Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем

Лекция. Введение. Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем

Обзор некоторых программ распознавания и синтеза звучащей речи

Dragon Naturally Speaking – это мировой лидер в программном обеспечении по распознаванию человеческой речи. Программа дает большие возможности при использовании компьютера. Пользователь может диктовать тексты в микрофон, и программа будет писать их сама, например, в текстовом процессоре.

Программные решения синтеза русской и английской речи, а также программные комплексы распознавания английской речи предлагаются следующими компаниями:

Sakrament TTS (Text-to-Speech) Engine – система нового поколения, осуществляющая качественный речевой синтез. Она может использоваться как отдельное приложение для озвучивания электронных текстов, в качестве речевого движка для других приложений, а также для интеграции с различными информационными системами.

Sakrament ASR Engine – разработка компании «Сакрамент», осуществляющая высокоточное распознавание речи на различных платформах. Технология распознавания речи используется при создании средств речевого управления – программ, управляющих действиями компьютера или другого электронного устройства с помощью голосовых команд, а также при организации телефонных справочных и информационных служб. Программа рассчитана на применение в различных аппаратных системах и программных приложениях, использующих технологии распознавания речи, таких как: IVR-системы, мобильные электронные устройства, бытовая техника и т.д. Sakrament ASR Engine может быть легко перенесена на любую существующую программную или аппаратную платформу, а также настроена под конфигурацию любого приложения.

 

План лекции:

1. Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем

2. Принципы создания, классификация и этапы развития экономических информационных систем

3. Состав и структура элементов экономических информационных систем

4. Методологические основы построения экономических информационных систем

 

Экономика страны, ее отрасли и первичные хозяйствующие объекты могут рассматриваться как экономические системы (ЭС), характеризующиеся большим количеством включаемых в них элементов, сложной структурой, а также наличием множества внутренних и внешних взаимосвязей между ними.

В состав ЭС входят трудовые, природные, материально-вещественные, информационные и другие ресурсы. Характерными чертами ЭС прежде всего являются: преобразование ресурсов в материальные блага, непременное участие человека в производстве, непрерывное развитие этих систем, соизмерение затрат и результатов в процессе их функционирования.

ЭС присущи следующие основные свойства:

v Сложность структуры, обусловленная одновременным функционированием нескольких различных иерархических структур, взаимодействие между которыми не сводится к простым отношениям иерархического соподчинения. Например, структуры административно-производственного управления на предприятии, территориально-регионального и производственного управления и т.д.

v Специфические особенности природы экономических процессов и явлений, выражающиеся во взаимодействии объективных и субъективных факторов. Например, человек является элементом производственных сил и в то же время носителем производственных отношений.

v Свойства целостности системы (эмерджентные свойства), т.е. такие, которые не сводятся к свойствам ее элементов (подсистем), рассмотренным отдельно, вне системы, и не выводятся из них. Например, ни одно из подразделений не может выпускать продукцию, изготавливаемую всем предприятием.

v Сложность информационных процессов, обусловленная многочисленными связями между управляющей и управляемой подсистемами.

v Множественность целей, которые могут не совпадать с целями отдельных подсистем. Например, одним из показателей эффективности работы аппарата управления являются расходы, связанные с его содержанием. Но малочисленный аппарат управления при незначительных расходах на его содержание не обеспечивает эффективного управления предприятием, что ухудшает технико-экономические показатели работы предприятия

v Динамичность процессов, имеющих стохастический характер (урожайность культур, расход сырья на изготовление продукции и т.д.).

Для обеспечения нормального функционирования любой экономической системы необходимо управлять отдельными ее элементами и системой в целом.

Управление призвано обеспечить достижение экономической системой заданных целей. Такими целями могут быть:

o Обеспечение устойчивости функционирования

o Сохранение или приобретение системой тех или иных качественных особенностей

o Выполнение заданной программы действий.

Систему, обеспечивающую реализацию процессов управления, обычно называют системой управления. Для ее функционирования характерно наличие управляющей подсистемы (субъекта управления). Подсистема представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное слежение за деятельностью объекта управления и осуществляющих его приведение к заданному режиму функционирования.

Объектами управления в экономике могут выступать различные экономические системы, к которым можно отнести государственные и торговые организации, коммерческие учреждения, объединения и фирмы. С позиции кибернетики их функционирование осуществляется путем информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой по различным каналам связи.

 
 

 


Управляющая подсистема получает и обрабатывает информацию X о состоянии управляемого объекта (обратная связь) в заданный момент времени и , располагая целью управления и правилами принятия решений, вырабатывает управляющее воздействие Y 9прямая связь). В результате этого воздействия объект управления изменяет свое состояние, что фиксируется управляющей подсистемой. На параметры объекта управления в каждый фиксированный момент времени оказывают влияние внешняя среда и предшествующее состояние его элементов. Общие закономерности и особенности процессов управления экономическими системами наглядно представлены на схеме технологии управления

 
 

 


На первом этапе процесса управления осуществляются сбор и накопление информации о состоянии управляемого объекта.

На втором этапе происходит переработка информации для получения необходимых решений на основе анализа заданных критериев цели (эффективности) функционирования объекта управления. Совокупность логических и вычислительных действий, выполняемых в процессе выработки управляющих воздействий, называют алгоритмом управления.

Третий этап. Предусматривает выдачу и доведение до управляемого объекта управляющих предписаний, команд или командной информации.

Для организации управления экономической системой характерны следующие закономерности.

1. Управление осуществляется путем сбора, обработки и анализа информации.

2. Управление осуществляется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на основе информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия. Прямая связь задает цели и параметры функционирования объекта управления, обратная связь отражает параметры его фактического состояния в заданный момент времени. При этом система управления находится во взаимодействии с внешней средой, т.н. с многочисленными объектами экономики.

3. Управление, рассматриваемое как совокупность целенаправленных действий, может быть реализовано лишь тогда, когда система располагает целью управления и правилами принятия решений в тех или иных ситуациях. Для экономических систем их поведение определяется обычно не одной, а несколькими целями. Если множество целей частично упорядочено по их важности, то при функционировании системы учитываются сначала наиболее важные из них, а затем менее значимые.

Рассмотренные закономерности управления в сложных экономических системах предопределяют тот факт, что для генерации (выработки) в них эффективных управляющих воздействий необходимы, с одной стороны, создание соответствующих алгоритмов управления, а с другой – переработка значительных объемов разнообразной информации.

Именно этим вызвано широкое развитие работ по созданию экономических информационных систем (ЭИС), базирующихся на применении разнообразных экономико-математических методов и моделей, используемых для моделирования управленческих процессов и средств вычислительной техники и программного обеспечения, обеспечивающих оперативную и достоверную обработку всей необходимой информации в интересах достижения поставленных целей.

ЭИС - это совокупность различных средств (информационных, программных, технических, организационных и др.), предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации в целях оптимизации принятий решений, в результате которых снижается непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

При этом под оптимизацией понимается выбор того или иного варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечивающего качество управления.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

o Полнота и достоверность информации для реализации функции управления;

o Своевременность преставления информации;

o Обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;

o Экономичность обработки информации, т.е. затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;

o Адаптивность к изменяющимся информационным потребностям.

Задачи, решаемые в ЭИС, обуславливаются целями и условиями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются сложные проблемы управления в экономике:

v Непрерывность и динамичность принятия решений;

v Многовариантность расчетов;

v Обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

v Организация сплошного комплексного учета и экономического анализа данных.

2. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Рассмотренные ранее свойства экономических систем обус­ловили необходимость применения при создании ЭИС соответ-cтвующих принципов.

Первым и основополагающим из них является принцип сис­темного подхода. Суть его состоит в том, что каждое явление расcматривается и оценивается во взаимосвязи с другими. При этом все составные элементы системы и происходящие в ней процессы взаимно увязываются с учетом как внутренних, так и внешних Факторов.

Системный подход сосредоточивает внимание на объекте как на едином целом, а не на частях, взятых отдельно. Системный подход связан с общей активностью системы во имя достижения единой цели независимо от происходящих изменений только в одной или некоторых из ее частей. При таком подходе в процессе создания любой ЭИС выполняются следующие этапы:

• определение целей системы;

• выработка требований к системе, т.е. границ объекта управления;

• определение функциональных подсистем, их структуры и задач в общей системе управления;

• выявление и анализ связей между подсистемами;

• установление порядка функционирования всей системы в целом и ее динамики.

Принцип системного подхода не только является основополагающим при создании ЭИС, но и в значительной степени влияет на другие рассмотренные ниже принципы, предопределяя их . успешную реализацию.

Принцип решения новых задач означает, что эффективность ЭИС повышается при решении задач, которые при традицион­ной ручной технологии управления невозможно решить или можно решить с недостаточной точностью. К числу этих задач относятся задачи оптимизации, а также задачи, решаемые вручную приближенно и по упрощенной методике.

Принцип первого руководителя состоит в том, что разработку и внедрение ЭИС нужно проводить под непосредственным руководством первого руководителя объекта. Отечественная и зару­бежная практика свидетельствует, что всякая попытка передове­рить дело создания ЭИС второстепенным лицам неизбежно при­водит к тому, что система не дает ожидаемого эффекта.

Согласно принципу непрерывного развития системы при про­ектировании ЭИС необходимо предусмотреть возможность быстро реагировать на возникновение новых задач управления и совершенствовать уже внедренные задачи в процессе изменения объекта.

Принцип согласованности пропускных способностей отдельных частей системы означает необходимость достижения такого ус­ловия, при котором пропускная способность каждого последую­щего звена должна быть не меньше пропускной способности пре­дыдущего звена.

Принцип типизации предполагает максимальное использова­ние при создании ЭИС экономически оправданных практикой типовых проектных решений.

В соответствии с принципом автоматизации документооборо­та следует автоматизировать не только расчеты, но и оформле­ние документов, сбор и передачу исходных данных и результатов расчетов.

При создании ЭИС важно иметь в виду принцип однократнос­ти ввода данных в ЭВМ, согласно которому многократное исполь­зование любого рода однородных сведений при решении задач не должно приводить к повторному вводу данных.

Кроме этих основных принципов при разработке ЭИС руко­водствуются также принципами координации усилий разработчика и заказчика, единства дальних и ближних целей создания ЭИС, гиб­кости разработки различных средств, предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации.

Для большинства ЭИС особое значение имеет проблема на­дежности и живучести системы. ЭИС должна обладать способ­ностью компенсировать последствия нарушений и повреждений отдельных элементов системы.

Создаваемые и функционирующие ЭИС могут значительно отличаться характером и объемом решаемых задач, типами объ­ектов управления и рядом других признаков. В основу классифи­кации ЭИС можно положить следующие признаки:

• уровень действия (государственные, региональные, муниципальные, системы объединений, предприятий или фирм);

• сфера применения или предметная область (бухгалтерские, статистические, налоговые информационные системы и т.д.);

• степень интеграции (многоуровневая или корпоративная);

• назначение или характер объектов управления (административное, производственное, социальное и др.);

• степень автоматизации (ручные, автоматизированные и автоматические);

• способ обработки информации (централизованная, децентрализованная и др.);

• характер получаемой информации (информационно-справочная, информационно-советующая, управляющая).

Обобщенная характеристика ЭИС предприятия или фирмы в разные периоды времени в зависимости от состава решаемых задач и цели ее применения представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

 

Период времени Состав решаемых задач Характер информационной системы Цель применения
1960-1970 гг. Трудоемкие част­ные задачи Информационная система обработки данных Сокращение тру­доемкости обра­ботки данных
1970-1980 гг. Комплексы задач в различных сферах применения (учет­ных и других) Информационная система комплекс­ной обработки данных Универсализация и стандартизация процедур обработ­ки данных
1980-1990 гг. Задачи по управ­лению текущей и оперативной дея­тельностью Управленческая информационная система Выработка наибо­лее рационального решения
1990 г. по настоящее время Решение задач, связанных с прог­нозированием и принятием управ­ленческих реше­ний Стратегическая информационная система, система поддержки приня­тия решений Разработка страте­гии развития эко­номических объ­ектов

 

Первые информационные системы появились в начале 1960-х гг. с началом широкого применения первых серийных ЭВМ отечественного производства. Они были предназначены для решения отдельных частных задач, что приводило к сокраще­нию трудоемкости обработки данных.

В 1970-е гг. начали решаться комплексы задач в различных областях экономики (например, плановые, бухгалтерские, ста­тистические и др.). Для этого потребовались более совершенные технические средства многофункционального назначения, про­граммное обеспечение (пакеты прикладных программ) стали разрабатывать для определенного класса задач, что позволило унифицировать и стандартизировать процесс обработки данных. Работы в области автоматизации управления носили экспери­ментальный характер и проводились разрозненно.

В 1980-х гг. концепция использования информационных сис­тем сместилась в сторону комплексного решения задач управле­ния текущей и оперативной деятельностью предприятий или фирм, позволяющих выработать наиболее рациональное реше­ние. Этот период характеризуется массовым внедрением управ­ленческих информационных систем для различных звеньев орга­нов управления экономикой страны, чему предшествовала разра­ботка типовых проектных решений.

К началу 1990-х гг. с переходом к рыночной экономике харак­тер использования информационных систем вновь изменяется в связи с автоматизацией функций прогнозирования и комплекс­ной поддержки принятия решений, а также с появлением новых методов управления на основе реинжиниринга и экспертных систем.

ЭИС становятся стратегическим источником информации для развития производственных и коммерческих объектов в раз­личных сферах деятельности. Таким образом, информационные системы этого периода, представляя вовремя нужную информа­цию, носят стратегический характер, обеспечивающий конку­рентное преимущество в развитии различных хозяйствующих объектов.

Развитие информационных систем на современном этапе связано с разработкой интегрированных (многоуровневых и кор­поративных) систем управления различными экономическими объектами.

3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В процессе исследования и разработки ЭИС необходимо выделять отдельные ее части и элементы с целью учета особенностей их использования на этапах создания и эксплуатации. В соответствии с этим выделяют функциональную и обеспечивающую части ЭИС. Состав этих частей регламентируется ГОСТом и другими руководящими и методическими материалами по созданию ИЭС.

Функциональная часть ЭИС, реализующая экономико-организационную модель управления объектом, состоит из комплекса административных, организационных и экономико-математических методов, обеспечивающих решение задач планирования, учета и анализа показателей для принятия управленческих ре­шений.

Функциональная часть содержит ряд подсистем, конкретный ос гав которых зависит от особенностей той или иной ЭИС. Эти подсистемы выделяются в соответствии с конкретными целями и включают в себя комплексы или конкретные задачи, решаемые в процессе функционирования ЭИС.

Обеспечивающая часть ЭИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определенного вида, состоящих из ин­формационного, лингвистического, технического, программно-> математического, организационного, правового и эргономи­ческого обеспечения.

Информационное обеспечение ЭИС включает в себя систему классификации и кодирования информации, систему норматив­но справочной документации, оперативную документацию, систему организации, ведения, хранения, внесения изменений в нормативную документацию, а также массивы данных на технических носителях. Всю информацию ЭИС подразделяют на входную, выходную и промежуточную. Входную информацию составляют исходные данные для решения задач ЭИС, в том числе первичные, нормативно-справочные и промежуточные. Выходная информация представляет результат решения задач и используется для реше­ния других задач ЭИС как входная.

Входная и промежуточная информация составляет информа­ционную базу ЭИС, которая содержит данные, необходимые для управления объектом, и призвана обеспечивать регулярную и эффективную реализацию функций ЭИС.

При разработке информационного обеспечения выполняют­ся следующие основные работы: предпроектное обследование, разработка технического и рабочего проектов, подготовка норма­тивно-справочной информации (НСИ) и формирование инфор­мационной базы ЭИС.

Исходными данными для создания информационного обес­печения ЭИС являются материалы предпроектного обследова­ния, содержащие сведения о существующей системе управления, системе документооборота, действующих классификаторах, тех­нико-экономической информации, нормах и нормативах, систе­ме первичных документов, а также требования к системе кодиро­вания, классификации и информационной базе, определяемые задачами управления.

Лингвистическое обеспечение ЭИС представляет собой сово­купность языковых средств, используемых в ЭИС, а также пра­вил формализации естественного языка при общении персонала с вычислительными средствами в целях повышения эффектив­ности машинной обработки информации. Лингвистическое обеспечение призвано облегчить общение человека с ЭВМ.

Лингвистическое обеспечение ЭИС содержит следующие элементы:

• информационные языки для описания структурных единиц информационной базы ЭИС (документов, показателей, реквизи­тов и др.);

• языки управления и манипулирования данными информа­ционной базы ЭИС;

• языковые средства информационно-поисковых систем;

• языковые средства систем автоматизации проектирования ЭИС;

• диалоговые языки специального назначения и другие языки;

• системы терминов и определений, используемые в процессе разработки и функционирования ЭИС.

Техническое обеспечение ЭИС включает весь комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехнику и др.), обеспечивающих работу ЭИС. Центральное место среди всех технических средств занимает ЭВМ.

Структурными элементами технического обеспечения являются технические средства, методические и руководящие материалы, техническая документация и персонал.

В состав технических средств включаются средства сбора и регистрации информации, ввода, обработки и вывода информации, подготовки данных, средства передачи данных и линии связи, средства диспетчеризации и устройства автоматического съема информации, средства оргтехники и другое вспомогательное оборудование.

Методические и руководящие материалы делятся на следующие три части: общесистемные методические материалы, специализированные руководящие технические материалы и нормативно-справочные документы. В состав общесистемных методических материалов входят государственные и отраслевые стандарты, относящиеся к техническому обеспечению ЭИС, а также ГОСТы единой системы конструкторской и технической документации. В состав специализированных руководящих технических материалов входит комплекс взаимоувязанных методик по всем этапам разработки комплекса технических средств (предварительный выбор, выбор средств сбора и регистрации данных, средств обработки и накопления информации, средств представления данных и др.). В состав персонала включаются разработчики периферийных средств, систем телеобработки данных, организационно-технического обеспечения, смежных частей проекта, а также монтажно-наладочный, эксплуатационный и обслуживающий персонал.

Программное обеспечение ЭИС представляет собой совокуп­ность программ, позволяющих осуществлять функционирование комплекса технических средств и реализующих решение задач в различных ЭИС.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.

К общесистемному программному обеспечению относятся операционные системы вычислительного комплекса, предназна­ченные для расширения функциональных возможностей ЭВМ, автоматизации планирования очередности вычислительных ра­бот, контроля и управления процессом обработки данных, а так­же автоматизации работ программистов.

Специальное программное обеспечение представляет систе­му программ в целях реализации необходимых функций управле­ния в рамках разрабатываемой ЭИС математических и организа­ционных моделей. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию и обработку данных.

Инструктивно-методические материалы являются техничес­кой документацией по программному обеспечению.

Математическое обеспечение ЭИС включает совокупность ма­тематических методов, моделей и алгоритмов для решения задач управления и обработки информации. Математическое обеспе­чение делится на средства математического обеспечения, техни­ческую документацию, персонал и методы выбора математичес­кого обеспечения ЭИС.

К средствам математического обеспечения относятся сред­ства моделирования процессов управления, типовые задачи уп­равления, методы многокритериальной оптимизации, методы математического программирования, методы математической статистики, методы теории массового обслуживания и др.

Техническая документация по данному виду обеспечения ЭИС содержит описание задач, задание на алгоритмизацию, эко­номико-математическую модель задачи, тестовый и контроль­ный примеры.

Персонал составляют специалисты по организации управле­ния объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам и др.

К методам выбора математического обеспечения ЭИС отно­сятся методы определения типа задач, методы оценки вычисли­тельной сложности алгоритмов и методы оценок допустимых отклонений получаемых решений от оптимальных.

Организационное обеспечение ЭИС представляет собой сово­купность методов и средств, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования ЭИС. Организацион­ное обеспечение реализует следующие функции:

• анализ существующей системы управления и формулировку .правлений повышения ее эффективности;

• выбор направлений совершенствования существующей системы управления;

• выбор и постановку задач управления, повышающих эффективность разрабатываемой системы;

• формулировку требований к комплексу технических средств для решения выбранных задач;

• разработку организационных решений по составу, структу­ре организации и методологии решения задач управления в ЭИС, по составу рабочих процедур и предписаний о порядке их выполнения;

• внедрение методов решения задач управления.

Базой для определения принципов создания организационного обеспечения служат результаты предпроектного обследования и выводы о необходимости совершенствования существующей системы управления путем внедрения ЭВМ. Организационное обеспечение включает совокупность методических и руководящих материалов по различным стадиям разработки и внедрения ЭИС (предпроектное обследование, выбор автоматизируемых задач, их внедрение и др.). В состав средств средств входит описание постановок экономических задач, пакетов прикладных программ, организационной структуры объекта управления и др.

К технической документации относятся техническое задание на разработку ЭИС, ее технико-экономическое обоснование, технические документы по стадиям разработки и внедрения ЭИС. Персонал включает специалистов по разработке и обеспечению функционирования ЭИС, в том числе и внутри функциональных подразделений объекта управления.

Правовое обеспечение ЭИС представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих отношения при создании и внедрении ЭИС и определяющих правовой статус результатов ее функционирования.

Правовое обеспечение этапов разработки ЭИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разра­ботчика и заказчика в процессе создания ЭИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также с реализацией процесса разработки ЭИС различными ви­дами ресурсов.

Правовое обеспечение этапа функционирования ЭИС вклю­чает:

• статус системы в конкретных секторах экономики, правовое положение о компетенции звеньев ЭИС и организации их дея­тельности;

• права, обязанности и ответственность персонала ЭИС;

• правовое положение отдельных видов процесса управления в ЭИС;

• порядок создания и использования информации в ЭИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обра­ботки;

• методы получения и использования ЭВМ и других техни­ческих средств;

• порядок создания и использования математического и прог­раммного обеспечения.

Правовое обеспечение подразделяется на общую часть (нор­мативные акты), регулирующую вопросы организации и функ­ционирования всех ЭИС определенного вида, и на локальную часть, регулирующую специфические вопросы организации и функционирования конкретных ЭИС.

Эргономическое обеспечение ЭИС представляет собой совокуп­ность методов и средств, используемых на разных этапах разра­ботки и функционирования ЭИС и предназначенных для созда­ния оптимальных условий для высокоэффективной и безоши­бочной деятельности специалиста в ЭИС, а также для ее быст­рейшего освоения.

В состав эргономического обеспечения ЭИС входят:

• комплекс различной документации, определяющей форму­лирование эргономических требований к рабочим местам, ин­формационным моделям и условиям деятельности персонала, а также выбор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществление эргономической экспертизы уровня их реализации;

• комплекс методов, учебно-методических документов и тех­нических средств, реализующих формулирование требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала ЭИС;

• комплекс методов и методик, повышающих эффективность деятельности персонала в ЭИС

При проектировании ЭИС выполняются следующие работы по учету эргономических факторов:

• определяется степень участия человека в системе, формируются требования к представлению информации (периодичность, допустимое запаздывание и др.);

• определяются условия окружающей среды;

• разрабатываются технология и информационные модели деятельности персонала;

• определяются компоновка и общие виды рабочих мест;

• регламентируются порядок взаимодействия операторов, временная загрузка персонала, эффективность и надежность системы с учетом эргономических факторов;

• разрабатываются содержание сообщений, структура диалога, способы получения, сбора и представления информации, а также организации эксплуатации и технического обслуживании технических средств и т. п.

В зависимости от целей исследования или проектирования И функциональные и обеспечивающие подсистемы могут подвергаться дальнейшему делению вплоть до элементарных частей-элементов ЭИС. Так, например, функциональные подсистемы могут разделяться на комплексы задач, задачи, отдельные расчеты, технико-экономические показатели и т. д. Программное обеспечение может быть разделено на общесистемное и специальное, а те, в свою очередь, делятся на отдельные программы, программные модули, операторы и т. д.

Глубина разделения ЭИС на части, а следовательно, состав и содержание элементов могут быть различными в зависимости от целей и критериев функционирования ЭИС. Кроме того, состав элементов при прочих равных условиях существенно зависит от сферы действия ЭИС. Так, например, состав элементов ЭИС предприятия существенно отличается от ЭИС корпорации или концерна, имеются также различия в составе элементов ЭИС предприятия машиностроения от ЭИС транспортного предприятия, предприятия связи и т. д.

Процесс выделения в функциональной части ЭИС отдельных самостоятельных подсистем (элементов) называется ее декомпо­зицией.

Основными принципами декомпозиции являются:

• относительная самостоятельность выделенных подсистем;

• минимизация состава включенных в подсистемы элемен­тов;

• наличие одного или нескольких локальных критериев, спо­собствующих оптимизации режима работы каждой подсистемы и согласующихся с глобальным критерием ЭИС.

Декомпозиция функциональной части ЭИС базируется на определенных подходах. Наиболее широко используются два подхода: структурный и функциональный, связанные с действи­ем соответственно местного и функционального принципов управления.

При первом подходе декомпозиция осуществляется исходя из структурной организации объекта управления, т.е. подсистемы выделяются в соответствии с конкретными подразделениями и службами, существующими на объекте управления.

Во втором подходе в основу выделения подсистем закладыва­ется один или несколько признаков, характеризующих функции управления. К ним относятся фазы управления (планирование, учет, контроль, анализ, регулирование, нормирование и др.), пе­риоды (циклы) управления, уровни управления, вид управляемо­го ресурса, функциональная сфера управления и др.

Создание и функционирование ЭИС в управлении экономи­кой базируются на применении информационных технологий. Информационная технология — это процесс, использующий сово­купность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных технологическим процессом по сбору, хранению, обработке, выводу и распространению ин­формации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и опера­тивности.

Совокупность методов и производственных процессов эко­номических информационных систем определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирующие использова­ние программно-технических средств для обработки данных в предметной области.

Под информационными ресурсами понимается совокупность ним,iv представляющих ценность для предприятия (фирмы) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы и базы данных, документы, тексты, графика, знания, - то и видеоинформация.

Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости использования информационных ресурсов, на основе которых вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и получения новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления различных предриятий и фирм.

Информационные технологии, применяемые в экономике и управлении подразделяются в основном на две принципиальные группы:

• предметные информационные технологии, автоматизируюobt решение различных прикладных задач;

• информационные технологии общего назначения, являющиеся базовым инструментарием для автоматизации процессов обработки экономической информации.

С помощью предметных информационных технологий решаются конкретные задачи, автоматизирующие деятельность работников в различных областях экономики в рамках автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ представляет собой рабочее место различных работников, оборудованное ПЭВМ и предметно-ориентированными пакетами прикладных программ на основе общей информационной базы. Примерами их являются: АРМ бухгалтера, АРМ статистика, АРМ налоговика, АРМ менеджера и т.д.

С помощью информационных технологий общего назначения, применяемых в разных предметных областях экономики, реализуются следующие основные функции:

• автоматизация отдельных расчетов;

• хранение данных;

• организация документооборота;

• налаживание коммуникаций;

• организация коллективной работы.

Для автоматизации отдельных расчетов применяются инфор­мационные технологии (например, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, гипертекстовые мультиме­дийные технологии и т.д.), позволяющие выполнять обработку данных и их выдачу в различной форме для многих предметных областей.

Для хранения данных разработаны базы данных, организо­ванные по определенным правилам и независимо от прикладных программ, а также системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использова­ние разных устройств для хранения, а также усложнение методов управления данными привело к созданию распределенной обра­ботки данных, информационных хранилищ.

Организация документооборота, заключающаяся в система­тизации, архивации, хранении, поиске и контроле исполнения документов, начиналась с применения текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной тех­нологий, технологий управления базами данных. Позднее начали появляться технологии электронного документооборота, реали­зующие все перечисленные функции.

Для автоматизации функций коммуникации используются сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной сис­темой. Для обмена данными между удаленными пользователями активно применяются электронная почта, видеоконференция, интернет/интранет-технологии.

Организация коллективной работы отдельных групп сотруд­ников и всего предприятия (организации) осуществляется с по­мощью технологий автоматизации деловых процессов и техноло­гии организации групповой работы.

4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Процесс создания ЭИС состоит в последовательном постоян­ном внедрении в работу аппарата управления более совершен­ных, прогрессивных, научно обоснованных методов управления и ЭВМ в целях повышения эффективности производственной деятельности. Экономико-математические методы оптимально­го планирования и управления, методы автоматизированной обработки больших объемов информации должны стать неотъем­лемой составной частью существующих структур управления, способом их функционирования.

В теории и практике создания сложных систем накоплен определенный арсенал методов системного проектирования. При этом под системным проектированием в широком смысле пони-м совместную разработку управляемого объекта и системы управления, состоящей из ряда подсистем. В узком смысле этот мин означает проектирование только системы управления сложным объектом, что имеет место в случае, когда объект создан и функционирует.

Применительно к ЭИС это, например, означает, что в первом случае ЭИС предприятия создается одновременно со строительством нового предприятия, а во втором случае ЭИС создается на действующем предприятии. Для сложных экономических систем наиболее характерно внедрение ЭИС на действующем предприятии.

Процесс системного проектирования ЭИС, как правило, состоит из двух достаточно четко разграниченных стадий: макропроектирования и микропроектирования. Макропроектирование включает определение функций и организационной структуры будущей системы, ее состава, а также основных характеристик и принципов функционирования подсистем. Иными словами, на этой стадии создается экономико-организационная модель, представляющая собой качественное описание организации управления предприятием, объединением, отраслью и т.д. в соответствии с закономерностями и условиями функционирования производства в общей системе народного хозяйства. Эта модель представляется в формализованном виде в форме математических выражений или с помощью специального информационного языка.

С помощью экономико-организационной модели реализуется одно из требований системного анализа, заключающееся в рассмотрении объекта как единой, целостной системы. На базе полученной модели проводится анализ свойств будущей системы, что практически возможно лишь с использованием ЭВМ, т.е. обрабатывается структура системы посредством моделирования.

Результаты макропроектирования служат основой для даль­нейших работ по созданию системы и обеспечению их методоло­гической и организационной согласованности.

На стадии микропроектирования осуществляются выбор и проектирование подсистем.

Процесс проектирования сложной системы начинается с ус­тановления общей ее конфигурации, которая зависит от ограни­чений, налагаемых на параметры, учитываемые при проектиро­вании (мощность предприятия, число работающих, фонд зара­ботной платы и др.).

Устанавливаются ряд показателей, определяющих качествен­ные характеристики системы (качество оборудования и техноло­гических процессов, рациональность процессов управления, на­учно-технический уровень системы и др.), а также показатели, используемые для оценки эффективности системы (прибыль, запасные части, объем выпуска продукции и др.). Последние по­казатели используются для стоимостной оценки системы или в качестве критериев при выборе системы. На основе этих показа­телей строится функция цели.

Смысл процесса проектирования сводится к выбору лучшего варианта системы из множества возможных в соответствии с принятой функцией цели.

При проектировании сложных экономических систем прин­ципиальной трудностью является недостаток априорной инфор­мации, необходимой для отыскания оптимального варианта сис­темы. Так, у разработчика почти полностью отсутствует инфор­мация о будущем принципе функционирования системы, харак­теристиках подсистем, совокупности параметров, которыми они могут воздействовать на целевую функцию, и т.д.

На первом этапе проектирования часто известна лишь фор­мулировка назначения системы, но отсутствуют какие-либо ее варианты. Поэтому разработчикам необходимо создать множест­во возможных вариантов системы. Из созданного множества проводится отбор допустимых вариантов исходя из функции цели. Отобранные варианты подвергаются более детальной про­работке, и на основе полученной в процессе разработки инфор­мации создается новое множество возможных вариантов сис­темы.

Процесс разработки сложных экономических систем по своей природе является итеративным. На каждом уровне (этапе) разработки системы проводятся выработка (генерация) множества вариантов определенной глубиной детализации и соответствующий выбор допустимых (наилучших) вариантов. На следующем этапе отобранные варианты системы прорабатываются более детально, и среди них снова осуществляется отбор. Процесс проектирования продолжается до тех пор, пока не будет выбран один вариант, проработанный с достаточной глубиной и удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к системе. Практика, создания ЭИС показала, что хотя определенный порядок проведения работ имеет много общего с разработкой технических систем, он отличается более явной реализацией принципа саморазвития. Этапы проектирования ЭИС иллюстрирует рис. 1.3.

 

Создание ЭИС начинается с предпроектного обследования объекта управления и сложившейся системы управления, в результате которого формируются сведения о развитии и функционировании соответствующих экономических систем (предприятий, объединений, отраслей и др.), а также о характере образующих их элементов. Особое внимание уделяется установлению информационных характеристик будущей ЭИС в целях опреде­ления параметров ее технического и программного обеспечения. Одним из результатов предпроектного обследования является построение экономико-организационной модели системы управ­ления. На основе материалов обследования составляется анали­тический обзор, а материалы используются при разработке техни­ческого задания и на последующих стадиях проектирования.

Разработка технического задания завершает предпроектную стадию создания ЭИС. Техническое задание является основным исходным документом заказчика, регламентирующим требова­ния к разрабатываемой системе. Техническое задание устанавли­вает: назначение и цели создания ЭИС; совокупность техничес­ких требований, включая требования к эволюции системы; пока­затели качества и временные характеристики решения задач и представления информации в системе; требования к стандарти­зации и унификации; технико-экономические и специальные требования к системе; стадии разработки проектной документа­ции; порядок испытаний и приемки ЭИС и предварительную оценку экономической эффективности.

На этапе технического проектирования создается собственно проект ЭИС. В техническом проекте формулируются и обосно­вываются все технические решения по созданию ЭИС. При этом, в частности, определяются архитектура комплекса технических средств, методы и алгоритмы решения планово-экономических задач, организация информационного обеспечения, состав прог­раммного обеспечения, права и обязанности сотрудников аппа­рата управления и комплекс организационно-технических ме­роприятий по подготовке к вводу ЭИС в эксплуатацию. Согласо­ванный и утвержденный технический проект является основой для рабочего проектирования.

В процессе рабочего проектирования создается комплекс ра­бочей документации, обеспечивающий практическое функцио­нирование ЭИС. Однако принцип саморазвития системы обус­ловливает создание рабочей документации вначале лишь на так называемый пусковой комплекс (первую очередь) системы, а за­тем по мере его внедрения - и на остальные очереди системы.

Процесс разработки и внедрения ЭИС делится на очереди, i внутри очередей - на этапы или, наоборот, сначала на этапы, i внутри этапов - на очереди. В соответствии с выделенными очередями проводится раздельная разработка соответствующих проектов. Определение числа и содержания очередей и этапов разработки ИЭС, а также связей между очередями и этапами осуществляется индивидуально для каждой конкретной системы.

Одновременно с разработкой рабочего проекта проводятся подготовительные мероприятия по созданию нормативно-справочной базы и обучению сотрудников аппарата управления. Внедрение первой очереди “BC начинается после проверки ее рабочего проекта и заключается в непосредственном использовании его решений в систематической работе аппарата управления. Параллельно с внедрением первой очереди “BC проводится разработки рабочего проекта второй очереди, а затем и последующих очередей, т.е. осуществляется процесс развития системы.