ОТ АВТОРОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов

 

Глава I. Значение музыки в воспитании детей(О. П. Радынова)

§ I. Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей

§ 2. Характеристика музыкальных способностей

§ Развитие у детей музыкальных способностей

§ Развитие способностей в музыкальной деятельности

§ Контроль за развитием музыкальных способностей

§ Формирование основ музыкальной культуры детей (А. И. Катинене)

 

Глава II. Методы и приемы музыкального воспитания детей (О. П. Радынова)

§ 1. Педагогические методы

§ 2. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

§ 3. Музыкально-дидактические игры и пособия

 

Глава III. Музыкальная деятельность детей

§ 1. Виды музыкальной деятельности (О. П. Радынова)

§ 2. Особенности музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова, А. И. Катинене)

 

Глава IV. Развитие у детей музыкального восприятия (О. П. Радынова)

§1. Характеристика музыкального репертуара

§ 2. Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия

 

Глава V. Детское музыкальное исполнительство

§ 1. Пение (А. И. Катинене)

§ 2. Ритмика (музыкально-ритмические движения) (М. Л. Палавандишвили)

§ 3. Игра на детских музыкальных инструментах (О. П. Радынова)

 

Глава VI. Детское музыкальное творчество

§1. Песенное творчество (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество (М. Л. Палавандишвили)

§ 3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах (О. П. Радынова)

 

Глава VII. Музыкально-образовательная деятельность (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 1. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей

§ 2. Методы и приемы формирования знаний о музыке

 

Глава VIII. Формы организации музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова)

§ 1. Общая характеристика

 

Глава IX. Занятия (О. П. Радынова)

§ 1. Виды музыкальных занятий

§ 2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

§ 3. Фронтальные занятия

 

Глава X. Музыка в повседневной жизни детского сада (М. Л. Палавандишвили)

§ 1. Роль и место музыки в быту детского сада

§ 2. Музыка и физкультура

§ 3. Музыка и развлечения

§ 4. Музыка и праздник в детском саду

 

Глава XI. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей(О. П. Радынова)

§ 1. Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя

§ 2. Функции музыкального руководителя и воспитателя

 

Словарь музыкальных терминов

Литература

 

 

Музыкальное воспитание детей в семье (А. И. Катинене, О. П. Радынова)

§ 1. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

§ 2. Задачи музыкального воспитания детей в семье. Используемый репертуар

§ 3. Методы обучения в семье

§ 4. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

 


ОТ АВТОРОВ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, чтобы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.

Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.