Общее понятие о деятельности.

Введение.

Процесс функционирования деятельности.

Операции в структуре деятельности.

Действия и цели в структуре деятельности.

Мотивы в структуре деятельности.

Потребности в структуре деятельности.

Общее понятие о деятельности.

Введение.

Проблема деятельности в отечественной психологии.

Конспект в лекционных тетрадях

Зобков В.А., Пронина Е.В. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты. – Владимир, Собор, 2008. – 138с.

Важное значение для психологии имеет учение о человеческой деятельности, о ее развитии и ее формах.

Анализ деятельности человека является одной из актуальных задач современной психологии. В решение данной проблемы в советской психологии сделан большой вклад работами Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Наиболее развитый психологический анализ деятельности дан в работах А.Н.Леонтьева (1947, 1959, 1972, 1975).

Деятельность человека имеет сложную иерархическую организацию, динамическую структуру. В качестве функциональных единиц деятельности А.Н. Леонтьев выделяет отдельные (особые) деятельности, побуждаемые мотивами; действия, отвечающие сознательно поставленным целям; операции, зависящие от условий достижения конкретных целей.

В любой деятельности, направленной на преобразование объективной действительности, можно выделить два продукта: объективный и субъективный. Наряду с теми реальными изменениями, которые производятся деятельностью в объективном мире, продуктом ее являются потребности, мотивы, цели, операции, сознание, личность человека.

Рассмотрение содержательных характеристик деятельности, ее структуры и функций показывает, что эта категория обладает большой методологической силой.

Любой частный объект психологического исследования рассматриваемый в аспекте теории деятельности получает четкую характеристику с точки зрения его места в структуре более высокого и более низкого уровня деятельности и приобретает ведущий вектор развития. Это, в свою очередь, позволяет определить долю участия данной психологической реальности в общей интеграции процессов, реализующих деятельность.

 

 

Все историческое развитие человека совершается благодаря труду, на основе и посредством труда. «Вся, так называемая всемирная история, есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом», - писал К.Маркс (см. Соч. Т.42, стр.126). Именно в этом заключена та глубокая мысль, что труд на всех этапах исторического процесса служит основной движущей силой развития человека и общества.

Не касаясь тонкостей разграничения понятий «труд» и «деятельность», являющимися близкими по своему смыслу, труд характеризуется как специфическая человеческая деятельность.

В связи с анализом труда в «Капитале» К.Маркс писал, что деятельность представляет собой процесс, в результате которого субъект переходит в объект, что деятельность и предмет взаимно проникают друг в друга. Таким образом, в процессе деятельности устанавливается не только связь между субъектом и объектом, но и отношение субъекта к продуктам его деятельности создается тот или иной продукт, являющийся исходным пунктом, с которого начинается последующая деятельность.

Человеческая деятельность носит общественный характер, поэтому классики марксизма-ленинизма рассматривали ее как часть целостного процесса взаимосвязи людей с обществом, как непосредственное включение человека в систему существующих общественных отношений.

К.Маркс и Ф.Энгельс под понятием человеческая деятельность, понимали способ существования человеческого общества. Понятие деятельность употребляется К.Марксом также и для характеристики разнообразных человеческих отношений к миру, в которых проявляется и совершенствуется человеческая сущность.

Труды классиков марксизма-ленинизма раскрывают те основные принципы, которые лежат в основе человеческой деятельности; к ним можно отнести преобразующий, созидательный характер деятельности, ее предметность, использование орудий труда, сознательность и целесообразность, общественный характер, обусловленность результатами прошлой деятельности, накопленным опытом, знанием и т.п.

Таким образом, понятие деятельности в общефилософском аспекте обозначает естественно историческое основание жизни человека в обществе, основной способ его существования и связи с миром природы и общества. Принцип деятельности в марксисткой философии является важной методологической категорией, используемой для материалистического объяснения истории общества, познания ее структуры. Категория деятельности, в этом смысле, выступает как предельная философская абстракция, выполняющая важную методологическую функцию (Э.Г.Юдин, 1977).

В отечественной психологической науке разработке проблемы деятельности в ее психологическом выражении уделяется большое внимание. При этом психологи в понимании деятельности исходят из такой важнейшей ее характеристик, как предметность, т.е. подчиненность объективным связям и отношениям предметного мира. Именно предмет первоначально управляет процессом деятельности, и лишь в последствии эта исходная и ведущая причинная связь опосредуется психическим образом предмета (А.Н.Леонтьев, 1975).

В процессе психологической разработки проблемы деятельности, анализу подвергается само понимание содержания деятельности, различные ее формы и виды проявления, исследуются строение, структура, делаются попытки вскрыть ее динамику.

Пионером постановки концепции деятельности в психологии был Л.С.Выготский (1960). Его работы, начатые в 20-е годы, привели к радикальной реконструкции предмета психологического исследования. Впервые «психическое» стало рассматриваться как специфический орган деятельности, а его происхождение, как продукт (результат) деятельности. Деятельностный подход в психологии получил свое дальнейшее развитие в трудах Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой, А.В.Брушлинского, Л.И.Божович, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова, Д.Б.Эльконина и др.

Значение деятельности С.Л.Рубинштейн видел прежде всего в том, что в ней устанавливается действительная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта (1964, стр. 536).

С.Л.Рубинштейн утверждал, что «психологическое изучение деятельности, включая в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент, открывает поэтому новый, более синтетический и конкретный план психологического исследования, отличный от того, в котором протекает изучение функций» (С.Л.Рубинштейн, 1964, стр.535).

С.Л.Рубинштейн подчеркивая необходимость изучать деятельность человека в ее психологическом составе, изучать психические функции и процессы, в то же время, предостерегал от сведения деятельности только к изучению процессов: деятельность в психологическом плане не исчерпывается ими, она должна изучаться в связи с личностными свойствами, т.к. в ней выявляется конкретное отношение человека к действительности. В этом отношении выявляются реальные свойства личности.

По С.Л.Рубинштейну деятельность – это не только воздействие, изменение мира и порождение различных объектов в этом мире, но и «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру - другим людям, задачам, которые ставит перед ним жизнь» (С.Л.Рубинштейн, 1957, стр.256-257). Следовательно, им выдвигается требование изучать деятельность индивидов связи с личностным принципом.

Аналогично понимает деятельность К.К.Платонов, который пишет, что человеческая деятельность «может быть определена взаимодействием человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель». Значительным в таком понимании деятельности является подчеркивание связи человека с собственным миром, а так же момент целенаправленности деятельности.

В других работах советских психологов, например в учебных пособиях для педагогических институтов, сказано, что «совокупность действий, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию, составляет деятельность» (Общая психология. – М.,1973, стр.99) или «Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов» (Психология. Под ред. П.А.Рудик. – М., 1974, стр.88).

Из этих определений видно, что деятельность, в конечном счете, определяется здесь через действие и сводится к совокупности действий, что на наш взгляд, является недостаточной ее характеристикой, т.к. и само действие также требует своего объяснения и определения.

Более расширенное понимание деятельности дается в «Общей психологии» (Под ред. А.В.Петровского, 1976, стр.159). Здесь деятельность связывается с развитием потребностей, порождающих ее, с наличием сознательной цели, с активностью человека.

Наиболее развитый психологический анализ деятельности дан в работах А.Н.Леонтьева (1947,1959,1672,1975).

Генетически исходной и основной формой человеческой деятельности, согласно А.Н.Леонтьеву, является деятельность внешняя, чувственно-практическая, порождающая психику и сознание. А.Н.Леонтьев считает, что в качестве одного из важнейших достижений психологической науки на современном этапе является вывод о том, что внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое, общее строение. В психологической концепции деятельности он исходит из того, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. Это значит, что научное «исследование деятельности необходимо требует открытие ее предмета» (А.Н.Леонтьев, 1972, стр.99).

А.Н.Леонтьев отмечает, что при изучении деятельности мы имеем дело с особенностями, конкретными ее видами, которые можно различать между собой по различным признакам. «Однако основное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность … предмет деятельности есть ее действительный мотив» (А.Н.Леонтьев, 1972, б, стр.104). Иными словами, по А.Н.Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с мотивом. В соответствии с этим А.Н.Леонтьев дает следущее определение деятельности: «те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, процессами деятельности» (А.Н.Леонтьев, 1972,а, стр.39). И далее: «Мы называем деятельностью процессы, которые характеризуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем субъективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом» (А.Н.Леонтьев, 1972,а, стр.510). Для деятельности человека существенно то, что она реализует производственные отношения. Эти отношения «производят» ее предметное содержание. Они «несут в себе» мотивы, цели, условия и способы деятельности (А.Н.Леонтьев, 1975, стр.82-83; 125).

Таким образом, деятельность человека имеет сложную иерархическую организацию, динамическую структуру. В качестве функциональных единиц деятельности А.Н.Леонтьев выделяет отдельные (особенные) деятельности, побуждаемые мотивами; действия, отвечающие сознательно поставленным целям; операции, зависящие от условий достижения конкретных целей. Категория деятельности позволяет осуществить целостное рассмотрение субъекта. Она дает возможность избежать редукционизма при изучении различных уровней ее структуры, вскрыть особенности содержательных отношений и переходов между социально-психологическими, собственно психологическими и психофизиологическим уровнями анализа.

В связи с этим при дальнейшим изложении мы будем опираться на сформированную А.Н.Леонтьевым концептуальную схему предмета деятельности.

При рассмотрении структуры деятельности условно выделяются ее макро и микро структура (А.Н.Леонтьев, 1965, 1975; В.П.Зинченко, 1970, 1972, 1974, 1976). Макроструктурный анализ описывает ведущие психологические признаки деятельности, подчеркивая их социально-психологическую природу. Микроструктурное исследование ориентировано на изучение внутренних способов деятельности, находящихся в зависимости от особенностей ее макроструктуры. Оно в большей степени соотнесено с психофизиологическим уровнем деятельности. Необходимость микростуктурного анализа возникает при решении ряда задач в инженерной психологии, психологии спорта и т.д.

Описание макроструктуры деятельности предполагает выделение ее компонентов. А.Н.Леонтьев выделяет в качестве компонентов деятельности: потребность, мотив, цель и задачу. Это содержательные характеристики деятельности, насыщенные предметным содержанием (Л.И.Анцыферова, 1969). По мнению ряда авторов макроструктурная деятельность может быть дополнена. Так Л.И.Анцыферова (1969) вводит в число компонентов «предмет» и «результат» деятельности. Предмет деятельности понимается как объект, преобразования которого ведет к достижению цели, т.е. к реализации результата. Необходимость введения результата обосновывается его особой функцией в развитии деятельности – роль этапного результата выступает как условие для последующего развертывания деятельности. Важность учета результативного аспекта деятельности подчеркивается также П.К.Анохиным (1968) В.П.Зинченко (1976), О.К.Тихомировым (1976). Следует заметить, что А.Н.Леонтьев (1965) также указывает на роль результата в ведущем механизме развития деятельности: сдвига мотива на цель.

В дальнейшем изложении будут рассмотрены отдельные компоненты и единицы деятельности для того, чтобы определить характер их ведущих отношений, имеющих место в деятельности.