Изменение в законодательстве об ответственности за контрабанду.

Проблема обратной силы уголовного закона в связи с отменой статьи 188 УК РФ.

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов по статье 226.1 УК РФ.

 

 

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в очередной раз за последние годы внесены существенные изменения в российское уголовное законодательство. Этим законом, в частности, признана утратившей силу ст. 188 УК РФ "Контрабанда", а гл. 25 УК РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" дополнена ст. 229.1, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а гл. 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности" дополнена ст. 226.1, предусматривающей ответственность за контрабанду ряда иных предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила оборота, включая сильнодействующие и ядовитые вещества.

В отличие от ст. 188 УК РФ, признававшей контрабандой незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение перечисленных в них предметов: а) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо б) через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Внесение указанных изменений в УК РФ обусловлено участием нашей страны в Евразийском экономическом сообществе.

Международная организация "Евразийское экономическое сообщество" (ЕврАзЭС) учреждена в 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

В 2009 г. три страны ЕврАзЭС - Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Этим международным договором названные государства приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС), в соответствии с которым территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. С 1 июля 2011 г. на внутренних границах этих трех стран снят контроль за перемещением товаров.

Столь глобальные изменения потребовали изменений национальных законодательств государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе и уголовного законодательства в части ответственности за контрабанду. Указанные изменения отличает не только отход от сложившихся стереотипов в подходах к формулированию диспозиций статей Особенной части УК РФ, но и определенная сложность в уяснении их содержания.

1. Статьи 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС соответствующих предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. Такая формулировка диспозиции указанных статей требует разъяснения для уяснения их содержания и обеспечения единообразного правоприменения, поскольку правоприменитель неоднозначно понимает использование в диспозициях анализируемых статей словосочетания "в рамках ЕврАзЭС".

Понятия ЕврАзЭС и таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС определены международными договорами. В соответствии со ст. 2 ТКТС Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. При этом пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Учитывая изложенные положения международных договоров, в приведенном в ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ определении контрабанды слова "в рамках ЕврАзЭС" означают не то, что незаконное перемещение предметов осуществляется в рамках ЕврАзЭС, которое образуют пять стран, а выступают в качестве части полного наименования Таможенного союза - "Таможенный союз в рамках Европейского экономического сообщества", образованного тремя государствами ЕврАзЭС.

2. Основываясь на названных международных договорах, можно сделать вывод о том, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС означает перемещение через пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, состоящей из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например, через российско-китайскую, казахстанско-китайскую, белорусско-польскую границы.

ТКТС определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

При этом под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу: носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. В том числе ТКТС признает товарами наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества.

Таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС лишь частично охватывает пределы территории Российской Федерации. Так, незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на участках, например, казахстанско-китайской или белорусско-польской границ следует рассматривать как преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации.

В то же время, согласно ст. 12 УК РФ, лица, совершившие вне пределов Российской Федерации преступления против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с этим Кодексом, если в отношении их по соответствующему преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Учитывая, что Таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС представляет собой пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, образованного Белоруссией, Казахстаном и Россией, незаконное перемещение товаров через эту границу обоснованно признается Уголовным кодексом преступлением против интересов Российской Федерации и ответственность за такие деяния (вне зависимости от места их совершения) может наступать по ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ.

То, что ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ позволяют привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабандное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на любом участке этой границы, подтверждает и ратифицированный Российской Федерацией Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.).

Этим Договором предусмотрено несколько таких случаев. Например, по нему каждая сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других сторон. Кроме того, если преступления совершены лицом на территории разных стран, то по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством сторон органами уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них.

Соответственно, российские правоохранительные органы могут по ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабанду на границах Республики Казахстан и Республики Беларусь с другими странами, например на казахстанско-китайской или белорусско-польской границе.

3. Контрабанда товаров, согласно Договору об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза, относится к преступлениям, нарушающим таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

То, что незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС нарушает таможенное законодательство, сомнения не вызывает. В то же время незаконное перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к нарушению таможенного законодательства как такового отношения не имеет.

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, требует пояснения используемое в ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ определение контрабанды как незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Если первый вид контрабанды - незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в целом достаточно четко определен и обоснован, то по второму (альтернативному) виду контрабанды - незаконному перемещению через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС имеются вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

В первую очередь это связано с тем, что в российском законодательстве не раскрыто понятие "незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации". Более того, оно даже не упоминается, например, среди видов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" среди видов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ указывает их незаконное перемещение с таможенной территории другого государства на таможенную территорию Российской Федерации или с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию другого государства и не упоминает перемещение таких средств и веществ через Государственную границу Российской Федерации.

Принимая во внимание бланкетный характер норм, закрепленных в ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, их применение возможно лишь в системном единстве с положениями других нормативных правовых актов, в частности, определяющих законное и незаконное перемещение предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения, через Государственную границу Российской Федерации.

На наш взгляд, всей необходимой совокупности таких нормативных правовых актов на данный момент нет и требуется их принятие, включая внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Увы, таких изменений пока не предвидится. Видимо, при принятии ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ расчет делался на то, что неурегулированные вопросы разрешит правоприменительная практика.

4. Неопределенность в толковании ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ связана также с использованием союза "либо" при перечислении двух названных видов контрабанды - исходя из правил русского языка союз "либо" используется в качестве разделительного (подчеркивая взаимоисключение, несовместимость) или в качестве подчеркивающего тождество (равнозначность).

Полагаю, что законодатель при формулировании диспозиций статей 226.1 и 229.1 УК РФ использовал союз "либо", чтобы обозначить тождество двух обозначенных видов контрабанды:

а) незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и

б) незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Проиллюстрируем это на конкретном примере. Допустим, партия опия, являющегося наркотическим средством, была незаконно ввезена из Китая в Казахстан, а затем из Казахстана в Россию. Очевидно, что в рассматриваемом случае совершено два разных преступления, квалифицируемых как контрабанда по ст. 229.1 УК РФ и отличающихся друг от друга как минимум по объективной стороне содеянного, по месту и времени их совершения. В противном случае будут нарушены фундаментальные положения уголовного законодательства о понятии преступления и его состава.

5. Как уже было отмечено, российские правоохранительные органы вправе привлекать по ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ к ответственности лиц, совершивших контрабанду (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) на границах Республики Казахстан и Республики Беларусь с другими странами, например на казахстанско-китайской или белорусско-польской границе. Однако при этом незаконность такого перемещения должна быть подтверждена и нормативными правовыми актами тех стран (Белоруссии или Казахстана), на участках границ которых совершена контрабанда.

Так, указанное подтверждение должно касаться предмета контрабанды. Например, перечни наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также квалифицирующие размеры таких средств и веществ для целей ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ устанавливаются Постановлениями Правительства РФ. Вместе с тем в Казахстане и Белоруссии действуют свои перечни, которые не совпадают по ряду позиций с перечнями российскими.

С учетом изложенного возможно, как показывает практика предыдущих лет, возникновение различных ситуаций, при которых ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ не смогут применяться.

Допустим, в России по ст. 229.1 УК РФ расследуется дело о контрабанде конкретного сильнодействующего вещества на белорусско-польской границе. При этом согласно российскому перечню данное вещество признается сильнодействующим, а по белорусскому законодательству - нет.

Таким образом, при формальном наличии всех признаков преступления по российскому законодательству лицо, совершившее перемещение указанного сильнодействующего вещества через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на белорусско-польском участке этой границы, не может быть привлечено к уголовной ответственности в связи с непризнанием белорусским законодательством указанного вещества сильнодействующим.

Выход из создавшейся ситуации видится в принятии единых для всех трех стран - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС списков наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ и других предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

6. Сложности при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности за контрабанду могут возникнуть и в связи с тем, что в уголовных кодексах Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по-разному сформулированы диспозиции статей, предусматривающих ответственность за контрабанду.

Так, ст. 228 "Контрабанда" Уголовного кодекса Республики Беларусь в действующей на данный момент редакции устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь (а не через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению.

В Уголовном кодексе Республики Казахстан ответственность за контрабанду предусматривается двумя статьями - 209 "Экономическая контрабанда" и 250 "Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено". При этом ст. 250 предусматривает ответственность за незаконное перемещение "через таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Республики Казахстан".

Учитывая, что Белоруссия, Казахстан и Россия имеют единое (общее) таможенное пространство и общую таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, представляется необходимым единообразно сформулировать понятие контрабанды в национальных уголовных кодексах этих трех государств.

7. В Российской Федерации законодатель установил ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ в ст. 226.1, а за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ - в ст. 229.1 УК РФ. Когда гл. 25 УК РФ дополнялась ст. 229.1, это объяснялось тем, что контрабанда является одним из видов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и ее следует включить в ту главу, в которой содержатся статьи, предусматривающие ответственность за незаконный оборот таких средств и веществ. Мотивировка вполне понятна.

В то же время ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ теперь устанавливается ст. 226.1, включенной в гл. 24 УК РФ, хотя ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота таких веществ установлена ст. 234, включенной в гл. 25 УК РФ. При этом речь идет об одних и тех же сильнодействующих и ядовитых веществах.

Таким образом, включение сильнодействующих и ядовитых веществ в качестве предмета контрабанды в ст. 226.1, а не в ст. 229.1 УК РФ, на наш взгляд, нарушает логику, системность построения Особенной части Уголовного кодекса. Поэтому было бы правильней исключить сильнодействующие и ядовитые вещества из диспозиции ст. 226.1 и включить их в качестве предмета контрабанды в ст. 229.1 УК РФ.

8. Статья 226.1, как ранее и ст. 188 УК РФ, не содержит в качестве квалифицирующего признака совершение контрабанды сильнодействующих веществ в крупном размере, хотя примечание к ст. 234 УК РФ устанавливает, что Правительством РФ утверждаются для этой и других статей Уголовного кодекса не только списки сильнодействующих и ядовитых веществ, но и крупный размер сильнодействующих веществ.

В результате складывается парадоксальная ситуация: за незаконный оборот сильнодействующих веществ в крупном размере, согласно ч. 3 ст. 234 УК РФ, может быть назначено наказание до 8 лет лишения свободы, тогда как за контрабанду сильнодействующих веществ в таком же размере по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ - лишь до 7 лет лишения свободы. Неужели общественная опасность незаконного оборота сильнодействующих веществ в крупном размере внутри страны меньше, чем у контрабанды сильнодействующих веществ в таком же размере?

Несомненно, она не меньше, а больше. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что за незаконный оборот сильнодействующих веществ, совершенный организованной группой, может быть назначено наказание до 8 лет лишения свободы (ч. 3 ст. 234 УК РФ), а за контрабанду сильнодействующих веществ в любом размере, совершенную организованной группой, по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ предусмотрено наказание от 7 до 12 лет лишения свободы.

Таким образом, сложившаяся диспропорция в размерах наказания за незаконный оборот сильнодействующих веществ в крупном размере и контрабанду сильнодействующих веществ с точки зрения формальной логики необъяснима. При исключении сильнодействующих и ядовитых веществ из ст. 226.1 и включении их в качестве предмета контрабанды в ст. 229.1 УК РФ указанная диспропорция может быть устранена. Более того, это позволит дифференцировать ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ в зависимости от ее размера.

9. Возникли и вопросы, связанные с обратной силой уголовного закона. Так, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ признана утратившей силу не только ст. 188 УК РФ, но и законы, вносившие в нее изменения.

Статьей 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ признаны утратившими силу:

- статья 1 Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", которой вносились изменения в ст. 188 УК РФ, устанавливающие ответственность за контрабанду аналогов наркотических средств или психотропных веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

- пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", которым вносились изменения в ст. 188 УК РФ, устанавливающие ответственность за контрабанду растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ применительно к деяниям, предусмотренным ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, вступил в силу со дня его официального опубликования.

Согласно ст. 9 УК РФ, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Таким образом, ответственность за контрабанду, совершенную до вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ, должна наступать по ст. 188 УК РФ за исключением случаев, когда новым законом (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) устраняется преступность деяния, смягчается наказание или иным образом улучшается положение лица, совершившего преступление, ибо в этом случае он имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления этого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ, признав утратившей силу ст. 188 УК РФ, одновременно установил ответственность за контрабанду в новых статьях - 226.1 и 229.1 УК РФ. Но он так же, как уже было отмечено, одновременно признал утратившими силу законы, дополнявшие ст. 188 УК РФ новыми предметами контрабанды.

Таким образом, в теоретическом и практическом плане актуальным становится вопрос о том, можно ли рассматривать указанное одновременное признание утратившими силу законов применительно к ст. 188 УК РФ как декриминализацию деяний в части, касающейся предметов контрабанды, которыми была дополнена эта статья вышеназванными Федеральными законами от 6 декабря 2007 г. N 335-ФЗ и от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ.

Перечень вопросов можно и продолжить. При этом следует констатировать взаимосвязь многих из них с одной из тенденций развития российского уголовного законодательства - существенным влиянием на его развитие международных договоров. В частности, именно международными договорами обусловлено появление новых уголовно-правовых форм борьбы с контрабандой в условиях ликвидации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах.

Не исключено, что внесения изменений в российское законодательство потребует и недавно принятое решение Высшего Евразийского экономического совета, которым принят Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.