Композиция, план-конспект и основная часть публичного выступления

Организация публичных выступлений

Композиция и план-конспект

Композицией выступления называют расположение материала, соотношение его отдельных структурных элементов и каждого элемента ко всему выступлению как единому целому в соответствии с замыслом оратора и содержанием его выступления. Нарушение соотношения частей ведёт к уходу от темы, снижению эффективности речи, а иногда делает выступление непонятным для большинства, в этом смысле организация материала необходима для того, чтобы облегчить слушателям его восприятие. Для того чтобы прослеживалась логическая связь между элементами структуры выступления, необходимо составить четкий план-конспект для каждой речи. Приступая к работе над ним, следует, прежде всего, определить содержание и объём излагаемого материала. Для того чтобы его упорядочить, на разных этапах подготовки выступления составляют разные по цели и назначению планы.

1. Предварительный план – должен содержать перечень вопросов, подлежащих освещению в процессе выступления. Он помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления.

2. Рабочий план – может иметь несколько вариантов, поскольку по ходу дела идут уточнения, расширения или сокращения отдельных вопросов. С его помощью определяется порядок расположения материала.

3. Окончательный план – он уже предполагает окончательную логику выступления, которой будет следовать оратор, чёткие формулировки отдельных пунктов (они могут быть сформулированы в виде тезисов).

Психологически и логически оправдана следующая структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Рассмотрим далее, как соотносятся эти единицы с различными речевыми жанрами.

Всякая пространная речь состоит из отдельных микрожанров, то есть речевых актов – действий, которые совершает говорящий при помощи слов. М.Бахтин называл такие жанры первичными. Это жанры прагматические или функциональные, т. е. выделенные на основании цели высказывания. Например, мы что-то обещаем (жанр обещания), кого-то порицаем (жанр порицания), что-то обосновываем (жанр обоснования), кому-то угрожаем (жанр угрозы). Всё, что мы говорим, подчинено какой-то цели, говорится для чего-либо, поэтому и предлагается членить речь на такие целевые блоки – речевые акты. Граница жанров – это граница смены наших установок. Вся речь состоит из последовательной смены микрожанров, из которых она состоит. Как правило, при работе над композицией ораторы оперируют более крупными функциональными единицами, чем микрожанры. Обычно выделяют обращение (зачин), подробное именование темы (вступление), повествование (историю вопроса), описание (положение дел на момент речи), доказательство (основная аргументация), опровержение (рассмотрение контрдоводов), воззвание (обращение к чувствам слушателей), заключение. Для того чтобы составить композицию своей будущей речи, необходимо придерживаться следующих правил.

1. Следует найти один главный признак деления темы на вопросы (пункты), а если нужно - на подпункты это зависит от основных стратегических способов изложения темы.

2. Вопросы должны раскрывать главную идею выступления.

3. Необходимо соблюдать непрерывность деления, то есть в речи не должно быть материала, не входящего в предполагаемые для рассмотрения вопросы.

4. Вопросы не должны пересекаться.

Важным требование к композиции выступления является – усиление воздействия на аудиторию. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал.

Ещё одно требование композиции – экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая самый необходимый материал. Обычно не рекомендуется выделять в основной части более пяти пунктов (информационных блоков), поскольку большее их количество может затруднить восприятие.

Основная часть

Процесс планирования выступления рекомендуется начинать с основной части, в которой излагается сама тема. Здесь излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается, если нужно, их правильность, слушатели подводятся к определённым выводам. На данном этапе следует придерживаться следующих правил:

1. Логическая последовательность и стройность изложения материала.

2. Расположение материала таким образом, чтобы он работал на основную идею речи, соответствовал намерениям оратора.

3. Обоснованность тезисов.

4. Непротиворечивость отдельных тезисов выступления друг другу.

5. Соблюдение принципа экономии, в соответствии с которым оратор должен излагать материал наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Последовательность изложения означает логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Логической считается такая последовательность, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. В некоторых случаях психологически оправдано нарушение такого хода изложения, чтобы сделать его более интересным и занимательным.

Организуя текст, следует также помнить о том, что разные тезисы оказываются иногда по-разному информационно нагружены. На некоторые тезисы приходятся информационные сгустки, на некоторые – минимальное количество информации. Это важно с точки зрения воздействия текста на слушателей. Очевидно, что речь, в которой подряд, один за другим идут важные тезисы, вносящие принципиально новую информацию, будет с трудом восприниматься слушателями, такая речь будет представлять слишком сильную нагрузку для мышления и памяти. Поэтому грамотный оратор (иногда непроизвольно) повторяет какие-то мысли, намеренно делает некоторые фрагменты речи менее информативными по сравнению с другими. В плане составления композиции можно чередовать сильно информационно нагруженные тезисы с менее нагруженными. Следует помнить также, что спорное положение является сильно информационно нагруженным, поскольку оно противоречит тому, что люди привыкли думать, а следовательно, сосредоточивает вокруг себя слишком много ассоциаций, которые, как правило, имеют вид контраргументов.

При составлении плана выступления следует придерживаться основных стратегических способов изложения темы:

1. Хронологический – этот способ уместен в речах повествовательного типа, когда идёт рассказ о событиях. Так, например, если темой речи является крах коммунистической идеологии в Восточной Европе, то хронологический способ организации материала предполагает, что речь пойдёт последовательно о событиях, изменивших облик Восточной Европы, начиная с 1989 года. Этот способ подачи может быть также и в речах описательного типа, когда, например, речь идет о какой-либо личности.

2. Пространственно-тематический – уместен в речах повествовательного и описательного типа, материал которых может быть разбит на подтемы. Так, в вышеупомянутой теме, пространственно-тематический способ организации предполагает, что речь последовательно пойдёт о том, что происходило с 1989 года в Польше, в Румынии, в Венгрии, В Советском Союзе. Или, если тема связана с современной музыкой, пространственно-тематическая стратегия предполагает, что речь пойдёт последовательно об отдельных направлениях современной музыки.

3. Причинно-следственный – уместен в речах объяснительного типа, когда необходимо показать причинно-следственную связь между событиями. Так, в речи о крахе коммунизма в Восточной Европе в соответствии с причинно-следственной стратегией уместно будет говорить, например, о последствиях плановой экономики, которые в итоге привели к экономическому кризису, о политических последствиях отсоединении от СССР ряда союзных республик. Данный способ возможен также и в речах убеждающего типа.

4. Проблемно-аналитический – уместен в речах объяснительного типа, посвящённых какой-либо достаточно сложной проблеме (общественно-политической или научной). В речах данного типа последовательно анализируются отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Речь о крахе коммунизма в Восточной Европе построить в соответствии с данной стратегией можно, если проанализировать такие аспекты этого события, как политический, экономический, культурный, этнический, религиозный и другие. Проблемно-аналитический способ отчасти напоминает причинно-следственный, но является более углублённым, предполагающим не простую констатацию причинно-следственной связи, но её анализ.

5. Способ сравнения и контраста – уместен в описательных и повествовательных речах, как элемент может встречаться и во всех видах агитационных речей. Иногда лучшим способом донести до аудитории информацию или убедить её в чём-либо является какое-то броское сравнение по сходству или по контрасту. Речь о крахе коммунизма в Восточной Европе в соответствии с этой стратегией можно построить на сравнении с путём постепенных реформ в Китае.

6. Наглядный способ – эффективен в информационных и убеждающих речах, когда надо произвести особенно сильное впечатление. В этом случае оратор идёт от примера к примеру. В речи, посвящённой краху коммунизма в Восточной Европе можно привести ряд наглядных примеров, свидетельствующих о произошедших там коренных преобразованиях. Этот способ хорошо работает в том случае, если уровень образованности аудитории не слишком высок.

Выбор стратегии организации материала зависит от ряда факторов: от характера материала, от цели и типа речи, от аудитории, от предпочтений оратора, от контекста ситуации. Иногда целесообразно сочетать в речи различные способы организации материала. Необходимо также обращать внимание на связки – тщательно продумывать переходы от одной части выступления к другой.