Влияние размера грузооборота и числа перегрузочных установок на причале на себестоимость перегрузочных работ.
Лекция 8. Себестоимость ПРР.
Себестоимость перегрузки одной тонны груза представляет собой совокупность всех эксплуатационных затрат, приходящихся на 1 тонну перегружаемого груза. Иногда возникает возможность перегрузки не только тонны груза, но и тонно-операции. Себестоимость перегрузочных работ – один из важнейших экономических показателей работы флота. Ее величина находится прямой зависимости от технических, экономических и организационных факторов.
Важнейшие факторы, определяющие уровень себестоимости перегрузочных работ в порту – размер грузооборота, совершенство схем механизации и технологических процессов степень использования оборудования, специализация причалов, производительность труда портовых рабочих и др.
Главная задача работников порта – снижение себестоимости перегрузочных работ, т.к. при этом увеличивается рентабельность работы порта и уменьшается стоимость водных перевозок. Основные пути снижения себестоимости перегрузочных работ:
· комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ;
· применение экономических типов перегрузочных машин;
· снижение коэффициента переработки грузов.
· Совершенствование технолог и организации перегрузочных работ.
При неизменном оборудовании причала увеличение его грузооборота вызывает снижение себестоимости перегрузки 1 т груза, т.к. в состав эксплуатационных расходов входят расходы, не зависящие от величины грузооборота. Доля этих расходов, приходящаяся на 1 т груза, с увеличением грузооборота уменьшается.
Эксплуатационные расходы:
Э = Эн + Qн · С,
где Эн – эксплуатационные расходы не зависящие от величины грузооборота, руб.;
С – эксплуатационные расходы, изменяющиеся пропорционально изменению грузооборота Q, отнесенные к одной т груза.
Себестоимость:
S = Э / Qн = Эн / Qн + С
При проектировании портов необходимо стремиться к максимально возможной концентрации грузооборота на одном или ограниченном числе причалов.
При неизменном грузообороте увеличение производительности перегрузочных машин в результате увеличения их числа и грузоподъемности приводит к росту себестоимости перегрузочных работ, т.к. увеличиваются эксплуатационные расходы по содержанию перегрузочных машин.
Зависимость между увеличением производительности перегрузочного оборудования и ростом себестоимости переработки 1 т груза на причале (при постоянном грузообороте) определяется конкретными условиями работы.
При росте производительности в результате увеличения числа перегрузочных установок на причале эксплуатационные расходы и себестоимость будут возрастать пропорционально увеличению числа установок.
Если производительность перегрузочного оборудования возрастает благодаря повышению грузоподъемности машин без увеличения их числа, то в этом случае зависимость будет иной. Стоимость одной мощной установки всегда меньше, чем стоимость двух или более установок с той же суммарной производительностью. Количество обслуживающего персонала находится в прямой зависимости от числа установок. Поэтому при увеличении производительности в результате постановки на причал машин большой грузоподъемность переработки 1 т груза при неизменном грузообороте будет возрастать медленнее.
Однако при этом нужно иметь в виду, что в ряде случаев для кранов большой грузоподъемности приходится строить стенку, а их грузоподъемность может быть не использована полностью. В этом случае эффект от увеличения грузоподъемности снижается.
Хотя увеличение числа перегрузочных машин на причале и вызывает то или иное повышение себестоимости перегрузочных работ, оно позволяет снизить эксплуатационные расходы по содержанию судов во время грузовой обработки и ее ожидания, поэтому вопрос о целесообразности увеличения производительности перегрузочного оборудования необходимо решать с учетом эксплуатационных расходов по причалу и флоту.