КАК НАУКЕ И УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКОЗНАНИИ

ЛЕКЦИЯ № 1

ЛИТЕРАТУРА

М.Хайдеггер

М.М. Бахтин

Язык создаёт человека

к курсу «Теория языка»

ОСНОВНАЯ:

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – М., 1973.

2. Головин Б.И. Введение в языкознание. – М., 1983.

3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 1995.

4. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. – М., 1978.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1996 (2006 и др.)

СЛОВАРИ:

1. Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов. – М.,1971.

2. Лингвистический энциклопедич. словарь / Под. ред. В.Н.Ярцевой. – М., 1995.

3. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.

4. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 2003.

 

 

ПЛАН

1. Предпосылки возникновения языковедческой науки: исторический экскурс.

2. Сущность понятия «языкознания». Объект, задачи, методы Я.

3. Разделы языкознания.

4. Основные лингвистические дисциплины

5. Общая характеристика понятия «язык». Сущность и функции языка.

6. Связь теории языка с другими дисциплинами.

 

1. Предпосылки возникновения языковедческой науки: исторический экскурс.

Языковедческая наука насчитывает около 3-х тыс. лет. В V. до н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского ЛЯ – грамматика Панини. В это же время начинает развиваться языкознание в Др. Греции и на Др. Востоке – в Месопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят своими корнями еще дальше в глубину веков – они существуют в мифах, легендах, сказаниях. Н-р, идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира.

Наука о языке начиналась с учения о правильном чтении и письме вначале у греков – «грамматическое искусство» входило в ряд других словесных искусств (риторику, логику, стилистику).

Языкознание относится не только к числу самых древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Др. Греции под термином «грамматика» понималось языкознание, которое считалось самым главным предметом. Так, Аристотель отмечал, что самые важные науки – грамматика наряду с гимнастикой и музыкой. Важность науки о языке у др. греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира.

В системе современного научного знания лингвистика занимает ведущее место, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех без исключения науках.

В системе образования конкретный язык (русский, татарский) является одним из главных предметов обучения в школе.

 

2. Сущность понятия «языкознания». Объект, задачи, методы общего языкознания.

Языкознание (языковедение, лингвистика: от лат. lingua – язык, т.е. буквально наука, изучающая язык) – наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития.

Теория языка (общее языкознание) является как бы философией языка, поскольку рассматривает язык как средство общения, связь языка и мышления, язык и историю.

Объектом теории языка – общего языкознания является язык во всём объёме его свойств и функций, строении, функционировании и историческом развитии.

Можно выделить три основные задачи,стоящие перед об­щим языкознанием:

1) установление типичных,черт, встречающихся в различных языках мира;

2) выявление универсальных закономерностейорганизации языка в семантике и синтаксисе;

3) выработка теории,применимой для объяснения специфики и сходства многих языков.

Сегодня известно, что в мире около 5 тыс. языков. Из этого числа 180 языков родные для 3,5 млрд. жителей Земли. Остальными пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят всего несколько сотен или тысяч человек: бантоку (Африка), цахур ( ),

хопи (Сев. Америка)

Но для лингвистики все языки равны, т.к. каждый из них – индивидуальное представление человеческого языка вообще.

1. Китайский язык – 1 млрд.

2. Английский язык – 478 млн. (326 – США, Великобритания, Канада, Австралия)

3. Хинди – 440 млн.

4. Испанский язык – 392 млн.

5. Русский язык – 250 млн. (170 – Россия и страны бывшего СССР)

6. Бенгальский язык – 200 млн.

7. Португальский язык – 180 млн.

8. Арабский язык – 165 млн.

9. Французский язык – 125 млн.

10. Немецкий язык – 123 млн.

11. Японский язык – 122 млн.

12. Урду – 100 млн.

Языкознание – одна из самых разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью от отдельных конкретных языков, способных изучаться отельной лингвистической дисциплиной сложностью внутренней организацией самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами – природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д.

Общее, существенное в различных языках, а также частное, отдельное в конкретных языках служат основой выделения внутри языкознания общего и частного языкознания.

Общее языкознание изучает общие свойства, признаки, качества человеческого языка вообще (выявление языковых универсалий).

Частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое неповторимое явление.

Теоретически возможно существование 5 тыс. частных лингвистик. На практике лишь 500 исследованы достаточно хорошо, 1500 изучены в малой степени, об остальных известны лишь отдельные сведения.

В современном языкознании принято деление лингвистики на внутреннюю и внешнюю. Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка: внутреннем, направленном на исследование структуры языка как самостоятельного явления, и внешнем (экстралингвистическом), сущность которого заключается в изучении внешних условий и факторов развития и функционирования языка. Т.е. внутренняя лингвистика определяет свою задачу как изучение системно-структурного устройства языка, внешняя – занимается изучением проблем социальной природы языка. Круг проблем общего языкознания достаточно широк – это исследование

1) сущности и природы языка;

2) структуры и внутренних связей языка;

3) исторического развития языка;

4) функций языка;

5) знаковости языка;

6) языковых универсалий;

7) методов изучения языка.