Наведение

Наведение – это такое доказательство, в котором общее положение доказывается при помощи частных положений. Этот путь рассуждения называется индукцией. Индукция в науке не даёт точного достоверного доказательства, поскольку ведёт только к вероятным заключениям. Совершая индуктивное умозаключение, человек на основании того. Что некоторое свойство присуще ряду предметов из некоторого класса, делает вывод, что это свойство присуще всем предметам из данного класса. Как метод научного познания индукция была обоснована Френсисом Бэконом.

Проблема, связанная с индукцией, состоит в том, что индуктивное рассуждение всегда является неполным, поскольку опирается на ограниченный круг факто, для того, чтобы быть абсолютно достоверным в индуктивном рассуждении, необходимо знать все факты. Существует «популярная» индукция, связанная с простым перечислением фактов, и «научная», связанная с отбором наиболее значимых фактов. В убеждающей же речи иногда возможно построение умозаключение даже на основе единичного факта, он может использоваться при этом в качестве конкретного примера.

Например, врач, убеждая свою аудиторию сделать вакцинацию против гриппа, вполне может достигнуть своей цели, если приведёт хотя бы один пример того, к каким тяжёлым осложнениям может привести это заболевание.

Кроме того, единичный факт может в убеждающей речи выступать в качестве иллюстрации, когда надо внести необходимую ясность в отвлечённое рассуждение.

Например, тезис том, что в творческом развитии личности огромную роль играют мотивационно-волевые качества, можно проиллюстировать, рассказав о том, как какой-либо выдающийся человек способен был сутками находиться в напряжённой мыслительной деятельности, решая сложную интеллектуально-творческую задачу.

И, наконец, единичный факт в убеждающей речи может выступать в качестве некоторого образца (например, чьего-либо достойного поведения).

Близкой к индукции является также аналогия – такое умозаключение, при котором свойства одного объекта переносятся на другой объект, принадлежащий к тому же классу. Аналогия может быть физической, когда сопоставляются близкие или практически тождественные явления или предметы, но может быть и образной, когда в основе её лежит сравнение отдалённых явлений действительности, сходство которых проявляется лишь в самом процессе сопоставления. Приведём в пример цитату из книги М. Сперанского «Правила высшего красноречия»:

«Доказательства, говорит Ролен, в слове суть то же, что кости и жилы в теле. Круглость, белизна, живость членов составляют красоту тела, но не силу и твёрдость».

Образная аналогия по сути дела представляется собой метафорический перенос – одно из наиболее выразительных средств языка.

Искусственные аргументы могут быть также связанными не только с рациональными, логическими рассуждениями, но и с эмоциями. Используя эти аргументы, оратор строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у аудитории чувства, которые необходимы для достижения стоящих перед ним целей. Эмоциональные аргументы – это аргументы, которые так или иначе затрагивают личные интересы людей, составляющих аудиторию. Эта связь с личными интересами может быть как непосредственной, так и опосредованной, основанной на способности человека представлять себе переживания других людей.

Эмоциональные аргументы могут быть связанными с чувствами, которые стремится вызвать оратор. Это аргументы к обещанию, аргументы к угрозе – к тому, что непосредственно касается человека и так или иначе затрагивает его интересы. Различие между этими аргументами состоит в том, на каком аспекте делает акцент оратор – на положительном, связанном с желательным, или на отрицательном, связанном с нежелательным.

Эмоциональные аргументы могут быть также связанными с объектом, на который направлены чувства. Этим объектом может быть аудитория, сам оратор или какое-либо третье лицо. Оратор стремится вызвать соответствующие эмоции соответственно у аудитории к самой себе, к собственной личности, к какому-либо третьему лицу.

При использовании эмоциональных аргументов в убеждающей речи рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Лучше использовать этот тип аргументации в конце речи, это позволяет сделать акцент на окончании речи, усилить общее впечатление от неё и тем самым как бы закрепить её эффект.

2. Эмоциональные аргументы целесообразно использовать только в тех речах, которые посвящены остро публицистическим проблемам, в противоположном случае оратор может оказаться смешным.

3. Излишняя чувствительность неуместна, свидетельствует о дурном вкусе оратора.