Понятие таможенных преступлений

Лекция № 1. Общая характеристика таможенных преступлений

План:

1.1. Понятие таможенных преступлений

1.2.Виды таможенных преступлений

Необходимо отметить, что до недавнего времени понятие таможенного преступления в науке уголовного права вообще не рассматривалось. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. предусматривался лишь один состав преступления, имеющий непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме - контрабанда (ст. 78).

В литературе появились позиции, не признающие необходимость выделения таможенных преступлений в самостоятельную группу. В этом споре очень убедительно выглядят А.И. Чучаев и С.Ю.Иванова[1], которые считают, что таможенные преступления на сегодняшний день — состоявшееся явление. Это обусловлено: 1) самостоятельной сферой деятельности таможенных органов; 2)высокой распространенностью посягательств на эту сферу экономической деятельности; 3) статистически наблюдаемой тенденцией к их росту; 4) причинением существенного ущерба; 5) недостаточностью охраны таможенных отношений средствами других отраслей права; 6) способностью уголовного права обеспечить защиту таможенных отношений. Доказывая, что таможенные преступления — объективно существующая реальность, они ссылаются на рост контрабанды и таможенных правонарушений (в 27 раз за последние пять лет)[2]. Итак, таможенные преступления можно выделить в отдельную самостоятельную группу преступлений с присущими данной группе признаками. На этой основе можно дать следующее определение таможенного преступления.

Таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России либо вывозу с данной территории товаров, ценностей или транспортных средств любым способом (ст. 18 Таможенного кодекса РФ). Перемещение включает в себя пересылку с использованием международной почтовой связи, трубопроводного транспорта и линий электропередачи. Под перемещением помимо таможенного контроля в соответствии со ст. 276 ТК РФ понимается перемещение вне определенных таможенными органами мест или вне установленного ими времени производства таможенного оформления. Понятие таможенной границы дается в ст. 3 Таможенного кодекса. Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. таможенные преступления объединены в главе 22 "Преступления в сфере экономической деятельности".

До настоящего времени перечень и содержание таможенных преступлений остаются предметом дискуссий в науках уголовно-правового цикла. Но большинство авторов (В.А. Жбанков, А.В. Нестеров, Ю.П. Гармаев и др.) к таможенным преступлениям относят:

- контрабанду;

- незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

- невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Некоторые авторы придерживаются иного мнения, хотя расхождения возникают только в отношении двух составов: ст. 193 и 194 УК РФ.

Как верно отмечает Ю.П. Гармаев, оба "спорных" преступления относятся к группе таможенных по целому ряду причин, в том числе ввиду сложного, составного характера видового объекта этих преступлений. Так, невозвращение валюты - одновременно и таможенное и валютное правонарушение. Уклонение от уплаты таможенных платежей также посягает и на налоговые, и на таможенные правоотношения.

Правильность этих суждений подтверждает и уголовно-процессуальное законодательство, обязывающее таможенные органы проводить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), и неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 188 частями второй - четвертой, статьями 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ).

Одной из характерных особенностей таможенных преступлений является то, что все рассматриваемые нормы являются бланкетными, в силу чего необходимо обращаться к целому ряду нормативных документов. В первую очередь это Таможенный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы Российской Федерации, приказы Федеральной таможенной службы и др.

По статистическим данным, в общем количестве возбуждаемых уголовных дел большую часть составляет контрабанда (ст. 188 УК РФ), намного меньше уголовных дел возбуждается по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), совсем незначительное количество - по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Завершают этот своеобразный рейтинг единичные случаи уголовных дел, возбуждаемых за незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ) и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

По информации Управления таможенных расследований и дознания ФТС России за 2008 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3264 уголовных дела, что на 23% больше показателя 2007 г., когда было возбуждено 2653 уголовных дела. Из указанных 3264 по факту контрабанды возбуждено 2899 уголовных дел (88,82%), по факту незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники - одно уголовное дело (0,03%), по факту невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте - восемь уголовных дел (0,25%) и по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, - 356 уголовных дел (10,9%).

Итак, именно контрабанда доминирует в структуре преступлений в таможенной сфере.