КАК НАУКЕ И УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКОЗНАНИИ
ЛЕКЦИЯ № 1
ЛИТЕРАТУРА
М.Хайдеггер
М.М. Бахтин
Язык создаёт человека
к курсу «Теория языка»
ОСНОВНАЯ:
1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – М., 1973.
2. Головин Б.И. Введение в языкознание. – М., 1983.
3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 1995.
4. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. – М., 1978.
5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1996 (2006 и др.)
СЛОВАРИ:
1. Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов. – М.,1971.
2. Лингвистический энциклопедич. словарь / Под. ред. В.Н.Ярцевой. – М., 1995.
3. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.
4. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 2003.
ПЛАН
1. Предпосылки возникновения языковедческой науки: исторический экскурс.
2. Сущность понятия «языкознания». Объект, задачи, методы Я.
3. Разделы языкознания.
4. Основные лингвистические дисциплины
5. Общая характеристика понятия «язык». Сущность и функции языка.
6. Связь теории языка с другими дисциплинами.
1. Предпосылки возникновения языковедческой науки: исторический экскурс.
Языковедческая наука насчитывает около 3-х тыс. лет. В V. до н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского ЛЯ – грамматика Панини. В это же время начинает развиваться языкознание в Др. Греции и на Др. Востоке – в Месопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят своими корнями еще дальше в глубину веков – они существуют в мифах, легендах, сказаниях. Н-р, идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира.
Наука о языке начиналась с учения о правильном чтении и письме вначале у греков – «грамматическое искусство» входило в ряд других словесных искусств (риторику, логику, стилистику).
Языкознание относится не только к числу самых древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Др. Греции под термином «грамматика» понималось языкознание, которое считалось самым главным предметом. Так, Аристотель отмечал, что самые важные науки – грамматика наряду с гимнастикой и музыкой. Важность науки о языке у др. греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира.
В системе современного научного знания лингвистика занимает ведущее место, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех без исключения науках.
В системе образования конкретный язык (русский, татарский) является одним из главных предметов обучения в школе.
2. Сущность понятия «языкознания». Объект, задачи, методы общего языкознания.
Языкознание (языковедение, лингвистика: от лат. lingua – язык, т.е. буквально наука, изучающая язык) – наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития.
Теория языка (общее языкознание) является как бы философией языка, поскольку рассматривает язык как средство общения, связь языка и мышления, язык и историю.
Объектом теории языка – общего языкознания является язык во всём объёме его свойств и функций, строении, функционировании и историческом развитии.
Можно выделить три основные задачи,стоящие перед общим языкознанием:
1) установление типичных,черт, встречающихся в различных языках мира;
2) выявление универсальных закономерностейорганизации языка в семантике и синтаксисе;
3) выработка теории,применимой для объяснения специфики и сходства многих языков.
Сегодня известно, что в мире около 5 тыс. языков. Из этого числа 180 языков родные для 3,5 млрд. жителей Земли. Остальными пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят всего несколько сотен или тысяч человек: бантоку (Африка), цахур ( ),
хопи (Сев. Америка)
Но для лингвистики все языки равны, т.к. каждый из них – индивидуальное представление человеческого языка вообще.
1. Китайский язык – 1 млрд.
2. Английский язык – 478 млн. (326 – США, Великобритания, Канада, Австралия)
3. Хинди – 440 млн.
4. Испанский язык – 392 млн.
5. Русский язык – 250 млн. (170 – Россия и страны бывшего СССР)
6. Бенгальский язык – 200 млн.
7. Португальский язык – 180 млн.
8. Арабский язык – 165 млн.
9. Французский язык – 125 млн.
10. Немецкий язык – 123 млн.
11. Японский язык – 122 млн.
12. Урду – 100 млн.
Языкознание – одна из самых разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью от отдельных конкретных языков, способных изучаться отельной лингвистической дисциплиной сложностью внутренней организацией самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами – природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д.
Общее, существенное в различных языках, а также частное, отдельное в конкретных языках служат основой выделения внутри языкознания общего и частного языкознания.
Общее языкознание изучает общие свойства, признаки, качества человеческого языка вообще (выявление языковых универсалий).
Частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое неповторимое явление.
Теоретически возможно существование 5 тыс. частных лингвистик. На практике лишь 500 исследованы достаточно хорошо, 1500 изучены в малой степени, об остальных известны лишь отдельные сведения.
В современном языкознании принято деление лингвистики на внутреннюю и внешнюю. Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка: внутреннем, направленном на исследование структуры языка как самостоятельного явления, и внешнем (экстралингвистическом), сущность которого заключается в изучении внешних условий и факторов развития и функционирования языка. Т.е. внутренняя лингвистика определяет свою задачу как изучение системно-структурного устройства языка, внешняя – занимается изучением проблем социальной природы языка. Круг проблем общего языкознания достаточно широк – это исследование
1) сущности и природы языка;
2) структуры и внутренних связей языка;
3) исторического развития языка;
4) функций языка;
5) знаковости языка;
6) языковых универсалий;
7) методов изучения языка.