Основные лингвистические дисциплины

Разделы языкознания.

Методы языкознания.

Описательный метод применяется для изучения однородного материала, н-р, одного языка.

Сравнительно-исторический метод применяется для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития.

Сопоставительный (типологический) метод применяется для сравнения неродственных языков.

Статистический метод применяется в прикладном языкознании для составления словарей, лингвариев, для машинного перевода.

Экспериментальный метод используется для изучения образования и восприятия речи.

Сегодня принято различать теоретическое и прикладное языкознание.

Теоретическое языкознание – научное, теоретическое изучение языка, обобщающее данные о языке; служит методологической основой для практического (прикладного) языкознания.

Прикладное языкознание – практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:

- лексикография (от греч. lexikon – словарь + graphō – пишу) – раздел прикладного языкознания, относящийся к теории и практике составления словарей;

- вычислительная (машинная, инженерная) лингвистика применяется для составления компьютерных программ-переводчиков, шифровки и дешифровки криптограмм, т.е. создание систем автоматизиро­ванного перевода, автоматического поиска;

- методика обучения иностранным языкам опирается на результаты изучения и описания языков, т.е. обучение письму, чтению, культуре речи неродных языков (н-р, страноведение);

- логопедия – раздел языкознания (дефектологии), занимающийся недостатка речи и их исправлением.

В языкознанииразличают общие и частные разделы. Самый крупный раздел теории языка – общее языкознание – занимается изучением свойств, присущих лю­бому языку. Частные языковедческие дисциплины выделяются в зависимости

1) от объекта изучения: фонетика, фонология, лексикология, семасиология, словообразование, морфология, синтаксис;

2) от этноязыковых факторов: русистика, японистикаи др. (конкретные языки); романистика, тюркология(группы родственных языков); балканистика, кавказоведение(географические области распространения);

3) от социального варьирования структуры языка: диалектология, стилистика,наука о языке художественной литературы и др.;

4) от направлений, школ, методов и методик исследования: сравнительно-историческое языкознание (компаративистикаот лат. comparativus – сравнительный), описательная лингвистика, структурное языкознание, этнолингвистикаи т.д.

Такие поля «членения» науки о языке предложены Б.Н. Головиным (Общее языкозна­ние. М.,1979).

В зависимости от подхода к изучению языка языкознание может быть син­хроническим (от древнегреч. syn – вместе и chronos – время, относящееся к одному времени), описывающим факты языка в какой-либо момент его истории (чаще факты современного языка), либо диахроническим, или историческим (от греч. dia – через, сквозь)., прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Следует строго различать эти два подхода при описании системы языка. Например, диахро­нический аспект исследования слова столица объясняет его связь со словом стол, тогда как современные носители языка не осознают эти слова однокоренными; то есть, с синхронической точки зрения, эти слова – неоднокоренные.

 

Фонетика(от греч. phōnētikos – звуковой, голосовой, phōnē – звук) – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Фонология(от греч. phōnē – звук + logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости, иными словами, теория фонем, т.е. функциональная фонетика, использование звуков в речи, исследование общественной стороны звуков.

Лексикология(от греч. lexikos – словарный + logos – учение) – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка.

Семантика(от греч. sēmantikos – обозначающий, sēma – знак), или семасиология (от греч. sēma – знак + logos – понятие, учение; буквально учение о значении) – раздел языкознания, в котором изучается смысловая сторона (содержание, внутренняя сторона) различных единиц языка.

Морфология(от греч. morphē – форма + logos – слово, учение) – раздел грамматики, изучающий грамматическое строение слов, словоизменение и словообразование.

Синтаксис (греч. syntaxis – составление) – раздел грамматики, который исследует строение предложений и изучает способы и правила сочетания слов и форм слов (словоформ).

 

5. Общая характеристика понятия «язык». Сущность и функции языка.

Существует около 100 определений «язык».

Язык –система словесного выражения мыслей.

Язык –система знаков, являющаяся важ­нейшим средством человеческого общения.

Язык(вообще) определенныйклассзнаковых систем.

Функции языка(от лат. functio – деятельность, исполнение) – использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей.

Вопрос о функциях языка также достаточно спорный: выделяют до 25-ти языковых функций. В связи с реализацией разных возможностей средств языка, определяется полифункциональность языка.

Однако наиболее значимые функции языкаследующие:

- коммуникативная – основная социальная функция языка:

а) (Ф. общения) Ф. языка как важнейшего средства человеческого общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», или «логического», содержания;

б) (Ф. сообщения) Ф. употребления какой-либо информации в живом (естественном) языковом общении;

- мыслеформирующая – функция языка как средства мышления;

- когнитивная, или аккумулятивная/кумулятивная – язык как средство познания мира, средство накопление, сохранения и передачи информации во времени и простран­стве.

Помимо основных, внутриструктурных и общих функций языка, выделяют второстепенные, частные языковые функции:

- апеллятивная,иликонативная (Ф. призыва, Ф. воздействия), реализацией которой являются:

а) Ф. волюнтативная (лат. voluntas – воля) – выражение волеизъявления говорящего;

б) Ф. экспрессивная (лат. expressio – выражение) – сообщение (придание) высказыванию выразительности;

в) Ф. эмотивная (лат. emovere, emotum – возбуждать, волновать) – выражение чувств, эмоций;

- репрезентативная – Ф. обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений, т.е. Ф. ориентированности высказывания на предмет (а не на участников речевого акта);

- фатическая, или контактоустанавливающая, (от лат. for, fatus sum, fari – говорить) – Ф., реализующаяся такими высказываниями, которые имеют целью завязывание, продолжение и прекращение коммуникации (н-р: Послушай! Довольно! Прекрати! и т.д.), т.е. необходимость передачи информации отсутствует (обмен репликами о погоде, здоровье и т.д.);

- интегрирую­щая – функция языка как средства межнационального общения.

Существует функциональный ряд языка, среди которого можно обозначить номинативную, эстетическую, поэтическую, магическую, металингвистическую и др. функции языка.