Тема: Возрождение Олимпийских игр и создание МОК (1 час).

Лекция № 3

План:

  1. История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена.
  2. Исторические предпосылки возникновения современного спорта: промышленная революция, мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации.
  3. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения.
  4. Международный атлетический конгресс 1894 г. в Париже, его решения.
  5. Создание, структура и функции МОК.
  6. Принятие Олимпийской Хартии, её содержание.

 

Литература:

1. Евсеев С.П., Поликарпова Г.М., Прохорова М.В. Проведение олимпийских уроков в школе. – СПб, 1995.

2. Кубертен П. Олимпийские мемуары. – Киев, 1997.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982.

4. Новоскольцев В.А. Пылающая эстафета. – М., 1979.

5. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. – М., 1985.

6. Олимпийская Хартия. – М., 1996.

7. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. Книга 1.- Киев, 1994.

8. Симаков Ю.П. Олимпиада и олимпийцы. – Омск,1995.

9. Столбов В.В. История физической культуры М., 2002.

10. Сучилин А.А., Печерский Н.В. Олимпийское образование.- Волгоград, 2001.

11. Твой олимпийский учебник. – М., 2003.

 

 

  1. История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена.

Мрачное средневековье, сопровождавшееся схоластикой и аскетизмом, крестовыми походами и разорениями древней цивилизации, долгие годы тормозило развитие всей культуры, держало в забвении гуманистические идеалы олимпизма. Лишь в XVI в. в Италии, в XV- XVI вв. в других странах Европы начался переход к культуре нового времени. Человечество вступило в эпоху Возрождения. Его характерные черты: гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, вера в безграничные возможности человека, его гармоничное развитие. Ведущими представителя­ми Ренессанса были Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.

Как и все мудрое наследие древних, дух олимпизма оказался бессмертным, он передавался историками, педагогами, другими мыслителями из поколения в поколение. Одним из первых, кто об­ратил внимание на античную гимнастику и олимпийские праздне­ства, считают флорентийского государственного деятеля Матео Пальмиера (1406-1475). Когда началось формирование современной цивилизации, олимпийская идея приобрела сторонников не только в Греции и Италии, но и в других странах.

Научное обоснование физического воспитания подрастающих поколений и необходимости возрождения олимпийских игр можно найти в трудах всемирно известных ученых и писателей: Д. Дидро, Ф. Шиллера, И. В. Гете, М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского и других.

Целую эпоху в распространении просветительства составили имена французских мыслителей Жан-Жака Руссо (1712-1778) и Воль­тера (1694-1778), сыгравших огромную роль в развитии мировой, в том числе русской, общественно-философской мысли. Переписка с российской императрицей Екатериной II содержит оригинальные мысли о просвещенной монархии. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль или о воспитании». Их ценность, прежде всего в обосновании физического развития человека, фундамент которого закладывается в возрасте до 12 лет, а также применение соревновательного метода для повышения интереса уча­щихся к занятиям физическими упражнениями. Идеи Руссо способ­ствовали выработке новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам общества. Обращаясь к воспитателю, Ж.- Ж. Руссо говорил: «Если Вы хотите воспитать ум вашего ученика, по­стоянно упражняйте его тело, делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным, пусть всегда находится в движе­нии. Пусть он будет человеком по силе и вскоре он станет человеком по разуму».

Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен высоко оценил учение выдающегося просветителя. В сво­ем дневнике он писал: «Руссо подчеркивает прямое влияние здоро­вья на развитие умственных способностей. Замечательная мысль!».

Ян Амос Коменский (1592 - 1610 гг.), чешский мыслитель, гуманист и педагог, основоположник дидактики, впервые обосновал идею всеобщего обучения, разработал единую школьную систему. В книге «Великая дидактика» он дал столь глубокое обоснование зако­номерностей и принципов обучения, что положение их не утратили своей ценности и сегодня. Его теория образования и обучения осно­вывается на единстве умственного и физического воспитания детей. В работе «Материнская школа», пожалуй, впервые обоснованы гуманистические принципы физического развития ребенка в семье. Мно­гочисленные последователи Коменского в разных странах формиро­вали демократическую педагогическую мысль. Глубокое уважение к памяти ученого педагога выразилось и в том, что его имя носит университет в Братиславе. Если в произведениях Руссо, Коменского и других просветителеё эпохи Возрождения изложены большей частью фрагментарные положения о физическом воспитании, то великий швейцарский педагог-демократ Иоган Генрих Песталоцци (1746 - 1827), основоположник теории начального обучения, создал уже специаль­ный научный труд «Элементарная гимнастика». Все физические упражнения и игры для детей периода начального обучения он подразделял на элементарные и сложные. Научное достоинство учения Песталоцци состоит в том, что его дидактика соединяла педагогику с психологией. А гимнастика во всей системе воспитания преследова­ла цель гармоничного развития каждого ребенка, подготовки его к разумной трудовой деятельности.

Новым этапом в подготовке общественного сознания к возрождению Олимпийских игр явилось соединение теории с практикой физического воспитания, осуществлявшееся уже целой плеядой талантливых и высокоэрудированных педагогов. В их ряду немецкие преподаватели Герхард Фит (1765 - 1836 гг.) и Иоган Гутс-Мутс (1759 1839 гг.), которые еще в конце XVII века выступили с практичес­ким предложением о возобновлении Олимпийских игр в Греции. Всю свою жизнь они посвятили физическому воспитанию, прежде всего учащихся школ. Под влиянием просветительских идей Руссо, Коменского, Песталоцци они включили физическое воспитание, как самостоятельный предмет, в школьную систему физического образова­ния. Об их подлинном подвижничестве свидетельствует то, что осу­ществление своих замыслов они начали в филантропиях. Так назывались тогда школы, возникшие на основе благотворительной деятельности. Теоретическое обобщение накапливавшегося опыта изло­жено в книгах Гутс-Мутса «Гимнастика для сынов отечества» и «Гимнастика для юношества», в которых, в частности, физические упражнения, с педагогической точки зрения подразделялись на три группы: собственно гимнастика, игры и ручной труд. Давалось обо­снование индивидуального подхода к занимающимся.

В середине XIX века физическое воспитание стало выходить за рамки деятельности отдельных энтузиастов и приобретать на­циональный характер. В ряде стран Европы возникают гимна­стические системы или в иных источниках их называют школы, включавшие не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и бег, прыжки, борьбу и даже катание на лыжах и коньках. Лишь позднее началось разделение различных видов уп­ражнений на непосредственно гимнастику, спорт, игры и туризм. Кстати, к этому времени относится появление слова и понятия «спорт», вошедших в лексику английского языка, а затем восприня­тых во всем мире.

В основе деятельности гимнастических школ были, как прави­ло, общеизвестные системы физического воспитания, хотя в каждой стране они применялись с учетом национальных особенностей. Так, например, немецкая школа гимнастики включала занятия физическими упражнениями на специально оборудованных гимнас­тических площадках - турнплацах и охватывала, в основном, уни­верситетскую молодежь. В стране возникло довольно популярное турнерское гимнастическое движение, пользовавшееся обществен­ной поддержкой. По его инициативе проводились общегерманские праздники, в которых участвовало до 4500 человек. Движение турнеров заложило основы создания общегерманского гимнастического союза.

Большую популярность во многих странах имела шведская гим­настика, основателем которой был Пер Линг (1776 - 1839 гг.) По его инициативе в Стокгольме, еще в 1813 году, был создан гимнастичес­кий институт. Это старейшее в мире специальное высшее заведение, действующее по настоящее время. Продолжил дело Пера Линга его сын Ялмар, много работавший над научным обоснованием шведской системы. В зависимости от целей и назначения он разделял упражне­ния на педагогическую гимнастику, цель которой - гармоничное раз­витие детей; военная гимнастика состояла из специально подобран­ных упражнений, способствующих повышению физической подго­товленности солдат и офицеров; гимнастика врачебная включала корригирующие упражнения и лечение различных заболеваний; эс­тетическая гимнастика была направлена на развитие совершенных форм человеческого тела и воспитание чувства прекрасного посред­ством пластических движений. Большая часть занятий шведской гимнастикой проводилась на различных снарядах. Шведская стенка стала неизменным атрибутом спортивных залов во всех странах.

Осознанию актуальности ценностей олимпизма, прежде всего в славянских странах, способствовала сокольская гимнастика, возникшая в Чехии в 60-х годах XIX века, когда народ этой страны подни­мался на освободительную борьбу против австро-венгерского владычества. Стремление к единению народа во имя свободы и человеческого достоинства выразилось в возникновении сокольского движе­нии, основной целью которого, как определено в «Основах русского сокольства», является гармоничное развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества. Само название его «Сокол» - символизировало свободу, гордость, мужество. Созда­нию и развитию системы сокольской гимнастики всю свою жизнь посвятил беззаветный патриот и талантливый педагог Мирослав Тырш (1832-1884 гг.). Сокольское движение сочетало физическую подготовку с культурно-просветительной миссией и в этом выражались его благородные идеалы и небывалая популярность. Очень важ­ной характерной чертой сокольской гимнастики являлись массовые выступления, содержавшие доступные упражнения эмоционального, праздничного характера. В таких выступлениях уже тогда принимало участие до 15-20 тыс. человек. Они стали доброй традицией, неизменной частью народных праздников и в настоящее время. Создатели различных систем физического воспитания, деятели общественных течений и особенно известные педагоги часто обра­щались к олимпийским идеалам. Однако, в связи с ограниченностью первоисточников, до нас дошли лишь отдельные фрагменты об Олим­пийских играх в литературных произведениях. Большая часть доку­ментальных данных была уничтожена при разграблении Олимпии пли погибла в результате стихийных бедствий. Да и некоторые со­хранившиеся записи противоречивы и вызывают сомнения. Вряд ли атлет античности мог прыгнуть в длину за 15 метров или бежать так быстро, чтобы не оставлять следов на песке. Такие записи скорее являются плодом поэтического вымысла и преувеличения. Требова­лись более полные и более достоверные научные данные. И тут на помощь пришла археология, незаменимая и надежная спутница истории. Археология как наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по добытым в результате раскопок остаткам жизни и деятельности людей, по памятникам материальной культуры дала миру поистине бесценные свидетель­ства мудрого наследия древних, включая и Олимпийские игры.

Первые предложения о проведении археологических исследо­ваний относятся к началу XVIII века, т. е. вслед за тем как обще­ственности стали известны произведения просветителей и педагогов эпохи Возрождения.

Еще в 1723 году идею раскопок древней Олимпии высказал французский исследователь, монах-бенедиктинец Бернар де Монфокон. Но реализовать ее не представилось возможным из-за отсут­ствия средств и специалистов. В 70-х и 80-х годах в Эллиде появля­ется группа археологов из Англии, а затем из Франции, которые определили место расположения руин и составили подробный то­пографический план. И лишь в 1829 году произведены были первые раскопки. Их осуществила «Научная экспедиция Морей», входившая в состав французского экспедиционного корпуса, помогавшего гре­кам, восставшим против турецкого владычества. Всего за шесть недель работы были найдены десятки памятников и различных пред­метов. С разрешения греческих властей они были вывезены во Францию и выставлены в знаменитом Лувре. Это явилось подлин­ной сенсацией для ученого мира. Появились научные публикации археологов, историков, филологов об Олимпийских играх античнос­ти. Усилилось движение общественности за продолжение археологи­ческих исследований.

Решающий вклад в раскрытие тайн Олимпии внес известный историк, профессор Берлинского университета и учитель императо­ра Фридриха Эрнст Курциус. Посетив Грецию и изучив все матери­алы, он в 1852 году сделал в Берлине доклад об Олимпийских играх древности и о важности раскопок места, где эти Игры проходили. «То, что погребено там, в темной глубине, это - жизнь нашей жизни, - говорил Курциус. - Не для себя, для грядущих поколений эллины выявили ту истину, что не собственность и наслаждение, а борьба и стремление до конца жизни должны быть призванием человека и источником его радостей. Поэтому Олимпия остается для нас священным местом, мы перенесем и в наш мир размах воодушевления, самоотверженную любовь к родине, священный огонь искусства и силу, которую нам дает побеждающая все трудности радость». Плод глубоких раздумий и аналитического мышления истинного ученого получил широкий резонанс. Но прошли еще долгие годы до практической реализации авторских замыслов. Только в 1874 году, после заключения договора о взаимопомощи между Грецией и Германией, рейхстаг, при содействии императора, выделил необходимые средства. При этом оговаривалось, что памят­ники искусства, найденные археологами при раскопках, не покинут пределы родины, Эллады.

Работы начались в 1875 году и продолжались до 1881 года. В составе немецкой археологической экспедиции трудились доброволь­цы Греции, Франции, Италии. Были очищены от многометрового слоя ила и камня остатки храмов, алтарей, других сооружений. По­истине титанический труд вознагражден поразительными результатами. Через полторы тысячи лет человечеству возвращены бесцен­ные сокровища древней культуры. Было найдено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 5000 монет, многочисленные инструменты, треножники, гантели, изделия из терракоты, диски, копья. Раскопки продолжались и в XX столетии. Их описание потребовало многих томов научных трактатов. Приведем лишь один фрагмент из книги «Семь чудес древнего мира», написанной учеными нашей страны Л.Л. Нейхардтом и И.А. Шитовой. По остаткам зданий, надписям, вырезанным на каменных плитах и обломках статуй ученые и архитекторы смогли восстановить облик знаменитого святилища и цент­ра состязаний всей Древней Греции. Перед нами предстали как живые Статуи некогда прославленных атлетов, изваянные великими худож­никами, вспомнились их победы (воспетые в стихах, они часто по­мещались на основаниях статуй олимпиоников). Олимпия - святили­ще богов и героев, место, где атлеты древности завоевывали себе всенародную славу силой, смелостью и стремлением к победе, - поднималась от тысячелетнего сна и повествовала людям о былом великолепии.

Достоверные данные археологической науки повысили интерес общественности к историческому наследию древнегреческих состязаний, а благородные идеи олимпизма становились достоянием молодежи, активизировали развитие спорта.

Становление физического воспитания, формирование его педаогических основ, возрастание интереса к наследию древних элли­нов вызвало естественную потребность в проведении состязаний в силе, ловкости, быстроте. Человек, достигший таких качеств, полу­чал право носить гордое звание - спортсмен. Соревнования спорт­сменов проводились сначала в одном городе или даже селении, а затем и на национальном уровне.

Если проследить начало в развитии спорта в новое время в хронологическом порядке, как этого требует историческая наука, то известны соревнования уже в начале XVI века. При этом во многих случаях проявлялось стремление к подражанию Олимпийским иг­рам античной Греции. Первыми называют показательные Олимпий­ские игры в Бадене (Германия), проведенные Иоганнесом Аквиллой еще в 1516 году. Несомненный интерес представляют комплексные спортивные состязания, возникшие в 1604 г. в Англии, где спорт приобретал общенациональный характер. По инициативе королевс­кого прокурора Роберта Довера и под покровительством короля ди­настии Стюартов Якова I, автора «Книги о спорте», соревнования проводились в Бартоне-на-Хюсе и названы по имени графства «Olimpik Games of Cotswold Hills». На протяжении почти 40 лет, до последних дней своей жизни, Довер был постоянным организатором Игр и стремился придать им характер античных Олимпиад. Игры проводились ежегодно на Троицу, открывались торжественной цере­монией с выходом и приветствиями королевской четы, сопровожда­лись салютом из пушек. Насколько они были популярны можно су­дить по тому, что дворяне и народ съезжались за 60 миль окрест, чтобы стать очевидцами Котсволдских игр. Их притягательность по­лучила признание в английской литературе. Сам Шекспир в «Винд­зорских кумушках» упоминает об этих празднествах. Весьма насы­щенной была программа игр. Она включала бег гладкий, с препят­ствиями, фехтование, кулачный бой, борьбу, а также выступление народных оркестров, танцы сельских девушек. Однако гражданские войны в период Кромвеля оборвали олимпийскую традицию Котсволдских игр. Но интерес английской молодежи к спорту рождал новые состязания. С 1829 года началось проведение состязаний по гребле между Кембриджским и Оксфордским университетами, а с 1838 года - Хенлейская парусная и гребная ре­гаты, ставшие необыкновенно популярными и традиционными. В России первая официальная парусная гонка состоялась в 1847 году в Петербурге.

Непосредственная попытка повторить Олимпийские игры древ­ности была предпринята в 1850 году на их родине в Афинах. Когда Греция после долгой и тяжелой освободительной борьбы обрела независимость, гордые потомки эллинов решили возродить уникаль­ное достояние древности. Предложение Эрнста Курциуса о возоб­новлении Олимпийских игр заинтересовало общественность. Но большие затруднения вызвало отсутствие материальных средств. И тут, после основательной разработки планов, к их реализации под­ключился миллионер Эвангелис Мапкас, пожертвовавший свое со­стояние на строительство в Афинах выставочного зала, посвященного Олимпии, и на проведение Олимпийских игр. Участвовали в состязаниях, как и в древности, только греки, поэтому их называли Пангреческие игры. В программу состязаний входил бег на один стадий, метание диска, тройной прыжок. По древнему ритуалу имя участника, место рождения громко объявлялось зрителям. Победите­ли награждались оливковой ветвью, денежными призами, которые вручал король Греции. Насколько большой интерес вызвали соревно­вания у жителей страны можно судить по тому, что они собрали свыше 20 тысяч зрителей.

Подобные игры, но по более расширенной программе, состоя­лись в 1870 году. Тогда английский врач Брукс подарил греческому правительству замечательный кубок, который просил вручать как приз победителю в беге. Французский журналист Паскиль Груссе, описы­вая эти состязания, употребил выражение «Олимпийские игры».

Еще два состязания прошли в 1875 и 1889 годах. Как Пангреческие игры, так и раскопки в Олимпии повысили интерес к древ­ним Олимпиадам во всем мире и стремление к их возрождению. Но одной Греции, стране небольшой, к тому же разоренной иностран­ными поработителями, столь многосложная задача была не под силу. Ее можно было решить только международными усилиями широкой общественности заинтересованных стран.