ОТ АВТОРОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов
Глава I. Значение музыки в воспитании детей(О. П. Радынова)
§ I. Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей
§ 2. Характеристика музыкальных способностей
§ Развитие у детей музыкальных способностей
§ Развитие способностей в музыкальной деятельности
§ Контроль за развитием музыкальных способностей
§ Формирование основ музыкальной культуры детей (А. И. Катинене)
Глава II. Методы и приемы музыкального воспитания детей (О. П. Радынова)
§ 1. Педагогические методы
§ 2. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания
§ 3. Музыкально-дидактические игры и пособия
Глава III. Музыкальная деятельность детей
§ 1. Виды музыкальной деятельности (О. П. Радынова)
§ 2. Особенности музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова, А. И. Катинене)
Глава IV. Развитие у детей музыкального восприятия (О. П. Радынова)
§1. Характеристика музыкального репертуара
§ 2. Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия
Глава V. Детское музыкальное исполнительство
§ 1. Пение (А. И. Катинене)
§ 2. Ритмика (музыкально-ритмические движения) (М. Л. Палавандишвили)
§ 3. Игра на детских музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Глава VI. Детское музыкальное творчество
§1. Песенное творчество (А. И. Катинене, О. П. Радынова)
§ 2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество (М. Л. Палавандишвили)
§ 3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Глава VII. Музыкально-образовательная деятельность (А. И. Катинене, О. П. Радынова)
§ 1. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей
§ 2. Методы и приемы формирования знаний о музыке
Глава VIII. Формы организации музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова)
§ 1. Общая характеристика
Глава IX. Занятия (О. П. Радынова)
§ 1. Виды музыкальных занятий
§ 2. Занятия индивидуальные и по подгруппам
§ 3. Фронтальные занятия
Глава X. Музыка в повседневной жизни детского сада (М. Л. Палавандишвили)
§ 1. Роль и место музыки в быту детского сада
§ 2. Музыка и физкультура
§ 3. Музыка и развлечения
§ 4. Музыка и праздник в детском саду
Глава XI. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей(О. П. Радынова)
§ 1. Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя
§ 2. Функции музыкального руководителя и воспитателя
Словарь музыкальных терминов
Литература
Музыкальное воспитание детей в семье (А. И. Катинене, О. П. Радынова)
§ 1. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
§ 2. Задачи музыкального воспитания детей в семье. Используемый репертуар
§ 3. Методы обучения в семье
§ 4. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
ОТ АВТОРОВ
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.
В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, чтобы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.
Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.