Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал, называется памятью.

К свойствам внимания относят распределение, объем, концентрацию, устойчивость и переключаемость. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве или параллельно выполнять несколько различных действий. Переключаемость внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действие).

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта – это образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);

в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.).

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного.

Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Примером схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Форма синтеза образов воображения, предполагающая «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей, называется агглютинацией. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.). Она используется также в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки; аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).

3.6. Внимание

 

Внимание не является процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности – ее динамики. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных предметах и явлениях при одновременном отвлечении от всего остального.

Внимание – сложное психическое явление, выполняющее функцию отбора и удержания. Сущность внимания проявляется в отборе значимых воздействий и игнорировании других. Наряду с функцией отбора, выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель.

В современной психологической науке принято выделять несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

1. Непроизвольное. Не требует волевого усилия. Вызывается новизной, необычностью объекта, его значимостью для человека.

2. Произвольное. Функционирует за счет волевого усилия.

3. Послепроизвольное. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Послепроизвольное внимание совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

Основная функция — наиболее интенсивная и плодотворная деятельность, высокая производительность.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный процесс. К основным свойствам внимания относятся:

концентрация (способность сосредоточиваться на главном);

объем (определяется количеством однородных предметов, воспринимаемых одновременно как правило – 6-8 объектов);

распределение (способность внимания распределяться между однородными действиями (объектами), если они составляют компоненты единой деятельности);

переключение (преднамеренный и сознательный переход от одной деятельности к другой);

устойчивость (способность задерживаться на восприятии одного объекта);

отвлекаемость (непроизвольный переход внимания от одного объекта к другому).

 

3.7. Виды, уровни, закономерности памяти

 

Память – это форма отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, активации, воспроизведении и забывании информации. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, оно включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом.

 

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Различают следующие процессы памяти:

– запоминание представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;

– сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

– воспроизведение, т.е. активизация закрепленного ранее содержания психики, которое актуализируется в таких формах как узнавание, воспоминание, припоминание);

По уровням память подразделяется на:

– сенсорную (мгновенную);

– кратковременную; Запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия называется кратковременной памятью.

– оперативную; Планы и программы своей будущей деятельности человек хранит в долговременной памяти. В долговременной памяти хранятся знания, придающие смысл нашему непосредственному существованию, например, знания о законах, устройстве мира и о свойствах объектов; наши представления о людях, самих себе, социальных нормах и жизненных ценностях; планы и программы будущей деятельности и др.

– долговременную.

Выделяют так же виды памяти:

– наглядно-образную память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы;

– словесно-логическую память, то есть память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами, получаемой в словарной форме информации;

– двигательную память –память на движения;

– эмоциональную память – память на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. Логическая (смысловая) памятьпредставляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Индивидуальные особенности памятипроявляются в таких характеристиках, как:

– объем, отражающий количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизво­димой человеком информации;

– быстрота, т.е. способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования;

– точность, т.е. характеристику памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание;

– готовность, представляющую собой важнейшую характеристику памяти, свидетельствующую о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию;

– длительность, свидетельствующую о ее способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию (в связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память: кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия; долговременная память – это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения; оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека – в частности.