Особенности информационного выступления

Особенности информационного выступления

Цель информационных выступлений – показать сущность какого-то предмета или явления, раскрыть содержание понятия. Проводя предварительный анализ аудитории, оратор должен выяснить, насколько новой, интересной и актуальной для слушателей является предлагаемая им информация. При выборе темы и подготовке материала для выступления нужно следить за тем, чтобы информация была точной, не содержала бы в себе скрытого убеждения, соответствовала уровню знаний аудитории, пробуждала бы их интерес и надолго оставалась в памяти. Информационные выступления можно сгруппировать по четырем категориям – речи о предметах и явлениях; речи о событиях; речи о процессах и речи о концепциях. Основные виды информирования – повествование, описание, объяснение. Схема любого информационного выступления должна подчиняться логическим правилам деления темы на вопросы (пункты).

Повествовательное выступление

Рассказывая о каком-либо событии, необходимо сфокусировать внимание только на тех аспектах, которые помогут оратору в достижении его цели (специальной). Например, рассказывая о том, как футбольная команда «Зенит» стала чемпионом России 2007 года, можно сфокусировать внимание на селекционной политике клуба (покупке игроков, заключение договора с тренером), на развитии инфраструктуры клуба (научно-методическое обоснование тренировочного и восстановительного процессов, строительство собственного стадиона и др.), на развитии менеджмента в бизнес-проекте, которым является команда «Зенит», на поддержке болельщиков. Способами организации материала в информационной речи могут быть хронологический, пространственно-тематический, а также способ сравнения и контраста. Так, речь о том, как команда «Зенит» стала чемпионом, можно построить, последовательно рассказывая об успехах и неудачах клуба на разных этапах борьбы за чемпионский титул, можно построить, рассказывая о том, как работали на победу многочисленные структуры клуба, можно построить, сравнивая пути и методы завоевания чемпионского титула командой «Зенит» в 2007 и в 1984 году.

Описательное выступление

Описательные выступления, как правило, посвящены каким-либо предметам и явлениям. Описывать можно различных людей, животных, объекты природы и культуры. Выступление, посвященное какому-либо человеку, можно построить хронологически, рассказывая о значимых моментах биографии данной личности, но можно использовать и пространственно-тематический способ, рассказывая о наиболее ярких чертах данной личности, или о её наиболее значительных достижениях. Такие выступления должны не только создать у слушателей представление о предмете речи, но и доставить им удовольствие, пробудить у них определенные чувства. Описание будет эффективным в том случае, если то, что описывает оратор, волнует его самого. Важно соблюдать следующие требования:

- найти главную, характерную черту или свойство предмета, делающие его интересным;

- подобрать точное сравнение и создать образ предмета;

- помочь слушателям «увидеть» объект;

- использовать все возможности языка для передачи впечатления о предмете, используя все каналы восприятия.

Так, например, посвятив своё выступление личности и научному творчеству выдающегося отечественного астрофизика Н. А. Козырева, в качестве главного момента можно отметить его «теорию времени», обогнавшую отечественную науку на несколько десятилетий вперёд. Создавая образ данного учёного, можно акцентировать его преданность науке, своеобразную «обречённость» научному творчеству. Для того чтобы помочь слушателям «увидеть объект», можно рассказать некоторые конкретные эпизоды из жизни учёного, свидетельствующие о том, как судьба охраняла и вела его к его открытиям.

Объяснительное выступление

Объяснительные выступления обычно дают аудитории представление о незнакомом или малознакомом предмете речи или о том, как протекает тот или иной процесс.

Первый вариант. Слушатели не знают, что это за предмет, живой объект или устройство. Можно рекомендовать следующую схему: разъяснить название предмета или объекта; охарактеризовать объект, его назначение, обозначить его функции. Например, рассказать о миниатюрных электронных устройствах, позволяющих хирургам проводить операции на сосудах.

Второй вариант. Слушатели не знают, как функционирует тот или иной объект: речь идет о неизвестном или малознакомом процессе. Тогда к предыдущей схеме добавляется еще один пункт – рассказать и показать, как это делать. Оратор последовательно описывает и демонстрирует все стадии процесса. Такой вариант информационной речи иногда предполагает обучение аудитории правильному использованию какого-либо прибора, или овладению какими-либо приёмами, или созданию чего-либо. Это может быть, например, объяснительная речь о том, как можно делать цветы и составлять букеты из осенних листьев, или речь, обучающая приёмам самозащиты, или речь, обучающая работе с различными компьютерными программами.

Третий вариант. Оратору нужно познакомить слушателей с каким-нибудь явлением или проблемой. В этом случае объяснение носит характер истолкования, установления причин, понимания закономерности и последствий чего-либо. Это может быть речь, например, связанная с какими-либо аспектами глобального потепления на Земле, его причинами и последствиями. Это может быть речь, посвящённая каким-либо теориям, концепциям, верованиям, отдельным идеям. В таких выступлениях следует избегать однозначности, приводить различные точки зрения, иначе такая речь может быть воспринята как убеждающая. Готовясь выступать с информационной речью объяснительного типа, не следует переоценивать знания своей аудитории по данному предмету, особенно если он является узко-специфическим. Но также не следует и недооценивать интеллектуальные способности своей аудитории, её способность понять что-либо, усвоить доселе неизвестный ей материал.

Так, например, рассказывая в неподготовленной аудитории о психофизиологическом механизме сновидений человека, объясняя суть различных точек зрения на этот феномен, не следует полагаться на то, что аудитория хорошо осведомлена о концепциях Фрейда, Юнга и Адлера относительно бессознательной сферы человека. Однако и не следует думать, что аудитория не способна понять сущность концепции архетипов Юнга, если объяснить это достаточно внятным языком.

Для того чтобы информационное выступление лучше воспринималось аудиторией, можно использовать средства визуальной поддержки. Выбор иллюстративного материала зависит от продолжительности выступления, количества слушателей и места выступления, а также от типа выступления.

В любом случае, к какому бы типу ни относилось информационное выступление, оратор должен быть уверен, что оно будет интересно его слушателям, и поэтому провести предварительное исследование их интересов.

Информационное выступление часто вызывает вопросы слушателей, и оратор должен быть готов к тому, чтобы ответить на них со всей возможной полнотой. Отвечая на вопросы, лучше не уходить далеко от темы выступления, иначе внимание аудитории может рассеяться, кроме того, могут возникнуть новые неожиданные вопросы. Следует также контролировать время своего ответа на каждый вопрос, давая возможность задать вопрос как можно большему числу желающих, и не превращать ответ на вопрос в диалог с задавшим его (кроме исключительных случаев). Хорошо, если у оратора есть возможность контролировать очерёдность вопросов, тогда сами его ответы смогут сложиться в логически выстроенную систему. Вопросы также можно инициировать, намеренно оставляя в тексте своего выступления некоторые неясности, отдельное разъяснение которых в качестве ответа на вопрос может придать особый блеск выступлению. Однако в таком случае существует опасность, что вопрос не будет задан (если только не попросить заранее кого-нибудь из аудитории задать его).

Иногда оратору нужно некоторое время чтобы сориентироваться перед ответом на вопрос. Лучше заполнять эти паузы какими-либо словами, например, повторить вопрос и выразить своё к нему отношение (но не оценивать вопрос). Благодарить за вопрос не обязательно, лучше делать это в отдельных случаях, когда вопрос действительно прозвучал что называется «в тему» и даёт возможность оратору полно и интересно на него ответить.

При выступлении может возникнуть ситуация, когда аудитория задаёт вопросы, на которые выступающий затрудняется, либо не считает нужным отвечать. Выйти из этой ситуации можно несколькими способами:

1. Дипломатичный уход от ответа. От всей души поблагодарите задавшего вопрос за столь глубокое понимание темы и продолжайте своё выступление как ни в чём не бывало, давая понять при этом, что ответ на вопрос будет ясен из дальнейшего.

2. Переформулировка вопроса. Этот приём состоит в том, чтобы выслушать задаваемый вопрос и затем объяснить, как он должен прозвучать на самом деле. Сформулировать вопрос надо таким образом, чтобы он всё-таки перекликался с заданным, но при этом стал таким, на который у оратора есть ответ. Иногда даже несколько изменённые акценты дадут оратору возможность ответить на вопрос.

3. Ответ вопросом на вопрос. Тем самым Вы переключаете внимание с себя на того, кто задал вопрос.

4. Использование вопроса как стимула к интересным размышлениям. По сути дела это тоже уход от ответа, но более тонкий. Оратор не просто благодарит за вопрос, но даёт понять, что данный вопрос подтолкнул его к неожиданной интересной идее, которой он немедленно собирается поделиться с аудиторией. Таким образом отвлекается внимание от вопроса и при этом открываются новые повороты темы, которые могут быть интересны и полезны как для оратора, так и для аудитории.

Если Вы затрудняетесь ответить на заданный вопрос, никогда не повторяйте его, иначе Вы покажете тем самым, что поняли задавшего вопрос. В таком случае Вы окажетесь в ещё более сложном положении, вам придётся прямо признаться, что Вы не знаете ответа на вопрос.

Всё вышеуказанные «уловки», разумеется, относятся к таким вопросам, которые не являются принципиальными, к тем, которые могут сбить с толку аудиторию или являются не слишком корректными. Если же вопрос является серьёзным и принципиальным, но оратор не может на него ответить, то он должен честно об этом сказать, причём сделать это можно, не уронив своего достоинства, например, так: «Ваш вопрос представляется мне настолько глубоким и интересным, что я обязательно найду возможность в будущем на него ответить, в настоящее же время у меня нет такой возможности, но я буду думать».