Функциональная структура театра, основные группы
помещений. Демонстрационный комплекс театра. Зрительский комплекс, основные принципы планировки зрительных залов и помещения обслуживающие зрителя.
Помещения театрально-концертного здания делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса: демонстрационный или сценический и зрительский. В сценическом комплексе спектакль или концерт подготавливается и осуществляется; В зрительском –посетителей принимают, обслуживают, создают им наилучшие условия восприятия представления. Соотношение этих двух частей различно в театрах и концертных залах. Сценическая часть в первых намного сложнее. Она составляет 60-70% общей кубатуры здания и примерно такую же долю его стоимости. В концертных залах соотношение обратное; большую долю там составляет зрительская часть.
Ядро демонстрационного комплекса- сцена, ядро зрительской части- зрительный зал. Вместе они составляют нерасторжимый узел, определяющего основу композиции всего здания.
Демонстрационный комплекс- кроме сцены, входят: помещения театрального персонала, состоящие из группы артистических уборных и художественного руководства, группы административных помещений, служебного вестибюля со своим отдельным входом, фойе, буфета, санузлов, и пр; группа репетиционных залов и помещений; группа технических помещений по управлению спектаклем, светом, звуком, наблюдению за безопасностью и механизацией и т. п.; группа мастерских- живописных., столярных, костюмерных и т.п.; а также подсобная буфета или кухни; склады объемных и скатанных декораций, бутафории, костюмов и пр.
ФУНКЦИОНАЛЬНО ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА ТЕАТРА
|
|
|
|
|
|
Зрелищный
комплекс
А. Зрелищный комплекс: 1.вестибюль; 2.кассовый вестибюль; 3.кассы;
3.администратор; 4.гардероб; 5.сан./узлы; 6.буфет;
7.подсобная буфета; 8.фойе; 9.выставочный зал;
10.зрительный зал.
Б.Демонстрационный комплекс: 11.сцена; 12.склад объемных декораций;
13.служебный вестибюль; 14.фойе; 15.буфет; 16.с/у;
17.артистические уборные; 18.репетиционные залы;
19.диреция, администрация; 20.помещения обслуживающего персонала ; 21.костюмерная;
22.группа мастерских (живописная, столярная);
23.группа технических помещений (звукоаппаратная, светоаппаратная, механиз.сцены);
24.группа помещений инженерного обеспечения
(венткамеры, элетрощитовая, тепловой узел и т.д.).
4.Особенности работы сцены театра
Театральная сцена. В истории театра сложились две основные системы организации театрального действия. Одна, идущая от античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала. Зрители располагаются с трех сторон открытой сценической площадки. Устройство выхода для актеров и установка декораций возможны только у задней стены. Другая, идущая от ренессанса и барокко, отделяет рамой портала действие на глубинной сцене от зрительного зала.
Эволюция театрального проектирования и строительства богата непрекращающимися попытками создания различных форм сценического показа. Сцена-арена, подобно цирковой арене со всех сторон окруженной зрителями. Существуют попытки создания кольцевой сцены, охватывающей зрительный зал.
Портальная или глубинная театральная сцена. Преимущество портальной сцены состоит в том, что она создает наиболее широкие возможности замены декораций, обостряющих восприятия действия. Портальный проем позволяет при помощи специального огнезащитного занавеса создать необходимую защиту зрителей от пожара на сцене. Недостатком этой сцены является ограниченность общения со зрителем, действие происходит за порталом, и спектакль воспринимается как зрелище в котором зритель не принимает непосредственного участия.
Основным параметром, определяющим габариты и форму глубинной сцены, является размер игровой площадки (ширина от 8 до 14м и глубиной от 5 до 10м. Размеры сцены для музыкальных театров с участием балета (игровая площадка не менее 12х12м), что влечет за собой увеличение остальных размеров сцены. Исходя из размеров игровой площадки определяются размеры портального проема, ширина которого в свою очередь определяет форму зрительного зала. Обычно ширина портала в драматическом театре 10-14м, в оперно-балетном – от 14 до 16м. Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны сцены (кулис), объемных декораций, мест для накопления актеров, размещения светоаппаратуры и т. д. Ширина сцены должна не менее чем в 2 раза превышать ширину портального отверстия.
Глубинная сцена, как правило, оборудуется колосниками и подъемными устройствами для быстрой смены декораций.
Сценическая коробка оборудуется по периметру рабочими галереями через каждые 2,5-3м высоты.
Кроме основной сцены для ускорения смены оформления спектакля предусматриваются боковые, нижняя и задняя сцены.
Боковые сцены (карманы) служат для размещения в них передвижных платформ–фурок, на которых заранее подготавливаются объемные декорации следующего действия. Из боковой сцены производится накатка двух половинных фурок с обеих сторон сцены. Карманы могут располагаться либо с обеих сторон сцены, что удобнее, либо с одной стороны. Проемы, соединяющие карманы с основной сценой, должны быть не ниже портала и на 2м шире накатной фуры.
Нижняя сцена (трюм) также используется для ускорения смены декораций и создания сценических эффектов. По площади он равен игровой площадке. В трюме размещаются устройства механизации планшета сцены, диаметр вращающегося круга, на котором располагаются две или более объемные декорации, составляет не более 1,4 ширины портала, но не менее его ширины.
Для увеличения маневренности и отчасти для постановочных целей основную сцену часто дополняют задней сценой или арьерсценой. Ширина ее принимается равной ширине игрового пространства ( на 3-4м шире портала, а глубина – от 6 до 15м. Арьерсцена служит также для размещения в ней аппаратуры для проекции на просвет. Сочетание главной сцены с дополнительными пространствами со всех сторон ( с трех сторон в плане и снизу) придает сцене мобильность, удовлетворяя основным требованиям постановки спектакля на глубинной сцене. При постановке некоторых спектаклей возникает необходимость в дополнительной площадке в самом зрительном зале перед занавесом (просцениум),приближая к зрителю объект наблюдения, изменяя условия видимости.
Построение зрительного зала тесно связано со сценой и с принятой организацией сценического действия. Требования к залу- максимальный комфорт всем зрителям, обеспечит хорошую видимость и слышимость. Форму и размер зала определяет ряд факторов, для драматических театров –25м, в оперно-балетном –32м от красной линии. Красной линией сцены называется проекция внутренней грани портала сцены на ее планшет. При глубинной сцене, не более 1200 мест в драматическом театре, и 1800 мест в оперно-балетном. Для удовлетворительной видимости недостаточно приближения зрителя к сцене, важно обеспечит необходимое превышение его зрения над головами впереди сидящих. По нормам должно быть не менее 6см., допускается до 4см лишь на балконах и сах. Условия видимости в горизонтальной плоскости по краям портального проема не превышает 3 градусов для драматических и 30 гр. для музыкальных спектаклей. По тем же условиям видимости в пределах вертикального угла –30 гр, но не выше портальной рамы. Построение этого угла ведется на ноги актера, стоящего на красной линии сцены. Различают два основных типа зрительного зала-ярусный и амфитеатральный. Наибольшее приближение зрителей к сцене дает многоярусный. Для театров малой вместимости до 600 мест -зал амфитеатрального типа, а для театров большой вместимости, балконного или ярусного типа. Площадь зрительских мест (не считая просцениума и оркестровой ямы)-0,7-0,8м2 на одного зрителя. Площадь ярусов и балконов подсчитывается отдельно по той же норме
5. Эстрада и концертный зал.
Объемно-планировочная структура концертного зала обусловлена особенностями концертного представления. Концерт, в отличие от спектакля как правило , не связанных с сюжетом, редки случаи смены декораций в пределах одной программы. В современной практике концертной деятельности определились следующие жанры: концерты больших симфонических, камерных оркестров, эстрадные, хореографические, концерты народных ансамблей, литературные и сборные концерты, включающие номера нескольких жанров, а иногда и цирковые. Несмотря на такое разнообразие жанров, на практике, по соображениям рентабельности
редко строят специализированные залы для
отдельных жанров. Обычно концертные здания используются для всех
концертных жанров. По акустическим и экономическим соображениям залы для камерной музыки предпочтительно, однако устраивать сравнительно небольшой зал (600-800 мест), а залы для выступления крупных хоровых и симфонических коллективов (1000-2500 и более зрительских мест). Так как Получило распространение строительство зданий киноконцертных залов на базе широкоформатных кинотеатров. В этом случае предэкранное пространство приближается по своим размерам к площадке для концертных выступлений. Кроме киноконцертных залов, в которых ведущую роль играет кинопоказ, иногда строятся банкетно-концертные залы, предназначенные для концертов банкетов, танцев, собраний, проведения кинофестивалей и театрализованных представлений. В таких залах предусматривается трансформация кресел, которые складываются и убираются в специальные сейфы. Другим путем устройства такого зала может быть трансформация пола вместе с рядами кресел, которые могут посекционно переворачиваться и опускаться или подниматься до одного общего уровня. В банкетно-концертных залах должна быть удобная связь кухонного блока со столиками, размещаемыми на ступенях зала или на балконах так, чтобы эстрада хорошо была видна всем посетителям.
В концертных и многоцелевых залах должен быть размещен ряд технических помещений, из которых наибольшее влияние на архитектурно-планировочную структуру зала оказывает радиотелевизионный комплекс со студиями звукозаписи и кабинами переводчиков. Из этих помещений должна быть хорошо видна эстрада, и они должны иметь связь с обслуживающими помещениями.