Международный атлетический конгресс 1894 г. в Париже, его решения.

Исторические предпосылки возникновения современного спорта: промышленная революция, мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации.

 

 

К концу XIX столетия созрели объективные условия для выхода спорта на мировую арену и организации спортивного движе­ния. В чем они выражались? Мир переживал промышленную рево­люцию. На смену паровому котлу пришли двигатели внутреннего сгорания, во многих странах началось промышленное использование электроэнергии. Совершенствовались средства связи и транспорта, могучие лайнеры вышли в моря и океаны, границы государств пере­секали железнодорожные магистрали. В материальной культуре обо­значились тенденции развития производительных сил. Постоянно расширялся культурный обмен, открывались международные выс­тавки, проводились всевозможные конкурсы, фестивали, конгрессы. Завершение процесса образования мирового рынка, расширение эко­номических и культурных контактов обусловило объективные пред­посылки международных спортивных связей.

Важным обстоятельством явилось то, что к спорту стали прояв­лять интерес правительства, ибо его результаты затрагивали престиж государства. Стало далеко не безразлично спортсмены, какого госу­дарства одерживают победы на легкоатлетическом стадионе, фут­больном поле, в бассейне или на треке. Постепенно приходило по­нимание того, что спорт является важным средством оздоровления нации. Да и физическая подготовка армии в условиях нараставшей конкуренции между крупнейшими державами становилась делом государственной политики. Прежде всего, в Европе, а затем на других континентах различными видами спорта стали заниматься сотни и даже тысячи людей. Начали создаваться спортивные клубы и другие общественные организации, объединявшие спортсменов. Появилось естественное стремление сравнить свои результаты в состязаниях со спортсменами других стран.

Довольно частыми стали встречи спортсменов Англии, Фран­ции, Германии, Соединенных Штатов Америки.

Однако сразу же выяснились многочисленные трудности, преж­де всего, из-за отсутствия единых правил состязаний, организации их проведения, вопросы судейства и др. Так, например, в 1873 году англичане провели первую встречу со своими партнерами по игре в футбол, живущими на материке. Матч был прерван в связи с разными толкованиями правил игры. По таким же причинам нередко возникали нездоровые отношения между представителями различных видов спорта. Один из инициаторов воз­рождения Олимпийских игр Виктор Бланк отметил в этой связи своеобразную гражданскую войну, вызванную узкой специализацией, ибо те, кто занимался прыжками пренебрежительно относятся к греб­цам, фехтовальщики к велосипедистам, стрелки свысока смотрели ни теннисистов. Даже среди приверженцев одного и того же вида спорта зачастую не было полного согласия: поклонники германской гимнастики отрицали все лучшие качества шведского метода, а правила игры в американский футбол казались лишенными всякого смысла. Назревала реальная опасность разрушения спорта, уничто­жения еще не окрепших ростков межнациональных контактов.

Преодолеть возникший кризис, вывести спортивное движение на цивилизованный путь прогресса можно было лишь созданием меж­дународной организации, способной объединить спортсменов всех популярных видов спорта и всех стран.

 

  1. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения.

Возрождению Олимпийских игр, организации международного олимпийского движения посвятил свою жизнь выдающийся ученый и талантливый организатор Пьер де Кубертен. Родился Пьер 1 янва­ря 1863 года в Париже в семье древнего дворянского рода. К концу XIX века таких дворян, с полным правом относивших себя к арис­тократии, во Франции насчитывалось 120 тыс. человек. Они пред­ставляли 3500 семей, являвшихся предметом почитания. Обраща­лись к ним «господин граф» или «господин барон» с дворянской приставкой.

С детства Пьер проявлял артистические способности и реши­тельно воспротивился желанию родителей отдать его в кадетский корпус, который являлся престижным для аристократической моло­дежи. Вместо этого Пьер поступил на философский факультет прославленного университета в Сорбонне. Там он увлекся педагогикой, идеями Руссо, Песталоцци, Яна Амоса Коменского и других классиков, излагавших учение о единстве умственного, нравственного и физического воспитания человека. Интересные теоретические познания стремился осуществлять в своей личной жизни. Уже в молодости он стал человеком великолепно эрудированным, кристально честным и разносторонним спортсменом: показывал отличные результаты в вело- и мотогонках, скачках на коне, фехтовал, боксировал, играл в теннис. Исключительная порядочность и обязательность поистине открывали перед ним сердца людей разного возраста, социального положения и национальной принадлежности.

Молодой Кубертен видел путь возвеличивания Франции, преж­де всего, во всемерном просвещении, в развитии лучших человечес­ких качеств молодежи. Он обратил внимание на практический опыт Великобритании, которая во второй половине XIX века лидировала среди европейских стран в развитии спорта. Особый интерес пред­ставляло педагогические наследие Томаса Арнольда (1795-1842), общепризнанного основоположника современной системы физичес­кою воспитания. За длительное время руководства колледжем в Регби он сумел создать принципиально новую систему воспитания, центральной частью которой стал спорт, как эффективное средство преодоления развращенности, лености и на этой основе подготовки молодежи к жизни взрослого человека. Неизменной частью педаго­гики Т. Арнольда стало использование выработанных четких пра­вил спортивных состязаний, взаимоотношений в спортивных коман­дах, основанных на принципах коллективизма, взаимопомощи и че­стной игры, реализуемых в условиях организованного физического воспитания и спорта. Основанные Т. Арнольдом спортивные коман­ды функционировали на основе самоуправления, продуманной сис­темы физического воспитания и регулярных спортивных соревнова­ний. Объединенные в спортивном клубе колледжа Регби, они стали распространяться в других учебных заведениях. Наряду с крикетом, греблей, регби, футболом в спортивную жизнь молодежи постепен­но входили плавание, фехтование, бокс и другие виды спорта.

Кубертен изучил опыт развития спорта в Германии, США и других странах. Благодаря глубокому анализу влияния двигательной активности и спорта на здоровье, культуру, образование и воспита­ние людей в различных странах, он сформировал свое собствен­ное отношение к спорту.

Весьма плодотворной была научная деятельность Кубертена. Его труды - «Записки о народном образовании», «Спортивная педагогика», «Уроки прикладной гимнастики», «Пре­восходство футбола», «Очерки по спортивной психологии», получи­ли широкое признание как во Франции, так и в других странах. Об этом свидетельствует, например, высказывание члена Французской Академии наук Эрнста Сейльера, называвшего перо Кубертена «тон­ким и чутким», а вышедшее из-под этого пера - «чрезвычайно полез­ным для широкой публики». Во всем мире он получил признание как основоположник олимпизма, а многие его идеи не потеряли сво­ей актуальности и в наше время.

Чрезвычайно актуально его научное обоснование предмета «Спортивная педагогика», вошедшего в качестве одного из основ­ных положений ныне действующей олимпийской хартии под назва­нием «Олимпийское образование». Кубертен придавал решающее значение в прогрессе общества образованию подрастающего поколе­ния через спорт. Эту идею он выразил в следующем тезисе: «Секрет величия или заката демократии следует искать в школе, в универси­тете. Проводимые в них улучшения имеют самые далекие послед­ствия».

Через философию и на ее основе Кубертен еще в молодости увлекся историей. Первые серьезные исследования в этой области он посвятил изучению античности и открыл поразившее его богатством наследие древней Олимпии. В книге «Кампания в двадцать один год» писал: «Ничто в древней истории не будило во мне столько мыслей, как Олимпия. Этот сказочный город, где некогда творилось истинно человеческое по содержанию и материальное по форме дело, облагороженное и возвеличенное понятием родины, которая имела в этом историческом месте нечто вроде источника жизненных сил... Из этих мыслей возникла идея возрождения самих Олимпийских игр, призванных сыграть свою роль во всем мире». Предпринятое Кубертеном историко-логическое, философское исследование соци­альной сущности спорта привело к выводу о возможности и практи­ческой необходимости возрождения Олимпийских игр.

«XIX век, - писал Кубертен в своем труде «Олимпийские игры 776 до н.э. - 1896 г.», - был свидетелем того, что повсюду пробуждался интерес к физическим упражнениям: в начале столетия - в Германии, Швеции, в 50-х - в Англии, в конце XIX в. - в США и Франции. В то же время великие открытия -железные дороги и телеграф сократили расстояния, и люди начали жить по новому: расы проникли одна в другую, лучше узнали друг друга, и каждой из них захотелось сравнить себя с другими».

При этом в олимпийскую идею общения он вкладывал прежде всего нравственные принципы, ибо по его утверждению спорт это не предмет роскоши, занятие лентяев и не мускульная компенсация умственного труда. Для всякого человека это - источник внутреннего совершенствования, независимо от его профессии. Он принадлежит одинаково всем и его нехватка не может замениться ничем.

Работы Кубертена пронизаны духом человеколюбия, гуманиз­ма, философией гуманистических ценностей спорта. Он придавал исключительное значение принципам честной игры, неустанно под­черкивал необходимость соблюдения «рыцарского, благородного духа атлета», сохранения человеческого достоинства при любых исходах состязаний. Как важно помнить и новичкам, и опытным мастерам его наставление, изложенное в книге «Очерки по спортивной психо­логии»: «Спортсмен не только должен уметь защищаться от неудач, он обязан всегда казаться крепким, веселым, довольным, сохранять душевное равновесие как при поражении, так и при победе».

Кубертен и его единомышленники были озабочены возникшей опасностью отрицательных последствий безумных перегрузок в тре­нировках. Уже тогда раздавались упреки в адрес спорта, что он пе­ренапрягает организм, притупляет интеллект. Объективно оценивая суть проблемы, Кубертен признавал, что невозможно полностью отрицать существование этих зол, но спорт как таковой ни в коем случае не несет ответственности за них. Причина их в том, что не­редко занятия проводили дилетанты. Спорт - это благо, - отмечал он, - но при неумелых дозировках нагрузок может стать злом. Во избежание отрицательных последствий для здоровья спортсменов Ку­бертен рекомендовал «проводить соревнования, четко разграничив их по степени трудности от возраста и пола».

Кубертен стремился разработать такую идею олимпийско­го движения, которая бы исключала любые формы социальной, национальной, религиозной дискриминации, отвечала интересам всех слоев населения и вписывалась в магистральные направления развития современной цивилизации. «Современ­ный атлетизм, - говорил он, - имеет две тенденции. Он становится демократическим и интернациональным. Здоровая демократия, муд­рый и мирный интернационализм проникнут на новый стадион, по­зволят атлетизму совершить дело морального совершенствования со­циального мира одновременно с развитием мышц».

Человек глубоких знаний, будучи аристократом по происхожде­нию, ратовал за демократизм спорта. С определенной долей наивно­го романтизма он создавал идиллическую картину спортивного брат­ства. «Занятия спортом, - полагал он, - создают атмосферу абсолют­ной прямоты, так как невозможно извратить результаты, которые поддаются исчислению, и каждый может их проверить, придя к зак­лючению: маленькая республика спорта представляет собой нечто вроде модели демократического государства в миниатюре».

Иногда встречаются утверждения, что Кубертен восстанавливал Олимпийские игры, по образцу и подобию древнегреческих, только для аристократов, во всяком случае для людей состоятельных. На самом деле он воспринимал из наследия эллинов благородную идею олимпизма, а практическую реализацию ее мыслил осуществить с учетом современных условий. В письме, которое было направлено в разные страны, говорилось: «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам совре­менного общества». А главной целью олимпийского движения Ку­бертен считал вовлечение в занятия спортом всех слоев населения. В частности он заявил: «Распространение спорта среди рабочих, бес­спорно, является для олимпизма гарантией его дальнейшего разви­тия». Как истинный педагог он понимал, что приобщение к спорту должно начинаться с детского возраста. «Нам нужно думать не толь­ко о большом спорте, - говорил он друзьям. - Большой спорт уже вышел на большую дорогу. Массы, массы должны волновать нас. Нужно привлекать к физической культуре отцов и матерей. Тогда дети быстро будут приобщаться к спорту».

В фундаментальном труде «Всеобщая история», изданном в 3-х томах, Кубертен, прослеживая развитие культуры с древних времен до первой мировой войны, уделяет особое внима­ние физической культуре и интернациональному характеру спорта. Он был твердо убежден в том, что Олимпийские игры ни в коем случае не должны быть привилегией только Европы, что они должны придти в Азию, Африку, Америку, Австралию. И хотя в 1925 году первая попытка провести игры черного континента в Египте не у венчалась успехом, сама идея не была забыта. Сегодня Панафри­канские игры стали явью, они созывают на старты атлетов более 40 стран Африки и вызывают большой интерес любителей спорта во всём мире.

Предметом особых забот Кубертена было распространение олимпийских идей в Азии. Он отлично понимал, какое большое значение для международного спортивного движения будет иметь вовлечение в сферу его, влияния азиатских стран с их многомиллионным населе­нием. Не имея прямых контактов со спортивными организациями Японии, Кубертен через французского посла в Токио передал япон­цам приглашение на стокгольмскую олимпиаду и был очень рад, что на ней был впервые поднят флаг азиатского континента.

Кубертен проявлял большой интерес к установлению контактов и даже к взаимному сотрудничеству с организациями спортивного движения в России, учеными нашей страны. Через руководителя фи­зического воспитания, офицера военного ведомства А.Д. Бутовско­го, он получал информацию о научных трудах Петра Францевича Лесгафта, видел в них совпадение взглядов и воодушевлялся тем, что есть достойный единомышленник по возрождению олимпизма на современной основе. Отношение Лесгафта к историческому на­следию древних выражено в выписке из его статьи, которую сделал для себя Кубертен: «Отчего не воспользоваться опытом древних гре­ков, но только не слепо: мысли, развиваемые классицизмом, могут быть верны и драгоценны, но все же нельзя забывать, что важны нам только мысли, а не форма передачи их».

Интерес к трудам российского ученого имел все основания: П.Ф. Лесгафт - педагог-гуманист, врач и историк, разработал систе­му физического воспитания и врачебного контроля в физической куль­туре России. На основании изучения практического опыта Фран­ции, Англии, Германии и других стран, критического осмысления его, он пришел к выводу, что физическое воспитание является обязательной составной частью всестороннего развития человека. Средства физического воспитания разраба­тывались им на основе использования данных анатомии, биологии, педагогики и других наук. О глубине и прозорливости научного обо­снования физического воспитания свидетельствует то, что многие его идеи оправдали себя на практике в России и других странах. Важен вклад П.Ф. Лесгафта и в организацию подготовки специали­стов по физической культуре. По его инициативе в 1896 году было создано первое в России специальное учебное заведение, лекции в котором читали известные ученые.

Кубертен назвал работы П.Ф. Лесгафта «чрезвычайно интерес­ными» и, как человек пылкой натуры, добавил при этом: «Я был восхищен совпадением наших мыслей».

Если же принять во внимание, что научные интересы Кубертена выходили далеко за рамки спортивной педагогики, то чрезвычайно важной является его позиция по отношению к России в историчес­ком плане. Так, в книге «Франция после 1814 г.» Кубертен писал, что в лице своего императора Россия выглядела либеральным победите­лем, она не пыталась диктовать какие-либо требования в отношении государственного устройства Франции. В вышедшей в 1900 г. книге «Прогноз для Европы» Кубертен предвещал, что Россия стоит на пороге социальных потрясений. Русская тема была продолжена по­зднее в специальной статье, написанной в ноябре 1905 г. и приуро­ченной к появлению в России парламента - Государственной Думы. Обнаруживая хорошее знание русской истории, Кубертен предсказал тернистый путь к парламентаризму и приветствовал создание вы­борного органа.

Одобряя в целом союзнические отношения Франции с Россией, "Кубертен считал, что, для спорта, открытые отношения всех стран предпочтительнее союзов и блоков. «Атлетизм, - говорил он, - сбли­жает народы, он вносит умиротворение, основывая его на законном и плодотворном соревновании». Международному общению на по­чве спорта Кубертен отводил важную роль в обеспечении всеобщего мира. Освобождение самого спорта от военных слагаемых представлялось ему примерно таким, каким виделось А. Нобелю освобождение науки - через миротворчество, как специаль­ную и широкую сферу человеческой деятельности, следствием успехов в которой может стать мирная направленность всех сто­рон жизни. Несомненный интерес представляет отношение Пьера де Кубертена к Л.Н. Толстому. Среди произведений, написанных им в годы, предшествовавшие первой мировой войне, примечательна ста­тья «Толстой и Рузвельт». В том, что учение Л.Н. Толстого привлекло внимание во многих странах, Кубертен увидел следствие открыв­шихся духовных пустот: нужен был такой мыслитель, который, под­нимаясь над всеми частностями, разделявшими людей, опирался бы на основу человеческой общности. Самой сильной стороной учения Толстого Кубертен считал ту его своеобразную конструкцию, где доброта рассматривается как источник справедливости. Толстой, в истолковании Кубертена, предложил людям одновременно и источ­ник гарантий и цель жизни - служение ближнему. «Обретите себя в том, чтобы остановить войну, убийства, осушить слезы. Не спрашивайте несчастных об их языке и взглядах» - так выражал Кубертен основную мысль Л.Н. Толстого.

Объективный анализ творческого наследия Кубертена на исто­рическом фоне векового периода развития спортивного движения по­казывает, что не все идеалы олимпизма выдержали испытание вре­менем. Некоторые из них, под влиянием политических, идеологичес­ких, социально-экономических и других факторов, были искажены или с течением времени потеряли смысл.

Так, во второй половине столетия в олимпийском движении стала доминировать ориентация на спорт высших достижений, на приори­тет престижной функции спорта, с установкой на победу. И девиз Кубертена - «Главное не победа, а участие» выглядит весьма наи­вным. И с самого начала он не совпадал с состязательной сущнос­тью спорта. Теперь же, при всех издержках, главное - результат, победа. Цена победы возросла в прямом и переносном смысле.

С первых шагов обоснования современного олимпийского дви­жения и на протяжении всей деятельности в руководстве Междуна­родным олимпийским комитетом Кубертен бескомпромиссно высту­пал против профессионализма в спорте, считая его несовмести­мым с олимпизмом. Проблема любительства и профессионализма в числе первых обсуждались на учредительном конгрессе и почти на всех последующих международных олимпийских конгрессах. Сколько копий было сломано в жарких дискус­сиях, сколько известных спортсменов дисквалифицировано, пока в конечном итоге не восторжествовали интересы спорта и профессио­налы стали равноправными участниками Олимпийских игр.

| Нередко, особенно в нашей литературе, Кубертена называли иде­алистом, иногда идеалистом в самом хорошем смысле этого слова и даже великим идеалистом. Доля истины в таком определении есть. В мировоззрении основателя современного олимпизма активный па­цифизм занимал настолько прочное место, что в спорте он видел средство спасения человечества от войн и бедствий, но не понимал и не хотел понять, что развитие спорта не может быть изолировано от противоречивых общественных процессов. Вопреки благородным чаяниям «великого идеалиста» неумолимые законы новой истории еще при жизни Кубертена привели к страшным жертвам и разруше­ниям первой мировой войны и срыву Олимпиады 1916 года. И тем не менее Кубертен не напрасно свою вдохновенную «Оду спорту» завершил гимном миру: «О спорт! Ты мир!». В наши дни сила спорта в объединении народов, в защите мира нарастает.

Всесторонний анализ взглядов Кубертена приводит к главному выводу, что его гуманизм, приверженность общечеловеческим идеа­лам, устойчивая преданность своему делу пережили все испытания, вызывают глубокое уважение и являются важнейшим достоянием современного олимпийского движения.

 

Пьер де Кубертен удачно сочетал в себе гениальность ученого и талант организатора. Можно лишь поражаться его неиссякаемой энергии по практическому возрождению Олимпийских игр. Еще в молодые годы он ценился как знаток физического воспитания и был избран генеральным секретарем Союза спортивных обществ Франции. В 1889 году правительство Франции поручает ему разработать национальную систему общего физического воспитания. Для выполнения столь ответственной задачи был собран большой фактический материал не только по своей стране, но и многих других государств. Тщательный анализ документов показал необходимость практической интернационализации спорта.

В том же году, во время работы в Париже международной вы­ставки Кубертен организовал диспут по физической культуре с уча­стием представителей ряда стран. Впервые был поставлен вопрос о проведении международных соревнований. Специалисты разных стран высказывали различные мнения о возобновлении Олимпийс­ких игр и формах их проведения. Позиция П. Кубертена была увяза­на с необходимостью возможно больше почерпнуть из истории орга­низации и проведения древнегреческих игр. Он придавал древним обычаям характер источника вдохновения, чтобы они лучше могли служить современному человеку.

Кубертен детально разработал организацию и процедуру прове­дения современных Олимпийских игр, добавив то, что складывалось в практике нового спорта: интернациональный характер Игр, вклю­чение в программу соревнований возможно большего количества по­пулярных видов спорта, добровольное участие спортсменов-любите­лей и др. «Нам ничего не нужно изобретать, - говорил в своем вы­ступлении Кубертен. - Все уже изобретено греками. Мы берем готовую форму, наполняем ее новым содержанием. Пусть это будет ру­копожатием через века».

Накануне открытия конгресса Кубертен опубликовал статью «Возрождение Олимпийских игр», в которой изложил следующие принципы Олимпизма:

Как и древние фестивали, современные Олимпийские игры сле­дует проводить каждые 4 года.

Возрожденные Игры (в отличие от древних Олимпиад) будут современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые культивируются в XIX в.

Игры будут проводиться для взрослых.

Будут введены другие определения понятия «любитель». Деньги будут использоваться только для организации Игр, строительства и проведения торжеств.

Современные Олимпийские игры должны быть «передвижными», т.е. проводиться в разных странах.

Конкретная разработка проблем возрождения Олимпийских игр позволяла приступить к практической деятельности по созыву пред­ставительного собрания руководителей спортивных организаций.

Началась будничная кропотливая работа по установлению свя­зей со спортивными организациями многих стран, потребовавшая немало времени. Весной 1893 года был создан организационный ко­митет для подготовки и созыва Учредительного конгресса в составе: П. де Кубертена (Франция), У М. Слоан (США) и М. С. Херберт (Великобритания). В разработанной программе конгресса на первое место были поставлены вопросы, связанные с любительством и профессионализмом. И далее следовало три важнейших вопроса.

Возможность возобновления Олимпийских игр. Преимущества с точки зрения спорта, морали, интернационализма. Условия участия в соревнованиях. Виды спорта, представлен­ные на Играх. Материальный аспект организации. Периодич­ность возобновления Олимпиад. Назначение Международного комитета, призванного подготовить возобновление Олимпийских игр.

Материальные аспекты дали о себе знать уже в ходе подготовки конгресса, ибо только что создававшиеся спортивные объединения не располагали средствами. И Кубертен взял расходы на свой личный счет, отдав делу возрождения Игр не только свой талант, энер­гию, знания, но и свое состояние.

Конгресс было намечено провести в июне 1894 года в Сорбонском университете, ставшим к тому времени всемирно известным средоточием науки и культуры. «Чтобы показать, что готовится не­что более важное, чем спортивное собрание, - вспоминал Кубертен, - я настоял, чтобы заседания проходили в Сорбонне. Мне казалось, что под крышей Сорбонны слова «Олимпийские игры» будут звучать более весомо и сильнее подействуют на аудиторию».

Письма с приглашением на конгресс с его программой были направлены во все концы земли. Прибыли делегации 13 стран и еще из 21 страны приехали наблюдатели и поступили письма в поддержку Олимпийских игр.

16 июня 1894 года в актовом зале Сорбонского университета в присутствии двух тысяч человек начал свою работу Учредительный олимпийский конгресс. Его открытие произошло в торжественной обстановке. Прозвучал «Гимн Аполлону», текст которого был най­ден накануне в Дельфах и положен на музыку композитором Габри­елем Фором. Восемь дней продолжалась работа конгресса. На пле­нарном и секционных заседаниях после тщательного обсуждения приняты решения, которые легли в основу современного олимпийского движения.