Международный атлетический конгресс 1894 г. в Париже, его решения.
Исторические предпосылки возникновения современного спорта: промышленная революция, мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации.
К концу XIX столетия созрели объективные условия для выхода спорта на мировую арену и организации спортивного движения. В чем они выражались? Мир переживал промышленную революцию. На смену паровому котлу пришли двигатели внутреннего сгорания, во многих странах началось промышленное использование электроэнергии. Совершенствовались средства связи и транспорта, могучие лайнеры вышли в моря и океаны, границы государств пересекали железнодорожные магистрали. В материальной культуре обозначились тенденции развития производительных сил. Постоянно расширялся культурный обмен, открывались международные выставки, проводились всевозможные конкурсы, фестивали, конгрессы. Завершение процесса образования мирового рынка, расширение экономических и культурных контактов обусловило объективные предпосылки международных спортивных связей.
Важным обстоятельством явилось то, что к спорту стали проявлять интерес правительства, ибо его результаты затрагивали престиж государства. Стало далеко не безразлично спортсмены, какого государства одерживают победы на легкоатлетическом стадионе, футбольном поле, в бассейне или на треке. Постепенно приходило понимание того, что спорт является важным средством оздоровления нации. Да и физическая подготовка армии в условиях нараставшей конкуренции между крупнейшими державами становилась делом государственной политики. Прежде всего, в Европе, а затем на других континентах различными видами спорта стали заниматься сотни и даже тысячи людей. Начали создаваться спортивные клубы и другие общественные организации, объединявшие спортсменов. Появилось естественное стремление сравнить свои результаты в состязаниях со спортсменами других стран.
Довольно частыми стали встречи спортсменов Англии, Франции, Германии, Соединенных Штатов Америки.
Однако сразу же выяснились многочисленные трудности, прежде всего, из-за отсутствия единых правил состязаний, организации их проведения, вопросы судейства и др. Так, например, в 1873 году англичане провели первую встречу со своими партнерами по игре в футбол, живущими на материке. Матч был прерван в связи с разными толкованиями правил игры. По таким же причинам нередко возникали нездоровые отношения между представителями различных видов спорта. Один из инициаторов возрождения Олимпийских игр Виктор Бланк отметил в этой связи своеобразную гражданскую войну, вызванную узкой специализацией, ибо те, кто занимался прыжками пренебрежительно относятся к гребцам, фехтовальщики к велосипедистам, стрелки свысока смотрели ни теннисистов. Даже среди приверженцев одного и того же вида спорта зачастую не было полного согласия: поклонники германской гимнастики отрицали все лучшие качества шведского метода, а правила игры в американский футбол казались лишенными всякого смысла. Назревала реальная опасность разрушения спорта, уничтожения еще не окрепших ростков межнациональных контактов.
Преодолеть возникший кризис, вывести спортивное движение на цивилизованный путь прогресса можно было лишь созданием международной организации, способной объединить спортсменов всех популярных видов спорта и всех стран.
- Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения.
Возрождению Олимпийских игр, организации международного олимпийского движения посвятил свою жизнь выдающийся ученый и талантливый организатор Пьер де Кубертен. Родился Пьер 1 января 1863 года в Париже в семье древнего дворянского рода. К концу XIX века таких дворян, с полным правом относивших себя к аристократии, во Франции насчитывалось 120 тыс. человек. Они представляли 3500 семей, являвшихся предметом почитания. Обращались к ним «господин граф» или «господин барон» с дворянской приставкой.
С детства Пьер проявлял артистические способности и решительно воспротивился желанию родителей отдать его в кадетский корпус, который являлся престижным для аристократической молодежи. Вместо этого Пьер поступил на философский факультет прославленного университета в Сорбонне. Там он увлекся педагогикой, идеями Руссо, Песталоцци, Яна Амоса Коменского и других классиков, излагавших учение о единстве умственного, нравственного и физического воспитания человека. Интересные теоретические познания стремился осуществлять в своей личной жизни. Уже в молодости он стал человеком великолепно эрудированным, кристально честным и разносторонним спортсменом: показывал отличные результаты в вело- и мотогонках, скачках на коне, фехтовал, боксировал, играл в теннис. Исключительная порядочность и обязательность поистине открывали перед ним сердца людей разного возраста, социального положения и национальной принадлежности.
Молодой Кубертен видел путь возвеличивания Франции, прежде всего, во всемерном просвещении, в развитии лучших человеческих качеств молодежи. Он обратил внимание на практический опыт Великобритании, которая во второй половине XIX века лидировала среди европейских стран в развитии спорта. Особый интерес представляло педагогические наследие Томаса Арнольда (1795-1842), общепризнанного основоположника современной системы физическою воспитания. За длительное время руководства колледжем в Регби он сумел создать принципиально новую систему воспитания, центральной частью которой стал спорт, как эффективное средство преодоления развращенности, лености и на этой основе подготовки молодежи к жизни взрослого человека. Неизменной частью педагогики Т. Арнольда стало использование выработанных четких правил спортивных состязаний, взаимоотношений в спортивных командах, основанных на принципах коллективизма, взаимопомощи и честной игры, реализуемых в условиях организованного физического воспитания и спорта. Основанные Т. Арнольдом спортивные команды функционировали на основе самоуправления, продуманной системы физического воспитания и регулярных спортивных соревнований. Объединенные в спортивном клубе колледжа Регби, они стали распространяться в других учебных заведениях. Наряду с крикетом, греблей, регби, футболом в спортивную жизнь молодежи постепенно входили плавание, фехтование, бокс и другие виды спорта.
Кубертен изучил опыт развития спорта в Германии, США и других странах. Благодаря глубокому анализу влияния двигательной активности и спорта на здоровье, культуру, образование и воспитание людей в различных странах, он сформировал свое собственное отношение к спорту.
Весьма плодотворной была научная деятельность Кубертена. Его труды - «Записки о народном образовании», «Спортивная педагогика», «Уроки прикладной гимнастики», «Превосходство футбола», «Очерки по спортивной психологии», получили широкое признание как во Франции, так и в других странах. Об этом свидетельствует, например, высказывание члена Французской Академии наук Эрнста Сейльера, называвшего перо Кубертена «тонким и чутким», а вышедшее из-под этого пера - «чрезвычайно полезным для широкой публики». Во всем мире он получил признание как основоположник олимпизма, а многие его идеи не потеряли своей актуальности и в наше время.
Чрезвычайно актуально его научное обоснование предмета «Спортивная педагогика», вошедшего в качестве одного из основных положений ныне действующей олимпийской хартии под названием «Олимпийское образование». Кубертен придавал решающее значение в прогрессе общества образованию подрастающего поколения через спорт. Эту идею он выразил в следующем тезисе: «Секрет величия или заката демократии следует искать в школе, в университете. Проводимые в них улучшения имеют самые далекие последствия».
Через философию и на ее основе Кубертен еще в молодости увлекся историей. Первые серьезные исследования в этой области он посвятил изучению античности и открыл поразившее его богатством наследие древней Олимпии. В книге «Кампания в двадцать один год» писал: «Ничто в древней истории не будило во мне столько мыслей, как Олимпия. Этот сказочный город, где некогда творилось истинно человеческое по содержанию и материальное по форме дело, облагороженное и возвеличенное понятием родины, которая имела в этом историческом месте нечто вроде источника жизненных сил... Из этих мыслей возникла идея возрождения самих Олимпийских игр, призванных сыграть свою роль во всем мире». Предпринятое Кубертеном историко-логическое, философское исследование социальной сущности спорта привело к выводу о возможности и практической необходимости возрождения Олимпийских игр.
«XIX век, - писал Кубертен в своем труде «Олимпийские игры 776 до н.э. - 1896 г.», - был свидетелем того, что повсюду пробуждался интерес к физическим упражнениям: в начале столетия - в Германии, Швеции, в 50-х - в Англии, в конце XIX в. - в США и Франции. В то же время великие открытия -железные дороги и телеграф сократили расстояния, и люди начали жить по новому: расы проникли одна в другую, лучше узнали друг друга, и каждой из них захотелось сравнить себя с другими».
При этом в олимпийскую идею общения он вкладывал прежде всего нравственные принципы, ибо по его утверждению спорт это не предмет роскоши, занятие лентяев и не мускульная компенсация умственного труда. Для всякого человека это - источник внутреннего совершенствования, независимо от его профессии. Он принадлежит одинаково всем и его нехватка не может замениться ничем.
Работы Кубертена пронизаны духом человеколюбия, гуманизма, философией гуманистических ценностей спорта. Он придавал исключительное значение принципам честной игры, неустанно подчеркивал необходимость соблюдения «рыцарского, благородного духа атлета», сохранения человеческого достоинства при любых исходах состязаний. Как важно помнить и новичкам, и опытным мастерам его наставление, изложенное в книге «Очерки по спортивной психологии»: «Спортсмен не только должен уметь защищаться от неудач, он обязан всегда казаться крепким, веселым, довольным, сохранять душевное равновесие как при поражении, так и при победе».
Кубертен и его единомышленники были озабочены возникшей опасностью отрицательных последствий безумных перегрузок в тренировках. Уже тогда раздавались упреки в адрес спорта, что он перенапрягает организм, притупляет интеллект. Объективно оценивая суть проблемы, Кубертен признавал, что невозможно полностью отрицать существование этих зол, но спорт как таковой ни в коем случае не несет ответственности за них. Причина их в том, что нередко занятия проводили дилетанты. Спорт - это благо, - отмечал он, - но при неумелых дозировках нагрузок может стать злом. Во избежание отрицательных последствий для здоровья спортсменов Кубертен рекомендовал «проводить соревнования, четко разграничив их по степени трудности от возраста и пола».
Кубертен стремился разработать такую идею олимпийского движения, которая бы исключала любые формы социальной, национальной, религиозной дискриминации, отвечала интересам всех слоев населения и вписывалась в магистральные направления развития современной цивилизации. «Современный атлетизм, - говорил он, - имеет две тенденции. Он становится демократическим и интернациональным. Здоровая демократия, мудрый и мирный интернационализм проникнут на новый стадион, позволят атлетизму совершить дело морального совершенствования социального мира одновременно с развитием мышц».
Человек глубоких знаний, будучи аристократом по происхождению, ратовал за демократизм спорта. С определенной долей наивного романтизма он создавал идиллическую картину спортивного братства. «Занятия спортом, - полагал он, - создают атмосферу абсолютной прямоты, так как невозможно извратить результаты, которые поддаются исчислению, и каждый может их проверить, придя к заключению: маленькая республика спорта представляет собой нечто вроде модели демократического государства в миниатюре».
Иногда встречаются утверждения, что Кубертен восстанавливал Олимпийские игры, по образцу и подобию древнегреческих, только для аристократов, во всяком случае для людей состоятельных. На самом деле он воспринимал из наследия эллинов благородную идею олимпизма, а практическую реализацию ее мыслил осуществить с учетом современных условий. В письме, которое было направлено в разные страны, говорилось: «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам современного общества». А главной целью олимпийского движения Кубертен считал вовлечение в занятия спортом всех слоев населения. В частности он заявил: «Распространение спорта среди рабочих, бесспорно, является для олимпизма гарантией его дальнейшего развития». Как истинный педагог он понимал, что приобщение к спорту должно начинаться с детского возраста. «Нам нужно думать не только о большом спорте, - говорил он друзьям. - Большой спорт уже вышел на большую дорогу. Массы, массы должны волновать нас. Нужно привлекать к физической культуре отцов и матерей. Тогда дети быстро будут приобщаться к спорту».
В фундаментальном труде «Всеобщая история», изданном в 3-х томах, Кубертен, прослеживая развитие культуры с древних времен до первой мировой войны, уделяет особое внимание физической культуре и интернациональному характеру спорта. Он был твердо убежден в том, что Олимпийские игры ни в коем случае не должны быть привилегией только Европы, что они должны придти в Азию, Африку, Америку, Австралию. И хотя в 1925 году первая попытка провести игры черного континента в Египте не у венчалась успехом, сама идея не была забыта. Сегодня Панафриканские игры стали явью, они созывают на старты атлетов более 40 стран Африки и вызывают большой интерес любителей спорта во всём мире.
Предметом особых забот Кубертена было распространение олимпийских идей в Азии. Он отлично понимал, какое большое значение для международного спортивного движения будет иметь вовлечение в сферу его, влияния азиатских стран с их многомиллионным населением. Не имея прямых контактов со спортивными организациями Японии, Кубертен через французского посла в Токио передал японцам приглашение на стокгольмскую олимпиаду и был очень рад, что на ней был впервые поднят флаг азиатского континента.
Кубертен проявлял большой интерес к установлению контактов и даже к взаимному сотрудничеству с организациями спортивного движения в России, учеными нашей страны. Через руководителя физического воспитания, офицера военного ведомства А.Д. Бутовского, он получал информацию о научных трудах Петра Францевича Лесгафта, видел в них совпадение взглядов и воодушевлялся тем, что есть достойный единомышленник по возрождению олимпизма на современной основе. Отношение Лесгафта к историческому наследию древних выражено в выписке из его статьи, которую сделал для себя Кубертен: «Отчего не воспользоваться опытом древних греков, но только не слепо: мысли, развиваемые классицизмом, могут быть верны и драгоценны, но все же нельзя забывать, что важны нам только мысли, а не форма передачи их».
Интерес к трудам российского ученого имел все основания: П.Ф. Лесгафт - педагог-гуманист, врач и историк, разработал систему физического воспитания и врачебного контроля в физической культуре России. На основании изучения практического опыта Франции, Англии, Германии и других стран, критического осмысления его, он пришел к выводу, что физическое воспитание является обязательной составной частью всестороннего развития человека. Средства физического воспитания разрабатывались им на основе использования данных анатомии, биологии, педагогики и других наук. О глубине и прозорливости научного обоснования физического воспитания свидетельствует то, что многие его идеи оправдали себя на практике в России и других странах. Важен вклад П.Ф. Лесгафта и в организацию подготовки специалистов по физической культуре. По его инициативе в 1896 году было создано первое в России специальное учебное заведение, лекции в котором читали известные ученые.
Кубертен назвал работы П.Ф. Лесгафта «чрезвычайно интересными» и, как человек пылкой натуры, добавил при этом: «Я был восхищен совпадением наших мыслей».
Если же принять во внимание, что научные интересы Кубертена выходили далеко за рамки спортивной педагогики, то чрезвычайно важной является его позиция по отношению к России в историческом плане. Так, в книге «Франция после 1814 г.» Кубертен писал, что в лице своего императора Россия выглядела либеральным победителем, она не пыталась диктовать какие-либо требования в отношении государственного устройства Франции. В вышедшей в 1900 г. книге «Прогноз для Европы» Кубертен предвещал, что Россия стоит на пороге социальных потрясений. Русская тема была продолжена позднее в специальной статье, написанной в ноябре 1905 г. и приуроченной к появлению в России парламента - Государственной Думы. Обнаруживая хорошее знание русской истории, Кубертен предсказал тернистый путь к парламентаризму и приветствовал создание выборного органа.
Одобряя в целом союзнические отношения Франции с Россией, "Кубертен считал, что, для спорта, открытые отношения всех стран предпочтительнее союзов и блоков. «Атлетизм, - говорил он, - сближает народы, он вносит умиротворение, основывая его на законном и плодотворном соревновании». Международному общению на почве спорта Кубертен отводил важную роль в обеспечении всеобщего мира. Освобождение самого спорта от военных слагаемых представлялось ему примерно таким, каким виделось А. Нобелю освобождение науки - через миротворчество, как специальную и широкую сферу человеческой деятельности, следствием успехов в которой может стать мирная направленность всех сторон жизни. Несомненный интерес представляет отношение Пьера де Кубертена к Л.Н. Толстому. Среди произведений, написанных им в годы, предшествовавшие первой мировой войне, примечательна статья «Толстой и Рузвельт». В том, что учение Л.Н. Толстого привлекло внимание во многих странах, Кубертен увидел следствие открывшихся духовных пустот: нужен был такой мыслитель, который, поднимаясь над всеми частностями, разделявшими людей, опирался бы на основу человеческой общности. Самой сильной стороной учения Толстого Кубертен считал ту его своеобразную конструкцию, где доброта рассматривается как источник справедливости. Толстой, в истолковании Кубертена, предложил людям одновременно и источник гарантий и цель жизни - служение ближнему. «Обретите себя в том, чтобы остановить войну, убийства, осушить слезы. Не спрашивайте несчастных об их языке и взглядах» - так выражал Кубертен основную мысль Л.Н. Толстого.
Объективный анализ творческого наследия Кубертена на историческом фоне векового периода развития спортивного движения показывает, что не все идеалы олимпизма выдержали испытание временем. Некоторые из них, под влиянием политических, идеологических, социально-экономических и других факторов, были искажены или с течением времени потеряли смысл.
Так, во второй половине столетия в олимпийском движении стала доминировать ориентация на спорт высших достижений, на приоритет престижной функции спорта, с установкой на победу. И девиз Кубертена - «Главное не победа, а участие» выглядит весьма наивным. И с самого начала он не совпадал с состязательной сущностью спорта. Теперь же, при всех издержках, главное - результат, победа. Цена победы возросла в прямом и переносном смысле.
С первых шагов обоснования современного олимпийского движения и на протяжении всей деятельности в руководстве Международным олимпийским комитетом Кубертен бескомпромиссно выступал против профессионализма в спорте, считая его несовместимым с олимпизмом. Проблема любительства и профессионализма в числе первых обсуждались на учредительном конгрессе и почти на всех последующих международных олимпийских конгрессах. Сколько копий было сломано в жарких дискуссиях, сколько известных спортсменов дисквалифицировано, пока в конечном итоге не восторжествовали интересы спорта и профессионалы стали равноправными участниками Олимпийских игр.
| Нередко, особенно в нашей литературе, Кубертена называли идеалистом, иногда идеалистом в самом хорошем смысле этого слова и даже великим идеалистом. Доля истины в таком определении есть. В мировоззрении основателя современного олимпизма активный пацифизм занимал настолько прочное место, что в спорте он видел средство спасения человечества от войн и бедствий, но не понимал и не хотел понять, что развитие спорта не может быть изолировано от противоречивых общественных процессов. Вопреки благородным чаяниям «великого идеалиста» неумолимые законы новой истории еще при жизни Кубертена привели к страшным жертвам и разрушениям первой мировой войны и срыву Олимпиады 1916 года. И тем не менее Кубертен не напрасно свою вдохновенную «Оду спорту» завершил гимном миру: «О спорт! Ты мир!». В наши дни сила спорта в объединении народов, в защите мира нарастает.
Всесторонний анализ взглядов Кубертена приводит к главному выводу, что его гуманизм, приверженность общечеловеческим идеалам, устойчивая преданность своему делу пережили все испытания, вызывают глубокое уважение и являются важнейшим достоянием современного олимпийского движения.
Пьер де Кубертен удачно сочетал в себе гениальность ученого и талант организатора. Можно лишь поражаться его неиссякаемой энергии по практическому возрождению Олимпийских игр. Еще в молодые годы он ценился как знаток физического воспитания и был избран генеральным секретарем Союза спортивных обществ Франции. В 1889 году правительство Франции поручает ему разработать национальную систему общего физического воспитания. Для выполнения столь ответственной задачи был собран большой фактический материал не только по своей стране, но и многих других государств. Тщательный анализ документов показал необходимость практической интернационализации спорта.
В том же году, во время работы в Париже международной выставки Кубертен организовал диспут по физической культуре с участием представителей ряда стран. Впервые был поставлен вопрос о проведении международных соревнований. Специалисты разных стран высказывали различные мнения о возобновлении Олимпийских игр и формах их проведения. Позиция П. Кубертена была увязана с необходимостью возможно больше почерпнуть из истории организации и проведения древнегреческих игр. Он придавал древним обычаям характер источника вдохновения, чтобы они лучше могли служить современному человеку.
Кубертен детально разработал организацию и процедуру проведения современных Олимпийских игр, добавив то, что складывалось в практике нового спорта: интернациональный характер Игр, включение в программу соревнований возможно большего количества популярных видов спорта, добровольное участие спортсменов-любителей и др. «Нам ничего не нужно изобретать, - говорил в своем выступлении Кубертен. - Все уже изобретено греками. Мы берем готовую форму, наполняем ее новым содержанием. Пусть это будет рукопожатием через века».
Накануне открытия конгресса Кубертен опубликовал статью «Возрождение Олимпийских игр», в которой изложил следующие принципы Олимпизма:
Как и древние фестивали, современные Олимпийские игры следует проводить каждые 4 года.
Возрожденные Игры (в отличие от древних Олимпиад) будут современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые культивируются в XIX в.
Игры будут проводиться для взрослых.
Будут введены другие определения понятия «любитель». Деньги будут использоваться только для организации Игр, строительства и проведения торжеств.
Современные Олимпийские игры должны быть «передвижными», т.е. проводиться в разных странах.
Конкретная разработка проблем возрождения Олимпийских игр позволяла приступить к практической деятельности по созыву представительного собрания руководителей спортивных организаций.
Началась будничная кропотливая работа по установлению связей со спортивными организациями многих стран, потребовавшая немало времени. Весной 1893 года был создан организационный комитет для подготовки и созыва Учредительного конгресса в составе: П. де Кубертена (Франция), У М. Слоан (США) и М. С. Херберт (Великобритания). В разработанной программе конгресса на первое место были поставлены вопросы, связанные с любительством и профессионализмом. И далее следовало три важнейших вопроса.
Возможность возобновления Олимпийских игр. Преимущества с точки зрения спорта, морали, интернационализма. Условия участия в соревнованиях. Виды спорта, представленные на Играх. Материальный аспект организации. Периодичность возобновления Олимпиад. Назначение Международного комитета, призванного подготовить возобновление Олимпийских игр.
Материальные аспекты дали о себе знать уже в ходе подготовки конгресса, ибо только что создававшиеся спортивные объединения не располагали средствами. И Кубертен взял расходы на свой личный счет, отдав делу возрождения Игр не только свой талант, энергию, знания, но и свое состояние.
Конгресс было намечено провести в июне 1894 года в Сорбонском университете, ставшим к тому времени всемирно известным средоточием науки и культуры. «Чтобы показать, что готовится нечто более важное, чем спортивное собрание, - вспоминал Кубертен, - я настоял, чтобы заседания проходили в Сорбонне. Мне казалось, что под крышей Сорбонны слова «Олимпийские игры» будут звучать более весомо и сильнее подействуют на аудиторию».
Письма с приглашением на конгресс с его программой были направлены во все концы земли. Прибыли делегации 13 стран и еще из 21 страны приехали наблюдатели и поступили письма в поддержку Олимпийских игр.
16 июня 1894 года в актовом зале Сорбонского университета в присутствии двух тысяч человек начал свою работу Учредительный олимпийский конгресс. Его открытие произошло в торжественной обстановке. Прозвучал «Гимн Аполлону», текст которого был найден накануне в Дельфах и положен на музыку композитором Габриелем Фором. Восемь дней продолжалась работа конгресса. На пленарном и секционных заседаниях после тщательного обсуждения приняты решения, которые легли в основу современного олимпийского движения.