Реляционная модель данных
Классификация документов
Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на два класса:
- документы по общим и административным вопросам (вопросы общего руководства предприятием и его деятельностью). Такие документы могут составлять работники всех подразделений.
- документы по функциям управления. Эти документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, планирования, снабжения и сбыта и т.д.
Все документы также подразделяются на следующие группы:
по способу документирования
ü рукописные;
ü машинописные (электронные);
ü графические;
ü кино-, фотодокументы.
по сфере использования
ü организационно-распорядительные;
ü финансовые;
ü научно-технические;
ü отчетно-статистические.
по содержанию
ü простые;
ü сложные.
по месту составления
ü входящие;
ü исходящие;
ü внутренние.
по степени гласности
ü открытые;
ü с грифом ограничения доступа («для служебного пользования» - информация, предназначенная только для работников данного предприятия; «коммерческая тайна» - информация, разглашение которой может нанести ущерб ее обладателю; «секретно» - информация, составляющая государственную тайну).
по происхождению
ü официальные или служебные (составленные юридическим или физическим лицом и оформленные в установленном порядке документы, отражающие интересы предприятия);
ü личные (затрагивающие интересы определенного лица, именные документы).
по юридической силе
ü оригиналы или подлинники (первые или единственные экземпляры официальных документов, подписанные автором);
ü копии (документы, полностью воспроизводящие информацию подлинников и все его внешние признаки, не имеющие юридической силы);
ü заверенные копии (копии с необходимыми реквизитами, придающими им юридическую силу);
ü выписки (части документа с указанием , из какого документа сделана выписка, заверенные должностным лицом и печатью);
ü дубликаты (повторные экземпляры подлинника документа, имеющие такую же юридическую силу, как и подлинник) - выдаются при утере или уничтожении подлинника.
по форме изложения (степени унификации)
ü индивидуальные (разовый документ, содержание которого излагается в произвольной форме);
ü трафаретные (когда структура и часть содержания документа заранее подготовлены, а другая часть заполняется при его составлении);
ü типовые (документы, описывающие стандартные процессы и явления- типовые инструкции);
ü примерные (используются для составления и оформления документов по аналогии);
ü унифицированные (входящие в какую-либо унифицированную систему документации).
по срокам исполнения
ü срочные (с указанием срока исполнения);
ü несрочные.
по срокам хранения
ü временного хранения (до 10 лет);
ü долговременного хранения (свыше 10 лет);
ü постоянного хранения.
Неотъемлемой частью современных информационных систем являются базыданных, для поддержки которых требуется некоторый организационный метод, или механизм. Такой механизм называется системой управления базами данных (СУБД).
База данных (БД) – организованная в соответствии с определенными правилами совокупность данных, характеризующая состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Система управления базами данных (СУБД) – программная система, предназначенная для создания и хранения базы данных, предоставления к ней санкционированного доступа, а также для поддержки функций администратора базы данных.
Ключевую роль при обеспечении эффективного хранения данных играют методы поддержания логических связей между данными. По способам организации связей выделяют следующие логические модели данных:
· иерархическая;
· сетевая;
· реляционная;
· многомерная.
Рассматриваемая в настоящем учебном пособии СУБД Firebird, как и подавляющее большинство современных СУБД, относится к реляционным системам.
В этой главе излагаются основные понятия и принципы организации реляционных БД, а также описываются базовые подходы к проектированию
реляционных БД. Используется понятие реляционной модели данных, рассматриваются структурные составляющие модели, кратко описываются процессы нормализации отношений и проектирования реляционных БД на логическом и физическом уровнях. Кроме этого, в данной главе приводятся особенности организации работы с БД в архитектуре «клиент-сервер».