ТЕМА 5. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

Схема маркетингового исследования

 
Ее можно представить в следующем виде (рис. 4.2.):

 

1) На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. Цели могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, по­могающих выработать гипотезу; описательными, т.е. предусматривать описа­ние определенных явлений; и экспериментальные цели, т.е. предусматриваю­щие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение цен авиабилетов на 1000 руб. вызовет увеличение пассажи­ропотока на 10 %.

2) На втором этапе необходимо определить вид информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Различают первичные и вторичные данные.

Первичные данные - это информация, собранная впервые для каких-либо исследований.

Вторичные данные (кабинетная система исследования) - это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.

Исследователь обычно начинает со сбора вторичных данных. Их источниками могут быть: внутренние источники (отчеты фирм); издания государствен­ных учреждений; периодика, книги; коммерческая информация. Вторичные данные обходятся дешевле и более доступны, поэтому они являются отправной точкой исследования.

Когда для исследования недостаточно вторичных данных, прибегают к сбору первичных данных. Он включает в себя: методы исследования; орудия исследования; план составления выборки и способы связи с аудиторией.

1. Методы исследования включают:

а) наблюдение - последователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.

б) эксперимент. Экспериментальные исследования требуют отбора сопос­тавимых между собою групп субъектов, создания для этих групп разной обста­новки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий.

в) опрос - он наиболее удобен для проведения описательных исследова­ний. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п., а также для измерения прочности своего положения в глазах аудитории.

2. Орудия исследования. К ним относятся анкеты и механические устройства.

Анкета - это самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета, в первую очередь, способствует изучению запросов потребителей.

Традиционно методы изучения запросов потребителей, как и весь инструментарий маркетинга исследования рынка, базировались на тех же подходах, что используются в естественных науках: выборки и группировки, составление и обработка анкет, психоанализ, математическое моделирование. Но в естество­знании всегда имеют дело с величинами и факторами, которые можно количе­ственно измерить, или по совокупности каких-то данных поставить диагноз. В маркетинге же предстоит учитывать множество переменных величин, а также факторов, не поддающихся количественному измерению. Как, например, мож­но количественно определить индивидуальные вкусы, эмоции людей? Поэтому в рамках традиционного подхода к маркетингу всегда предполагалось, что нельзя точно предсказать потребителя, его нужды и запросы даже в самом не­далеком будущем. Поскольку производителю всегда необходимо какое-то вре­мя, чтобы изготовить товар или предложить услугу, то всегда есть риск, что се­годняшние результаты анализа потребительского спроса, нынешняя система предпочтений потребителя, завтра будет уже неверной, и затраты на маркетинг окажутся бессмысленными. Поэтому большое значение уделяется анкетам. Причем наиболее важную роль в ходе сбора первичной информации с помо­щью анкет играют построение и формулировка вопросов, обращенных к потре­бителю. Поэтому предварительная работа над анкетой не менее важна, чем спо­соб ее доставки адресатам. Так что предварительное испытание анкеты, полу­чение совета или заключения знающего специалиста в данной области не менее важно, чем полученные в результате обследования данные.

Необходимо помнить, что вопрос, который кажется совершенно ясным для того, кто спрашивает, Может вообще не иметь никакого смысла или иметь совер­шенно неожиданное значение для отвечающего.

Хотя анкета является самым распространенным орудием исследования, в маркетинговых изысканиях находят применение и разного рода механические устройства. Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальваномет­ры. Гальванометр фиксирует малейшие выделения пота, которыми сопровождает­ся эмоциональное возбуждение. Также применяются тахитоскопы, которые де­монстрируют опрашиваемому рекламные объявления от менее, чем 1/100 секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. Существуют также электронные устройства аудиметры, которые подключаются к телевизору в домах опрашиваемых и фиксируют обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.

3. План составления выборки.

Выборка - это сегмент населения, который должен олицетворять собой все население в целом. Поэтому исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы постав­ленным задачам. Для этого необходимо принять три решения:

1: кого опрашивать?

2: какое количество людей необходимо опросить?

3: каким образом следует отбирать членов выборки? Для этого, например, можно воспользоваться методом случайного отбора; можно отбор производить по признаку принадлежности к определенной группе, такой как возрастная группа, (т.е. типологическая группировка) и т.д.

4. Способы связи с аудиторией: а) интервью по телефону - лучший метод скорейшего сбора информации, б) анкета, рассылаемая по почте - это лучшее средство вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние интервьюера, в) личное интервью. Это самый универсальный и самый дорогой метод проведения опроса.

3) Третий этап - сбор информации. Это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. Здесь существуют 4 крупные проблемы:

1) некоторых опрашиваемых может не оказаться ни дома, ни на работе;

2) другие могут отказаться участвовать в опросе;

3) третьи могут отвечать пристрастно и неискренне;

4) пристрастным и неискренним может оказаться сам ведущий.

4) Четвертый этап - анализ собранной информации. Для этого рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рас­сеяния, т.е. вариацию признака. Обработка полученных данных проводится с по­мощью современных статистических методик и моделей принятия решения.

5) Заключительный 5 этап - представление полученных результатов. Ис­следователь не должен ошеломлять управляющих по маркетингу количеством и изощренностью используемых им статистических методик. Необходимо пред­ставить основные результаты, нужные руководству фирмы для принятия глав­ных, насущных маркетинговых решений. Исследование полезно в том случае, когда оно содействует уменьшению неопределенности, с которой столкнулись специалисты маркетинга.

 

Рынками называют сферу обмена, и по этой причине рынок не следует пу­тать с торговлей, как таковой.

Рынки бывают национальными, т.е. "рынок страны", мировой рынок - это совокупность национальных рынков различных государств. Если же рассмат­ривать международный обмен электронной аппаратурой, получим рынок дан­ного товара, внутри которого можно выделить: рынки видеомагнитофонов, пе­реносных кассетных магнитофонов, телевизоров и т.д.