Основные факторы микросреды функционирования предприятия
|
|
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
События в "среде поставщиков" могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами на предметы снабжения, т.к. их рост может повлечь за собой и рост цен на продукцию, выпускаемую фирмой.
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся: 1) Торговые посредники - это деловые фирмы, помогающие компании подыскать клиентов и/или непосредственно продавать им ее товары.
2) Фирмы - специалисты по организации товародвижения - помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения.
3) Агентства по оказанию маркетинговых услуг - это фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу, которые помогают компании точнее нацеливать и продвигать ее товары на подходящие для них рынки.
4) Кредитно-финансовые учреждения - это банки, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и/или страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров.
Клиентура. Она может выступать на пяти типах клиентурных рынков:
1) Потребительский рынок - это отдельные лица и семьи, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
2) Рынок производителей - это организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
3) Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
4) Рынок государственных учреждений - гос.организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
5) Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Конкуренты. Любая фирма сталкивается со многими конкурентами. Конкуренция - от латинского "concure" - бежать к цели - это соперничество между людьми в достижении цели. Цель конкурентов на рынке - приобретение покупателем именно их товара. Существуют следующие основные виды конкуренции:
1) Ценовая - наиболее простой и самый неэффективный вид конкуренции. Так как, снижая цену на свои товары, фирма провоцирует снижение цен на подобный товары другими фирмами-конкурентами, в результате чего снижается цена в целом по отрасли.
2) Скрытая ценовая - когда продукция более высокого качества продается по цене такой же, как у конкурирующей фирмы.
3) Функциональная - возникает из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному (отдых: кино, книги, спортивные мероприятия, т.д.).
4) Желания-конкуренты - т.е. желания, которые потребитель хочет удовлетворить (≈ на одинаковую сумму денег).
5) Товаро-родовая конкуренция, т.е. другие основные способы удовлетворения какого-либо желания (транспорт: велосипед, мотоцикл, автомобиль).
6) Товаро-видовая конкуренция - т.е. прочие разновидности одного и того же товара (3-х,5,10-скоростной велосипед).
7) Марки-конкуренты - т.е. разные марки одного и того же товара.
8) Незаконные методы конкуренции - выпуск товаров-имитаторов под марками известных фирм (Гонконг, Тайвань и др.).
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Различают четыре основных типа рынков или рыноч. структур:
1) Чистая (совершенная) конкуренция возникает при следующих условиях:
- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;
- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;
- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничении; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
- нет ограничений и на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
2) Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления других фирм в отрасль практически непреодолимы.
3) Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не представляют каких-либо трудностей. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары чем-то уникальными, хотя и взаимозаменимыми; развита неценовая конкуренция.
4) Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (нефтепереработка). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в, принятии решений о ценах на свою продукцию.
В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистический конкуренции (одежда, обувь, сфера услуг и т.д.), а также олигополии (автомобили, нефтепереработка). Совершенная же конкуренция и чистая монополия встречаются очень редко и скорее являются абстракциями, т.е. моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего, максимальную прибыль.
Контактные аудитории - это любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. Благотворная аудитория - группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер (например, спонсоры). Искомая аудитория - та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория - группа, интерес которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например, потребительские группы бойкота).
Любая фирма действует в окружении контактных аудиторий семи типов:
1) Финансовые круги - они оказывают влияние на способность фирмы обеспечивать себя капиталом. Основными являются банки, инвестиционные; компании, брокерские фирмы фондовой биржи, акционеры.
2) Контактные аудитории средств информации - это организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии, т.е. это газеты, журналы, радиостанции и телецентры;
3) Контактные аудитории государственных учреждений - руководство должно обязательно учитывать все, что происходит в государственной сфере. Деятели рынка фирмы должны откликаться на проблемы безопасности товаров, истины в рекламе, прав дилеров и т.п.,
4) Гражданские группы действий. Маркетинговые решения, принятые фирмой, могут вызвать вопросы со стороны организаций потребителей, групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств и т.п.
5) Местные контактные аудитории - это окрестные жители и общинные организации.
6) Широкая публика. Фирме необходимо следить за отношением широкой публики к своим товарам и своей деятельности, так как образ фирмы в глазах публики сказывается на ее коммерческой деятельности (пожертвования на благотворительные цели, разработка порядка рассмотрения претензий потребителей и т.п.).
7) Внутренние контактные аудитории - к ним относятся ее собственные рабочие и служащие, добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров. Когда рабочие и служащие хорошо настроены по отношению к собственной фирме, их позитивное отношение распространяется и на др. контактные аудитории
Корпоративная культура. Это понятие включает единую систему ценностей, норм и правил деятельности, передаваемую сотрудникам, которые должны ее соблюдать. Сюда входят временные понятия (ориентация фирмы на кратко или долгосрочную перспективу), гибкость рабочей среды (требования к внешнему виду, возможность отходить от правил, официальность и сотрудничество в отношениях с подчиненными и т.д., использования централизованной (децентрализованной) структуры управления (какое влияние на принимаемые решения оказывают руководители среднего уровня), уровень неформальных контактов (свободно ли общаются сотрудники друг с другом), выдвижение кандидатов на вакансии из собственной организации (пользуются ли сотрудники фирмы преимуществами при заполнении открывающихся вакансий).