Изменение в законодательстве об ответственности за контрабанду.

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190)

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

(Статья 189.)

 

Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации в настоящий момент осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Экспортно-импортные операции, без которых внешнеторговая деятельность невозможна, предполагают наличие соответствующих средств контроля. Одним из таких средств является экспортный контроль.

Экспортный контроль в Российской Федерации производится на основании ФЗ от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 18.07.2005), который регулирует отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля и действие которого распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных этим ФЗ.

Под специальным экспортным контролем следует понимать комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества (см. ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ).

Общественная опасность преступления заключается в том, что оно затрагивает внешние и внутренние интересы РФ, посягая на основы обороноспособности государства, угрожая миру и безопасности людей, подрывая авторитет страны на международной арене.

Предмет преступного посягательства указан в диспозиции статьи - технологии, научно-техническая информация и услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средства его доставки, вооружение и военная техника, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Объективная сторона составов преступления состоит в незаконном экспорте или передаче лицом, наделенном правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю перечисленных предметов преступления, в выполнении этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя, а равно в незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могли быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1) либо оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3) и в отношении которых установлен экспортный контроль. При этом совершенное деяние не должно отражать преступное поведение, предусмотренное ст. 188 или 275.

Под экспортом понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

8. Незаконный экспорт предполагает нарушение установленного федеральными законами и иными нормативными актами порядка экспортных операций.

9. Технология - это специальная информация, которая требуется для разработки, производства или применения соответствующего оборудования. Информация может принимать форму технических данных (светокопии, планы, диаграммы, модели, формулы, таблицы, технические проекты и спецификации, руководства пользователя и инструкции в рукописном виде или записанные на других носителях, таких, как диск, лента, ПЗУ) или технической помощи (инструктаж, приобретение навыков, обучение, производственные знания, консультационные услуги). Техническая помощь может включать передачу технических данных.

10. Экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, выполнение работ (услуг), связанных с получением результатов интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Перечень контролируемых товаров и технологий утверждается указами Президента РФ по представлению Правительства РФ (см., например, Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 05.05.2004 N 580 (в ред. от 01.12.2005).

11. Оружие массового поражения - ядерное, химическое, биологическое и токсинное оружие.

12. Средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

13. Вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средства обеспечения его боевого применения, в том числе средства доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники).

14. Составы преступления формальные. Преступление окончено (составами) в момент незаконного оказания работ (услуг), которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки, в момент незаконного вывоза технологий, научно-технической информации, сырья, материалов и оборудования с таможенной территории РФ за границу, а равно в момент незаконной их передачи иностранной организации или ее представителю.

15. В ч. 2 и 3 статьи 189 предусмотрены соответственно квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, в числе которых совершение данного преступления: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2); б) организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль (ч. 3).

16. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив и цель для квалификации значения не имеют.

17. Субъект преступного посягательства специальный - лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

18. Деяния, описанные в ч. 1 и 2 статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести, а отраженные в ч. 3 - к тяжким преступлениям.

 

1. Нормативный материал к статье: ФЗ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 02.11.2004); Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в ред. от 03.10.2002) и др.

2. Предметами статьи 190 являются особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран, перечисленные в диспозиции статьи: а) предметы художественного достояния; б) предметы исторического достояния; в) предметы археологического достояния, возвращение которых обязательно на территорию России в соответствии с законодательством.

3. К предметам художественного достояния закон относит художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративного прикладного искусства и др.

4. Предметы исторического достояния - это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

5. Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

6. В качестве предмета посягательства могут выступать как предметы, которые могут быть вывезены за пределы Российской Федерации, так и предметы, вывоз которых запрещен, кроме случаев временного вывоза.

7. Обязательному возвращению в Россию, безусловно, подлежат следующие законно вывезенные за ее пределы предметы культурного достояния: а) движимые предметы, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия РФ, независимо от времени их создания; б) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; в) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ; г) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

В отношении указанных предметов возможен только временный вывоз за пределы Российской Федерации.

8. Порядок вывоза культурных ценностей из Российской Федерации и возвращения их обратно состоит в следующем.

Заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ культурные ценности подлежат обязательной экспертизе. Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Минкультуры России (ныне - в Росохранкультуры) или его территориальные органы.

Выявление в процессе рассмотрения документов, представленных заявителем, обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временный вывоз культурных ценностей с территории РФ, является основанием для отказа заявителю в их вывозе или временном вывозе.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей с территории РФ и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.

На основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии, а также по результатам проверки культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам Минкультуры России или его территориальные органы принимают решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории России.

При принятии решения выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории России.

9. Объективная сторона состава преступления заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России указанных выше предметов, вывезенных за ее пределы.

Под невозвращением культурных ценностей на территорию России понимают оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока. Срок возвращения культурных ценностей устанавливается в свидетельстве на право вывоза культурных ценностей и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, который заключается между организацией или лицом, вывозящими ценности, и их владельцами (государством в лице его учредителей, организацией, другим владельцем).

10. Преступление окончено в момент несовершения действий, которые лицо должно было совершить.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого.

Должна быть установлена реальная возможность возврата ценностей виновным лицом.

12. Если лица, ответственные за возвращение ценностей, еще до их вывоза преследовали цель присвоения ценностей на территории иностранного государства, ответственность по ст. 190 исключается. Виновный привлекается к УО за хищение.

13. Субъектом преступного посягательства может быть лицо (частное, руководитель любой организации), ответственное за возвращение предметов культурного достояния в Россию.

14. Преступление отнесено законодателем к категории тяжких.