Границы сочетаемости определяются значением слова.

Нарушение лексической сочетаемости.

Л. Н. Толстой

Отвечающие смыслу определяемого ими понятия слова.

Лексические ошибки.

Задача писателя – отбирать точные, меткие,

Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи.

Способность слов сочетаться друг с другом определяется их семантикой, принадлежностью их к тому или иному стилю языка, экспрессивно-эмоциональной окраской, грамматическими особенностями.

При выборе слова также учитывается то окружение, в которое попадает слово – в пределах фразы и в более широком контексте. К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведет употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает или понимает не вполне правильно.

Лексическая сочетаемость ­— способность слов соединяться друг с другом по смыслу на уровне словосочетания и предложения.

Мы говорим:

склонитьголову и преклонитьколени, но не наоборот (преклонить голову, склонить колени); одержатьпобеду и потерпетьпоражение, но никто не скажет, что он потерпел победу;

круглый год(сутки)­­­­­ — неверно: круглый час, неделя, месяц;

глубокая ночь, но не глубокий день; возможна глубокая осень, но не глубокая весна.

Нельзя не считаться с традицией и соединять слова как вздумается!

Соединение слов в словосочетании обусловлено законами языка как системы, поэтому прилагательные, причастия, порядковые числительные, многие из местоимений могут присоединяться к существительному с помощью подчинительной связи, которая называется согласованием; наречия и деепричастия образуют словосочетания с глаголом на основе примыкания, а существительные – на основе управления.

Однако построение сочетания в реальности зависит также от значения слов и тех возможностей, которые задаются уже структурой языка. Поэтому, говоря о разных предметах, однако имея в виду приблизительно один и тот же цвет, мы строим следующие словосочетания:

коричневая сумкакарие глазакаштановые волосыгнедая лошадь.

Произвольное построение словосочетаний в данных примерах нарушило бы законы структуры языка. Ошибочным будет соединение слов в следующих примерах: иметь роль, играть значение, играть влияние и подобных. Например: Одним из первых, кто выдвинул в творчестве тему «маленького человека», был Пушкин. Следовало написать: Одним из первых, кто затронул в своем творчестве тему «маленького человека», был Пушкин.

Задания для практической работы.

31. Исправьте предложения, обратив внимание на нарушение лексической сочетаемости:

1. Все дети страшно обрадовались.

2. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.

3. Дети произносят стихи, стоя врассыпную.

4. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

5. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

6. Новый фильм обречён на большой успех у самых широких кругов публики.

7. Проходит процесс формирования рыночных структур.

8. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам.

9. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.

10. Подавляющее количество заданий было выполнено.

11. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.

12. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

13. В эти дни застеклённые плантации готовят рассаду огурцов.

14. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

15. В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран мира.

15.