Общегреческие и региональные игры.

Причины упадка и гибели античных Олимпийских игр.

Содержание античных Олимпийских игр: программа, церемонии и ритуалы, правила соревнований, чествование победителей.

Мифы и научная теория происхождения Олимпийских игр.

Лекция № 2

Теории происхождения физической культуры

 


 

Любые теории имеют право на существование и находят подтверждение в истории. Однако когда речь идёт о спорте Древней Греции, об истоках олимпизма, то мы несомненно обращаемся к третьей теории зарождения и развития спорта – теории культа, теории ритуального праздника

 

 

 

Тема: Античные Олимпийские игры (2 часа).

План:

1. Мифы и научная теория происхождения Олимпийских игр.

2. Содержание античных Олимпийских игр: программа, церемонии и ритуалы,

правила соревнований, чествование победителей.

3. Причины упадка и гибели античных Олимпийских игр.

4. Общегреческие и региональные игры.

 

Литература:

1. Базунов Б. Боги стадионов Эллады. - М., 2002.

2. Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. – М., 2004.

3. Евсеев С.П., Поликарпова Г.М., Прохорова М.В. Проведение олимпийских уроков в школе. – СПб, 1995.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982.

5. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. – М., 1985.

6. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. Книга 1.- Киев, 1994.

7. Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: ФиС, 1970.

8. Столбов В.В. История физической культуры М., 2002.

9. Сучилин А.А., Печерский Н.В. Олимпийское образование.- Волгоград, 2001.

10. Твой олимпийский учебник. – М., 2003.

11. Шанин Ю. Герои античных стадионов. – М., 1979.

12. Щёбель Г. Олимпия и её игры Лейпциг, 1970.

 

Чтобы понять место спорта, олимпийского движения в жизни общества, необходимо на основе принципов историзма хотя бы вкрат­це проследить историю их возникновения и развития.

Многие исследователи приходят к выводу, что истоки спорта - у колыбели человеческой цивилизации, а его генезис неразрывно связан с развитием общей культуры человечества. Спорт - явление культуры, поэтому любые исследования по его истории должны учитывать как социально-исторические условия рассматриваемой эпохи, так и те институты, в которых эти условия находят свое опос­редованное выражение.

До недавнего времени отсчет истории спорта нередко начинал­ся с древней Греции. Между тем появляются новые данные истории, археологии и других наук, добытых с помощью электроники, лазер­ной техники, доказательно свидетельствующие о более древних пред­шественниках эллинов. Уже первобытный человек в повседневной борьбе за существование должен был уметь бегать и прыгать, лазать и метать, плавать и стрелять. И по мере того как рос опыт челове­чества даже в первобытных общинах люди приходили к пониманию необходимости готовить себя к этой борьбе, а проверялись знания и умения на празднествах, состязаниях, игрищах. До нас дошли раз­нообразные памятники материальной культуры о многочисленных видах физических упражнений древних народов Индии и Ки­тая, Египта и Персии, Центральной Америки и Гавайского архипелага. Профессор В.У Агеевец в публикации 1991 годаприводит описание прекрасно сохранившихся фресок, покрывавших дворцы на острове Крит, на которых изображены спортив­ные состязания. Этим произведениям искусства - 4 тысячи лет. В 1980 году на международной научной конференции в Токио сообща­лось, что на территории древней Ассирии археологи обнаружили остатки спортивных сооружений XVI века до нашей эры, на которых могли проводится состязания по нескольким видам спорта. И в 1993 году на сессии молодых ученых Центральной олимпийской акаде­мии представлены обоснованные данные о комплексных соревнова­ниях в древнем Египте, проводившихся за 2 тысячи лет до нашей эры. У любителей спорта есть все основания гордиться столь древ­ним происхождением предмета их увлечения.

И все же особое место в богатейшей истории физической куль­туры и спорта занимают Олимпийские игры. Им посвящены иссле­дования ученых многих стран. В России общепризнанными стали труды В.В. Столбова. С интересом встречена изданная в 1991 году книга Ю.М. Чернецкого «История олимпийского движения». На Украине в 1994 году издан фундаментальный труд профессоров В.Н. Платонова и С.Н. Гуськова «Олимпийский спорт».

Многие свидетельствуют, что истоки греческой спортивной традиции относятся к гомеровскому обществу. Первые описания атлетических состязаний встречаются в «Илиаде» Гомера, а в последствии и в «Одиссее», где впервые вводится в употребление слово «атлет». В этих произведениях дается описание об­щества, где жители активно занимаются физическими упражнения­ми с юного возраста. В «Одиссее» восхвалялись победители состя­заний, которые, как правило, носили ритуальный характер. Спорт гомеровских героев - аристократический. Поскольку оживление об­щинных отношений и связанное с ним возвышение родовой знати наблюдалось в Греции после римского завоевания, аристократичес­кий спорт возник и сформировался в XI и IX веках и получил ши­рокое распространение к VIII веку до нашей эры. К моменту пере­хода от родовой общины к гражданской такой спорт уже существо­вал и пользовался всенародным признанием.

Представляет интерес и организация состязаний. Так, на погребальных играх в честь царя Патрокла упоминается во­семь видов в той последовательности, как они указаны Гомером: (1) бег колесниц, (2) кулачный бой, (3) борьба, (4) бег, (5) во­оруженный поединок, (6) метание диска, (7) стрельба из лука, (8) метание копья. Прыжки в длину, очевидно, вошли в практику не­сколько позже. Виды состязаний у Гомера имеют свою иерархию: наибольшей популярностью, несомненно, пользовались бег колес­ниц, борьба и кулачный бой. Подтверждением этому служит распре­деление наград: самые ценные дары предназначались именно в этих видах. Четвертым по счету у Гомера изображено состязание в беге. Этот древнейший вид пользовался в Элладе особой популярностью и в дальнейшем неизменно включался во все греческие игры и со­стязания. Сложившаяся структура греческого спорта не претерпела серьезных изменений, начиная от гомеровских времен и вплоть до падения Римской империи.

Анализируя гомеровский период греческого спорта, следует иметь виду, что он не обладает абсолютной достоверностью и носит скорее легендарный характер (легенда - предание, необычная и не­достоверная история). Фабула гомеровского эпоса уходит корнями в микенскую эпоху (XIII - XII в.в. до н. э.). В энциклопедическом сло­варе о Гомере говорится, что это легендарный древнегреческий поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство «Илиады и «Одиссеи». Даже если это не так, то названные поэмы существуют бесспорно, являются достоянием мировой цивилизации, а описание в них древнегреческого спорта является для нас бесцен­ным источником познания истории Олимпийских игр.

Вместе с легендами древние греки из поколения в поколение переда­вали о возникновении Олимпийских игр различные мифы (сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях).

Чаще других передается миф, связанный с именем Пелопса. Юный герой в своих долгих странствиях попал в город Пису, где тогда царствовал Эмонай, сын бога войны Ареса. У Эмоная была удивительно красивая дочь Гипподамия. Царю в свое время оракул предсказал, что он умрет от руки своего зятя. В связи с этим он избегал давать согласие на брак дочери. Каждый из многочисленных претендентов на руку Гипподамии должен был соревноваться с Эмонаем в гонках на колесницах и мог рассчитывать на успех лишь в случае победы в состязаниях. Эмонай побеждал всех, кто осмеливался соревноваться с ним, а проиграв­ший безжалостно умерщвлялся.

Пелопс, добившись любви Гипподамии, подкупил возничего царя Миртилоса и тот заменил металлические чеки в осях колесни­цы на восковые. Во время скачки воск растаял, колеса соскочили с оси и царь погиб под копытами своих коней. Пелопс достиг своей цели, получил руку Гипподамии и вместе с ней и трон царя Писы, присоединил Олимпию к своей стране и устроил великолепный праз­дник, украшением которого стали Олимпийские соревнования. Мож­но ли считать эту, в определенной мере романтическую легенду, хотя и с особенностями бытовавших тогда нравов, только плодом беспо­койной греческой фантазии? Очевидно не только. Ибо Пелопс и Гипподамия - реальные исторические личности, жившие во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры. И могилы их находились в тех местах, которые отражены в мифах.

Когда же Олимпийские игры приобрели высокий обществен­ный и религиозный престиж, произошло переосмысление многих архаических представлений в греческой мифологии, наполнялись эти­ческим содержанием многие известные мифы, в которых действия и поступки богов и героев изображались зачастую в натуралистичес­кой грубой форме. Так, знаменитый поэт Эллады Пиндар в своих олимпийских одах предложил свой, более гуманный вариант содер­жания мифа о победе над Эмонаем. Воспевавший славу, величие Олимпии и благородство победителей игр, он не мог допустить, чтобы в основе этого замечательного празднества лежало ужасное сказа­ние. И Пиндар переосмысливает этот миф. Пелопс победил жестоко­го Эмоная не таким преступным образом, а благодаря помощи богов, в частности Посейдона, который предоставил в его распоряжение быструю колесницу, и благодаря своему спортивному мастерству, в то время как Эмонай потерпел поражение из-за своего коварства, злобы и жестокости по отношению к многочисленным женихам своей дочери Гипподамии. Переосмысление мифа о Пелопсе имело важное религиозное и культурное значение для еще большей славы святилища в греческом мире и престижа Олимпийских игр.

Более поздняя легенда относится к XIII веку до нашей эры. В ней рассказывается, что Геракл, отличавшийся большой физической силой, победил царя Элиды Авгия. В честь этой победы и в память своего деда Пелопса Геракл устроил состязания в беге и победителя увенчал оливковой ветвью. Предание далее повествует, то он сам выбрал дорожку для бега и отмерил дистанцию длиной в 600 ступеней или один стадий. Эта дистанция стала в последствии длиной стадиона (192,27метра). Подвиги почитаемого греками Геракла отражены в знаменитом фризе нового храма Зевса в Олимпии.

Ещё ближе к реальности относится деятельность правителя Элиды Ифрита (приблизительно в IX веке до нашей эры). Известный венгерский историк олимпийского движения Ференц Мезе пишет, что во времена правления царя Ифрита в Пелопоннесе разразилась тяжёлая эпидемия чумы. Царь обратился с вопросом к Дельфийскому оракулу, как ему освободить свою страну от разразившегося несчастья. Оракул сказал: «Защищайте вашу отчизну, избегайте войн, укрепляйте дружбу с эллинами так долго, пока на ваши ежегодные празднества приходит год радости». Ифрит истолковал такой ответ так, что он должен возобновить забытые соревновательные игры, которые объединят эллинские народности в мирном состязании. Ифрит заключил мир с царём Спарты Ликургом, претендовавшим на Олимпию, в котором устанавливалась неприкосновенность этого священного места. В память об этом событии в храме Зевса была изваяна скульптурная группа, изображавшая Ифрита, которого венчала богиня мира Экехейрия. Мирный договор ряда полисов, обеспечивший Олимпии особое положение среди других областей древней Греции, сделавшей её независимой, и положил начало собственно олимпийской истории.

Первые достоверные записи об Олимпийских играх относятся к 776 году до н.э. В одной из них говорится: повар из Элиды по имени Кореб победил в беге на один стадий, дистанцию, определённую Гераклом (192,27м). От слова «стадий» произошло название «стадион». Соревнования проводились в древнегреческом поселении Олимпия, расположенном в северо-западной части Пелопоннеса на юге области Элиды. В некоторых публикациях место проведения Олимпийских игр ошибочно связывают с горным массивом Олимпии, расположенном на севере Греции, который согласно древнегреческой мифологии является местом пребыванием богов во главе с Зевсом.

Превращению зоны Олимпии в священное место способствовало её особое геополитическое положение. Расположенная в 15 км от морского побережья, Олимпия была защищена в некоторой степени от нападения пиратов и разбойников, промышлявших на сухопутной дороге, вьющейся вдоль побережья. Святилище находилось в небольшой и закрытой долине реки Алфей, окруженной со всех сторон невысокими горами, из которых господствующей была гора Кронос. Долина густо поросла оливковыми и платановыми деревьями, дававшими прохладу и тень в летний зной. Оказавшийся в закрытой, тенистой, тихой долине паломник, прибывший в Олимпию, попадал в атмосферу умиротворённого пейзажа, глубокого природного уединения и тишины. По общему признанию олимпийское святилище находилось в самой прекрасной части Греции. Вместе с тем Олимпия оказалась вне главных территориальных споров, сотрясавших Грецию, она была святыней особого рода, охранялась всем греческим народом как общепризнанная зона мира и духовного единения.

Олимпийские игры были, прежде всего, религиозным праздником в честь бога Зевса и его жены Геры. Весь ритуал олимпийских празднеств, вся его философия – это панэллинское почитание высших божеств классического пантеона. Вместе с тем нельзя не признать и мощного воздействия Олимпиад на развитие греческой религиозной системы и религиозной мысли, на создание общегреческой, так называемой олимпийской, религии из многочисленных локальных культов племенных групп. Этот процесс рождал надежды на объединение всего греческого народа.

 

Игры в Олимпии проводились каждые четыре года, начиная с первой Олимпиады и эта периодичность неукоснительно соблюда­лась на протяжении более тысячи лет, даже в те годы, когда страна оказывалась втянутой в большие внешние войны. Например, когда 300 спартанцев во главе с царем Леонидом преградили персам доро­гу в Грецию и все полегли в героической схватке, греки праздновали свои 75-е игры. Греческий историк Геродот писал, что персидский полководец Мардоний спросил у перебежчиков из Аркадии, достав­ленных к нему, чем теперь занимаются греки, ответ был: «Эллины справляют олимпийский праздник - смотрят гимнастические состя­зания». На вопрос перса, какая же награда назначена состязавшему­ся за победу, те ответили: «Победитель обычно получает в награду венок из оливковых ветвей» Тогда один из знатного окружения пол­ководца воскликнул: «Увы, Мардоний! Против кого ты ведешь нас в бой? Ведь эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести!» (Р.Л. Гордин, 1991).

Игры проводились с 11 до 15-го дня священного месяца цере­монии, который начинался с первого новолуния после летнего сол­нцестояния (конец июня - начало июля нового стиля). Возникает вопрос, почему греки избрали именно такой цикл? Тем более что эта традиция воспринята и современными Олимпийскими играми. Некоторые исследователи пытались найти причину в обрядовых культах. Но глубокий знаток магической обрядности, англий­ский ученый Дж. Томсон, специально занимавшийся этим вопросом, пришел к выводу, что четырехлетний цикл Олимпийских игр не мог быть вызван соображениями культового характера. По его мнению, такая традиция была продиктована внешними факторами, ибо при­влечь атлетов из всех греческих полисов в более короткий промежу­ток времени было невозможно.

Насколько важное место в жизни древней Греции заняли олимпийские празднества, можно судить и по тому, что по предложению афинского историка Тимея был введен календарь по Олимпиадам. Отсчет вре­мени определяется по четырехлет­нему олимпийскому циклу. Исход­ной точкой летоисчисления стал год проведения первых Олимпийских игр.

Программа состязаний с пер­вой по тринадцатую Олимпиаду состояла из бега на один стадий, а все празднество включало как бы три части: священные обряды, сами состязания и чествование победителей. На последующих играх программа постепенно расширялась. Устанавливались различные беговые дистанции в 8, а затем 10, 12 и 24 стадии, вводится пентатлон, состоящий из прыж­ков, бега, метания диска, метания копья или дротика и борьбы. С 23-х игр вводятся состязания в кулачном бое, с 25-х появляется весьма зрелищное состязание - скачки квадриг-колесниц, запряженных чет­веркой лошадей. С 37-й Олимпиады начали участвовать юноши сна­чала в беге и борьбе, а затем и в кулачном бое.

В своей основе была воспринята программа гомеровских вре­мен. И все же состязания в Олимпии, а начиная с VI в. до н.э. и по всей Греции, она имеет свои отличия. Прежде всего, все виды агонов (агон- состязание, соревнование) на панэллинских играх проводились в определенное время и в специально отведенных местах (стадий, ипподром, площадка для борьбы и т.д.). Существовала единая и обязательная для всех учас­тников система правил. Было введено деление атлетов по возраст­ным группам. Установлено обязательное судейство.

Несомненный интерес представляет ритуал проведения сорев­нований. Перед началом Игр атлеты в сопровождении судей - элланодиков выходили к алтарю Зевса и давали клятву состязаться чес­тно и достойно. В свою очередь элланодики клялись судить по чести и совести. Вслед за этим из Священной рощи появлялся верховный жрец с ветвями оливы, из которых готовился венок победителю. Торжественные церемонии красочно описаны Гомером в XXIII кни­ге «Илиады» и VIII книге «Одиссеи».

На счастливых победителей судьи возлагали венки в храме Зев­са. Трижды провозглашалось имя победителя и его родного города. Трижды трубили в трубы герольды. В честь героев звучала музыка и победные песни. Олимпионики, облаченные в затканные золотом и серебром одежды, сопровождаемые делегациями городов, начинали свое шествие через священную рощу. Победы считались милостью богов Олимпии во главе с Зевсом и посвящались богам. Но и почести олимпионикам были столь вы­соки, что они сами приравнивались, чуть ли не к жителям Олимпа, бессмертным богам. Никакая слава и никакие подвиги не могли в глазах эллинов сравниться со славой и подвигами олимпиоников.

С 540 года до нашей эры в Олимпии стали устанавливать ста­туи победителей Игр, при этом портретное сходство скульптуры до­пускалось тому олимпионику, который сумел стать трехкратным чем­пионом олимпиад. Письменные источники донесли до нас имена прославленных героев древнегреческих состязаний. С 540 по 515 годы до нашей эры семь раз становился олимпийским победителем легендарный Милон из Кротона. Первую олимпийскую награду он завоевал в 14-летнем возрасте в соревнованиях по борьбе. Затем шесть раз на 58, 62 и 66 Олимпийских играх в этом виде он побеждал в состязаниях взрослых. Сила Милона удивляла и восхищала совре­менников. Он становился, например, на диск, смазанный салом, и с удовольствием подтрунивал над своими друзьями, которые, несмот­ря на все их усилия, не могли сдвинуть его с места. Однажды он поднял быка над головой, положил его себе на шею и с этой ношей прошел по стадиону. Выдающийся атлет пользовался огромной по­пулярностью и сыграл важную роль в жизни своего полиса. Слава победителя на Олимпийских играх рассматривалась как наивысшее счастье, как успех не только самого атлета, но и его родного полиса. Олимпийских чемпионов встречали на родине с необыкновенными почестями. В их честь в городских стенах пробивалась брешь для новых ворот, воздвигались памятники, чеканились монеты с их изоб­ражением. Успех на Олимпийских играх открывал возможности для общественной или политической карьеры.

Среди прославленных атлетов называется и Леонид из Родоса двенадцать раз увенчанный за победы в беге на один и два стадия и в беге вооруженных.

Состязания носили настолько острый и напряженный ха­рактер, что иногда приводили к трагическим исходам. Так случилось с молодым спартанцем Лаласом. Он победил на85-х Играх в беге на длинные дистанции, но на следующих соревнованиях по этому же виду скончался от перенапряжения сил. Трагическая судьба юноши вдохновила скульптора Мирона на созда­ние одного из прекраснейших своих творений.

Нередко среди древних греков встречались спортивные динас­тии, пользовавшиеся особым уважением в обществе. История донес­ла целый перечень семей, представители которых из поколения в поколение добивались побед на Играх. Например, Динагор 6 раз побеждал в кулачном бою, начиная с 79-й Олимпиады. Его сыновья Дамагет и Акузилай стали олимпиониками в панкратионе (многобо­рье) и борьбе на последующих играх, а внук Пейсидор победил в кулачном бою среди мальчиков на 94-й Олимпиаде. Таким образом, род Динагоридов 60 лет звучал на самых больших празднествах.

В пятом столетии до н. э. Олимпийские игры достигли своего высшего уровня или, как заключают исследователи, переживали зо­лотой век. Успехи эллинского спорта объясняются, прежде всего, патриотическим подъемом, наблюдавшимся во время греко-персид­ских войн (500-440 гг. до н.э.). Олимпийские игры становятся ярким символом греческого единства, их регулярное проведение демонст­рировало перед лицом врага непоколебимость и уверенность в побе­де. Этот процесс нашел отражение и в характере состязаний. Про­грамма пополняется целым рядом конных соревнований, общая про­должительность игр увеличивается вначале до 3-х, а затем и до 5-и дней. Сами празднества становятся все более пышными и привлека­ют многочисленных зрителей.

Многовековой процесс формирования благородных принципов, высокой этики и эстетических ритуалов олимпизма происходил в рамках созревания и становления великой греческой цивилизации, определяясь общим развитием древнегреческой культуры, и вместе с тем активно влияло на это развитие. Более того, будучи одним из мощных факторов культурного процесса, Олимпийские игры, лежащая в их основе философия и религиозная концепция стали важным феноменом вообще всей греческой цивилизации и тем самым явлением, выходящим за пределы собственно античного круга развития, превратившись в общечеловеческую ценность и явление мировой культуры. Спорт - явление культуры, поэтому любое исследование по его истории должно учитывать как социально-исторические условия рассматриваемой эпохи, так и те отношения и институты, в которых эти условия находят свое опос­редованное отражение.

Единство спорта и культуры в системе античной цивилизации находят в образовании, науке, литературе, архитектуре, скульптуре и других сферах культуры.

Поразительные, порой даже фантастические результаты для столь отдаленных времен обеспечивались весьма квалифицирован­ной подготовкой атлетов. Ее основы закладывались в сложившихся школах физического воспитания. Наибольшую известность в олим­пийских состязаниях имели Афины и Спарта. Если афинская школа развивала физическую силу в сочетании с ловкостью, умственным и эстетическим развитием, то в Спарте сложилась чрезвычайно суро­вая система воспитания, направленная преимущественно на разви­тие силы, стойкости и выносливости воинов. До 7 лет дети были в семье, где их приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, постоянно закаляли. А с 7 до 18 лет молодые спартанцы находились в государственных школах, в которых в ос­новном занимались физическими упражнениями в условиях прибли­женных к войне. Их приучали переносить холод, голод, жажду, вы­носить боль, в совершенстве владеть оружием, самостоятельно охо­титься на диких зверей. И не случайно «спартанское воспитание» стало символом особой системы физической закалки и в наши дни. Целенаправленное физическое воспитание в юном возрасте служило основательной базой для тренировок по различным дис­циплинам программ Олимпийских игр. И, несмотря на то, что, по верованиям эллинов, успех в олимпиаде зависел от воли богов, под­готовка к Играм включала длительную и напряженную тренировку. Свидетельством тому является клятва, в которой каждый отлет заве­рял, что он готовился к Играм не менее 10 месяцев. И в этой подготовке решающая роль принадлежала тренеру, мастерствои талант которого обожествлялись. Ведь и первым тренером, наставником атлетов Эллады считался брат Зевса и сын Крона кентавр Хирон.

Несомненным достоинством древнегреческих Олимпиад явля­ется и участие в них юношей. Требования к ним были значительно ниже. Максимальная дистанция бега составляла 2 стадия, все воору­жение достигало 33 килограммов. Постепенно снаряжение облегчалось, и бегуны соревновались лишь со специально подготовленными щитами.

И все же древний олимпизм в значительной мере определяется языческими божествами, культовыми обрядами, бытовавшими в те времена нравами. Только этим можно объяснить, что женщины на официальные Игры не допускались, им даже не разрешалось при­сутствовать на состязаниях. Нарушивших это запрещение ожидала смертная казнь. Ференц Мез приводит только один случай, когда женщина из Родосы по имени Каллипатерия появилась на 96-х Иг­рах, но в мужской одежде, сопровождая своего сына, участвовавше­го в кулачном бою. Когда ее сын завоевал победу, она не сдержалась от восторга, бросилась к нему и стала его целовать. Все поняли, что это была женщина. Но суровый закон к Каллипатерии не был при­менен, так как она оказалась дочерью одного из самых прославлен­ных атлетов, победителя соревнований в кулачном бою на 79-х Олим­пийских играх (464 год до нашей эры) Диагора.

Насколько велика была роль Олимпиад во всех сферах древнегреческого общества можно судить и по тому, что в дни проведения Игр Олимпия становилась центром оживленной торговли, знаком­ства с обычаями и культурой соседних народов. Не только зрителями, но нередко и участниками являлись Пифагор и Платон, Аристотель и Геродот и другие выдающиеся мыслители и ученые древности.

В олимпийскую программу входили состязания не только атле­тов, но и поэтов, ораторов, ученых. Геродот, первым в мире создав­ший исторические труды, которого и сегодня во всех странах уважи­тельно называют «отцом истории», в 447 году до нашей эры был удостоен награды на Олимпийских играх после прочтения отрывка из своего сочинения «История», повествующего о борьбе греков с персами. Небезынтересно отметить, что ему принадлежит и первое систематическое описание жизни и быта скифов. Нередко выдающи­еся таланты древности добивались успехов и в спортивных состяза­ниях. Олимпийским чемпионом в кулачном бою был великий гре­ческий математик Пифагор, за что ему при жизни воздвигнут памят­ник в Олимпии. Он считал, что спорт является важным помощником в умственной деятельности человека. Гиппократ, «отец медицины», считался прекрасным наездником и борцом. Побеждали в различных спортивных состязаниях философы Сократ и Платон, драматурги Софокл и Еврипид, и многие другие представители эллинской куль­туры.

Физическое совершенство олимпиоников, гармония силы, кра­соты и разума вдохновляли многих талантливых деятелей культуры на создание поразительных творений архитектуры, скульптуры, ко­торые вызывают восхищение и в наше время. В 500-440 году до нашей эры, когда Олимпия переживала «золотой век», в долине Алфея были построены уникальные сооружения: каменный храм богини Геры, здание Олимпийского совета, великолепный храм Зевса, в котором находилось одно из чудес света - статуя Зевса, созданная Фидием. В этот же период были созданы скульптуры «Дискобол» Мирона, «Дорифор» (копьеносец) Поликлета, статуя Ники Пэония, ставшие символами олимпизма. Это были годы расцвета таланта вы­дающегося поэта Древней Греции Пиндара. Свою известность он приобрел, прежде всего, творениями, посвященными олимпионикам. Вот несколько строк поэта, написанных в 476 году до н.э., когда Агесидам из Локр Зефирийских победил Пифея из Эгины:

Непреходяща слава олимпиоников!

И я в честь твоей битвы, о сын Архестрата,

Агесидам,

Рядом с золотым венком кладу свою песнь.

А одно из лучших своих произведений Пиндар посвятил Ферону, властителю города Агригента, квадрига которого победила на той же, 78 Олимпиаде.

Всемирно известные ученые древности оставили нам поистине бесценное наследие и в определении олимпийской идеи, гармонич­ного развития личности, других проявлений физической культуры.

Если выделить наиболее значимые идеи древних мудрецов и для нашего времени, то, прежде всего, это относится к обоснованию роли физических упражнений в укреплении здоровья людей. Обра­тимся к мыслям знаменитого древнегреческого врача Гиппократа (460-370 гг. до н.э.). С его именем связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Клятву Гиппократа дает каждое новое поколение врачей и в наши дни. Ре­форматор античной медицины, он удивлял современников целитель­ными возможностями врачебного искусства, которое и сам называл самым благородным из всех искусств. И, тем не менее, считал, что, для профилактики различных заболеваний, решающая роль принад­лежит физическим упражнениям. Весьма образно он изложил такую позицию в следующих словах: как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм. Напоминает положе­ния совсем недавних директив о развитии физической культуры и спорта в нашей стране, высказанные Гиппократом 2400 лет назад: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособ­ность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». А ведь физичес­кие упражнения Гиппократ знал не понаслышке, как уже отмеча­лось, он был активным и известным участником Олимпийских игр. Насколько они помогли ему сохранить здоровье можно судить и по тому, что он прожил долгую и полноценную жизнь.

Необычайно талантливы и влиятельны в обществе были многие древнегреческие философы. Их наследие в науке наук создавалось, преемственно хранилось и развивалось несколькими поколениями ученых. При этом все они в той или иной мере уделяли внимание обоснованию физического воспитания как составной части общего воспитания и образования.

Первым в их ряду был Сократ (470-399 гг. до н.э.) – родоначальник диалектики как метода отыскания истины. Для пос­ледующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Будучи приверженцем спартанского воспитания, он решительно предупреж­дал о пагубности, каких бы то ни было излишеств. Эта мысль была выражена в следующем изречении: «Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души». Единство тела и души выражено и в словах: нельзя лечить тело, не леча душу. Соб­ственно это уже был шаг к идее всесторонне­го развития личности. И полностью свою по­зицию несколько позднее Сократ выразил так: хочу при помощи гимнастики всего тела сде­лать его более уравновешенным. Считая вы­сокой добродетелью знания, он утверждал, что непременным условием истинного блага вся­кого человека является здоровье.

Ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.) создал первую классическую формулу объективного идеализма, согласно которой идея блага есть побудительная причина духов­ного восхождения. Платон участвовал в пифийских и исмийских играх в период их расцвета и неоднократно выходил победителем. Будучи| привержен, как и Сократ, к спартанской сис­теме воспитания, он уделял больше внимания разработке учения о всестороннем развитии молодого поколения, гармоничном сочетании духовных и физических данных и способнос­тей молодежи как в дошкольном возрасте, так и на занятиях в гимнастических школах с 12 до 16 лет. Он также подчеркивал, что умствен­ное и физическое воспитание дает положительный результат тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюде­нием правил гигиенического характера. Благотворные возмож­ности физических упражнений для здоровья человека выраже­ны в крылатой фразе философа: «Гимнастика есть целитель­ная часть медицины».

Все отрасли тогдашнего знания получили философское осмыс­ление в сочинениях ученика Платона, крупнейшего ученого периода расцвета древнегреческой культуры Аристотеля (3.84 - 322 до н.э.). Насколько велик был его авторитет в обществе можно судить и по тому, что Аристотелю было доверено воспитание Александра Маке­донского. В отличие от Платона Аристотель придерживался более гуманных позиций, он, в частности, порицал спартанскую школу за ее суровость и чрезмер­но тяжелые упражне­ния. Он был против того, чтобы гимнасти­ческому образованию придавали «атлетичес­кое» направление, по­скольку оно мешает естественному развитию детей. Аристотель от­мечал, что слишком усиленное и недоста­точное занятие гимна­стикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и пи­тье губит здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье.

Глубоко уважая своего учителя, Аристотель, однако, пришел к иному взгляду на методы физического воспитания. В этой связи он произнес острую и поистине мудрую фразу: «Платон, ты мне друг, но истина дороже», которая учит нас сочетать уважительность к оп­понентам с принципиальностью.

Центральные принципы этики Аристотеля - разумное по­ведение, умеренность и одновременно актив­ная деятельность в превращении возможности в действительность. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, - писал Аристотель, - как продолжительное физическое бездействие». Его учение об основных принципах бытия, о единстве тела и души че­ловека послужило основой определения трех сторон воспитания: фи­зического, нравственного и умственного. При этом физическое вос­питание предшествует умственному. «Жизнь требует движения» - так кратко и емко выдающийся мыслитель древности определил не­обходимость воспитания.

А известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения кладовой жизни.

Таким образом, Олимпийские игры еще с древнейших времен привлекали к себе внимание выдающихся представителей истории, философии, медицины, а также литературы, искусства и нашли широкое отражение в их научных трудах, художественных произве­дениях, как источник, рождающий силу, здоровье, энергию, вдохно­вение. Известна мечта человека обладать физическими досто­инствами. Каждый народ наделял своих героев не только умом и прозорливостью, но и отменной силой, быстротой, ловкостью, выносливостью, о чем повествуют имена легендарных Антея, Геракла. Самые благородные мечты и стремления людей на­шли свое воплощение в олимпийских идеалах, в системе античной цивилизации.

Выясняя различные аспекты ценностной структуры античного олимпизма, следует более широко осмыслить роль состязательности. Известно, что Эллада создала шедевры скульптуры и архитектуры, философии и поэзии, основы математики и буквенного письма. Раз­гадке этого феномена посвящены многочисленные исследования. В чем причины так называемого «греческого чуда»? Их много: этни­ческие, экологические, географическое положение и многие другие. Но при этом, на наш взгляд, не уделяется должного внимания состя­зательности в широком понимании явления.

Поразительный расцвет греческой цивилизации обусловлен сво­еобразием развития Древней Греции в рассматриваемый период ис­тории.

Что же являлось наиболее примечательным в таком своеобра­зии? Существование многочисленных государств (полисов) опреде­лило постоянное их соперничество между собой на различных по­прищах: культурном, экономическом, политическом. Внутри поли­сов общепринятой была установка каждого свободного гражданина на то, чтобы превзойти окружающих в достижении каких-либо пре­стижных целей. Так, в Афинах состязались авторы комедий, траге­дий, лирических произведений, в Дельфах певцы под аккомпонимент флейт и лир устраивали соревнования под покровительством Аполлона и Дионисия, в Спарте спорили между собой танцоры, во многих городах проходили конкурсы красоты. Есть сведения и о со­ревнованиях во время сельскохозяйственных работ, состязаниях че­сальщиков шерсти, других соперничеств ремесленников. Ни одно из известных нам обществ не было так ориентировано на состязания, как древнегреческое.

При этом такая закономерность наиболее определенно, организованно, повсеместно и постоянно проявлялась в атлетических состязаниях и особенно в Олимпийских играх. Есть ос­нования утверждать, что все иные состязания возникали в подража­ние Олимпиадам и под их влиянием. Поскольку же состязательность стимулирует совершенствование человека и одновременно прогресс общества, то ценностная сущность олимпизма неотделима от разви­тия цивилизации прежде всего в культуре, а также в социальной сфере и экономике. Не зря же Аристотель говорил, что если зависть истощает человека, то состязательность обогащает его силы и разум. При сопоставлении индивидов у каждого из них может возникнуть одна из двух нравственно-психологических установок: «чувство со­ревнования» и «чувство зависти». Первое предполагает, что другой исходно близок мне и что его способности для меня так же ценны, как и мои собственные. Развитие своих способностей в такой ситу­ации есть одновременно с моей стороны посвящение себя общему делу - моего и другого. Я и мой соперник здесь, следовательно, из­начально солидарны. Напротив, «чувство зависти» исходно делает нас антагонистами: здесь нет общего дела. Никто не будет отрицать, что между состязательностью и здоровой конкуренцией много обще­го. Следовательно, ориентированность общества на состязательность можно рассматривать как причину «греческого чуда».

Одной из самых фундаментальных основ Олимпийских игр была идея священного перемирия - экехерии, то есть прекращение воен­ных действий. В результате крупных миграций различных племен на Пелопоннесе образовался целый ряд государств с различными куль­турами и религиозными верованиями. Столкновения между ними нередко перерастали в кровопролитные войны. Вторгались во владе­ния Греции некогда могущественная Персия и некоторые другие со­седние страны. Греки искали средства преодоления раздоров. И ря­довые граждане и цари полисов считали необходимым организацию такой зоны мира, как некоторой гарантии того, чтобы народ не ис­треблял себя в постоянных войнах. Олимпия и явилась святыней особого рода, где в мирных состязаниях встречались атлеты всех полисов. Уже Игры 776 года до н.э. стали возможны благодаря мирному договору между Элладой, Ахейей и Спартой, заключенному за 8 лет до их проведения. К этому же времени относится установление экехерии - священного перемирия во время подготовки и проведения Олимпийских игр. Условия его были весьма категоричны. Текст договора гласил: «Олимпия являет­ся священным местом и тот, кто посмееет вступить на это место с оружием в руках, будет заклеймен как богохульник. Таким же без­божником явится и тот, кто, будь это в его власти, не отомстит за злодеяние».

Согласно установленному ритуалу за несколько недель до от­крытия празднества из Олимпии направлялись вестники с оливковы­ми венками и специальными посохами в руках, чтобы оповестить все эллинские города о дате олимпийского праздника, и приглашали их жителей принять в нем участие. Чтобы участники Игр из дальних городов и владений Греции могли прибыть в Олимпию и после окон­чания праздника возвратиться домой, перемирие длилось три меся­ца. На это время военные действия должны были прекращаться, а воюющие стороны обязывались пропустить через свои земли участ­ников и паломников на празднества.

Экехерия свято соблюдалась. За более чем тысячелетнюю исто­рию античных олимпиад известно лишь несколько случаев наруше­ния перемирия. В 420 году до н.э. Спарта отправила вооруженный отряд в один из городов Греции, за что спартанцы не были допуще­ны на Олимпийские игры, а на Спарту именем Зевса был наложен большой денежный штраф. Спустя 70 лет солдаты великого маке­донского царя Филиппа напали на жителя Афин, направлявшегося на Игры, и ограбили его. Виновные не отрицали происшедшего и правоты экехерии. Царь Филипп принес свои извинения, оправдывая поведение солдат лишь тем, что они не знали о перемирии. Конечно, видимо были и другие нарушения. Однако главное заключалось в выработке фундаментальной идеи, создании высочайшей этической ценности - провозглашении священного мира на три месяца как освященного богами и подкрепленного договором. Этот трехмесяч­ный отрезок, регулярно повторявшийся каждые четыре года, вне­дрял в сознание граждан и их политических лидеров важнейшую идею мирного сосуществования, осуждал воинственные страсти, стимулировал мирные переговоры и в целом благотворно действовал в любой накаленной политической атмосфере.
Олимпийская экехерия была важным фактором единения греческого народа, действовала как постоянная и мощная сила, значение которой в истории древней Греции трудно переоценить. Более того, это мудрое наследие чрезвычайно благотворно и в совре­менном мире.

В работах многих ученых высоко оценивается историческая зна­чимость Олимпиад древности. И это вполне обоснованно. Многое в них действительно представляет непреходящую общечеловеческую ценность. Ни в коей мере не оспаривая достоверность таких выво­дов, нельзя пройти мимо и другого рода исторических факторов. Грандиозность и даже помпезность древнегреческих спортивных действ были доступны прежде всего патрициям, во всяком случае свободным жителям полисов, но не рабам. Имело место давление политиков, различного рода нарушения правил соревнований.

Так же как демократия древних была демократией только для свободных, так и олимпийское равенство распространялось только на свободных: на Олимпийских играх участники должны были, прежде всего, принести присягу, что они свободны. Но и среди свободных далеко не каждый имел время и средства для подготовки и участия в состязаниях. Ведь празднества и состязания длились пять дней. Перед Играми участник должен был пройти месячную тренировку в самой Элладе. А перед этим дома должен готовиться в течение года под руководством опытного наставника. Так что при всем формаль­ном равенстве заветные олимпийские лавры доставались, как прави­ло, тем, кто был не только свободен, но и богат.

Привилегии аристократов приобретали порой одиозный харак­тер после включения в программу Игр самого зрелищного по тем временам вида состязаний, но и самого дорогостоящего - гонки ко­лесниц, запряженных четверкой первоклассных лошадей. При этом олимпиоником мог считаться не возница, а хозяин лошадей, по­бедивших в состязаниях. Ему же полагались все почести за олимпийскую победу. По мере упадка Эллады извращались священные олимпийские традиции. Из состязаний, исход которых должны были решать боги Олимпа, они постепенно превращались в средство приобретения богатства и власти. К началу IV столетия победители соревнований вместо освященных лавровых вен­ков стали награждаться большими денежными призами и ценными подарками, получают они и материальные льготы в своих городах. Постепенно коммерческий характер состязаний, роскошь, в которой они проводились, размывают идеалы олимпизма, спорт приобретает профессиональный характер. Отходя от традиций классического эллинства, греческий спорт утрачивал свою важнейшую духовную функцию. Если раньше эта функция сводилась к поддержанию этни­ческого единства всех греков, осознанного единство против «варва­ров», то теперь он служил интересам отдельных субъектов патрици­анского происхождения.

Все эти и некоторые другие негативные явления подрывали Олимпийские игры, которые постепенно утрачивали свои первоздан­ные черты романтизма, притягательности. Но главной причиной пре­кращения самых популярных и влиятельных праздников явился кризис рабовладельческого общества и вызванный им упадок всей эл­линской культуры.

Высший расцвет античных олимпийских игр относится к нача­лу V века до н.э. А уже в IV веке, в результате раздоров внутри греческого мира, продолжавшейся более 70 лет Пелопонесской вой­ны, священная неприкосновенность Олимпии была поколеблена. С завоеванием Эллады в 365 году аркадианами, сокровища и храмы подверглись первому разграблению. Утвердившееся в 146 году до н. э. владычество Рима привело к утрате эллинского характера Игр, губительно сказалось на греческой спортивной традиции. Олимпий­ские и прочие игры в это время переживают состояние упадка, при­влекая к себе все меньшее количество участников и зрителей. Стади­оны и гимнасии по всей Греции приходят в запустение. Дорогосто­ящие бега колесниц исключаются из программ почти всех панэллинских состязаний, в течение целого столетия в Олимпии не устанав­ливается памятных статуй.

Только в I веке н.э. завоеватели стали обращать внимание на панэллинские состязания. В 80 году первый консул Сулла, в ознаменование победы над понтийским царем Митридатом, решил перевести в Рим очередные Олимпийские игры и соединить их с победными торжествами. 175 Игры состоялись в Риме, и в Олимпии в это время были проведены состязания детей в беге. Однако начинание Суллы не имело успеха и не вызвало интереса у римлян. Поэтому следующие игры вновь проводились в Олимпии. Начало новой эры в истории римского спорта было положено при Августе. Он сам по сообщениям современников искренне любил атлетику. К Олимпии начал проявлять интерес еще до своего принципата и в дальнейшем при его содействии там были восстановле­ны многие здания и сооружения, в том числе и знаменитый храм Зевса, восстановил бег на колесницах, а в Олимпии вновь стали ус­танавливаться статуи атлетов-победителей. При Августе панэллинские состязания возродились во всем своем великолепии и новые игры стали учреждаться в самых отдаленных уголках обширного римского государства.

Однако римские традиции неизбежно придавали спорту прежде всего зрелищный характер, следствием которого был профессионализм и гладиаторство. В эпоху Империи почти все атлеты-профессионалы были либо греками по происхождению, либо уроженцами го­родов Востока. Август первым подтвердил, а затем и умножил их привилегии. При нем атлет, победивший на играх, получал право на пожизненное бесплатное питание. Спорт вскоре превратился в высо­коорганизованное предприятие, участие в котором открывало дорогу к благосостоянию. Римский спорт с его высокой степенью профес­сионализации и специализации, грандиозными спортивными соору­жениями, рассчитанными на массового зрителя, и почти полным от­сутствием культовых и мифологических влияний радикально отли­чается от рабовладельческого полиса греческих священных празд­неств с равенством свободных эллинов. Участников римских зрелищ разделяла непреодолимая стена сословно-правовых различий. Пол­ноправными гражданами здесь были только зрители, тогда как выс­тупающие - рабы, вольноотпущенники и иностранцы - принадлежали к зависимым слоям населения.

Римские императоры, правившие после Августа, нередко допускали произвол по отношению к многовековым эллинским традициям, объявляли себя патронами, покровителями Олимпиад. Им, а не подлинным победителям стали воздвигать статуи в священной Олимпии. Примером тому является случай, вошедший в историю Олимпийских игр на их закате. Болезненно тщеславный и жестокий император Нерон, путешествуя по Греции, приказал разрушить помещение для судей в Олимпии и на его месте построить дворец в честь императора. Сроки проведения Олимпий­ских игр, неукоснительно соблюдавшиеся на протяжении многих веков, в угоду Нерону изменили. Сам Нерон, в подражание древним героям, решил лично участвовать в 211 Олимпийских играх в гонке колесниц, запряженных десятью лошадьми. Однако во время гонки он упал с колесницы и закончить состязания не смог. Несмотря на это судьи провозгласили Нерона победителем и увенчали венком, за что император даровал судьям римское гражданство. Последние све­дения сохранились об Играх 291 Олимпиады, состоявшихся в 385 году уже нашей эры. Когда христианство становится государствен­ной религией Рима, по приказу недоброй памяти императора Феодо­сия I, Игры в Олимпии запрещаются как языческий праздник. Запрет этот остается незамеченным на общем фоне гибели античной культуры. Храмы, скульптуры и другие уникальные творения, создавав­шиеся веками, за короткое время разрушены и разграблены. Одно из чудес света, статуя Зевса Олимпийского, высотой около 17 метров, выполненная из золота и слоновой кости, по приказу императора перевозится в Константинополь, где погибает в результате пожара. Камни Олимпии пошли на сооружение христианских храмов. Траге­дию завершила природа: в 522 и 551 годах в долине Алфея случи­лись сильные землетрясения. Олимпия исчезла с лица Земли.

Насколько повсеместным было стремление жителей Греции к состязаниям свидетельствует и то, что по примеру Олимпии про­водились празднества и в ряде других полисов. Наиболее изве­стны следующие:

Пифийские игры проводились в Дельфах в честь бога Аполлона. Существует миф, что Пифийские игры учредил Аполлон на том месте, где он убил грозного змея Пифона. Об особой связи Пифийских игр с культом Аполлона свидетельствует и то, что первоначально в программу входили только мусические состязания - выступления музыкантов, певцов, танцоров, покровителем которых считался Аполлон. Позднее появились состязания атлетов и скачки на колесницах. Вёлся отсчёт четырёхлетий по пифиадам. Участники состязались нагими. Наградой победителям служили яблоки, позднее - венки из ветвей лаврового дерева.

Истмийские игры были организованы в честь Посейдона - владыки морей. Они проводились в первый и третий год каждой Олимпиады. Про­грамма состояла из выступлений музыкантов и спортивных со­стязаний: бега, борьбы, скачек на лошадях. Награждали победителей венком из сосновых веток.Как и олимпиоников, победителей истмийских игр восхваляли поэты и прежде всего Пиндар.

Немейские игры проводились так же как и Олимпийские в честь бога Зевса каждые два года - на второй год олимпийского че­тырехлетия - осенью, на четвертый - зимой. При раскопках в Немее обнаружены остатки стадиона с трибунами для большо­го числа зрителей и других спортивных сооружений. В про­грамме были различные виды состязаний, но чаще всего бег, борьба, пентатлон. Победители по примеру Олимпийских игр награждались венками, но не из ветвей маслин, а из плюща или сельдерея.

Память о названных играх сохранена историей, более того высказывались предложения о возрождении, в частности, Истмийских игр и проведении их в середине олимпийского цикла.

Немейские, Истмийские, Пифийские, Олимпийские игры были общегреческими праздниками. Кроме них проводились различные местные Игры в честь общеэллинских или местных богов (например, Панафинейские игры).

Женщины имели свои состязания, по преданию осно­ванные Гипподамией. Они состояли из бега на короткую дистанцию, примерно 160 м. Женщины выступали с распущенными волосами и в рубашке (тунике), достигавшей коленей, в трех возрастных груп­пах. Победительниц тоже награждали оливковыми венками, им раз­решалось посвящать богине Гере, покровительнице этих игр, свое изображение. Соревнования женщин (Гереи) также проводились в Олимпии, но после мужских игр.