополагающая – заключающаяся в формировании и поддержании оснований социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности:

смыслообразующая – заключающаяся в поддержании смысла социальной работы;

структурообразующая– состоящая вопределении структуры социальной работы;

системообразующая – заключающаяся в формировании системы из элементов социальной работы;

целеполагающая – заключающаяся в формировании главных целей социальной работы;

праксеологическая – заключающаяся в воздействии на профессиональную практику;

аналитическая– заключающаяся в осуществлении анализа деятельности и отдельных ее композиций с точки зрения иерархии главных ценностей;

футурологическая, в соответствии с которой аксиологическая компонента, наряду с другими, определяет будущее состояние самой социальной работы, ее клиентов и общества в целом;

и другие.

Социальную работу осуществляют человек и общество, поэтому важно, чтобы деятельность осуществлялась ими с учетом вполне определенных ценностных ориентаций. От того, что видит специалист в социальной работе, какие именно ценности он признает и каким образом иерархизирует, зависят и процесс, и результат непосредственной деятельности, и перспективы ее развития. Поэтому важно, чтобы деятельность осуществлялась человеком в рамках не просто сложившихся в процессе онтогенеза или наличных, признаваемых профессиональным сообществом, но объективных, научно обоснованных позитивных ценностей, норм и других регулятивов, гарантирующих достижение поставленной цели и сохранение аксиологического смысла деятельности. В этой связи социальная работа по преимуществу должна заключаться в транслировании на человека этих регулятивов с целью их осмысления и присвоения с последующей реализацией. В то же время социальная работа предполагает последовательную гуманизацию как личностей, так и отношений, возникающих в процессе социальной работы. На основании этого социальная работа может стать важным условием гуманизации общественных отношений, а личность – ее главным условием и средством, целью и результатом. Такая личность, становясь частью общества, его основным элементом, несомненно, обладает высокой индивидуальной и социальной ценностью.

Ценность человека и необходимость реализации этой ценности необходимо требуют заботы о нем, создания условий для реализации этой ценности. Важно, что ценностью в современном мире признается каждый человек, вне зависимости от каких бы то ни было его качеств и достоинств. Это значит, что и человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, также является ценностью, требующей реализации. Такой человек нуждается, в силу своих особенностей, в особой заботе со стороны общества, даже если общество не может рассчитывать на то, что данный индивид сумеет возместить впоследствии затраченные на него ресурсы и принести обществу пользу. Положение человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, помимо желания помочь и сострадания, зачастую требует специальных знаний, навыков, полномочий, информации и ресурсов, которыми ни сам человек, ни его окружение не располагают. Профессионально-этическая компетентность социального работника, приобретенная им в процессе обучения и закрепленная в процессе практической деятельности в качестве своеобразного морального опыта, становящегося основой нравственных убеждений и потребностей, является одним из основных компонентов его профессионализма. Поэтому институциализация социальной работы, ее становление как профессионального вида деятельности, является естественным следствием признания человека высшей ценностью современного общества, результатом осознания необходимости содействия реализации ценности человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.