Логистические звенья, цепи, сети

Любая логистическая система состоит из функционально обособленных звеньев, между которыми установлены определенные связи и отношения.

Звеном логистической системы называется функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими активностями.

Различают три основных типа звеньев логистических систем – генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им потоки. Кроме того, встечаются смешанные звенья, в которых комбинируются в различных сочетаниях три основных вышеуказанных типа звеньев.

В качестве звеньев логистические системы могут выступать производственные предприятия, их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации, транспортные предприятия, финансовые учреждения и т.д.

Отличительными особенностями звеньев логистической системы являются:

- различные формы собственности и организационно-правовые формы;

- различия в характере и целях функционирования;

- различная технология, оборудование, потребляемые ресурсы;

- рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой тарритории;

- зависимость результатов деятельности от смежных звеньев;

и другие.

 

Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество конкретизированных субъектов (подразделений, физических и/или юридических лиц, (производителей, посредников, складов общего пользования и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от одного логистического звена до другого (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (в случае непроизводственного или личного потребления).

В простейшем случае, когда логистическая система характеризуется как система с прямыми связями, логистическая цепь состоит из поставщика и потребителя. В более сложных случаях при функционировании эшелонированных логистических систем рассматриваемая цепь может иметь древовидную структуру или вид ориентированного графа с циклами (гибкая логистическая система).

По сути, логистические цепи представляют собой взаимосвязанные пути движения материальных, информационных, денежных и иных потоков.

При системном подходе логистические структуры являются объединением многих логистических цепей: технологических, организационных, управляющих, которые соединяют все звенья не только в сфере обращения на этапах материально-технического обеспечения предприятия и реализации готовой продукции, но и в процессе производства.

Чтобы наглядно представить организационную структуру логистических систем, между логистическими звеньями протягивают логистические цепи.

В настоящее время при формировании логистических цепей выделяют следующие звенья:

1. Поставщики материальных потоков.

2. Оптовые базы, склады и пункты торговых, транспортных и других
посреднических структур, преобразующих материальные потоки на стадии закупки.

3. Оптовые базы, склады и перевалочные пункты в местах производства продукции.

4. Оптовые базы, склады и перевалочные пункты для физического распределения и отправки готовой продукции.

5. Оптовые базы, склады и перевалочные пункты торговых,
транспортных и других посреднических структур, преобразующих
материальные потоки на пути доставки готовой продукции потребителям.

6. Потребители материальных потоков.

В процессе формирования логистических цепей и при оценке данной деятельности большое значение имеет показатель — коэффициент звенности товародвижения.

Коэффициент звенности товародвижения представляет собой среднее число звеньев, которое проходит материальный поток при движении от производителя к конечному потребителю.

Обобщенно коэффициент звенности показывает, сколько раз товар был продан в сфере обращения.

Различают два вида коэффициента звенности материалопотоков.

- торгово-организационный.

- складской.

Торгово-организационный коэффициент звенностирассчитывается как отношение валового товарооборота предприятия или торговой системы (Ов) к чистому товарообороту (Оч) за определенный период.

На величину коэффициента звенности влияет изменение объема запасов, причем не только в оптовых ( З опт), но и в розничных ( З розн) звеньях.

Изменение запасов в оптовых звеньях учитывается только в валовом товарообороте, а в розничных звеньях - как в валовом, так и в чистом товарообороте. При этом товарооборот следует уменьшить на сумму уменьшения запасов или увеличить на сумму их увеличения.

Коэффициент звенности определяется по следующей формуле:

Ов ± Зопт ± Зрозн

Кзв= Оч ± Зрозн (1)

Коэффициент звенности влияет на эффективность организационной структуры логистической системы. Его уменьшению способствуют прямые связи между производством и потреблением. Чем меньше торговых посредников, тем меньше величина коэффициента звенности.

Складской коэффициент звенностиотражает количество трансформационных пунктов (баз, складов, магазинов, перевалочных пунктов), которое проходит материальный поток до конечного потребителя. В последнем случае рассчитывается также коэффициент перегрузки.

В логистике коэффициент перегрузки представляет собой среднее количество операций, произведенное с каждой физической единицей груза (тонна, штука) в процессе выполнения перегрузочных работ.

Коэффициент перегрузки определяется путем деления суммы тонно - или штукоопераций на количество физических тонн (штук). При этом сумма тонно - (штуко-) операций представляет собой законченное перемещение единицы груза (тонны, штуки) с транспорта на транспорт, с транспорта на склад, и со склада на транспорт от поставщика до потребителя.

Коэффициент перегрузки является качественным показателем перегрузочных работ. Чем он меньше, тем рациональнее организованны эти работы.

На эффективность логистических цепей оказывает влияние как внешние, так и внутренние факторы. Среди внутренних факторов, поддающихся управлению, можно выделить следующие:

- Инфраструктура предприятия.

- Методы и формы управления людскими ресурсами и квалификация персонала.

- Технология производства и перемещения материальных потоков.

- Система материально-технического обеспечения предприятия и сбыта готовой продукции.

- Взаимозависимость и согласованность материальных, информационных, денежных, энергетических и других потоков.

Логистической сетью называется множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им финансовым и информационным потокам в рамках данной логистической системы.

Пример логистической сети представлен на рис. 6

 

 

Рис. 6 Пример логистической сети