Тема: Возрождение Олимпийских игр и создание МОК (1 час).
Лекция № 3
План:
- История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена.
- Исторические предпосылки возникновения современного спорта: промышленная революция, мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации.
- Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения.
- Международный атлетический конгресс 1894 г. в Париже, его решения.
- Создание, структура и функции МОК.
- Принятие Олимпийской Хартии, её содержание.
Литература:
1. Евсеев С.П., Поликарпова Г.М., Прохорова М.В. Проведение олимпийских уроков в школе. – СПб, 1995.
2. Кубертен П. Олимпийские мемуары. – Киев, 1997.
3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982.
4. Новоскольцев В.А. Пылающая эстафета. – М., 1979.
5. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. – М., 1985.
6. Олимпийская Хартия. – М., 1996.
7. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. Книга 1.- Киев, 1994.
8. Симаков Ю.П. Олимпиада и олимпийцы. – Омск,1995.
9. Столбов В.В. История физической культуры М., 2002.
10. Сучилин А.А., Печерский Н.В. Олимпийское образование.- Волгоград, 2001.
11. Твой олимпийский учебник. – М., 2003.
- История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена.
Мрачное средневековье, сопровождавшееся схоластикой и аскетизмом, крестовыми походами и разорениями древней цивилизации, долгие годы тормозило развитие всей культуры, держало в забвении гуманистические идеалы олимпизма. Лишь в XVI в. в Италии, в XV- XVI вв. в других странах Европы начался переход к культуре нового времени. Человечество вступило в эпоху Возрождения. Его характерные черты: гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, вера в безграничные возможности человека, его гармоничное развитие. Ведущими представителями Ренессанса были Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.
Как и все мудрое наследие древних, дух олимпизма оказался бессмертным, он передавался историками, педагогами, другими мыслителями из поколения в поколение. Одним из первых, кто обратил внимание на античную гимнастику и олимпийские празднества, считают флорентийского государственного деятеля Матео Пальмиера (1406-1475). Когда началось формирование современной цивилизации, олимпийская идея приобрела сторонников не только в Греции и Италии, но и в других странах.
Научное обоснование физического воспитания подрастающих поколений и необходимости возрождения олимпийских игр можно найти в трудах всемирно известных ученых и писателей: Д. Дидро, Ф. Шиллера, И. В. Гете, М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского и других.
Целую эпоху в распространении просветительства составили имена французских мыслителей Жан-Жака Руссо (1712-1778) и Вольтера (1694-1778), сыгравших огромную роль в развитии мировой, в том числе русской, общественно-философской мысли. Переписка с российской императрицей Екатериной II содержит оригинальные мысли о просвещенной монархии. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль или о воспитании». Их ценность, прежде всего в обосновании физического развития человека, фундамент которого закладывается в возрасте до 12 лет, а также применение соревновательного метода для повышения интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями. Идеи Руссо способствовали выработке новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам общества. Обращаясь к воспитателю, Ж.- Ж. Руссо говорил: «Если Вы хотите воспитать ум вашего ученика, постоянно упражняйте его тело, делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным, пусть всегда находится в движении. Пусть он будет человеком по силе и вскоре он станет человеком по разуму».
Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен высоко оценил учение выдающегося просветителя. В своем дневнике он писал: «Руссо подчеркивает прямое влияние здоровья на развитие умственных способностей. Замечательная мысль!».
Ян Амос Коменский (1592 - 1610 гг.), чешский мыслитель, гуманист и педагог, основоположник дидактики, впервые обосновал идею всеобщего обучения, разработал единую школьную систему. В книге «Великая дидактика» он дал столь глубокое обоснование закономерностей и принципов обучения, что положение их не утратили своей ценности и сегодня. Его теория образования и обучения основывается на единстве умственного и физического воспитания детей. В работе «Материнская школа», пожалуй, впервые обоснованы гуманистические принципы физического развития ребенка в семье. Многочисленные последователи Коменского в разных странах формировали демократическую педагогическую мысль. Глубокое уважение к памяти ученого педагога выразилось и в том, что его имя носит университет в Братиславе. Если в произведениях Руссо, Коменского и других просветителеё эпохи Возрождения изложены большей частью фрагментарные положения о физическом воспитании, то великий швейцарский педагог-демократ Иоган Генрих Песталоцци (1746 - 1827), основоположник теории начального обучения, создал уже специальный научный труд «Элементарная гимнастика». Все физические упражнения и игры для детей периода начального обучения он подразделял на элементарные и сложные. Научное достоинство учения Песталоцци состоит в том, что его дидактика соединяла педагогику с психологией. А гимнастика во всей системе воспитания преследовала цель гармоничного развития каждого ребенка, подготовки его к разумной трудовой деятельности.
Новым этапом в подготовке общественного сознания к возрождению Олимпийских игр явилось соединение теории с практикой физического воспитания, осуществлявшееся уже целой плеядой талантливых и высокоэрудированных педагогов. В их ряду немецкие преподаватели Герхард Фит (1765 - 1836 гг.) и Иоган Гутс-Мутс (1759 1839 гг.), которые еще в конце XVII века выступили с практическим предложением о возобновлении Олимпийских игр в Греции. Всю свою жизнь они посвятили физическому воспитанию, прежде всего учащихся школ. Под влиянием просветительских идей Руссо, Коменского, Песталоцци они включили физическое воспитание, как самостоятельный предмет, в школьную систему физического образования. Об их подлинном подвижничестве свидетельствует то, что осуществление своих замыслов они начали в филантропиях. Так назывались тогда школы, возникшие на основе благотворительной деятельности. Теоретическое обобщение накапливавшегося опыта изложено в книгах Гутс-Мутса «Гимнастика для сынов отечества» и «Гимнастика для юношества», в которых, в частности, физические упражнения, с педагогической точки зрения подразделялись на три группы: собственно гимнастика, игры и ручной труд. Давалось обоснование индивидуального подхода к занимающимся.
В середине XIX века физическое воспитание стало выходить за рамки деятельности отдельных энтузиастов и приобретать национальный характер. В ряде стран Европы возникают гимнастические системы или в иных источниках их называют школы, включавшие не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и бег, прыжки, борьбу и даже катание на лыжах и коньках. Лишь позднее началось разделение различных видов упражнений на непосредственно гимнастику, спорт, игры и туризм. Кстати, к этому времени относится появление слова и понятия «спорт», вошедших в лексику английского языка, а затем воспринятых во всем мире.
В основе деятельности гимнастических школ были, как правило, общеизвестные системы физического воспитания, хотя в каждой стране они применялись с учетом национальных особенностей. Так, например, немецкая школа гимнастики включала занятия физическими упражнениями на специально оборудованных гимнастических площадках - турнплацах и охватывала, в основном, университетскую молодежь. В стране возникло довольно популярное турнерское гимнастическое движение, пользовавшееся общественной поддержкой. По его инициативе проводились общегерманские праздники, в которых участвовало до 4500 человек. Движение турнеров заложило основы создания общегерманского гимнастического союза.
Большую популярность во многих странах имела шведская гимнастика, основателем которой был Пер Линг (1776 - 1839 гг.) По его инициативе в Стокгольме, еще в 1813 году, был создан гимнастический институт. Это старейшее в мире специальное высшее заведение, действующее по настоящее время. Продолжил дело Пера Линга его сын Ялмар, много работавший над научным обоснованием шведской системы. В зависимости от целей и назначения он разделял упражнения на педагогическую гимнастику, цель которой - гармоничное развитие детей; военная гимнастика состояла из специально подобранных упражнений, способствующих повышению физической подготовленности солдат и офицеров; гимнастика врачебная включала корригирующие упражнения и лечение различных заболеваний; эстетическая гимнастика была направлена на развитие совершенных форм человеческого тела и воспитание чувства прекрасного посредством пластических движений. Большая часть занятий шведской гимнастикой проводилась на различных снарядах. Шведская стенка стала неизменным атрибутом спортивных залов во всех странах.
Осознанию актуальности ценностей олимпизма, прежде всего в славянских странах, способствовала сокольская гимнастика, возникшая в Чехии в 60-х годах XIX века, когда народ этой страны поднимался на освободительную борьбу против австро-венгерского владычества. Стремление к единению народа во имя свободы и человеческого достоинства выразилось в возникновении сокольского движении, основной целью которого, как определено в «Основах русского сокольства», является гармоничное развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества. Само название его «Сокол» - символизировало свободу, гордость, мужество. Созданию и развитию системы сокольской гимнастики всю свою жизнь посвятил беззаветный патриот и талантливый педагог Мирослав Тырш (1832-1884 гг.). Сокольское движение сочетало физическую подготовку с культурно-просветительной миссией и в этом выражались его благородные идеалы и небывалая популярность. Очень важной характерной чертой сокольской гимнастики являлись массовые выступления, содержавшие доступные упражнения эмоционального, праздничного характера. В таких выступлениях уже тогда принимало участие до 15-20 тыс. человек. Они стали доброй традицией, неизменной частью народных праздников и в настоящее время. Создатели различных систем физического воспитания, деятели общественных течений и особенно известные педагоги часто обращались к олимпийским идеалам. Однако, в связи с ограниченностью первоисточников, до нас дошли лишь отдельные фрагменты об Олимпийских играх в литературных произведениях. Большая часть документальных данных была уничтожена при разграблении Олимпии пли погибла в результате стихийных бедствий. Да и некоторые сохранившиеся записи противоречивы и вызывают сомнения. Вряд ли атлет античности мог прыгнуть в длину за 15 метров или бежать так быстро, чтобы не оставлять следов на песке. Такие записи скорее являются плодом поэтического вымысла и преувеличения. Требовались более полные и более достоверные научные данные. И тут на помощь пришла археология, незаменимая и надежная спутница истории. Археология как наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по добытым в результате раскопок остаткам жизни и деятельности людей, по памятникам материальной культуры дала миру поистине бесценные свидетельства мудрого наследия древних, включая и Олимпийские игры.
Первые предложения о проведении археологических исследований относятся к началу XVIII века, т. е. вслед за тем как общественности стали известны произведения просветителей и педагогов эпохи Возрождения.
Еще в 1723 году идею раскопок древней Олимпии высказал французский исследователь, монах-бенедиктинец Бернар де Монфокон. Но реализовать ее не представилось возможным из-за отсутствия средств и специалистов. В 70-х и 80-х годах в Эллиде появляется группа археологов из Англии, а затем из Франции, которые определили место расположения руин и составили подробный топографический план. И лишь в 1829 году произведены были первые раскопки. Их осуществила «Научная экспедиция Морей», входившая в состав французского экспедиционного корпуса, помогавшего грекам, восставшим против турецкого владычества. Всего за шесть недель работы были найдены десятки памятников и различных предметов. С разрешения греческих властей они были вывезены во Францию и выставлены в знаменитом Лувре. Это явилось подлинной сенсацией для ученого мира. Появились научные публикации археологов, историков, филологов об Олимпийских играх античности. Усилилось движение общественности за продолжение археологических исследований.
Решающий вклад в раскрытие тайн Олимпии внес известный историк, профессор Берлинского университета и учитель императора Фридриха Эрнст Курциус. Посетив Грецию и изучив все материалы, он в 1852 году сделал в Берлине доклад об Олимпийских играх древности и о важности раскопок места, где эти Игры проходили. «То, что погребено там, в темной глубине, это - жизнь нашей жизни, - говорил Курциус. - Не для себя, для грядущих поколений эллины выявили ту истину, что не собственность и наслаждение, а борьба и стремление до конца жизни должны быть призванием человека и источником его радостей. Поэтому Олимпия остается для нас священным местом, мы перенесем и в наш мир размах воодушевления, самоотверженную любовь к родине, священный огонь искусства и силу, которую нам дает побеждающая все трудности радость». Плод глубоких раздумий и аналитического мышления истинного ученого получил широкий резонанс. Но прошли еще долгие годы до практической реализации авторских замыслов. Только в 1874 году, после заключения договора о взаимопомощи между Грецией и Германией, рейхстаг, при содействии императора, выделил необходимые средства. При этом оговаривалось, что памятники искусства, найденные археологами при раскопках, не покинут пределы родины, Эллады.
Работы начались в 1875 году и продолжались до 1881 года. В составе немецкой археологической экспедиции трудились добровольцы Греции, Франции, Италии. Были очищены от многометрового слоя ила и камня остатки храмов, алтарей, других сооружений. Поистине титанический труд вознагражден поразительными результатами. Через полторы тысячи лет человечеству возвращены бесценные сокровища древней культуры. Было найдено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 5000 монет, многочисленные инструменты, треножники, гантели, изделия из терракоты, диски, копья. Раскопки продолжались и в XX столетии. Их описание потребовало многих томов научных трактатов. Приведем лишь один фрагмент из книги «Семь чудес древнего мира», написанной учеными нашей страны Л.Л. Нейхардтом и И.А. Шитовой. По остаткам зданий, надписям, вырезанным на каменных плитах и обломках статуй ученые и архитекторы смогли восстановить облик знаменитого святилища и центра состязаний всей Древней Греции. Перед нами предстали как живые Статуи некогда прославленных атлетов, изваянные великими художниками, вспомнились их победы (воспетые в стихах, они часто помещались на основаниях статуй олимпиоников). Олимпия - святилище богов и героев, место, где атлеты древности завоевывали себе всенародную славу силой, смелостью и стремлением к победе, - поднималась от тысячелетнего сна и повествовала людям о былом великолепии.
Достоверные данные археологической науки повысили интерес общественности к историческому наследию древнегреческих состязаний, а благородные идеи олимпизма становились достоянием молодежи, активизировали развитие спорта.
Становление физического воспитания, формирование его педаогических основ, возрастание интереса к наследию древних эллинов вызвало естественную потребность в проведении состязаний в силе, ловкости, быстроте. Человек, достигший таких качеств, получал право носить гордое звание - спортсмен. Соревнования спортсменов проводились сначала в одном городе или даже селении, а затем и на национальном уровне.
Если проследить начало в развитии спорта в новое время в хронологическом порядке, как этого требует историческая наука, то известны соревнования уже в начале XVI века. При этом во многих случаях проявлялось стремление к подражанию Олимпийским играм античной Греции. Первыми называют показательные Олимпийские игры в Бадене (Германия), проведенные Иоганнесом Аквиллой еще в 1516 году. Несомненный интерес представляют комплексные спортивные состязания, возникшие в 1604 г. в Англии, где спорт приобретал общенациональный характер. По инициативе королевского прокурора Роберта Довера и под покровительством короля династии Стюартов Якова I, автора «Книги о спорте», соревнования проводились в Бартоне-на-Хюсе и названы по имени графства «Olimpik Games of Cotswold Hills». На протяжении почти 40 лет, до последних дней своей жизни, Довер был постоянным организатором Игр и стремился придать им характер античных Олимпиад. Игры проводились ежегодно на Троицу, открывались торжественной церемонией с выходом и приветствиями королевской четы, сопровождались салютом из пушек. Насколько они были популярны можно судить по тому, что дворяне и народ съезжались за 60 миль окрест, чтобы стать очевидцами Котсволдских игр. Их притягательность получила признание в английской литературе. Сам Шекспир в «Виндзорских кумушках» упоминает об этих празднествах. Весьма насыщенной была программа игр. Она включала бег гладкий, с препятствиями, фехтование, кулачный бой, борьбу, а также выступление народных оркестров, танцы сельских девушек. Однако гражданские войны в период Кромвеля оборвали олимпийскую традицию Котсволдских игр. Но интерес английской молодежи к спорту рождал новые состязания. С 1829 года началось проведение состязаний по гребле между Кембриджским и Оксфордским университетами, а с 1838 года - Хенлейская парусная и гребная регаты, ставшие необыкновенно популярными и традиционными. В России первая официальная парусная гонка состоялась в 1847 году в Петербурге.
Непосредственная попытка повторить Олимпийские игры древности была предпринята в 1850 году на их родине в Афинах. Когда Греция после долгой и тяжелой освободительной борьбы обрела независимость, гордые потомки эллинов решили возродить уникальное достояние древности. Предложение Эрнста Курциуса о возобновлении Олимпийских игр заинтересовало общественность. Но большие затруднения вызвало отсутствие материальных средств. И тут, после основательной разработки планов, к их реализации подключился миллионер Эвангелис Мапкас, пожертвовавший свое состояние на строительство в Афинах выставочного зала, посвященного Олимпии, и на проведение Олимпийских игр. Участвовали в состязаниях, как и в древности, только греки, поэтому их называли Пангреческие игры. В программу состязаний входил бег на один стадий, метание диска, тройной прыжок. По древнему ритуалу имя участника, место рождения громко объявлялось зрителям. Победители награждались оливковой ветвью, денежными призами, которые вручал король Греции. Насколько большой интерес вызвали соревнования у жителей страны можно судить по тому, что они собрали свыше 20 тысяч зрителей.
Подобные игры, но по более расширенной программе, состоялись в 1870 году. Тогда английский врач Брукс подарил греческому правительству замечательный кубок, который просил вручать как приз победителю в беге. Французский журналист Паскиль Груссе, описывая эти состязания, употребил выражение «Олимпийские игры».
Еще два состязания прошли в 1875 и 1889 годах. Как Пангреческие игры, так и раскопки в Олимпии повысили интерес к древним Олимпиадам во всем мире и стремление к их возрождению. Но одной Греции, стране небольшой, к тому же разоренной иностранными поработителями, столь многосложная задача была не под силу. Ее можно было решить только международными усилиями широкой общественности заинтересованных стран.